Вид публикации: Статья
Год: 2011
Издательство: Материалы Международной научно-практической конференции "Глобализация и аграрная экономика России: тенденции, возможные стратегии и риски" (Никоновские чтения-2011)
Целевое назначение: Научное
Автор(ы): Рыбикова А.А.
Статус: завершенный
Наименование: ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ НА РАЗВИТИЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
PDF-файл: http://www.viapi.ru/download/2015/31276.pdf


А.А. Рыбикова, асп. Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова


Предстоящий период характеризуется структурной перестройкой мирового хозяйства, связанной с изменением баланса между ее экономическими центрами, возрастанием роли региональных экономических союзов, внедрением перспективных технологий. В настоящее время большинство регионов Российской Федерации находится в состоянии неготовности к данному переходу, качественные же характеристики экономики Брянской области не позволяют использовать преимущества глобальной конкуренции. Поэтому в этих условиях очень важна государственная поддержка сельскохозяйственного производства.

Государственная поддержка сельхозпроизводителей является одним из приоритетов аграрной политики и осуществляется, большей частью, в виде предоставления субсидий из федерального и областного бюджетов на условиях софинансирования. Направления господдержки конкретизированы в Госпрограмме развития сельского хозяйства.

В последнее время объем бюджетной поддержки агропромышленного сектора экономики Брянской области ежегодно увеличивался. Так в 2007 г. общий объем поддержки составил 797 млн руб. (ф.б. – 266,7 млн руб., об. б. – 522,7 млн руб.), в 2008 г. 1485,9 млн руб. (ф.б. – 670,4 млн руб., об.б. – 815,5 млн руб.), в 2009 г. 1652,3 млн руб. (ф.б. – 884,1 млн руб., об.б. – 768,3 млн руб.). Необходимо отметить, что в общем объеме бюджетных средств существенно возросла доля федерального бюджета, с 33% в 2007 г. до 54% в 2009 г. Эта тенденция сохраняется и в текущем году (по предварительным расчетам доля федеральных средств составит около 70%).

В течение анализируемого периода произошло увеличение субсидий на развитие производства сельскохозяйственной продукции в 3,2 раза. Следует отметить, что увеличение в большей мере происходит в таких районах, как Красногорский, Рогнединский, Суземский и Трубчевский. Менее значительный рост субсидий наблюдается в Выгоничском, Почепском и Навлинском районах.

По данным Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию при администрации Брянской области, удельный вес субсидий в выручке от реализации сельскохозяйственной продукции увеличивается, что положительно характеризует уровень государственной поддержки сельскохозяйственного производства. Наибольший удельный вес субсидий в выручке от реализации продукции имеют такие районы, как Красногорский, Злынковский, и Гордеевский районы. Именно эти районы были подвержены более высокому уровню радиации и в настоящее время государственная поддержка здесь более значительная. Можно выделить такие районы, как Брянский и Дятьковский, удельный вес субсидий в которых менее 10%, что в большей мере обусловлено высоким уровнем отдачи государственной поддержки и более высоким уровнем эффективности сельскохозяйственного производства в этих районах.


Таблица 1 – Динамика величины субсидий сельскохозяйственным предприятиям Брянской области, млн руб.

Районы

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Отклонения (+) 2009 г. к 2007 г.

Темп роста % 2009 г. к 2007 г.

Брасовский

10666

31768

42619

31953

4,0р.

Брянский

39671

86473

115031

110749

3,8р.

Выгоничский

4282

7279

8054

3772

188,1

Гордеевский

9122

12934

25120

15998

2,8р.

Дубровский

12242

26894

34896

22654

2,9р.

Дятьковский

19748

92507

58407

38659

3,0р.

Жирятинский

33313

81408

97654

64341

2,9р.

Жуковский

12278

24822

36759

24481

3,0р.

Злынковский

2284

5408

11031

8747

4,8р.

Карачевский

20242

53521

88818

68576

4,4р.

Клетнянский

1606

3027

5663

4057

3,5р.

Климовский

6566

17175

17632

11066

2,7р.

Клинцовский

9219

23569

39916

30697

4,3р.

Комаричский

29086

76693

97470

68384

3,4р.

Красногорский

3776

10039

33330

29554

8,8р.

Мглинский

7605

7416

19047

11442

2,5р.

Навлинский

5190

7107

12630

7440

2,4р.

Новозыбковский

12042

36413

38736

26694

3,2р.

Погарский

16040

41999

58743

42703

3,7р.

Почепский

18354

19376

37057

18703

2,0р.

Рогнединский

3103

10571

21063

17960

6,8р.

Севский

7277

22366

22159

14882

3,0р.

Стародубский

59857

87755

157318

97461

2,6р.

Суземский

1179

4083

6664

5485

5,7р.

Суражский

5972

6361

17425

11453

2,9р.

Трубчевский

6897

22262

51609

44712

7,5р.

Унечский

11865

19035

33886

22021

2,9р.

