Вид публикации: Статья
Год: 2011
Издательство: Вопросы статистики
Целевое назначение: Научное
Автор(ы): Кресникова Н.И.
Номер: 11
Статус: завершенный
Наименование: Формирование системы показателей сельскохозяйственной переписи в части земель, используемых для сельскохозяйственных целей
Ключевые слова: Земли, используемые для сельскохозяйственных целей; имущественные права на землю; легитимность управления землей; общая площадь хозяйства; объекты сельскохозяйственной переписи; основной и дополнительный модули переписи; признаки категорий земель и сельскохозяйственных угодий
Краткое содержание: В статье освещены институциональные и методологические положения проведения Всероссийской сельскохозяйственной переписи в части земель, используемых для сельскохозяйственных целей, на основе модульного подхода, рекомендуемого Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций (ФАО ООН). Описаны некоторые проблемы сельскохозяйственного землепользования в Российской Федера-ции. Представлена система показателей для учета признаков категорий зе-мель и сельскохозяйственных угодий, сформированная на базе российской классификации категорий земель и угодий. Обоснованы признаки земель для сельскохозяйственных целей, рекомендуемые к включению в основной мо-дуль Всероссийской сельскохозяйственной переписи.
PDF-файл: http://www.viapi.ru/download/2015/31389.pdf


Надежда Ивановна Кресникова,
доктор экономических наук,
руководитель отдела земельных отношений
Всероссийского института аграрных проблем и информатики 
имени А.А. Никонова

1 Институциональная основа Всероссийской сельскохозяйственной переписи

Институциональной основой проведения второй Всероссийской сельскохозяйственной переписи (первая была проведена в 2006 году) станут соответствующие нормативные правовые акты:

- международные документы и стандарты;

- федеральные законы в последней к дате и периоду проведения сельскохозяйственной переписи редакции (Закон от 29 ноября 2007 года № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации», Закон от 21 июля 2005 года № 108-ФЗ «О Всероссийской сельскохозяйственной переписи» и др.);

- соответствующие указы Президента Российской Федерации нормативного характера; постановления Правительства Российской Федерации; нормативные правовые акты, издаваемые федеральными органами исполнительной власти (постановления, приказы, правила, распоряжения, инструкции, положения и т.д.);

- федеральные стандарты, а также стандарты и правила статистической деятельности (статистических работ).

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2011 года № 976-р проведение второй Всероссийской сельскохозяйственной переписи намечено в июле 2014 года. Однако по объективным причинам дата и срок ее проведения могут быть скорректированы Правительством Российской Федерации.

Целями статистических операций по сбору, обработке и распространению данных о размерах и структуре земельных ресурсов, формах и типах землепользования и землевладения в сельском хозяйстве России является определение состава показателей и получение соответствующей информации по статистическим единицам сельскохозяйственной переписи.

Статистическая единица для сбора данных — это основная единица, для которой собираются сведения. В России в качестве статистической единицы используются объекты сельскохозяйственной переписи. Согласно Федеральному закону от 21 июля 2005 года № 108-ФЗ «О Всероссийской сельскохозяйственной переписи» под объектами сельскохозяйственной переписи понимаются юридические и физические лица, которые являются собственниками, пользователями, владельцами или арендаторами земельных участков, предназначенных или используемых для производства сельскохозяйственной продукции, либо имеют сельскохозяйственных животных (статья 6).

В интегрированной системе сельскохозяйственной статистики сельскохозяйственная перепись обеспечивает получение определенных типов данных, являющихся частью объединенного набора сведений о сельском хозяйстве. Поэтому для сбора сведений о землях для сельскохозяйственных целей необходимо использовать уже имеющиеся статистические ресурсы в стране. В России — это сборники по учету земель, которые ежегодно выпускаются в системе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра), а также административные и другие источники (отчеты). Благодаря тому, что некоторые данные можно получить в сопоставимом виде из других источников, будет обеспечена совместимость понятий, определений и классификаций, используемых в разных статистических работах по землепользованию, а также облегчена трудоемкая статистическая деятельность по сельскохозяйственной переписи в части земель для сельскохозяйственных целей.

