Вид публикации: Статья
Год: 2014
Издательство: СТАТЬЯ. ЖУРНАЛ «МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ». №5. М.
Целевое назначение: Научное
Автор(ы): ЛЕМЕШЕВ М.Я.
Статус: завершенный
Наименование: ЗАПАДНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ И РОССИЯ
Объем (п.л.): 0.5
Формат: обычная
PDF-файл: http://www.viapi.ru/download/2014/127109.pdf


Михаил ЛЕМЕШЕВ

,

доктор экономических наук,

профессор, академик РАЕН

«ЗАПАДНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ»

И РОССИЯ

 

На призыв этих ненавистников России следовать нормам

«западной цивилизации» Н.Я. Данилевский отвечает предельно ясно и чётко: «Любые социальные преобразования будут безуспешными, хуже того разрушительными, если они осуществляются по сомнительным рецептам, вопреки национальным интересам, под действием чужеродных сил, и тем

более — давлением извне».

Как суровое и прозорливое предупреждение звучат для нас,

русских людей, вещие слова Николая Яковлевича о непрестанном хранении чести, достоинства и независимости народа в любых экстремальных исторических условиях. Вот они:

«Если же нация по каким-либо причинам утрачивает самостоятельное развитие своих начал, то ей придётся вообще отказаться от всякого исторического значения и опуститься на ступень этнографического материала для чужих целей».

Россия потому и оставалась на протяжении многих веков

великой державой, что русский народ свято хранил православную веру и осуществлял самостоятельное, независимое духовное, культурное и материальное развитие. Именно народ в его многомиллионной массе оставался хранителем, тогда как просвещённые водители в лице аристократии и ин-

теллигенции нередко отступали от отечественных ценностей,

предпочитая им призрачные блага зарубежного образа жиз-

ни. Хотя, конечно, такая нигилистическая антирусская по-

зиция была характерна не для всех аристократов и интелли-

гентов. Были, разумеется, среди них и подлинные патриоты

России, поборники её уникальной духовно-нравственной

культуры, сознающие, что её подлинным и единственным

носителем является народ.

В этом свете имеет смысл обратить внимание на суждения

русского историка, академика Петербургской Академии

наук Константина Николаевича Бестужева-Рюмина (1829—

1897), почитателя и единомышленника Н.Я. Данилевского.

В работе «Теория культурно-исторических типов», написан-

ной в 1888 году, Бестужев-Рюмин писал: «Не только великая

умственная сила Данилевского, но и громадное трудолюбие

придаёт такую увлекательность, можно даже сказать, нео-

тразимость его исследованиям, конечно, не для тех, которые

заранее решились не принимать его результатов».

Учение русского мыслителя Н.Я. Данилевского о циви-

лизации оказало принципиальное воздействие не только на

Освальда Шпенглера, о чём говорилось выше, но и на науч-

ную позицию английского историка и социолога Арнольда

Тойнби (1889—1975), автора 12-томного сочинения «Пости-

жение истории», над которой он работал с 1934 по 1961 год.

10

В конкретной его работе о сути цивилизации, изданной в

России в 1996 году под тем же названием, отмечается сугубо

отрицательное отношение автора к так называемой запад-

ной цивилизации. Вот его высказывание на этот счёт: «Тезис

о единстве цивилизаций является ложной концепцией, весь-

ма популярной среди современных западных историков,

мышление которых находится под сильным влиянием соци-

альной среды». Как видим, это вполне согласуется с концеп-

цией Н.Я. Данилевского, сформулированной за несколько

десятилетий до английского учёного.

Впрочем, этого «сильного влияния социальной среды» не

избежал и сам А.Тойнби. В его перечне содержится 21 циви-

лизация, существующая в мире, но среди них не нашлось

места русской цивилизации, он чисто формально относит её

к христианской цивилизации. В действительности, русская

цивилизация базируется именно на православной вере, а не

на католической или протестантской, в которых произошло

кардинальное извращение учения Иисуса Христа. В подтвер-

ждение этого вывода свидетельствует современная практика

жизни католической церкви, о чём будет сказано ниже.

