Вид публикации: Статья
Год: 2014
Издательство: ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ V ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАУКЕ. ОБРАЗОВАНИИ И ЭКОНОМИКЕ» (ЯКУТСК. ФГАОУ ВПО «СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.К. АММОСОВА». 2014)
Целевое назначение: Научное
Автор(ы): МУРАТОВА Л.Г.
Статус: завершенный
Наименование: ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
ГРНТИ: 68.85
Ключевые слова: Сельское хозяйство, информационные ресурсы
Объем (п.л.): 4
Формат: обычная
PDF-файл: http://www.viapi.ru/download/2014/127119.pdf


Информационные ресурсы в сельском хозяйстве

Л.Г. Муратова

Всероссийский институт аграрных проблем и информатики им. А.А.Никонова,

г. Москва

L.G. Muratova

Information resources in agriculture

All-Russian Institute of Agrarian Problems and Informatics named after A.A. Nikonov,

Moscow

В работе рассматриваются вопросы важности информационных ресурсов и необходимость совершенствования деятельности информационно-консультационных служб для их эффективного использования в сельском хозяйстве.

The paper discusses the importance of information resources and the need for improved information and Advisory services for their efficient use in agriculture.

Ключевые слова: информационные ресурсы; интернет-технологии; единое информационное пространство; типовой сайт; информационно-консультационная служба.

Key words: information resources; Internet technologies; a single information space; typical site; information and Advisory service.

 

Информационные ресурсы (ИР) общества в настоящее время рассматриваются как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости ресурсам материальным, сырьевым, энергетическим, трудовым и финансовым. ИР становятся основным национальным богатством развитых стран, а эффективность их использования все в большей степени определяет экономическую мощь страны в целом. Причем ведущую роль играют «активные» информационные ресурсы, то есть та часть ресурсов, которую составляет информация, доступная для автоматизированного хранения, поиска, передачи и обработки.

Формирование и использование информационных ресурсов – одна из ключевых проблем создания единого информационного пространства. В общем случае информационные ресурсы формируются в результате деятельности, как органов государственной власти, так и государственных и негосударственных предприятий, научных, учебных и общественных организаций.

Информационными ресурсами, как и другими ресурсами, необходимо управлять, то есть планировать, организовывать, координировать, мотивировать их использование, учитывать, контролировать, анализировать и регулировать информационные процессы на всех уровнях управления. В свою очередь, это обуславливает необходимость создания информационной инфраструктуры, обеспечивающей внедрение современных информационных технологий в аграрный сектор экономики.

Одним из важных свойств информационных ресурсов является структурированность ИР, обусловленная способностью информации формироваться в структуру, системность, поскольку вне системы отсутствует ценность ИР, и отраслевую стандартизированность в производственной сфере – свойство, обусловленное одинаковым составом информации, используемой в процессе управления в рамках отрасли. Свойство стандартизированности положено в основу создания информационных систем управления, внедрение которых на различных предприятиях не требует кардинальных преобразований, а ограничивается работой с настройками, учитывающими специфику предприятия.

Информационно-коммуникационные технологии коренным образом изменили процессы формирования и использования информационных ресурсов, обеспечив возможность:

-   компактного хранения больших объемов информации;

-   доступа к удаленным ресурсам;

-   оперативного поиска информации;

-   фиксации на одном носителе различной по форме представления информации;

-   объединение различных видов информации в рамках одной базы данных, в т. ч. библиографической, фактографической, полнотекстовой.  

 Интенсивное развитие современных информационных технологий способствует созданию интегрированных справочно-информационных фондов на федеральном, региональном уровнях; разработку и ведение баз и банков данных по различным направлениям деятельности АПК; создание информационно-мониторинговых и экспертных систем.

При рассмотрении понятия информационных ресурсов всегда существует две стороны: источник и потребитель или пользователь информации. Как первым, так и вторым могут быть объекты производства, науки, рынка, технологии, техники, общества и т.д. Во взаимодействии между ними и происходит обмен информацией, знаниями.