Вся совокупность полученных при проведении сельскохозяйственной переписи данных может использоваться для решения следующих задач:

- инвентаризации земель, применяемых для сельскохозяйственных целей,

- анализа структурных изменений в использовании этих земель,

- мониторинга и контроля состояния сельскохозяйственных угодий,

- оценки устойчивости и тенденций развития сельскохозяйственного землепользования,

- обоснования стратегий земельной политики в стране.

В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ от 21 июля 2005 г. № 108-ФЗ информация о физических и юридических лицах, являющихся объектами сельскохозяйственной переписи, включает лишь два вида сведений, относящихся к земле, используемой для сельскохозяйственных целей:

1) земельные ресурсы (площадь земельных участков, их распределение по основаниям их предоставления и их целевому использованию);

2) площадь земельных участков, занятых посевами и посадками сельскохозяйственных культур, плодово-ягодными насаждениями.

При этом сбор не предусмотренных частью 1 статьи 10 Федерального закона «О Всероссийской сельскохозяйственной переписи» сведений о физических лицах – объектах сельскохозяйственной переписи не допускается (часть 2 статьи 10). Дополнительный перечень сведений об объектах сельскохозяйственной переписи – юридических лицах может устанавливаться Правительством Российской Федерации или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, ответственным за проведение сельскохозяйственной переписи (часть 3 статьи 10), то есть Федеральной службой государственной статистики (Росстатом).

Возможный пробел в информации, касающейся сельскохозяйственного землепользования в России, может быть ликвидирован благодаря модульному подходу к проведению сельскохозяйственных переписей. Стремясь охватить все актуальные вопросы современного сельскохозяйственного землепользования в стране, можно расширить содержание переписи за счет дополнительных модулей, сохраняя при этом главный упор на структурные данные основного модуля.

2 Некоторые проблемы построения генеральной совокупности объектов сельскохозяйственной переписи

В соответствии с Программой Всемирной сельскохозяйственной переписи ФАО ООН раунда 2010 года земля аграрного хозяйства может состоять из одного или ряда земельных участков, близлежащих или разрозненных, которые могут входить в состав одной или нескольких территориальных либо административных единиц, при условии, что для эксплуатации этих участков применяются единое управление и общие факторы производства: рабочая сила, сельскохозяйственные сооружения, машины или тягловые животные.

В России имеют место особые случаи, когда сельскохозяйственная организация в течение учетного периода переписи (сельскохозяйственного года) может стать банкротом, однако земля сельскохозяйственного назначения еще долго будет числиться за уже несуществующим хозяйством. Очевидно, что такая организация не может являться объектом сельскохозяйственной переписи, несмотря на то что будто бы продолжает управлять землей. Именно по причине того, что Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Единый государственный реестр земель), представляющий собой специальную систему записей о правах на каждый объект недвижимости (в том числе земельный участок), регулярно не обновляется и из него вовремя не удаляются сельскохозяйственные единицы, прекратившие функционировать, он не может служить хорошей генеральной совокупностью для сельскохозяйственной переписи. Кроме того, Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним основан на кадастровых записях о земельных участках, где идентифицированы земельные участки, а не хозяйства. К тому же большая часть земельных участков, используемых для сельскохозяйственных целей, не оформлена в соответствии с законодательством.

Построить генеральную совокупность объектов сельскохозяйственной переписи можно из административных источников, какими являются, например, списки зарегистрированных сельскохозяйственных организаций. В этом случае потребуется установить основные и дополнительные характеристики, разработать вопросы и методы сбора данных, подходящие для идентификации объекта во время сельскохозяйственной переписи, что может оказаться трудноосуществимым на практике. В частности, для того чтобы не исказить результаты переписи, следует ответить на следующие вопросы.

- Целесообразно ли определить объект сельскохозяйственной переписи как единицу сельскохозяйственного производства, расположенную только в пределах одного административного района или одной области?

- Можно ли считать объектом сельскохозяйственной переписи хозяйство, земельные участки которого расположены на расстоянии нескольких сотен километров друг от друга, а следовательно, для их эксплуатации не могут применяться общие факторы производства (рабочая сила, сельскохозяйственные постройки и сооружения, техника и проч.)?