Последние два десятилетия своей жизни Н.Я.Данилевс-

кий проживал в Крыму, где он приобрёл имение неподалёку

от Ялты. Был директором Никитского ботанического сада.

Здесь у него бывали славянофилы Н.Н.Страхов, И.С.Акса-

ков. Бывал здесь и Л.Н.Толстой, который с интересом отно-

сился к его учению о цивилизации. В последнее время Нико-

лай Яковлевич продолжал естественнонаучные исследования

с позиций православия. Критикуя дарвиновскую теорию ес-

тественного отбора, учёный объясняет происхождение орга-

низмов деятельностью Высшего разума, стремясь рассмот-

реть природную эволюцию, исходя из единства материи и

духа.

Выше было отмечено, что все учёные, занимающиеся про-

блемами развития цивилизации — В.Ф. Одоевский, Н.Я.

Данилевский, О.Шпенглер и А.Тойнби были единодушны в

том, что это развитие базируется на особенностях религиоз-

ного мировоззрения. Так называемая западная цивилизация

первоначально формировалась под воздействием христиан-

ства. Однако уже в первой половине XVI века усилиями ре-

форматоров Жана Кальвина и Мартина Лютера истинное

учение Христа было искажено. Приоритет был отдан мате-

риальным интересам людей в ущерб духовным ценностям.

Этот процесс искажения христианства особую интенсив-

ность получил с развитием капитализма. Экономика запад-

ных стран стала развиваться под влиянием идей иудаизма,

11

провозглашающих обогащение людей главной целью их

жизни. Либерализм объявил богатство символом свободы,

понимаемой как вседозволенность.

Обществу была навязана пресловутая демократия. Глав-

ная задача буржуазных просветителей состояла в том, чтобы

отлучить народы от Бога, погасить в них стыд и совесть, за-

менить заботу о душе ублажением собственной плоти. Вмес-

то истинного христианства была провозглашена новая рели-

гия, религия насилия, обмана, культа тела и денег. Внимание

людей было сосредоточено исключительно на стремлении к

увеличению собственного богатства и присвоении чужого до-

стояния. Поклонение новой религии завершилось создани-

ем гильотины, с помощью которой стало возможно не только

обезглавить королей, но и залить страны кровью миллионов

людей, ввергнутых в братоубийственные революции. За об-

разец демократии современные российские либералы выда-

ют Соединённые Штаты Америки.

А вот что о демократии в Америке думал и писал выдаю-

щийся её гражданин, талантливый поэт Уолт Уитмен (1819—

1892):

«При беспримерном материальном прогрессе общество

в Штатах испорчено, развращено, полно грубых суеверий и гни

ло. Во всех наших начинаниях совершенно отсутствует или

серьёзно ослаблен важнейший элемент всякой личности и вся

кого государства — совесть...

Чего только не обнаруживает под личиной проницательный

взгляд! Ужасное зрелище. Мы живём в атмосфере лицемерия.

Мужчины не верят в женщин, женщины не верят в мужчин.

Презрительная ирония господствует в литературе. Цель всех

литераторов — найти предмет для насмешек. Бесконечное ко

личество сект, церквей и т.д., самые мрачные призраки изо всех,

какие я знаю, присвоили себе имя религии. Разговоры — одна

болтовня, зубоскальство. От лживости, коренящейся в духе, —

матери всех фальшивых поступков — произошло несметное по

томство...

Испорченность деловых кругов в нашей стране не меньше,

чем принято думать, а неизмеримо больше. Общественные уч

реждения Америки во всех ведомствах, кроме судебного, изъе

дены взяточничеством и злоупотреблениями всякого рода. Суд

начинает заражаться тем же. В крупных городах полно гра

бителей и мошенников — и респектабельных и нереспектабель

ных. В высшем свете легкомыслие, любовные шашни, лёгкие из

мены или полное отсутствие каких бы то ни было целей, за

исключением одной: убить время. В бизнесе (всепожирающее

новое слово «бизнес») существует одна только цель — любыми

средствами добиться барыша. В сказке один дракон сожрал

12

всех других драконов. Нажива — вот наш современный дра

кон, который проглотил всех других. Что такое наше высшее

общество- Толпа шикарно разодетых спекулянтов и пошля

ков»

.

