Вид публикации: Статья
Год: 2012
Издательство: МАТЕРИАЛЫ IV ВСЕРОССИЙСКОГО ФОРУМА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ И СТУДЕНТОВ МГУТУ ИМЕНИ К.Р. РАЗУМОВСКОГО.-М., МГУТУ
Целевое назначение: Научное
Автор(ы): САНГАДЖИЕВА Б.В.
Статус: завершенный
Наименование: МАСЛОЖИРОВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС
Объем (п.л.): 0.3
Формат: обычная
PDF-файл: http://www.viapi.ru/download/2015/30911.pdf


Сангаджиева Б.В.

ВИАПИ им. А.А. Никонова

Москва, 2012 г.

Масложировой подкомплекс является важнейшей составной частью агропромышленного комплекса России и представляет собой многогранную хозяйственную подсистему, включающую совокупность предприятий, связанных единством процесса производства масличных культур, их транспортировки, хранения, переработки и реализации масложировой продукции.

В настоящий момент все более признается возрастающая роль растительного масла для определенных аспектов здоровья человека. Подсолнечник- отправная точка в производстве растительного масла, его применяют как пищевое масло в натуральном виде и при изготовлении маргарина, майонеза, рыбных и овощных консервов, хлебобулочных изделий. Полувысыхающее масло используют для выработки олифы, красок, лаков, в мыловарении, в производстве линолеума. Побочная продукция –шрот и жмых- ценные корма, содержащие до 33-35% белка, незаменимые аминокислоты, минеральные соли, витамины, что актуально при возникновении различных проблем в развитии кормовой базы животноводства.

Необходимый уровень экономической эффективности масложировой отрасли можно определить соотношением потребности в жировой продукции и имеющегося набора технологий производства. Постепенное повышение технологического уровня производства позволит обеспечить высокий показатель экономической эффективности работы масложировой промышленности, связанный со структурно-технологической перестройкой промышленности и трансформацией его материально сырьевой базы. Разработка основных направлений развития масложировой промышленности, формирование плана управления научно-техническим прогрессом позволит инвестировать фундаментальные, прикладные исследования и разработки таких инновационных технологий, которые способны улучшить существующее производство и создать новое. Высокие урожаи подсолнечника с хорошими качественными показателями семян, полученные в период 1998-2000 годов, строительство новых и реконструкция существующих маслодобывающих предприятий, растущий спрос внутреннего рынка на растительное масло, маргариновую продукцию и майонез, как непосредственно для реализации в розницу, так и для промышленного потребления, обусловили начиная с 1998 года рост производства масложировой продукции. В 2000 году российскими предприятиями было произведено уже более 1,3 млн т растительного масла, что впервые за 10 прошедших лет превысило показатели 1990 и 1991 годов. Коэффициент использования производственных мощностей маслодобывающих предприятий составил уже 61,4%.