- Рассматривать ли в качестве отдельного объекта сельскохозяйственной переписи экстенсивно используемые оленьи пастбища?

- Считать ли объектом сельскохозяйственной переписи единицу сельскохозяйственного производства, которая к моменту проведения этой переписи находится в состоянии банкротства, а земля продолжает числиться за этим прекращающим свое существование хозяйством и т.д.?

В целом при построении генеральной совокупности для сельскохозяйственной переписи целесообразно обеспечить охват всех единиц сельскохозяйственного производства. При решении вопроса о включении статистических единиц в перепись или об исключении определенной части территории страны из переписи (например, северных районов, не являющимися стратегически значимыми для сельскохозяйственного производства) наряду с другими критериями целесообразно применять пороговую величину размера хозяйства. Для этого следует использовать такие характеристики, как общая площадь хозяйства, площадь сельскохозяйственных угодий, в том числе обрабатываемой земли (пашни), и другие. При этом следует также иметь в виду, что в России находится большое количество малых хозяйств, которые вносят существенный вклад в производство продукции сельского хозяйства (картофеля, овощей и проч.). Поэтому при установлении генеральной совокупности Всероссийской сельскохозяйственной переписи необходимо определить оптимальные критерии и подходы для отсеивания непрезентабельных хозяйств. Об исключении из сельскохозяйственной переписи определенных территорий, видов сельскохозяйственной деятельности или аграрных хозяйств следует указать в отчетах о переписи, чтобы пользователи ее результатов могли правильно их интерпретировать и анализировать.

3 Формирование системы показателей для учета признаков категорий земель и сельскохозяйственных угодий

В России давно законодательно установлена классификация видов земель. Их правовой режим определяется исходя из принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. В стране состав земель закреплен в статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также — ЗК РФ). Земли в стране по целевому назначению подразделяются на семь категорий:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

Землепользователь самостоятельно выбирает вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов без дополнительных разрешений и процедур согласования. Для сельскохозяйственных целей используются как земли сельскохозяйственного назначения, так и земли населенных пунктов, лесного и водного фондов и других категорий земель.

Сведения о категориях земель, используемых каждой статистической единицей (объектом) Всероссийской сельскохозяйственной переписи для сельскохозяйственных целей необходимо отразить на дату регистрации при проведении основного модуля этой переписи (таблица 4).

Таблица 4

Сведения о категориях земель, используемых

для сельскохозяйственных целей на дату регистрации

объектов Всероссийской сельскохозяйственной переписи

20130128-Pic-02.jpg

В среднем по стране примерно 70% всех земель, используемых для сельскохозяйственных целей, относятся к землям сельскохозяйственного назначения. В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации такими землями признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (статья 77).

Земли для сельскохозяйственных целей могут использоваться следующими участниками земельных отношений, из состава которых целесообразно сформировать статистические единицы (объекты сельскохозяйственной переписи):

- гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;

- хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями, включая агрохолдинги;

- некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями;

- казачьими обществами;

- опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений;

- общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Понятия и определения собственников, пользователей, владельцев и арендаторов земельных участков для целей Земельного кодекса Российской Федерации закреплены в его статье 5 (часть 3):

- собственники земельных участков — это лица, являющиеся собственниками земельных участков;

- землепользователи — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;

- землевладельцы — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;

- арендаторы земельных участков — это лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья; земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (статья 77 ЗК РФ).

Для производства сельскохозяйственной продукции используются сельскохозяйственные угодья, сведения о которых являются ключевыми в сельскохозяйственном землепользовании, поэтому они должны быть собраны при проведении основного модуля сельскохозяйственной переписи. Согласно ГОСТ 26640-85 сельскохозяйственные угодья — это земельные угодья, систематически используемые для получения сельскохозяйственной продукции. В их состав входят многолетние насаждения, пашня, залежь, сенокосы и пастбища (таблица 5).

Многолетние насаждения — это сельскохозяйственные угодья, используемые под искусственно созданными древесными, кустарниковыми (за исключением лесной площади) или травянистыми многолетними растениями, предназначенными для получения урожая плодово-ягодной, технической или лекарственной продукции (сады, виноградники, ягодники и проч.).

