Вид публикации: Статья
Год: 2014
Издательство: МАТЕРИАЛЫ VII МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «НАУЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ АПК» (ИНФОРМАГРО-2014)»
Целевое назначение: Научное
Автор(ы): МУРАТОВА Л.Г.
Статус: завершенный
Наименование: ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМИ ВУЗАМИ
ГРНТИ: 68.85
Ключевые слова: интернет-технологии, информационные ресурсы, сельскохозяйственные вузы.
Объем (п.л.): 8
Формат: обычная
PDF-файл: http://www.viapi.ru/download/2014/127295.pdf


ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМИ ВУЗами

Л.Г.Муратова, вед. науч. сотр., канд. экон. наук

Всероссийский институт аграрных проблем и информатики им. А.А.Никонова

E-mail: muratlg@mail.ru , тел. 8-495-621-71-31

 

Резюме. В статье проведен анализ состояния и объемов информационных ресурсов сайтов сельскохозяйственных вузов. Предложена их интеграция с информационными ресурсами единого информационного Интернет-пространства знаний агронауки.

Ключевые слова: интернет-технологии, информационные ресурсы, сельскохозяйственные вузы.

 

Информационные технологии позволяют эффективно использовать информационные ресурсы общества, которые сегодня являются наиболее важным фактором его развития. Опыт показывает, что распространение и эффективное использование информационных ресурсов (научных знаний, разработок, технологий, передового опыта) позволяют получить существенную экономию других видов ресурсов (финансовых, производственных). Информационно-коммуникационные технологии несомненно являются одним из инструментов научно-технического прогресса.

В настоящее время особенно интенсивно развиваются Интернет-технологии, поэтому задача эффективного использования ресурсов сети Интернет является особенно актуальной.

ВИАПИ им. А.А. Никонова РАСХН была разработана Концепция единого информационного Интернет-пространства знаний агронауки (ЕИПАЗ), и дано технико-экономическое обоснование проекта единого информационного Интернет-пространства знаний агронауки. 

Создание ЕИПАЗ позволит эффективно доводить результаты научных исследований до всех заинтересованных пользователей, в том числе сельхозтоваропроизводителей, ученых и специалистов сельскохозяйственного профиля, муниципальных служащих, фермеров, обладателей личных подворий, сельской молодежи и т.д. ЕИПАЗ должна включать в себя как собственно агрознания (на базе НИУ Россельхозакадемии и МСХ РФ, ВУЗов, НИУ РАН, НИУ Медицинской академии, НИУ Педагогической академии, имеющих сельскохозяйственную направленность), так и информацию из смежных отраслей: о средствах производства, рынках сбыта, трудовых ресурсах, транспортной системе, перерабатывающих мощностях, обучающих центрах, социальных и культурных организациях.  Для достижения поставленной цели необходимо оформить знания, накопленные в институтах, в виде информационных продуктов: программных продуктов, баз данных, электронных библиотек, консультационных услуг потребителям, программных систем и пр., доступ к которым осуществляется через Веб-представительство организаций, входящих в ЕИПАЗ.

В 2013 году ВИАПИ имени А.А. Никонова был проведен анализ состояния и объемов информационных ресурсов сайтов,  баз данных отраслевых информационных научно-образовательных ресурсов (сельскохозяйственных ВУЗов), представленных  в Интернет-пространстве; были разработаны предложения по их типизации и интеграции с базами данных ЕИПАЗ с целью включения информационных научно-образовательных ресурсов в единое информационное Интернет-пространство аграрных знаний.

На основе рассмотренных вопросов проектирования отраслевых информационных научно-образовательных систем разработана типовая функциональная модель вуза, которая легла в основу анкеты для анализа состояния и объемов информационных научно-образовательных ресурсов в  Интернет-пространстве, состоящая из 70 показателей,  сгруппированных в 17  групп.

Анализ сайтов сельскохозяйственных вузов показал, что все вузы имеют сайты, кроме того, сайты достаточно насыщенны, содержат большой объем информации. Но представленная информация предназначена, в основном, для абитуриентов и студентов.  

Сайты вузов отличаются между собой наполненностью информацией, имеют разную структуру. На всех сайтах имеется общая информация о вузе: руководство, история вуза, структура вуза (список факультетов и кафедр, библиотек, социальные структуры и общественные организации и т.д.), контактная информация, каких специалистов и как готовит, какие знания получают, как организована воспитательная работа, какие научные проблемы решает вуз. Дается перечень специальностей, форм обучения (очная, заочная, вечерняя, подготовка бакалавров, магистров и др.)  и видов обучения (довузовское, вузовское, послевузовское).

На всех сайтах имеется подробная информация для абитуриентов. Приводятся правила и условие приема, список документов, приемная комиссия, информация о подготовительных курсах, платных формах обучения и т.д.

Большое внимание уделяется подготовке научных кадров. Указывается перечень научных специальностей, условия и правила приема в магистратуру, аспирантуру, докторантуру. В большинстве вузов имеются диссертационные советы. На сайтах этих вузов дается информация о специализации, председателе и составе советов; выставляются авторефераты диссертаций, сроки защиты и т.д.

На многих сайтах дается информация о трудоустройстве, предлагается список организаций и информация о вакансиях.

Почти на всех сайтах имеются ссылки на интернет-ресурсы (библиотечные ресурсы, госструктуры, вузы аграрного профиля и другие полезные ссылки).

На исследуемых сайтах вузов имеется постоянно обновляемая лента новостей.