Эта оценка была дана Уитменом в 70-х годах XIX века, а 50

лет спустя гениальный русский поэт Сергей Есенин во время

своей поездки в 1921 году в Америку высказался об этой стра-

не с её западной цивилизацией более категорично. В своём

письме к А.Мариенгофу поэт признаётся: «Милый Толя! Как

я рад, что ты не со мной здесь, в этой Америке, не в этом

отвратительнейшем Нью-йорке. Было бы так плохо, что хоть

повеситься». Свои впечатления об этой стране Есенин изло-

жил в очерке с красноречивым названием «Железный Мир-

город», в котором написал о высоких технических достиже-

ниях и показал духовное убожество людей, трагическую опу-

стошённость их душ, изъеденных властью денег и потреби-

тельской моралью.

«Лучше всего, что я видел в этом мире, это

всётаки Москва. В Чикагские «сто тысяч улиц» можно заго

нять только свиней. На то там, вероятно, и лучшая бойня в

мире. При этой культуре «железа и электричества» здесь у

каждого полтора фунта грязи в носу»

.

В настоящее время католическая церковь окончательно

уходит от учения Иисуса Христа под натиском либеральной

толерантности — терпимости к греху. В 2012 году римский

папа Бенедикт XVI получил доклад, в котором содержался

компромат на гомосексуалистов, засевших в папской курии.

В докладе был призыв к папе прореагировать на это событие.

Однако оказалось, что этот доклад был делом рук самого го-

мосексуального лобби, которое показало главе католичес-

кой церкви, что у них всё под контролем и поставило его пе-

ред выбором — признать их главенство или уйти. Как извес-

тно, Бенедикт XVI принял второе решение. Новый папа Фран-

циск на одной из конференций признал, что в курии работа-

ет гей-лобби, но не осудил его. Римский папа, именуемый

католиками наместником Бога на земле, заявил: «Кто я та-

кой, чтобы осуждать гомосексуалистов». Как видим, вполне

либеральная позиция.

Вместо этого было решено разослать опросник, призван-

ный выяснить отношение верующих к самым важным се-

мейным проблемам. Епископы и миряне должны сообщить о

своём отношении к разводам и абортам, однополым бракам

и возможности усыновления такими парами детей. Папа

Франциск — член ордена иезуитов, а миссия ордена — при-

спосабливать католическое богословие к реальностям жиз-

ни. Итак, католическая церковь отдалилась от христианства

13

и интегрировалась в политическую, экономическую и фи-

нансовую систему, базирующуюся на либерализме, позабыв

о нравственности. Произошёл кризис католической церкви

не как института, а как кризис христианского мировоззре-

ния. Было провозглашено, что истина есть во всех религиях,

что иудеи — действительно избранный народ. Тогда встаёт

вопрос: зачем вообще нужно христианство- Всё это согласу-

ется со стратегией мирового банковского капитала о глоба-

лизации социально-экономического развития, главной це-

лью которой является демонтаж национальных государств и

передача власти мировому правительству.

В современных условиях Россия является островом в ми-

ровом пространстве, где ещё сохраняется энергия народа,

способная противостоять гибельному системному кризису,

охватившему Запад. Распаду личности и общества, насаж-

даемому в рыночной «западной цивилизации», может проти-

востоять только Русская цивилизация. Её неповторимой осо-

бенностью, созданной русским народом за многие века, яв-

ляются её высокие духовно-нравственные ценности, выра-

жающиеся в трудолюбии, добротолюбии, нестяжательстве,

сострадательности, взаимопонимании, артельности, жерт-

венности, в высочайшей любви к своей Родине. Русская ци-

вилизация, по определению известного учёного-экономис-

та, социолога и историка, нашего современника О.А. Пла-

тонова, это «целостная совокупность духовно-нравственных

и материальных форм существования русского народа, оп-

ределившая его историческую судьбу и сформировавшая его

национальное сознание».

