Вид публикации: Статья
Год: 2010
Издательство: Материалы Международной научно-практической конференции "Рыночная интеграция в агропродовольственном секторе: тенденции, проблемы, государственное регулирование" (Никоновские чтения-2010)
Целевое назначение: Научное
Автор(ы): Приёмко А.В.
Статус: завершенный
Наименование: Возможности субсидирования сельскохозяйственных товаропроизводителей при вступлении страны в ВТО
PDF-файл: http://www.viapi.ru/download/2015/31216.pdf


Субсидирование является процессом начисления и выплат (предоставления) субсидий определенным физическим и (или) юридических лицам, их группам, а также территориальным, муниципальным и отраслевым формированиям.  Субсидия (от лат. subsidium) – помощь, поддержка, предоставляемая вышеназванным объектам безвозмездно в денежной или натуральной форме.

Главным субъектом субсидирования выступает государство. Так или иначе с его участием осуществляется прямое субсидирование получателей (путем непосредственной передачи им денежных средств или материальных благ) и субсидирование косвенное (путем предоставления льгот, дополнительных прав, выгод, имеющих, в конечном итоге, денежное измерение).

Применительно к рассматриваемой отраслевой проблематике важно учитывать, что в соответствии с методиками Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Всемирной торговой организации (ВТО) выделяются два типа поддержки национального сельского хозяйства:

–      поддержка рыночной цены (ПРЦ) (за счет повышенных цен, уплачиваемых потребителями сельскохозяйственной продукции);

–         бюджетная поддержка (БП) (за счет прямых субсидий и различных льгот, предоставляемых государством сельскохозяйственным товаропроизводителям).

В соответствии с п.8 Соглашения по сельскому хозяйству (одного из базовых документов ВТО) «поддержка рыночных цен рассчитывается на основе разницы между фиксированной внешней справочной ценой и применяемой регулируемой ценой, помноженной на количество продукции, в отношении которой действует регулируемая цена» [6]. Для стран–участ-ниц переговорного процесса в рамках  Уругвайского раунда ГАТТ (Генерального соглашения по тарифам и торговле) фиксированная внешняя справочная цена устанавливалась на основе цен 1986–1988 гг. и, как правило, являлась средней ценой ФОБ единицы основного сельскохозяйственного продукта в нетто-экспортирующей стране и средней ценой СИФ единицы основного сельскохозяйственного продукта в нетто-импортирующей стране[1].

При вступлении в ВТО страна должна быть готова к выполнению обязательств по «связыванию» и сокращению на 20% в течение шестилетнего переходного периода уровня субсидирования (внутренней поддержки) национального сельского хозяйства. С этой целью в качестве критерия ВТО использует показатель агрегированной меры поддержки (АМП) (Aggregate Measure of Support, AMS), значения которого определяются по так называемому «базовому периоду». Формула общей АМП (в максимально упрощенной математической записи) имеет следующий вид:

 

АМП = ПРЦ + БП – Н,

 

где: ПРЦ – поддержка рыночной цены, определяемая путем суммирования  произведений: а) среднегодовых объемов производства; б) среднегодовых ценовых «разрывов» между внутренними ценами поддержки (ценами производителей) и мировыми справочными ценами (по каждому виду товарной сельскохозяйственной продукции в базовый период); БП – бюджетная поддержка, определяемая как сумма среднегодовых прямых и косвенных субсидий, входящих в перечень так называемой «желтой корзины» ВТО и предоставляемых  сельскохозяйственным товаропроизводителям в базовый период; Н – среднегодовая сумма налогов и сборов, выплачиваемых сельскохозяйственными товаропроизводителями в муниципальные и государственные бюджеты, в государственные внебюджетные фонды в базовый период.

Общая АМП складывается из всех частных (продуктовых) АМП и так называемых «неспецифически продуктовых АМП» и эквивалентных мер поддержки  (см. подробнее: [6; 4]).

Общая АМП измеряется в масштабах страны и является суммарным показателем уровня государственной поддержки национальных сельскохозяйственных товаропроизводителей.

С 1993 г. Российская Федерация находится в стадии переговорного процесса по присоединения к ВТО. Переговоры по сельскохозяйственной тематике ведутся с 1998 г., когда Российская Федерация представила первоначальные предложения по обязательствам страны в отношении АМП и субсидирования экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Несмотря на очевидные и неоднократные уступки со стороны России (табл. 1) ВТО пока не соглашается и с уровнем АМП, который российская делегация отстаивает с октября 2003 г. – 9 млрд долл. США (базовый период 1993–1995 гг.).

Исходя из вышеизложенного следует остановиться на ряде принципиальных моментов.

1. Россия пока не вступила в ВТО, поэтому никакими обязательствами по отношению к этой организации не связана.