Таблица 5

Состав и площадь сельскохозяйственных угодий из разных категорий земель, используемых для сельскохозяйственных целей на дату регистрации объектов Всероссийской сельскохозяйственной переписи

20130128-Pic-03.jpg

Пашня — сельскохозяйственное угодье, систематически обрабатываемое и используемое под посевы сельскохозяйственных культур, включая посевы многолетних трав и чистые пары. К пашне не относятся земельные участки сенокосов и пастбищ, занятые посевами предварительных культур (в течение не более двух лет), распаханные в целях коренного улучшения, а также междурядья садов, используемые под посевы.

Залежь — земельный участок, который ранее использовался под пашню и более одного года, начиная с осени, не используется для посева сельскохозяйственных культур и не подготовлен под пар.

Сенокос — это сельскохозяйственное угодье, систематически используемое под сенокошение.

Пастбище — сельскохозяйственное угодье, систематически используемое для выпаса животных, и такое использования является основным, а также земельные участки, пригодные для пастьбы скота, не используемые в качестве сенокоса и не являющиеся залежью.

Особенно следует охарактеризовать оленьи пастбища, которые в соответствии с ГОСТ 26640-85 трактуются как территории, расположенные в зоне тундры и лесотундры, северной тайги, растительный покров которых пригоден в качестве корма для северных оленей. Оленьи пастбища могут располагаться на землях под лесами, древесно-кустарниковой растительностью, на болотах, а также нарушенных и прочих землях и учитываются в составе тех угодий, на которых они расположены.

Несельскохозяйственные угодья служат необходимым компонентом функционирования сельского хозяйства. Так, древесно-кустарниковая растительность и лесополосы имеют полезащитное значение в сельскохозяйственном производстве, дороги, включая полевые, — главный элемент инфраструктуры в сельской местности, дренажные канавы обеспечивают оптимальный режим водоснабжения культурных растений и т.д. Несельскохозяйственные угодья создают также резерв для освоения новых земель в пашню, культурные пастбища и прочие виды сельскохозяйственных угодий, в случае если возникнет необходимость расширения последних.

Программа Всемирной сельскохозяйственной переписи ФАО ООН раунда 2010 года не исключает подготовку и проведение сельскохозяйственной переписи, приспосабливая их к уникальной ситуации каждой страны. России при проведении сельскохозяйственной переписи следует предпочесть использование собственной классификации категорий земель и угодий,поскольку они давно установлены и удовлетворяют национальным потребностям. В то же время должен быть собран минимальный набор данных в целях обеспечения международной сопоставимости, что очень важно для эпохи глобальной экономики, одним из главных компонентов идеологии которой является принцип принадлежности ресурсов всему человечеству. Для этого признаки категорий земель и сельскохозяйственных угодий, приведенные в таблицах 4 и 5, можно группировать.

Например, такие сельскохозяйственные угодья, как сенокосы и пастбища, могут быть объединены в одну группу кормовых угодий. Это обеспечит полную сопоставимость с соответствующими данными, полученными другими странами в результате реализации переписных мероприятий по Программе Всемирной сельскохозяйственной переписи ФАО ООН раунда 2010 года. Согласно последней к постоянным лугам и пастбищам относятся земли, которые в течение длительного времени (пяти и более лет) используются для выращивания травянистых кормовых растений, как культурных, так и естественных (природные луга или пастбища). Таким образом, по сути дела, смыслы понятий «кормовые угодья» и «постоянные луга и пастбища» идентичны.

Далее, площадь пашни определяется как сумма физической площади земель под каждой сельскохозяйственной культурой в совокупности с пахотными землями, содержащимися под парами (чистыми или занятыми). Пашня под временными парами находится в состоянии отдыха (восстановления продуктивных свойств почвы) и предназначена для последующей обработки и посева сельскохозяйственных культур. В случае если занятые пары временно используются в качестве пастбищ, классифицироваться они должны как пашня. Те пахотные земли, которые не используются (более пяти лет по рекомендации ФАО ОНН и более одного года согласно соответствующему федеральному стандарту), образуют залежь — вид сельскохозяйственного угодья, представляющего бывшую пашню. Наличие залежи в хозяйстве свидетельствует о нерациональном (неэффективном) и неинтенсивном использовании пашни. В соответствии с рекомендациями ФАО ООН в случае если перепись проводится до завершения посева или посадки, находящиеся на момент переписи под парами земли, которые вскоре будут использованы для выращивания сельскохозяйственных культур, следует классифицировать как земли под однолетними культурами, а не как земли под парами.

