Точка
определяет рентабель-ность, с которой начинается производство при дотациях.
Точка
определяет количество произведённой продукции, необходимое для выхода производственного процесса на безубыточный уровень.
Из приведённых на рис. 2 графиков следуют выводы:
1) предельная рентабельность продукции не зависит от объёма дотаций, а только от закупочной цены на продукцию и себестоимости продукции.
2) безубыточное производство продукции начинается с точки R=0, если дотации полностью компенсируют C0 (условную составляющую себестоимости, связанную с затратами на инфраструктуру), т.е. когда D=C0
3) если К=0 (когда ещё ничего не произведено), рентабельность равна
из этой точки стартует производство с выделенными дотациями. При D > C0 производство продукции начинается с безубыточного уровня.
Рентабельность производства в формуле (1) имеет предельное нижнее значение (-1) или (– 100%). Если учесть в доходах формулы (1) предоставленные для производства продукции кредиты, то полученная рентабельность может опуститься гораздо ниже (-1), а формула (1) преобразуется в (2).
(2)
где Kr – объём выданных кредитов для годового производства продукции.
C помощью формулы (2) уже доступнее оценить убыточную рентабельность отраслей животноводства в РФ, особенно в производстве говядины, которая несмотря на высокие цены производителей в течение десятилетия не поднимается выше 0 (табл. 1).
Из формулы (2) можно сделать также вывод, что если рентабельность производства продукции ниже (– 100%), то для годового производства продукции использовались кредиты.
Рассмотрим 2 примера применения формулы оценки рентабельности для определения государственных закупочных интервенционных цен на зерно.
В 2007 г. средняя себестоимость пшеницы в 2007 г. в РФ составила 2937 руб./т.
Считаем в первом приближении, что бюджетная поддержка в РФ составляет 5% в стоимости с.-х. продукции, а закупочные зерновые интервенции должны обеспечить 20% рентабельности сельскому товаропроизводителю. Тогда цена одной тонны закупаемой пшеницы должна быть 1,2*2937 руб./т или 3524 руб./т без учёта бюджетной поддержки. 5% господдержки снижают эту цену до 3348 руб./т. В 2007 г. МСХ РФ установил следующие минимальные цены закупочных интервенций на зерно:
Для пшеницы мягкой продовольственной 3 класса:
- 3250 руб./т для Центральной группы регионов;
- 3000 руб./т для Южной группы регионов;
- 3500 руб./т для Восточной группы регионов.
Рассчитанная по формуле (1) закупочная цена с учётом бюджетной поддержки на 3% больше предложенной МСХ РФ минимальной цены и на 4% меньше предложенной МСХ РФ максимальной цены.
Вывод. В 2007 г. закупочная интервенционная цена на пшеницу 3 класса мягкую продовольственную, рассчитанная по формуле (1) при заданных ограничениях, адекватно отразила сложившуюся ситуацию на зерновом рынке РФ.
В 2008 г. средняя себестоимость пшеницы в РФ составила 5200–5700 руб./т в зависимости от региона России. Считаем в первом приближении, что бюджетная поддержка в РФ составляет 5% в стоимости с.-х. продукции, а закупочные зерновые интервенции должны обеспечить 20% рентабельности сельскому товаропроизводителю. Тогда цена одной тонны закупаемой пшеницы должна быть 1,2*5200 руб./т или 6240–6840 руб./т без учёта бюджетной поддержки в разных регионах. 5% господдержки снижают эти цены до 5928 - 6498 руб./т. В 2008 г. МСХ РФ установил следующие минимальные цены закупочных интервенций на зерно:
Для пшеницы мягкой продовольственной 3 класса:
5100 руб./т для регионов Центрального, Северо-Западного, Приволжского и Южного округов.
5000 руб./т для Уральского, Сибирского и Дальневосточного округов.
Предложенные цены, как видно, ниже себестоимости производства пшеницы продовольственной мягкой 3 класса в 2007 г. в разных регионах. Поэтому в 2008 г. генеральный директор ИКАР высказал мнение, что по этим предложенным ценам в РФ не будет закуплено ни одной тонны пшеницы и предложил свои варианты цен в диапазоне 7000–7500 руб./т разных регионов. Однако, эта оценка оказалось завышенной. Если взглянуть на средние по РФ закупочные цены на пшеницу мягкую 3 класса в табл. 2 (данные МСХ РФ), то именно цены в 5928–6498 руб./т., определённые из формулы (1), наиболее точно отражают сложившуюся ситуацию на зерновом рынке РФ во 2-ой половине 2008 г. и обеспечивают активизацию закупочных интервенций и заданную рентабельность сельским товаропроизводителям. Однако, государство при такой стратегии в возникшей тенденции снижения внутренних и мировых цен на зерно в условиях экономического кризиса, терпит убыток.