На большинстве сайтов даются информация о каждом факультете: история развития факультета, руководство, каких специалистов и как готовит факультет, какие знания получают, структура факультета (список кафедр), перечень специальностей.

На многих сайтах представлены руководители и сотрудники каждой кафедры; история развития кафедры; цели, задачи, место в учебном процессе на факультете, в вузе; список специальностей; направления научных исследований, ведущихся на кафедре. Лишь на третьей части всех сайтов дается перечень учебников, учебных пособий, методических материалов по читаемым дисциплинам; информация о техническом обеспечение и компьютеризации учебного процесса.

Крайне мало сайтов на которых предлагаются электронные учебники и методические материалы, дистанционное обучение, расписание занятий, консультаций преподавателей.

Очень кратко представлена научная деятельность вузов. Представлены, в основном, лишь направления научных исследований, нет даже краткой справки об их состоянии. Информация о научных разработках чаще всего расположена на страницах кафедр, поэтому сложно просмотреть все разработки вуза. Функция «Поиск» работает корректно далеко не на всех сайтах. Такое же положение дел и с публикациями. Иногда информация о публикации может находится на странице с информацией о конкретном преподавателе.

На сайтах имеется незначительное количество научных разработок и публикаций сотрудников вузов, а также студентов. В основном, разработки и публикации представлены в виде неупорядоченного списка, незначительное количество в виде электронного каталога. Небольшое количество публикаций имеют неупорядоченное полнотекстовое представление.

Информация о компьютерных базах данных, пакетах прикладных программ фактически на сайтах отсутствует.

Сайты вузов значительно различаются по иерархическому построению разделов, по наличию дополнительного меню для быстрого перехода к наиболее важным разделам, по наличию карты сайта, по возможности поиска по материалам сайта и т.д.

Подводя итоги исследования, следует отметить, что хотя сайты содержат большой объем информации, но предназначена она, в основном, для довольно узкой аудитории: абитуриентов и студентов.  Технология разработки большинства сайтов некорректна, не используются современные инструментальные программные средства разработки и управления сайтами. Технологической или инструментальной основой ЕИПАЗ должна являться система управления базами данных (СУБД), позволяющая хранить и перерабатывать огромное количество информации с достаточной скоростью. Не все сайты организованы данным образом. Это видно из того факта, что суммы объемов видов аграрных знаний как по факультетам, так и по кафедрам, не совпадают с соответствующими суммами целиком по ВУЗам.

В целях облегчения поиска потребителями нужной информации необходимо представлять разработки, публикации, консультационную деятельность, имеющиеся на сайтах ВУЗов сельскохозяйственного профиля по единой методологии. Желательно разработать типовой сайт вуза.

ВИАПИ дано научное обоснование возможности создания ЕИПАЗ на основе экономико-математической модели возможных путей интеграции разработок, публикаций, консультационной деятельности, представленных на сайтах НИИ РАСХН, ВУЗов сельскохозяйственного профиля, агропромышленных изданий и издательств, НИИ РАН и других организаций, занимающихся сельскохозяйственной тематикой, в ЕИПАЗ с единых позиций в целях улучшения обеспечения информационных потребностей пользователей.

Разработана типовая структура сайта сельскохозяйственного вуза, имеющая следующие разделы: «О вузе», «Обучение», «Наука», «Публикации», «Нормативно-правовая информация», «Абитуриентам», «Студентам и выпускникам»,  «Сотрудничество», «Вузовская жизнь», «Новости ВУЗа», «Форумы», «Сервисы», «Информационные ресурсы», «Торговая площадка», «Биржа труда», «Факультеты», «Кафедры».

Содержательной основой ЕИПАЗ являются научные разработки, публикации, консультационная деятельность, нормативно-правовая информация, дистанционное обучение, пакеты прикладных программ, базы данных. Интеграция этих информационных ресурсов сельскохозяйственных вузов с информационными ресурсами единого информационного Интернет-пространства АПК,  позволит осуществить доступ к ним широкого круга пользователей и удобный интерфейс.

 

Литература

1. Меденников В.И., Сальников С.Г., Муратова Л.Г. и др. Отчет о НИР «Разработать Концепцию единого информационного Интернет-пространства знаний агронауки». -ВИАПИ им. А.А. Никонова Россельхозакадемии. 2009.

2. Меденников В.И., Сальников С.Г., Муратова Л.Г. и др. Отчет о НИР «Разработать технико-экономическое обоснование проекта единого информационного Интернет-пространства знаний агронауки». - ВИАПИ им. А.А. Никонова Россельхозакадемия. 2010.

3. Меденников В.И., Сальников С.Г., Муратова Л.Г. и др. Отчет о НИР «Разработать базу данных отраслевых информационных научно-образовательных ресурсов, представленных  в Интернет-пространстве». -ВИАПИ им. А.А. Никонова Россельхозакадемии. 2013.

4. Муратова Л.Г. Анализ информационного Интернет-пространства сельскохозяйственных ВУЗов с целью включения его в ЕИПАЗ. - Сборник трудов Никоновских чтений, М. 2013 г.

 

EFFICIENCY of INFORMATION TECHNOLOGIES USing by AGRICULTURAL Higher educationAL institutions

 

L.G. Muratova

Russian Institute of Agrarian Problems and Informatics named after A.A. Nikonov

E-mail: muratlg@mail.ru , tel. 8-495-621-71-31

 

Abstract. The analysis of a state and volumes of information resources of sites of agricultural higher education institutions is carried out. Their integration with information resources of unified information Internet space of agroscience knowledgies is offered.

Keywords: Internet technologies, information resources, agricultural higher education institutions.

 

 



Назад в раздел