Именно непреходящие ценности этой уникальной циви-

лизации позволили русскому народу построить величайшее

в мировой истории государство, объединив многочисленные

народы и народности, создать великую культуру, искусство,

литературу, церковное и гражданское зодчество, развить пе-

редовую науку, обогатив этим всё человечество.

Важно подчеркнуть, что вся эта созидательная деятельность

русского народа протекала в постоянной жестокой борьбе с

врагами-захватчиками и стоила ему неисчислимых потерь и

жертв. Русский православный народ совершил беспримерный

исторический подвиг, создал уникальный суперэтносмно-

гонациональное государство, во многом определяющее ход

мировой истории на протяжении многих веков.

В чём же великое и всемирное значение исторической мис-

сии России- Народы, как и люди, неповторимы. Волею Бо-

жией каждому из них определена роль и место в истории че-

ловечества. Русскому народу определена обязанность хра-

14

нить в чистоте духовные и нравственные начала, привнесён-

ные на землю Господом Иисусом Христом, и послужить всем

другим народам на планете. Русская история принимает ха-

рактер мирового события со времени Крещения Руси, совер-

шившегося тысячу лет назад. С этого события начинается

формирование уникальной общности людей, получившей

название «народа святорусского».

Выдающийся богослов второй половины XX века, митро-

полит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Иван

Матвеевич Снычёв (1927—1995) так оценивает процесс фор-

мирования мировоззрения русского народа как ядра мощ-

ного российского суперэтноса: «Смысл русской жизни окон-

чательно и навсегда сосредоточился вокруг богослужения в

самом высоком и чистом значении этого слова — служения

Богу как сосредоточению Добра и Правды, Красоты и Гар-

монии, Милосердия и Любви. Цель народной жизни оконча-

тельно определилась как задача сохранения в неповреждён-

ной полноте этой осмысленности личного и общественного

бытия, свидетельствования о ней миру, защите её от посяга-

тельств и искажений».

Реализации великой миссии спасения мира от безнрав-

ственного либерального мрака способствует наличие в мире

сил, которые отвергают либерализм и диктат мирового пра-

вительства с его бесчеловечным рыночным фундаментализ-

мом и аморальностью. Ещё в 2008 году Организация Объе-

динённых Наций собрала вместе 20 ведущих экономистов

планеты и попросила их разработать предложения по пре-

одолению кризисных явлений. Возглавил соответствующую

комиссию выдающийся учёный, лауреат Нобелевской пре-

мии Джозеф Стиглиц. Комиссия подготовила доклад, глав-

ный вывод которого сформулирован жёстко: «Современная

западная экономическая модель исчерпала себя и не являет-

ся образцом подражания. Кризис выявил пороки теории ры-

ночного фундаментализма, согласно которой ничем не стес-

нённая деятельность рынка якобы ведёт к созданию эффек-

тивности и стабильности экономики. То же самое касается и

идеи саморегулирования рынка, она не более чем блеф».

Но самое главное, что в Европе идёт погром семьи, мате-

ринства, отцовства, душевных отношений детей и родите-

лей. На государственном уровне уже в детских садах и яслях

прививают ранний секс и другие немыслимые пороки. В Гер-

мании, Италии, Франции отменяют мужской и женский пол,

считают, что, став взрослым, человек сам выберет свой пол,

определит сексуальную ориентацию и кем ему быть: муже-

ложцем, лесбиянкой, бисексуалом или транссексуалом. Это

15

и есть толерантность, которой учат детей в западных шко-

лах. Министр образования Норвегии хвастается, что в ско-

ром времени он сделает гомосексуалистами 90% жителей

страны.