По области

369482

838261

1188737

819255

3,2р.


В 2007–2009 гг., в том числе и по причине увеличения господдержки в сельском хозяйстве Брянской области зафиксирован наиболее значительный рост производства продукции: 2007 г. – 107%, 2008 г. – 108,4%, 2009 г. – 104%. При этом основной прирост обеспечен сельскохозяйственными предприятиями (по годам соответственно 24,3%, 17,6%, 5,4%). В структуре сельхозпродукции по категориям хозяйств доля сельскохозяйственных предприятий возросла с 34,7% в 2007 г. до 43% в 2009 г. В то же время, следует заметить, что для экономического развития сельскохозяйственных товаропроизводителей необходимо повышать не только уровень поддержки, но и эффективность ее использования. Каждый вложенный в производство продукции рубль должен работать на результат, должна повышаться отдача от вложенных ресурсов.

Для оценки влияния уровня субсидий в выручке от реализации продукции на уровень рентабельности продаж, среднемесячной заработной платы работников, производительности труда и землеотдачи была рассчитана экономическая группировка. Полученные результаты показали достоверность и объективность расчетов.

Первая группа районов самая малочисленная и она характеризуется самым низким уровнем субсидий в выручке от реализации продукции. В этой группе самый низкий уровень рентабельности продаж. Однако в данной группе самая высокая заработная плата, производительность труда и землеотдача. То есть районы данной группы характеризуются высокой эффективностью не за счет субсидий государства, а за счет эффективной производственно-хозяйственной деятельностью, то есть данные районы изначально имели более высокую эффективность деятельности предприятия.


Таблица 2 – Группировка районов по уровню субсидий на 1 руб. выручки по сельскохозяйственным предприятия Брянской области

Группы по удельному весу субсидий в выручке, %

Количество

районов

Средний удельный вес субсидий в выручке, %

Уровень рентабельности продаж, %

Среднемесячная зарплата, руб.

Землеотдача, руб.

Производительность труда, тыс. руб.

До 10

3

9,74

7,68

8859

31,98

544,30

От 10 до 20

7

17,31

8,07

6539

4,97

286,34

От 20 до 30

12

24,12

13,76

5851

3,40

339,78

От 30 до 50

6

49,54

22,51

5313

1,82

174,48

В среднем

28

17,00

12,15

7006

5,25

344,36


Вторая группа характеризуется уровнем субсидий в размере то 10 до 20%. В данную группу входят 7 районов области, то есть одна четвертая часть из общей численности. Средний уровень субсидий в данной группе выше, чем в предыдущей в 1,8 раза. Уровень продаж составил 8,07%, что выше, чем в первой на 0,39 п. п. Среднемесячная заработная плата, производительность труда и землеотдача здесь ниже соответственно на 26,1%, 47,4% и 6,4 раза соответственно и к тому же данные показатели ниже, чем в среднем по районам Брянской области.

Третья группа – самая многочисленная, и характеризуется довольно высоким уровнем субсидий в денежной выручке – от 20 до 30%. Средний уровень рентабельности в данной группе составил 13,76%, что выше, чем в предыдущей второй группе на 5,69 п. п. и выше, чем в среднем по области 1,61 п. п. Среднемесячная заработная плата в данной группе составила 5851 руб., что ниже, чем в предыдущей группе на 10,5% и чем в среднем по предприятиям области на 16,5%. Производительность труда в этой группе несколько выше, чем в предыдущей, но ниже, чем в среднем по области.

Четвертая группа имеет самый высокий уровень субсидий в выручке от реализации. В эту группу вошли в основном районы подверженные радиоактивному заражению и районы, в которых уровень развития сельского хозяйства гораздо ниже, чем в среднем по области. Как следствие в этих районах самый низкий уровень заработной платы, низкая производительность труда и низкая землеотдача.

Для подтверждения выводов из группировки и установления тесноты связи между показателя был рассчитан коэффициент парной корреляционной зависимости между уровнем субсидий на один рубль выручки и уровнем рентабельности, оплаты труда, производительностью и землеотдачей. Полученные коэффициенты парной корреляции говорят о том, что связь между уровнем субсидий в выручке и уровнем рентабельности прямо пропорциональная средней тесноты r = 0,54. Между уровнем субсидий в выручке и остальными анализируемыми показателями связь обратно пропорциональная, то есть при увеличении результативного показателя анализируемые показатели снижаются. Так коэффициент парной корреляции между уровнем субсидий и среднемесячной заработной платой составил r =0,44, землеотдачей, r =0,35, т.е. связь средняя, а между заработной платой слабая r =0,25.

В целом можно отметить, что доля субсидий в выручке от реализации продукции увеличиваются, и эффективность деятельности сельскохозяйственных предприятий так же растет. Таким образом повышается адаптированность сельскохозяйственных организаций региона к более жестким условиям конкуренции при увеличении степени открытости экономики в условиях глобализации. 



Назад в раздел