Вид публикации: Статья
Год: 2010
Издательство: ЭКОНОМИКА АЛТАЙСКОГО КРАЯ, № 4
Целевое назначение: Научное
Автор(ы): НВ МЕЖОНОВА
Статус: завершенный
Наименование: К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ В СФЕРЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ И ЭКОЛОГИЗАЦИИ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ В РОССИИ
Объем (п.л.): 0.2
Формат: обычная
PDF-файл: http://www.viapi.ru/download/2015/30429.pdf


К вопросу о формировании системы переподготовки кадров в сфере устойчивого развития и экологизации сельских территорий в России.

Руководитель центра устойчивого развития сельских территорий РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, д.э.н. А.В. Мерзлов

Научный сотрудник центра устойчивого развития сельских территорий РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, к.э.н. Н.В. Межонова

Сельская местность выполняет ряд важных народнохозяйственных функций: производственную, демографическую, экологическую, социально-культурную и др., поэтому очень важным является определение ключевых проблем развития сельских территорий и мер социально-экономического, правового и административно-управленческого характера, направленных на их решение и выход села на качественно новый уровень развития, обеспечивающий комплексное сбалансированное решение экономических, социальных и экологических задач.

В настоящее время наблюдается повышенное внимание государства к проблемам сельского хозяйства и сельского развития: вступил в силу Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»; реализуется Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, как продолжение мер, определенных Приоритетным национальным проектом «Развитие АПК», разработана, согласована с заинтересованными министерствами и ведомствами и направлена на утверждение в Правительство Российской Федерации «Концепция устойчивого развития сельских территорий на период до 2020 года». Кроме этого, в разработке находится Федеральная государственная программа «Устойчивое развитие сельских территорий до 2017 года», а также ряд соответствующих пилотных программ на региональном и муниципальном уровнях.

В связи с несовершенством межведомственных отношений и подходов к решению комплексных проблем, касающихся развития сельских территорий с учетом экологизации, региональные и муниципальные власти испытывают острый дефицит знаний и опыта в области сельского развития.

Одним из направлений является повышение квалификации и уровня образования по устойчивому развитию сельских территорий. Возможностью для реализации данного направления является программа ЕС ТЕМПУС «Профессиональная подготовка в сфере развития сельских территорий и экологии (RUDECO)» (2010-2012).

20120116-ss-01.jpg


Рис.1. Структура и основные направления системы переподготовки кадров по устойчивому развитию сельских территорий в рамках проекта ЕС ТЕМПУС.

Целями проекта являются:

- учреждение системы профессиональной подготовки в сфере развития сельских территорий и экологии в 11 аграрных университетах России, позволяющей им получить более высокую квалификацию;

- разработка 12 модулей в сфере развития сельских территорий и экологии для представителей государственных и муниципальных администраций на региональном и муниципальном уровнях;

- формирование концепции «от обучения к преподаванию» в российских университетах при поддержке европейских партнеров;

- подготовка представителей российских общественных организаций в сфере развития сельских территорий и экологии;

- оценка качества проводимого обучения;

- стимулирование регионального трансграничного сотрудничества российских высших образовательных учреждений.

Участниками проекта являются:

с российской стороны:

11 вузов России, Минсельхоз РФ, ВИАПИ имени А.А. Никонова, 2 региональные администрации, некоммерческие организации, национальный парк, предприятия.

Со стороны ЕС: Университеты и исследовательские центры 5 европейских стран (Германия, Франция, Италия, Польша, Словения).

Грантополучателем проекта является немецкий университет Хойенхайм, национальным координатором - РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева.

Согласно условиям проекта каждому российскому университету предоставляется оборудование для разработки исполнения одного образовательного модуля, и осуществления профессиональной переподготовки. С этой целью в каждом ВУЗе создана локальная рабочая группа.

Каждая локальная рабочая группа состоит из: 2-х преподавателей, в которой 1 преподаватель будет отвечать за весь модуль; 1-го представителя местной или региональной администрации; 1-го представителя из негосударственной организации или предприятия, или исследовательского института (в зависимости от модуля); и 1-го преподавателя другого университета. В каждую рабочую группу входит Европейский партнер, который консультирует подготовку модуля.

В процессе реализации проекта будут разработаны следующие образовательные модули (каждый рассчитан на 24-36 час):

1. Экологическая маркировка и маркетинг экологической и региональной продукции сельских территорий

2. Управление переходом к устойчивому развитию сельских территорий: поселенческий, районный, областной и федеральный уровни.

3. Механизмы обеспечения устойчивого развития сельских территорий

4. Развитие сельского и экологического туризма

5. Экологизация сельского хозяйства

6. Природоохранное регулирование и законодательство на сельских территориях

7. Экологические проблемы, связанные интенсивным сельскохозяйственным производством (растениеводство и животноводство)

8. Усиление участия сельского населения в процессах развития. Информационное обеспечение устойчивого развития сельских территорий.

9. Снижение уровня загрязнения сельских территорий сельскохозяйственными, промышленными и твердыми бытовыми отходами

10. Устойчивое использование водных ресурсов на сельских территориях

11. Продовольственная безопасность и контроль качества продовольствия

12. Управление биологическими ресурсами сельских территорий

В ходе реализации программы планируется проведение конференций заседаний членов локальных рабочих групп, учебные поездки в европейские партнерские организации, проведение профессиональной подготовки в 6-ти российских университетах в сопровождении европейских экспертов, формирование обучающих материалов.

На базе результатов проекта ТЕМПУС планируется создание 500- и 1000- часовых программ переподготовки и подготовки кадров с выдачей диплома о высшем образовании в области развития сельских территорий.

Таким образом, данный проект направлен на реформирование системы образования и позволит решать задачи обеспечения качества в области формирования мероприятий по сельскому развитию как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях. 



Назад в раздел