|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Олег Соболев, ведущий научный сотрудник ВИАПИ, Москва
Первый квартал в агропродовольственном секторе экономики России характеризуется обычно уточнением государственных дотаций, составленных в конце предыдущего года в рамках проекта федерального бюджета, в связи с возникшими в 2006 г. новыми значениями рыночных показателей, таких как: темпы роста инфляции, цены на энергетические ресурсы (электроэнергию, дизельное топливо и бензин), а также с прогнозом погодных условий и перспективами урожая в текущем году.
Формула соотношения себестоимости продукции, в том числе и агропродовольственной, представленная в [4], позволяет учесть господдержку агропродовольственного рынка в виде субсидий или дотаций как в прошлом, так и текущем году, используя в качестве определённой статьи затрат сумму с отрицательным знаком.
bi – коэффициент изменения каждой доли статьи затрат в новом периоде; Со - себестоимость производства продукции в прошлом году;
С1 - себестоимость производства продукции в новом периоде. Эта формула отражает также структуру себестоимости определённого вида продукции, в том числе и агропродовольственной, а значит и структуру закупочной цены. Рынок зерна На зерновом рынке России в 1-ом квартале 2006 г. продолжалась тенденция умеренного роста цен производителей, как на всю пшеницу, так и на фуражный ячмень. Тенденция повышения цен на пшеницу возникла в начале 2005 сельскохозяйственного года и не прерывалась в течение 9 месяцев. К причинам вызвавшим это явление можно отнести подъём мировых цен на всю пшеницу (табл. 2) c июля 2005 г. по апрель 2006 г., значительные объёмы ежемесячных экспортных поставок в размере 600-700 тыс. тонн в течение 1-ого квартала 2006 г., постепенное сокращение запасов пшеницы вследствие интенсивной экспортной политики как во 2-ом полугодии 2005 г. так и в 1-ом квартале 2006 г. Определённую роль в повышение закупочных цен на зерно сыграло и сокращение посевных площадей под озимые зерновые культуры, а также неблагоприятные погодные факторы в январе-феврале, определявшие условия хранения озимых посевов. Таблица 1 Цена производителя, руб./т (долл. США/т)
Таблица 2 Мировые и экспортно-импортные цены, долл. США/т
Внутренние цены на всю пшеницу выросли в течение 1-ого квартала на 13%, а по отношению к аналогичному периоду прошлого года упали в среднем на 12% (табл. 1). Цены на ячмень фуражный увеличились в 1-ом квартале на 8%, а по сравнению с прошлогодним уровнем поднялись на 7% к концу квартала (табл.1). На мировом рынке зерна [2] (табл. 2) в 1-ом квартале 2006 г. так же как и на внутреннем рынке продолжалось постепенное увеличение цен на всю пшеницу на 8% за три месяца. Ускорялись и темпы роста цен на мировую пшеницу в течение квартала. Мировой рынок ячменя, в отличие от пшеницы, отразил, напротив тенденцию сокращения цен на фуражный ячмень на 8% с января по март 2006 г. Мировые цены на фуражный ячмень возросли по отношению к уровню прошлого года в среднем на 14%. Цены импорта пшеницы в России продолжают падать по отношению к средней цене импортного контракта в 2005 г. К уровню 1-ого квартала прошлого года цены импортных контрактов уменьшились в среднем на 31%, отражая повышение предложения на мировом рынке зерна. Цены экспортных контрактов на пшеницу из России заметно коррелируют с ценами на мировую пшеницу, и в целом, были ниже прошлогоднего уровня. Рынок молока Закупочные цены на молоко в России в 1-ом квартале 2006 г. увеличились к аналогичному периоду прошлого года в среднем на 10%. Т.е. их рост был ниже годового темпа роста инфляции, в то время как потребительские цены на молоко возросли к уровню прошлого года в среднем на 11%, соответствуя темпам роста годовой инфляции. В течение 1-ого квартала 2006 г. цены производителя на молоко также как и потребительские цены увеличивались со скоростью 1% в месяц. Превышение потребительских цен над закупочными составило в 1-ом квартале в среднем 2,3 раза. Точно такое же соотношение между закупочными и потребительскими ценами было и в 1-ом квартале прошлого года. В отличие от внутреннего рынка, цены производителя на молоко на внешнем рынке [2] падали как с января по март текущего года, так и по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Темпы уменьшения цен производителя на молоко в США составили в это время года 4% в месяц. Продуктивность производства молока от одной коровы в России достигла в 2005 г. 3313 л в год, в то время как продуктивность молочного производства в США в прошлом году превысила эту цифру в 3 раза, являясь одним из самых неизвестных широкой публике фактов. В 1-ом квартале 2006 г. надои молока на 1 корову в России выросли по отношению к 1-ому кварталу прошлого года на 12% (780 л в квартал вместо 699) [1]. При таких дальнейших темпах увеличения надоев возможно превышение годовой продуктивности 2005 г., за счёт того что квартальная продуктивность существенно возрастает в период с июня по сентябрь, когда производится до половины объёма всего молока в России. Таблица 3 Цены на молоко в РФ в сравнении с закупочными ценами США, руб./л
Рынок мяса На внутреннем рынке мяса наиболее низкий рост закупочных цен наблюдался на рынке свинины. Это связано с буквально одним из знаковых решений в животноводстве России, а именно с увеличением поголовья свиней, которое на 1 апреля 2006 г. составило 14,2 млн. голов, превысив прошлогодний показатель на 1,6 % [1]. Особенно значительным рост поголовья свиней был в сельхозорганизациях 6,3% [1]. Закупочные цены на свинину повышались в 1 квартале со средней скоростью 0,6% в месяц, а к уровню прошлого года на 6%. Более значительный подъём закупочных цен наблюдался на рынке говядины. Здесь ежемесячная скорость возрастания цен колебалась уже в пределах 1,5%, а по отношению к прошлогоднему уровню цены производителей на говядину увеличились на 21%. Рост цен на говядину не останавливается благодаря уменьшению поголовья коров до 9,5 млн. голов на 1 апреля 2006 г. (на 6,5% меньше прошлогоднего уровня [1]). На рынке мяса птицы, цены производителей, напротив, не повышались постоянно в течение квартала. Здесь рост цен в середине квартала на 2%, плавно сменился на снижение в 4% к концу квартала. К уровню прошлого года цены производителя на мясо птицы увеличились в среднем на 11% (в пределах инфляции). Таблица 4 Закупочные и потребительские цены на мясо, руб./кг
В 1-ом квартале этого года потребительские цены на говядину оказались в среднем больше цен производителя в 3,1 раза. Такое же соотношение наблюдалось и во 2-ом и в 3-ем кварталах 2005 г. (в 1-ом квартале 2005 г. оно равнялось 3,2, а в 4-ом – 3,3). Для цен на мясо птицы данное соотношение установилось в 2,2 раза. Назад в раздел |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|