4 Общая площадь хозяйства и разделение земель для сельскохозяйственных целей по видам имущественных прав

Площадь хозяйства является одним из признаков, которые необходимо включить в основной модуль переписи. Этот показатель обеспечивает характеристику размера хозяйства, являющуюся важным элементом при анализе итогов сельскохозяйственной переписи. Общая площадь хозяйства образуется путем суммирования площадей под каждым видом угодий или площадей всех участков, находящихся под управлением хозяйства.

Так, общая площадь сельскохозяйственной организации представляет собой площадь всей земли (всех угодий — сельскохозяйственных и несельскохозяйственных), входящей в состав этой организации и находящейся под ее управлением, независимо от правового титула и юридической формы (таблица 6). Таким образом, земля, принадлежащая сельскохозяйственной организации, но сдаваемая в аренду или переданная в пользование другим лицам — физическим, юридическим — должна исключаться из общей площади этой организации. Наоборот, земля, не принадлежащая сельскохозяйственной организации, но арендованная у других лиц, например, у собственников земельных долей, в целях сельскохозяйственного производства, должна включаться в общую площадь данной организации. Такая трактовка общей площади хозяйства соответствует рекомендациям ФАО ООН. Для определения общей площади сельскохозяйственной организации целесообразно применить алгоритмы и признаки, представленные в таблице 6.

В России организационно-правовые формы сельскохозяйственных предприятий и организаций многообразны — это, например, хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, прочие предприятия, организации и учреждения. Согласно статьям 15, 20, 22, 24 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственная организация вправе использовать землю для сельскохозяйственных целей, находящуюся у нее в частной собственности и аренде, а также на правах постоянного (бессрочного) и безвозмездного срочного пользования земельными участками.

Таблица 6 Определение общей площади сельскохозяйственной организации, являющейся объектом сельскохозяйственной переписи

20130128-Pic-04.jpg

При этом земельный участок представляет собой часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (статья 11.1 ЗК РФ).

Определение крестьянского (фермерского) хозяйства закреплено в Федеральном законе от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (ФЗ от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ). Согласно статье 1 крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. Следовательно, такие хозяйства ведут товарное производство и выращивают продукцию с целью ее продажи и получения прибыли.

Крестьянское (фермерское) хозяйство свою предпринимательскую деятельность осуществляет без образования юридического лица и может быть создано одним гражданином. Однако в первом периоде образования крестьянских (фермерских) хозяйств они создавались с правами юридического лица или как юридическое лицо. Часть крестьянских (фермерских) хозяйств, образованных на первом этапе, до сих пор не перерегистрировались в соответствии с требованиями современного законодательства. Поэтому в настоящее время существуют соответствующие две юридические формы таких хозяйств. Земельные участки они используют на правах частной собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования и аренды.

Для создания крестьянского (фермерского) хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления деятельности такого хозяйства, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания крестьянского (фермерского) хозяйства и осуществления его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (статья 11 ФЗ от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ). При определении общей площади крестьянского (фермерского) хозяйства по представленному в таблице 6 алгоритму следует учесть перечисленные выше его специфические особенности.

В отличие от крестьянского (фермерского) хозяйства личное подсобное хозяйство — это форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Согласно статье 2 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» (ФЗ от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ) оно ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения такого хозяйства. Реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении такого хозяйства, не является предпринимательской деятельностью.

Для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.

В России земля личного подсобного хозяйства может состоять из одного или ряда участков, расположенных в нескольких местах в пределах одного муниципального образования. Поэтому при определении общей площади личного подсобного хозяйства достаточно суммировать площади приусадебного и полевых земельных участков, принадлежащих хозяйству. Кроме того, учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство. В похозяйственной книге наряду с другими сведениями содержатся и сведения о площади земельного участка личного подсобного хозяйства, занятого посевами и посадками сельскохозяйственных культур, плодовыми, ягодными насаждениями (статья 8 ФЗ от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ). Эта информация также может быть использована при проведении сельскохозяйственной переписи.

