Вид публикации: Статья
Год: 2012
Издательство: Материалы Международной научно-практической конференции "Информатизация в АПК: состояние, тенденции, перспективы" (Никоновские чтения-20102)
Целевое назначение: Научное
Автор(ы): Кресникова Н.И. / Никольский А.А.
Статус: завершенный
Наименование: ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ФОНДА ДАННЫХ ГОСУДАРСТВЕННОГО МОНИТОРИНГА ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
PDF-файл: http://www.viapi.ru/download/2015/31349.pdf


  Н.И. Кресникова, д.э.н., рук. отд. Всероссийского института аграрных проблем и информатики имени А.А. Никонова, А.А. Никольский, асп. Государственного университета по землеустройству


В настоящее время мониторинг рассматривается и как способ исследования, применяемый во многих науках (экологии, биологии, социологии, экономики и других), и как механизм обеспечения управления различными видами деятельности посредством представления своевременной и качественной информации. Таким образом, основная сфера практического применения мониторинга – это информационное обслуживание управления в различных областях деятельности.

В сельскохозяйственном землепользовании мониторинг земель сельскохозяйственного назначения представляет собой постоянное наблюдение за земельными ресурсами сельского хозяйства, оценку и прогноз состояния этих ресурсов в связи с сельскохозяйственной деятельностью человека. Статус мониторинга земель сельскохозяйственного назначения закреплен в Концепции развития государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, и формирования государственных информационных ресурсов об этих землях на период до 2020 г. (далее – Концепция). Эта Концепция одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2010 г. № 1292-р. В соответствии с ней государственный мониторинг земель сельскохозяйственного назначения представляет собой систему оперативных, периодических и базовых (исходных) наблюдений за изменением качественного и количественного состояния земель как природного и производственного объекта для ведения сельского хозяйства, их хозяйственным использованием, а также обследований этих земель, почв и их растительного покрова, проводимых с определенной периодичностью. При этом земли как природный и производственный объект для ведения сельского хозяйства включают в себя земли сельскохозяйственного назначения и земли, используемые или предоставленные для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий. Методы осуществления наблюдений различны: аэрокосмическая съемка, наземные, гидрометеорологические, статистические наблюдения.

Что касается целей государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения, то согласно Концепции основные из них следующие:

– предотвращение выбытия земель сельскохозяйственного назначения из производственного оборота,

– сохранение и вовлечение угодий в сельскохозяйственное производство,

– разработка программ сохранения и восстановления плодородия почв,

– обеспечение государственных органов, включая органы исполнительной власти, осуществляющие государственный земельный контроль, юридических и физических лиц, а также сельскохозяйственных товаропроизводителей всех форм собственности достоверной информацией о состоянии и плодородии сельскохозяйственных угодий и их фактическом использовании.

Эти цели полностью отвечают Положению об осуществлении государственного мониторинга земель, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2002 г. № 846.

Мониторинг земель, по данным которого формируются соответствующие государственные информационные ресурсы, организуется и осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. В частности, по данным мониторинга состояния и использования земель в Российской Федерации, проводимого в рамках своих полномочий Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, площадь эродированных, дефлированных, заболоченных земель в федеральных округах страны меняется незначительно (табл. 1). Это является свидетельством недостаточности и низкой эффективности осуществляемых мероприятий по устранению указанных видов деградации земель.


Таблица 1 – Изменение площади эродированных, дефлированных, заболоченных

земель в федеральных округах Российской Федерации, млн га

Федеральные

округа

Всего земель

из них:

эродированные

дефлированные

заболоченные

по состоянию на 1 января

2011 к 2006 г., %

по состоянию на 1 января

2011 к 2006 г., %

по состоянию на 1 января

2011 к 2006 г., %

2006 г.

2011 г.

2006 г.

2011 г.

2006 г.

2011 г.

Центральный

65,0

8,1

8,4

104

3,3

2,6

79

20,6

20,2

98

Северо-Западный

168,7

1,0

1,7

170

0,2

0,0

0

16,8

16,9

101

Южный

42,1

14,4

6,7

54

23,8

12,6

63

3,2

1,3

50

Северо-Кавказский٭

17,0

1,0

2,4

0,3

Приволжский

103,7

51,8

51,8

100

9,4

9,3

99

10,6

11,4

108

Уральский

181,9

2,2

3,6

164

0,5

0,0

0

18,6

20,0

108

Сибирский

514,5

57,6

56,6

98

232

221

95

117

118

101

Дальневосточный

616,9

1,9

6,2

326

0,6

0,0

0

59,8

55,5

93

Российская Федерация

1709,8

137

136

99

270

248

92

247

244

99

Примечания: 1) для расчетов данных в таблице использованы сведения государственных (национальных) докладов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2005 и 2010 гг. 2) ٭Северо-Кавказский федеральный округ был выделен из состава Южного федерального округа в 2009 г.