И в этих условиях российские либералы призывают нас

воспользоваться благами «западной» цивилизации. Русский

православный народ и Русская Православная Церковь не

приемлют эту содомскую идеологию, поэтому в последнее

время на них либералы обрушивают грязную клевету. К не-

счастью, в этом гнусном деле участвуют некоторые «инже-

неры душ» — писатели. Небезызвестный Виктор Ерофеев в

интервью немецкому журналу «Шпигель» заявил: «В России

сейчас главная опасность таится в Православной церкви.

Усиление церкви опаснее таких жупелов, как коммунизм и

фашизм вместе взятые». Таким «писателям» место в дурдо-

ме. Но дело не только в них.

Беда в том, что пропагандой «западной» цивилизации за-

нимаются представители высшей власти РФ. Так, премьер-

министр Д.Медведев то и дело высказывался о необходимо-

сти удаления государства из экономики, ставит задачу пол-

ного уничтожения государственной собственности. Неуже-

ли премьер, призывая Россию входить в «западную» циви-

лизацию, не знает о том, что в европейских странах государ-

ственная собственность составляет 50—60%, а в России её

доля сведена до 12—15%. По-видимому, ему важно оконча-

тельно разрушить государственное управление, усугубить

хаос в стране.

Государство, конечно, не исключает рыночных отношений.

Оно как субъект собственности имеет свои экономические

интересы на рынке. Смысл этих интересов, в отличие от час-

тного интереса, состоит в получении и концентрации ресур-

сов (прибыли) для успешного решения фундаментальных

проблем в жизни страны — укрепления обороноспособнос-

ти, развития фундаментальной науки, образования, здраво-

охранения, обеспечения благосостояния недееспособной ча-

сти населения.

Прочный союз Российского государства, Русского наро-

да и Русской Православной Церкви способен противосто-

ять усилиям мирового правительства по вовлечению нашей

страны в рыночную глобализацию и превращению её в коло-

нию мирового финансового капитала. Эту зловещую задачу

активно пытался решить в 30-е годы Джон Дэвисон Рокфел-

лер-старший, мультимиллионер, глава нефтяной компании

«Стандард ойл компани» (с 1973 года «Эксон»), когда фи-

нансировал гитлеровскую фашистскую Германию. Эту же

16

сатанинскую задачу в мировом масштабе в наше время пы-

тается решить Дэвид Рокфеллер, шеф «Комитета 300», на базе

«достижений» науки. Когда на одном из заседаний указан-

ного комитета его спросили, какова самая главная задача,

стоящая перед комитетом, банкир ответил: «Всем на планете

поставить чипы». Вот оно, электронное рабство, в которое

пытаются нас загнать российские либералы.

Только при объединении энергии вышеуказанной великой

триады Россия может не только сохранить себя, но и выпол-

нить свою историческую миссию по спасению человечества

от либеральной чумы.

Над статьёй о «западной» и русской цивилизациях я рабо-

тал в ноябре 2013 года. В эти же дни, а точнее 23 ноября, ис-

полнилось 210 лет со дня рождения моего великого земляка,

гениального поэта, выдающегося дипломата и философа

Фёдора Ивановича Тютчева. Поэтому я решил завершить эту

статью его высказыванием по данной проблеме. Русский

мыслитель в своих работах «Россия и Германия», «Папство и

римский вопрос», «Россия и Запад» считал необходимостью

религиозно-нравственное противостояние славянского мира

во главе с Россией разрушительной идеологии Запада. Эти

свои убеждения поэт в сжатой форме выразил в стихотворе-

нии, посвящённом тысячелетнему юбилею со дня рождения

равноапостольного Кирилла.

Приведу здесь лишь одну строфу из этого знакового про-

изведения поэта.

Не верь, не верь чужим, родимый край,

Их ложной мудрости

Иль наглым их обманам,

И, как святой Кирилл, и ты не покидай

Великого служения славянам.

Показательно, что это стихотворение было написано 13

февраля 1869 года, то есть за два года до публикации фунда-

ментального труда Николая Яковлевича Данилевского «Рос-

сия и Европа»

 




Назад в раздел