Полностью некоммерческими организациями в России, которые учреждают граждане на добровольных началах, являютсясадоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан (некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы, партнерства). В соответствии с Федеральным законом от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (ФЗ от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ) эти объединения учреждаются для содействия их членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства. Место нахождения такого объединения определяется местом его государственной регистрации.

Каждый садовод, огородник или дачник владеет земельным участком по основаниям возникновения прав на землю, установленным законодательством, и вправе вести садоводство, огородничество или дачное хозяйство не только в рамках некоммерческого объединения, но и в индивидуальном порядке (часть 1 статьи 8 ФЗ от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ).

К садовым относится земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха. Собственник садового участка вправе возвести на нем жилое строение без права регистрации проживания в нем и хозяйственные строения и сооружения.

Огородный земельный участок — это земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля (с правом или без права возведения некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений в зависимости от разрешенного использования земельного участка, определенного при зонировании территории).

Дачный земельный участок предоставляется гражданину или приобретается им в целях отдыха. Собственник дачного земельного участка имеет право возвести на нем жилое строение без права регистрации проживания или жилой дом с правом регистрации проживания в нем и хозяйственные строения и сооружения. Кроме того, собственник такого участка вправе выращивать плодовые, ягодные, овощные, бахчевые или иные сельскохозяйственные культуры и картофель.

Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение как некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано (часть 1 статьи 6 ФЗ от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ).

В целом, в России все аграрные хозяйства условно можно подразделить на три агрегированные группы: 1) относительно крупные сельскохозяйственные организации, предприятия, учреждения; 2) крестьянские (фермерские) хозяйства; 3) малые формы хозяйствования граждан. Общую площадь каждого хозяйства из первой и второй групп целесообразно определять по методике, проиллюстрированной в таблице 6, с учетом особенностей юридических форм землепользования в каждой из данных групп хозяйств. Общую площадь хозяйства из группы малых форм хозяйствования граждан можно устанавливать путем суммирования площадей всех участков, используемых в хозяйстве.

Как показывают данные таблицы 6, в России существуют различные легитимные формы владения землей: частная собственность, постоянное (бессрочное) пользование земельным участком, безвозмездное срочного пользование земельным участком, аренда земли (в том числе земельных долей). Федеральным законодательством закреплено также право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут). Кроме того, за гражданином сохраняется право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенное им до 30 октября 2001 года (дата введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации). Предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации не допускается. Переход прав на такой земельный участок возможен только по наследству (статья 21 ЗК РФ).

5 Легитимность управления землей как признак основного модуля сельскохозяйственной переписи

В России нередки случаи незаконного (нелегитимного) использования чужой земли, например, невостребованных земельных долей или угодий из фонда перераспределения земель. Часто государственные, муниципальные или частные земли используются на основе самозахвата, без правового титула на землю и без согласия собственника.

В Программе Всемирной сельскохозяйственной переписи ФАО ООН раунда 2010 года формы владения землей в хозяйстве относятся к признакам, рекомендованным для включения в основной модуль. Под формой владения землей понимаются условия или права, на которых владелец аграрного хозяйства распоряжается землями, составляющими хозяйство. Чтобы ответить на вопрос, существует ли в рамках хозяйства та или иная форма владения землей, требуется выяснить следующие характеристики:

- владение на законных правах собственности или на законных правах, схожих с правами собственности;

- владение на не подкрепленных законом правах собственности или на не подкрепленных законом правах, схожих с правами собственности;

- земля, арендованная у других лиц;

- прочие формы землевладения.