Введение в 1999 г. 10%-ной экспортной пошлины на семена подсолнечника и ее повышение в апреле 2001 г. до 20%, кроме того, развитию данной тенденции способствовал экономический кризис 1998 г., создавший благоприятные условия для импортозамещения. Как следствие, резко возросло отечественное потребление семян подсолнечника, производство растительного масла и продуктов его переработки. По этим причинам российский масложировой рынок стал одним из самых динамично развивающихся и перспективных рынков пищевой промышленности. В период перехода страны к рыночным отношениям кредитная, инвестиционная, налоговая политика, инфляция, углубление диспаритета цен привели к значительному снижению объемов переработки масличных семян, производства растительных масел и продуктов на их основе. К середине 1990-х годов почти половина урожая масличных культур экспортировалась, а более половины потребляемых растительных масел и жиров импортировалось. Это повлекло за собой снижение использования производственных мощностей маслодобывающих предприятий до 35-40%. Однако изменение финансово-экономической ситуации после дефолта 1998 года привело к новой расстановке сил на российском рынке. Снижение объемов экспорта масличного сырья и импорта масложировых продуктов позволило вступить в конкурентную борьбу большему числу отечественных производителей растительных масел и жиров. Это обеспечило постоянный рост объемов производства растительного масла, маргариновой продукции, майонеза, ввод новых мощностей. 
К наиболее перспективным и технологически подготовленным для получения биологически активных добавок следует отнести такие культуры, как: соя, подсолнечник, лен, кедр, сафлор, люпин, амарант, облепиху; семена косточковых - виноградные, томатные, персика, абрикоса. 
Другим направлением является введение в масла экстрактов различных растений (укропа, петрушки, моркови, чеснока, облепихи и т.д.), что позволяет создавать масла, содержащие биологически активные вещества, не только стабильные к окислению, но и со специфическим, пикантным вкусом, обеспечивающим их использование в качестве приправ к различным блюдам. 
Разработаны технологии получения белков на основе биотехнологической обработки растительного сырья без предварительного фракционирования на микро- и макронутриенты, что позволило создать новые виды пищевых и кормовых продуктов и добавок с максимальным использованием фитохимического потенциала растительного сырья. Созданы такие белковые растительные продукты, как соевая мука, соевое молоко, соевый творог, различные заменители мясных продуктов и т.д. В настоящий момент в масложировой отрасли действуют 52 крупных маслодобывающих промышленных предприятия, способных перерабатывать 3700 тонн маслосемян в год; 21 -вырабатывающие маргариновую продукцию суммарной мощностью 913 тыс. т в год и майонезную продукцию общей мощностью 193 тыс. т; мыло хозяйственное и туалетное производится на 13 предприятиях. Кроме того, имеется еще около 1500 малотоннажных предприятий по выпуску масла, маргарина, майонеза. 
Сейчас Россия находится на стадии экономического подъема, что выражается также в активизации процессов экономических преобразований и развитии агропромышленного комплекса. Усилившаяся конкуренция на российском рынке масложировой продукции способствовала созданию крупных агропромышленных холдингов (Нижегородский МЖК), наращиванию производственных мощностей предприятий, перевооружению их современным оборудованием, использованию прогрессивных технологий и созданию конкурентоспособной на мировом рынке продукции. Научной основой современной стратегии производства пищи является изыскание новых ресурсов незаменимых компонентов пищи, использование нетрадиционных видов сырья, создание новых прогрессивных технологий, позволяющих повысить пищевую и биологическую ценность продукта, придать ему заданные свойства, увеличить срок хранения.

Применение научных достижений на практике и знание прогноза дальнейших исследований ученых позволят товаропроизводителям масложировой продукции осваивать новые технологии, вовремя проводить смену выпуска одной продукции другой, расширять рынки сбыта и быть привлекательными для инвесторов. Большое значение здесь приобретает возможность постоянной связи масложирового предприятия с научными и внедренческими коллективами. В большинстве развитых стран мира агропромышленный комплекс ориентирован на инновационную модель развития, основывающуюся на интеграции науки и производства. В целом, инновации представляют собой качественные изменения в производстве и относятся как к технике и технологии, так и к формам организации производства и управления. Они обеспечивают качественно новую ступень в развитии производительных сил, повышение эффективности производства. Анализ производственных тенденций в современных условиях развития экономик дает основание взаимоувязывать научно-технический прогресс с понятием инновационного процесса, который объединяет науку, технику, экономику, предпринимательство и управление, охватывая весь комплекс отношений производства, обмена и потребления. Однако перед отраслью стоит ряд проблем: низкий технический уровень производственных фондов предприятий, неразвитость основных элементов инновационного цикла - информационной и научно-технической инфраструктуры, низкий уровень инвестиций сдерживает структурные преимущества роста, препятствуя знаниям овеществляться в основных товарах и снижая спрос на инновации. Немало проблем сегодня, к сожалению, и непосредственно на многих крупных предприятиях отрасли. Значительная их часть оснащена в основном импортным оборудованием. Но оно отработало 1,5-2 аммортизационных срока и практически пришло в негодность. Нужна экстренная модернизация и реконструкция производства, а средств для этого не хватает.

Положительные стороны, влияющие на развитие подкомплекса при правильном обращении принести экономический эффект. Значительные природные ресурсы и наличие интеллектуального капитала, географическая близость к многим развитым и развивающимся странам, рост осознания важности инноваций и инновационной инициативы на уровне муниципалитетов и регионов могут служить хорошей почвой для дальнейшего развития подкомплекса. Зависимость отрасли от урожайности масличного сырья, правильной политики в направлении экспорта и импорта напрямую отражается на деятельности отрасли.



Назад в раздел