Вид публикации: Статья
Год: 2006
Целевое назначение: Научное
Автор(ы): Бородин К.Г., к.э.н., вед.научный сотрудник.,
Статус: завершенный
Наименование: Импорт и проблемы импортозамещения на российском АПР
Адрес сайта (страницы): http://www.agroacadem.ru
Объем (п.л.): 23
Формат: электронная
PDF-файл: http://www.viapi.ru/download/2015/9007.pdf


Импорт и проблемы импортозамещения на российском АПР

Бородин К.Г., к.э.н., вед.научный сотрудник.,

Всероссийского института аграрных проблем и информатики им.А.А.Никонова

Адрес: kborodin@viapi.ru, 207-70-45, 928-10-67

 

Взгляд со стороны теории на проблему импортозамещения. В современной экономической теории известен аргумент, который косвенным образом может быть использован для обоснования проблемы импортозамещения. Этот аргумент называется «защита молодых отраслей» (или «детский возраст отрасли»)и его смысл состоит в следующем. Если страна (следует заметить, что этот аргумент главным образом ориентирован на развивающиеся страны и сферой его приложения являются отрасли обрабатывающей промышленности) имеет потенциальное сравнительное преимущество в производстве определенной продукции и эта отрасль производства не в состоянии выдерживать конкуренцию с импортом из промышленно развитых стран, то ее следует защищать до достижения отраслью стадии зрелости [2, с.287].

Одним из основных доводов в пользу этого аргумента как правило приводятся различные типы несовершенств рынка (в частности – несовершенство рынков капитала, поскольку страна не имеет развитых финансовых институтов).

Поэтому, возьмем за основу этот теоретический аргумент и используя доводы о несовершенствах рынка, попробуем его обосновать для защиты сельского хозяйства в странах с переходной экономикой.

Если абстрагироваться от специфики и выделить суть, то аргумент «защиты молодых отраслей» выглядит следующим образом. Страны, которые имеют сравнительное преимущество в производстве определенной продукции (по ряду причин это производство находится в состоянии зарождения),  и в которых отсутствуют совершенные рынки, могут защищать отрасль данного производства до того, что произойдет раньше: продукция достигнет того уровня, при котором она сможет конкурировать с зарубежной или же недостатки рынка в основном будут преодолены. Чтобы оградить процесс защиты от бесконечности, необходимо оценить минимально средние темпы роста производства, которые могли бы оправдать применение защитных мер. Как представляется, нижний порог может различаться по отраслям, но его значение должно соответствовать примерно 2-3% ежегодного роста.  

Для стран с транзитной экономикой быстрый переход от плановой системы к рынку стал глубоким потрясением. В условиях практически полного отсутствия рыночной инфраструктуры, необходимой правовой базы многие отрасли экономики стали сокращаться, в том числе - сельское хозяйство. Глобальные перемены в хозяйственной жизни стран с переходной экономикой поставили большинство отраслей в статус «зарождающихся» или «новых».

 Отсутствие финансовых институтов (в частности - эффективного фондового рынка и банков) препятствовало привлечению инвестиций в новые отрасли (такие, как сельское хозяйство), что позволяет использовать довод о несовершенстве рынка капиталов в качестве аргументации защиты.

С другой стороны ситуацию в сельском хозяйстве усугубляла специфическая особенность (которую также следует отнести к несовершенствам аграрного рынка) АПР, которая состоит в ценовом давлении на сельхозпроизводителей со стороны отраслей III сферы АПК. 

Наконец, существует еще один важнейший аспект. Продовольствие играет жизненно важную роль в деятельности населения страны, поэтому его дефицит может привести к социальной нестабильности в обществе.

Свободная торговля продовольствием способна привести к тому, что конкурентоспособная импортная продукция может вытеснить продукцию собственных производителей из сферы внутреннего потребления. Сокращение спроса на отечественную продукцию приведёт к сворачиванию национального производства в рамках отдельных отраслей.

Поэтому вполне допустима ситуация, когда страна-импортёр может существенно ограничить поставки товара  или сделать попытку увязать прежний уровень импорта с определённым вариантом решения отдельных политических вопросов. При условии, что такая ситуация может представлять интерес не только для одной страны-импортёра, но и для большего числа стран - потенциальных импортёров, можно предположить, что либо цена на импорт в эту страну резко возрастёт, либо страна будет вынуждена уступить и выполнить политические требования.

Если учесть, что рост внутреннего производства является длительным процессом и может продолжаться несколько лет, от того, насколько серьёзно осложнится продовольственная ситуация в стране, будет зависеть содержание политических требований.

Продовольствие человек потребляет ежедневно и любые малейшие сбои в предложении продуктов питания могут привести к политической нестабильности в государстве.

Следовательно, выходом в такой гипотетической ситуации может быть высокий уровень самообеспечения агропродовольственной продукцией (по тем видам продукции, в производстве которых страна имеет сравнительные преимущества), обеспечивающий стабильность в нормальном развитии общества.