Как видно из таблицы 6, в России в рамках хозяйства может существовать несколько форм владения землей. Вместе с тем в настоящее время наблюдается владение и использование сельскохозяйственными производителями неоформленной в соответствии с законодательством земли. Например, нередко сельскохозяйственная организация непрерывно пользуется землей в течение длительного периода без юридических прав на собственность, другого правового титула на землю, долгосрочного арендного договора с владельцами земельных долей. Хотя оформление земли для сельскохозяйственных целей в соответствии с законодательством является ключевым аспектом гарантии прав на землю собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, в стране существует проблема легитимизации таких земель. Основным препятствием ее решения служат относительно высокие транзакционные издержки, связанные с соответствующим оформлением земельных участков, и финансовая несостоятельность сельскохозяйственных производителей. Поэтому такая характеристика объекта сельскохозяйственной переписи, как владение землей для сельскохозяйственных целей на не подкрепленных законом правах, включая права собственности, является важной для определения фронта работ, касающихся межевания сельскохозяйственных земельных участков, их постановки на государственный кадастровый учет и последующей государственной регистрации прав на них.

Имущественные права на землю относятся к текущему статусу земель, находящихся под управлением объекта сельскохозяйственной переписи. Данные по формам владения землей заносятся в переписные листы в день регистрации землевладения.

6 Признаки земель для сельскохозяйственных целей, рекомендуемые к включению в основной модуль Всероссийской сельскохозяйственной переписи

В целом, характеризуя земли для сельскохозяйственных целей в основной модуль текущей Всероссийской сельскохозяйственной переписи целесообразно включить следующие признаки статистических единиц (объектов сельскохозяйственной переписи):

1) площадь и состав (структура) категорий земель, находящихся под управлением соответствующих статистических единиц (объектов сельскохозяйственной переписи) и используемых ими для сельскохозяйственных целей;

2) площадь и состав (структура) сельскохозяйственных угодий из всех категорий земель, включая земли сельскохозяйственного назначения, находящихся под управлением соответствующих статистических единиц (объектов сельскохозяйственной переписи) и используемых ими для сельскохозяйственных целей;

3) общая площадь каждого объекта сельскохозяйственной переписи с учетом сельскохозяйственных и несельскохозяйственных угодий, находящихся под управлением хозяйства, но без учета земельных участков, сданных им в аренду или переданных в пользование другим лицам;

4) площадь и разделение земель для сельскохозяйственных целей по видам имущественных прав (собственность, аренда, постоянное (бессрочное) пользование и т.д.);

5) площадь и разделение земель для сельскохозяйственных целей по легитимности управления ими:

- владение и пользование землями для сельскохозяйственных целей на легитимно оформленных в соответствии с законодательством земельных участках;

- владение и пользование землями для сельскохозяйственных целей на не подкрепленных законом правах на землю (включая самозахват).

Перечисленные признаки смогут адекватно отразить общую картину и структурные данные сельскохозяйственного землепользования в России. Однако к настоящему времени в сфере сельскохозяйственного землепользования страны накопилось много архисложных проблем. В частности, не решены вопросы невостребованных земельных долей, нецелевого использования земель сельскохозяйственного назначения, вывода из производственного оборота сельскохозяйственных угодий и многие другие.

Исходя из особой важности решения земельного вопроса в экономике сельского хозяйства России, желательно провести хотя бы один дополнительный модуль сельскохозяйственной переписи в части земель для сельскохозяйственных целей. В частности, можно провести дополнительный модуль переписи о мелиорации и техническом состоянии сельскохозяйственных угодий. Объемы выборок для дополнительного модуля переписи в части земель для сельскохозяйственных целей зависят от потребностей в добавочных данных о землепользовании.

Вопросы, которые необходимо включить в соответствующие переписные листы для адекватного раскрытия такой темы, как земли для сельскохозяйственных целей, не должны быть слишком детализированы, но вместе с тем их следует выбирать так, чтобы обеспечить получение максимально надежной информации от респондентов. Эти вопросы должны способствовать получению результатов, сопоставимых как с соответствующими показателями зарубежных стран, так и с соответствующими итоговыми данными Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года. Сбор тех же данных, что и в предыдущей переписи, может быть полезным для прослеживания изменений в структуре сельского хозяйства России с течением времени. Однако согласно Программе это не означает, что следует автоматически переносить признаки из одной переписи в следующую без рассмотрения того, насколько эти признаки продолжают обеспечивать текущие потребности в соответствующей информации и пригодны ли для них используемые понятия и определения. 




Назад в раздел