2. Очевидно, что АМП является не предельным уровнем разрешенного ВТО объема бюджетного субсидирования (как это иногда истолковывается некоторыми политиками и представителями агробизнеса), а «чистым» результатом субсидирования, т.е. субсидирования за вычетом уплачиваемых сельскохозяйственными товаропроизводителями страны налогов и сборов. А суммы последних весьма значительны. Так, по данным МСХ РФ в 2008 г. в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей составила более 130 млрд руб. из бюджетов всех уровней (что более чем в 2 раза превысило уровень 2007 г. и почти в 3 раза – уровень 2006 г.). В то же время (в 2008 г.) сельскохозяйственными товаропроизводителями было перечислено в виде налогов в бюджеты всех уровней 110,9 млрд руб.[1], что составило 0,85 руб. на 1 руб. субсидий. В 2008–2009 гг. косвенная поддержка (включающая в себя  единый сельхозналог, фиксированные цены на ГСМ и минеральные удобрения, взвешенные меры таможенно-тарифной политики) оценивалась МСХ РФ в 30 млрд  руб. [5]. Таким образом, если сложить прямые и косвенные объемы субсидирования сельскохозяйственных товаропроизводителей РФ в 2008 г. и вычесть объемы уплаченных ими налогов, то получится разница в 49,1 млрд руб. (или примерно в 1,8 млрд долл. США по среднегодовому курсу валют). Фактически полученный результат должен быть еще меньше, поскольку в общий объем прямого субсидирования скорее всего попали и суммы, не рассматриваемые ВТО в качестве «искажающих» условия мировой торговли сельскохозяйственной продукцией и относимые данной организацией к «зеленой», а не к «желтой корзине».

 

Таблица 1. Предложения Российской Федерации на переговорах с Рабочей группой ВТО                             по уровням поддержки отечественного                  сельского хозяйства *

 

Время переговоров

АМП

Объем экспортных субсидий, млрд долл. США

Базовый период, годы

Базовый уровень, млрд долл. США

Декабрь 1998 г.

 

1989–1991

 

82,9

 

1,600

Май 2000 г.

1989–1995

36,4

0,644

Октябрь 2000 г.

 

1991–1993

 

16,2

 

0,726

Октябрь 2003 г.

 

1993–1995

 

9,0

 

0.157

* Таблица составлена на основании материалов, содержащихся  в открытой информационной сети. Источники: [2; 3 ].

 

3. Вышеопределенный «чистый» результат в случае вхождения России в ВТО с уровнем АМП в 9 млрд долл. США вселял бы оптимизм по возможностям дальнейшего наращивания объемов прямого субсидирования отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей. Однако многое будет зависеть от того, на каком уровне будут находиться мировые и внутренние цены на сельскохозяйственную продукцию по окончании переходного периода. В случае, если ПРЦ будет близка к нулю (к чему, собственно говоря, и стремится ВТО, доказывая важность выравнивания мировых и внутренних цен), то размеры прямого и косвенного субсидирования сельскохозяйственных товаропроизводителей только в рамках «желтой корзины» постепенно можно будет увеличить в 2,5 раза в сравнении с соответствующим уровнем 2008 г. (естественно, при наличии у государства финансовых возможностей). Это позволит выйти на уровень удельного субсидирования (в расчете на единицу сельскохозяйственных угодий) отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей, близкий к уровню США и Канады, но значительно уступающий соответствующему показателю ЕС.

 

Источники

1.     Господдержка в обмен на эффективность. [Электронный ресурс]. URL: http://agro.tatar.ru/rus/file/pub/pub_36288.doc (дата обращения 31.03.2010).

2.     Киселев С.В., Ромашкин Р.А. Вступление в ВТО и сельское хозяйство России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.wto.ru/ru/content/ documents/docs/vestmosk.doc (дата обращения 31.03.2010).

3.     О ходе переговоров по присоединению России к ВТО. [Электронный ресурс]. URL: http://www.economy.gov.ru/ minec/activity/(дата обращения 31.03.2010).

4.     Серова Е.В. Аграрная экономика: Учебник для студентов экономических вузов, факультетов и специальностей. – М.: ГУ ВШЭ, 1999. – 480 с.

5.     Скрынник Е. Б. Выступление на пленарном заседании Государственной думы. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mcx.ru/news/news/ (дата обращения 31.03.2010).

6.     Соглашение по сельскому хозяйству. [Электронный ресурс]. URL: http://www.wto.ru/ru/content/documents/docs/ selhozru.doc (дата обращения 31.03.2010).

7.         Юридический словарь. [Электронный ресурс]. URL: http://mirslovarei.com/content_yur/ (дата обращения 31.03.2010).



[1] ФОБ – цена, которая означает, что продавец несет лишь часть расходов по транспортировке и страхованию, а именно – только до момента доставки товара на борт судна;   СИФ – цена, которая означает, что все расходы по перевозке груза, оплате таможенных сборов и страхованию, а также риск гибели или порчи товара продавец несет до пересечения товаром борта судна в порту покупателя (т. е. в порту назначения) [7]. 



Назад в раздел