Основными источниками первичной информации для различных субъектов АПК являются: органы исполнительной государственной власти, научно-исследовательские организации,  образовательные учреждения, производственная и рыночная сферы. Наиболее значимым источником информации для сельхозтоваропроизводителей является информационно-консультационная служба, которая в настоящее время становится составной частью формирующегося рынка услуг, обеспечивая практическое взаимодействие науки, произ­водства и органов государственного управления агропро­мышленным комплексом. Службы сельскохозяйственного консультирования формируют свои информационные ресурсы,  поставщиками информации для которых являются Министерство сельского хозяйства РФ, специализированные библиотеки, научные и образовательные учреждения сельскохозяйственного профиля и т.д.  Сами консультанты являются связующим звеном между исследователями и производственниками.

Пользователями   информационных ресурсов в сельском хозяйстве являются:

- специалисты органов управления АПК;

- руководители и специалисты сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности;

- крестьянские (фермерские) хозяйства;

      - личные подсобные хозяйства и садово-огородные товарищества;

- население.

Хотя у перечисленных групп пользователей имеется вы­раженная специфика и в характере информационных потреб­ностей, и в форме использования информационного продукта, четкой границы между ними не существует. Обычно сведе­ния, адресуемые одной группе, представляют интерес для многих пользователей в других группах.

Однако следует отметить некоторые специфические особенности  при отборе информации для тех или иных групп. Так, органам управления АПК, вырабатывающим экономическую и научно-техническую стратегию развития отрасли, необходима проанализированная, обобщенная  и достоверная информация для решения организационных, социальных и экономических задач. В основном, в своей работе они используют правовую, нормативно-справочную информацию, директивные материалы, а также статистическую информацию, отражающую работу отрасли.

Крупные сельскохозяйственные предприятия всех форм собственности, заинтересованные в эффективном ведении хозяйства нуждаются, прежде всего, в своевременной информации по конъюнктуре рынка, объемам производства, результатам научных исследований и разработок, внедрению научно-технических достижений и передовом производственном опыте, ценам на сельскохозяйственную продукцию, технику, удобрения и т.д.

Крестьянские (фермерские) хозяйства также нуждаются в технической и экономической информации для принятия конкретных решений по применению новых сортов растений и пород животных, новой технике и технологиям производства, управлению, маркетингу.

Владельцев личных подсобных хозяйств и садово-огородных товариществ чаще всего интересует информация по выращиванию на приусадебных участках новых сортов растений, районированных для данного региона, сбыту сельскохозяйственной продукции, приобретению промышленных средств, средствам борьбы с болезнями и вредителями растений и животных.

Однако поставщики информации также нуждаются в сведениях о работе сельхозтоваропроизводителей. Таким образом, связь между поставщиками и потребителями можно считать взаимообратной.

Эффективность деятельности как больших агрофирм, так и фермерских и крестьянских хозяйств в значительной мере зависит от того, насколько товаропроизводители информированы о новых технологиях, о ценах на ресурсы и о возможностях их приобретения, о ценах на продукцию и особенностях каналов реализации, о юридической стороне подготавливаемых сделок, о прогнозах развития рыночной ситуации и т.д. Современные информационные технологии (в отличие от существовавших ранее) способны обеспечить оперативный доступ к необходимым для принятия решений сведениям.

Если многие виды коммуникаций, используемые в ИКС (печать, телевидение и др.), способны обеспечить только общие советы для крупных групп потребителей информации, то информационные технологии предполагают конкретность, возможность выдачи информации персонально по запросу любого клиента. Считается, что руководство ИКС должно учитывать тенденцию к постоянному удешевлению компьютерных услуг и тенденцию удорожания живого труда специалистов. Поэтому при разработке стратегии развития службы следует предусматривать хотя бы частичную замену индивидуальных консультаций, осуществляемых традиционным способом, доступом к необходимым данным с помощью компьютерных средств.

Важной особенностью современных информационных технологий является регулярность и оперативность обновления информации, доступной клиентам различных информационных компьютерных систем. При этом также обеспечиваются возможности, которых не существует при использовании традиционных способов сбора, накопления и поиска информации (библиотеки, картотеки и т.п.). С помощью электронной почты, Интернета можно сейчас быстро получать различную информацию, осуществлять дистанционное обучение и проводить видеоконференции.

Таким образом, применение современных информационных технологий в рамках информационно-консультационной службы способно обеспечить:

- решение ранее недоступных задач (очень сложных, или требующих очень больших объемов "свежей" информации и др.);

- обеспечение доступа сельских товаропроизводителей непосредственно или с помощью сотрудников ИКС к важной оперативной информации;

- распространение знаний, информации о передовом опыте в сферах деятельности, важных для товаропроизводителя (технологии, законодательство, рынок и т.п.).