 

Существуют разные подходы, которые не затрагивают вопросы специфического подхода к открытию той или иной отрасли, а рассматривают либерализацию всей экономики в целом.

В частности, в своей работе Д.Стиглиц [5] поддерживает идеи либерализации, но вместе с тем делает две существенные оговорки: либерализация должна проходить постепенно, промышленно развитые страны также должны устранить преграды для продукции из развивающихся стран, в первую очередь – агропродовольственной продукции.

В работах Д.Тарра подчеркиваются преимущества открытого торгового режима [6, с.77], в т.ч. с рекоммендациями использования единообразного тарифа.

Другой известный экономист Всемирного Банка А.Панагарайя исследует практический опыт либерализации экономики в отдельных странах (Индии, Китае, Южной Корее, Бразилии и др.), и в результате делает вывод о необходимости открытия экономики, а также неэффективности политики импортозамещения [3]. 

Безусловно, логика подхода со стороны теории сравнительных преимуществ заключается в том, что нужно (и выгодно) производить и экспортировать ту продукцию в производстве которой страна специализируется и не стоит производить (не выгодно) ту продукцию, в производстве которой сравнительные преимущества отсутствуют. Однако, кто может сказать и когда, если развивается «молодая» отрасль,  то это что – процессы импортозамещения (что в теории означает «плохо») или развитие собственного экспортоориентированного производства (что означает «хорошо»)?

Собственный и весьма успешный рост производства мяса птицы в России – это импортозамещение продукции США (что означает «плохо») или развитие в будущем конкурентоспособной на мировом рынке национальной отрасли («хорошо»)?

Наверно, в отдельных случаях такая точка зрения позволяет удобно для себя трактовать применение тех или иных мер политики в странах-импортерах и давать им  оценку.

Завершая теоретическую часть проблемы импортозамещения следует отметить, что, в условиях произошедших перемен, многие отрасли экономики России (включая сельское хозяйство) необходимо рассматривать только как «молодые», которые потребуют в некоторых случаях времени для того, чтобы сделать вывод о том, насколько полно раскрыт потенциал каждой из них и насколько сильны сравнительные преимущества в отечественном сельском хозяйстве. 

 

Внешняя торговля РФ. Интеграция России в систему мирового хозяйства в 90-е гг. привела к значительному снижению уровня производства по многим отраслям, которые оказались неконкурентоспособными в условиях открытости российской экономики.

Драматическая структурная перестройка экономики обусловила неоптимальные межотраслевые изменения, в результате которых сократилась доля обрабатывающих отраслей и повысилась доля добывающей промышленности. В условиях повышения затрат на добычу и доставку топлива и сырья в связи с ухудшением условий добычи и транспортировки, а также в связи предельным износом промышленного оборудования и трубопроводов, Россия постепенно теряет свои конкурентные преимущества в топливно-сырьевых отраслях.

Тенденция постоянного превышения предложения над спросом по основным сырьевым товарам на мировом рынке приводит к снижению мировых цен. Такая зависимость отечественной экономики от конъюнктуры на внешних рынках является фактором, выступающим своего рода ограничителем экономического роста.

В настоящее время во внешней торговле России доминируют страны дальнего зарубежья.  В 2004 году их доля в товарообороте составила 82%, в том числе в экспорте – 84% и импорте – 77%.

Среди стран дальнего зарубежья страны Евросоюза являются важнейшими стратегическими торговыми партнерами России. Весь российский экспорт, в среднем на 35-40%, ориентирован на страны ЕС (см. табл. 1).

Торговля с ЕС. Надёжной базой сотрудничества со странами ЕС является стабильная договорно-правовая основа, географическая близость, относительно невысокие затраты на транспортировку товаров, развитая транспортная инфраструктура для доставки российских нефти и газа.

В 1989 году между СССР, ЕЭС (аббревиатура ЕС в 1989 году) и Евратомом было заключено Соглашение о торговле и коммерческом и экономическом сотрудничестве. После распада СССР и роспуска СЭВ потребовалась существенная переработка  правовой базы и, спустя некоторое время, в 1994 году было подписано Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве между РФ и ЕС. Вследствие того, что оно не было ратифицировано всеми странами ЕС, а также в силу ряда политических причин, Соглашение вступило в силу только с 1 декабря 1997 года.

В этом Соглашении статус России обозначен, как страна с переходной экономикой, что дает возможность применять в торговле режим, близкий к мировым стандартам.

 

Таблица 1. Внешняя торговля России со странами ЕС (млрд.долл.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

 

 

 

 

 

 

 

 

 

экспорт всего

80,4

66,6

69,1

103,1

100

106,7

113,7

181,6

в т.ч. ЕС

28

23,2

24,8

36,9

36,6

37,9

47

83,5

Уд. вес ЕС

34,8

34,8

35,9

35,8

36,9

37,6

35,2

46

Продовольств.

*

*

0,11

0,21

0,21

0,43

0,29

*

товары в ЕС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

импорт всего

Назад в раздел