Для эффективной деятельности ИКС необходимо в каждой организации сельскохозяйственного консультирования обязательное наличие Web-сайта, где будет располагаться информация о центре, список консультантов, услуги, публикации, различные базы данных, сведения о инновациях, выставках, семинарах, ярмарках и т.д. Сайт необходим для быстрого донесения информации до товаропроизводителя, для оказания консультаций в режиме реального времени, для размещения публикаций, разработок, оперативной информации по ценам, правовой информации, о даче объявлений о купле-продаже товаров, проведения видеоконференций, дистанционного обучения.

Согласно проведенному ВИАПИ имени А.А. Никонова в 2012 году мониторингу состояния и объемов информационных ресурсов ИКС АПК в Интернет-пространстве, сайты имеют менее половины региональных организаций сельскохозяйственного консультирования, из 64 региональных центров 28 организаций поддерживают самостоятельные сайты, а 5 служб имеют лишь странички на сайтах региональных управлений сельского хозяйства или институтов, в структуре которых они находятся [2]. Районные службы своих сайтов не имеют. На некоторых сайтах региональных служб имеется перечень районных служб, их координаты и электронные адреса. На двух региональных сайтах расположены странички районных служб.

Сайты были проанализированы по 50 показателям, но даже на лучших сайтах представлена информация лишь по 30 - 35 исследуемым позициям. На всех сайтах региональных организаций сельскохозяйственного консультирования имеется информация о направлении деятельности центра и контактная информация; на большинстве сайтов представлена тематика консультаций и новости; на половине сайтов есть список консультантов, нормативно-правовая информация, публикации, доска объявлений, ссылки на вышестоящие организации и на внешние источники информации. На некоторых сайтах имеются разработки, информация по ценам, коммерческие услуги, вакансии, ссылки на родственные сайты и сайты партнеров.

Однако следует отметить низкую информативность сайтов, мало служб, оказывающих консультации в режиме реального времени, нет электронных библиотек, крайне мало информации о разработках и научно-технических достижениях, не представлена информационно-аналитическая деятельность, нет электронных торговых площадок, бирж труда, дистанционного обучения, видеоконференций.

В данной ситуации возникает необходимость создания типового сайта ИКС, охватывающего все стороны информационно-консультационной деятельности. Разработка, внедрение и сопровождение такого сайта уменьшит финансовые расходы организаций сельскохозяйственного консультирования на создание своего сайта, облегчит доступ сельхозтоваропроизводителей к необходимой им информации. ВИАПИ имени А.А. Никонова дано научное обоснование возможности создания единого информационного пространства аграрных знаний (ЕИПАЗ) [1], а также рассмотрена возможность разработки типового сайта информационно-консультационного центра [2]. Анализируя различные сайты сельскохозяйственной направленности, предложена структура типового сайта информационно-консультационного центра, имеющая следующие разделы: «Общая информация об ИКС» (6 подразделов), «Консультирование» (3 подраздела), «Обучение»  (2 подраздела), «Публикации» (3 подраздела), «Разработки» (3 подраздела),  «Нормативно-правовая информация» (4 подраздела), «Торговая площадка» (3 подраздела), «Общая доска объявлений», «Биржа труда»  (3 подраздела), «Рыночная информация» (2 подраздела), «Коммерческая деятельность» (3 подраздела),  «Издательская деятельность,  «Выставочно-демонстрационная деятельность», «Информационно-аналитическая деятельность,  «Информационные ресурсы» (5 подразделов),  «Новости, объявления», «Гостевая книга», «Форумы», «Сервисы».

 

Список литературы

1. Меденников В.И., Сальников С.Г., Муратова Л.Г. и др. Отчет о НИР «Разработать Концепцию единого информационного Интернет-пространства знаний агронауки». -ВИАПИ им. А.А. Никонова Россельхозакадемии. 2009.

2. Меденников В.И., Сальников С.Г., Муратова Л.Г. и др. Отчет о НИР «Мониторинг состояния и объемов информационных ресурсов информационно-консультационной службы АПК в Интернет-пространстве» -ВИАПИ им. А.А. Никонова Россельхозакадемии. 2012.

 

 



Назад в раздел