Составной частью комплекса средств государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства является система дистанционного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения, совмещенная с наземными обследованиями сельскохозяйственных угодий. Эта система создается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации. На основе данных дистанционного зондирования Земли на территории 60 субъектов Российской Федерации осуществляется мониторинг пашни, находящейся в сельскохозяйственном обороте. Одновременно на основании результатов соответствующих обследований указанным Министерством сформирована постоянно обновляемая многоуровневая база данных плодородия почв. Как видно из табл. 2, практически во всех федеральных округах страны необходимы масштабные агрохимические, мелиоративные, культуртехнические и агротехнологические мероприятия по восстановлению и улучшению плодородия пашни.


Таблица 2 – Данные мониторинга плодородия пашни, используемой организациями, занимающимися сельскохозяйственным производством, по федеральным округам Российской Федерации на 1 января 2011 г., тыс. га

Федеральные

округа

Всего

используемой

пашни

в том числе почвы:

кислые

с низким содержанием

подвижного фосфора

обменного калия

органического вещества

Центральный

22721,5

9060,9

1889,8

2772,8

5182,4

Северо-Западный

2972,7

839,6

197,2

542,5

1151,7

Южный

16640,7

303,7

2649,5

360,1

6702,6

Северо-Кавказский

1520,7

97,7

1501,4

296,7

2275,7

Приволжский

34952,6

9412,5

5146,2

1698,4

7143,3

Уральский

8002,0

2984,4

3360,0

108,7

308,5

Сибирский

22518,6

5873,9

2813,4

1477,9

3036,4

Дальневосточный

2209,0

1592,9

1086,9

180,4

422,8

Российская Федерация

115537,8

30165,6

18644,4

7437,5

26223,4

Примечание: использованы данные Доклада Министерства сельского хозяйства Российской Федерации о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения (М.: ФГБНУ «Росинформагротех»,2011).


В целом методологический аппарат мониторинга земель сельскохозяйственного назначения проработан достаточно глубоко. Его статус закреплен на нормативном уровне. Созданы средства наблюдения (слежения) за землями, адекватные достигаемым целям. Государственные информационные ресурсы о землях сельскохозяйственного назначения и землях, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, являются централизованными ресурсами. Круг пользователей указанной информации довольно широк. Она должна быть доступна федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, сельскохозяйственным товаропроизводителям, а также иным заинтересованным физическим и юридическим лицам.

Информационный фонд государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации включает не только систематизированные в определенном порядке многолетние данные наблюдений за земельными ресурсами в сельском хозяйстве, но и нормативно-справочные материалы, сведенные в статистические регистры и базы данных, обеспеченные комплексом программно-технологических и технических средств для выявления характера и связей изменения состояния земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий.

В настоящее время количество запросов, поступающих как от различных органов, так и от физических и юридических лиц, на предоставление информации о результатах земельного мониторинга, имеет тенденцию роста. Поэтому крайне необходима отлаженная система реализации этого мониторинга, включающая в себя сбор, хранение, обработку и распространение получаемой информации, основанная на применении современных геоинформационных технологий.

Геоинформационную систему, которую условно можно назвать «База данных государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий» (далее – ГИС «Госмонземсельхоз»), целесообразно разрабатывать как иерархически организованную систему сведений о землях в сельском хозяйстве, представляемых на картографической основе. Структуризация всей полученной в процессе мониторинга земель сельскохозяйственного назначения информации может осуществляться в соответствии с основными ее видами, определенными в разделе V Концепции. В частности, к такой информации относятся сведения о границах участков, сельскохозяйственных полигонов, контуров, их площади, состоянии, виде разрешенного и хозяйственного использования, потенциальной продуктивности. ГИС «Госмонземсельхоз» может включать несколько модулей.

Так, следует разработать специальный поисковый модуль, который должен содержать гибкую систему фильтров для отбора определенных заданных сведений, а его геоинформационная составляющая должна отражать данные по результатам земельного мониторинга на кадастровой карте. Такая карта обеспечит просмотр сведений о земельном участке по собственнику, адресу и кадастровому номеру участка. В случае деструктивных изменений почв на земельном участке картографическое отображение соответствующих данных позволит оценить негативную ситуацию в целом.

Формирование отчетного модуля ГИС «Госмонземсельхоз» может значительно повысить эффективность работы по составлению сложных отчетов и отбору статистической информации для экспорта запрашиваемых данных из утвержденных форм отчетности в задаваемые форматы (Excel, Word, PDF).

Значительной проблемой является разработка индикаторов и показателей информационного фонда государственного мониторинга земель в сельском хозяйстве. Распоряжением Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. № 110-р «О системе показателей государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения» определены 16 групп таких показателей. Большинство из групп подразделено на подгруппы. В частности, группа «Показатели плодородия почв» содержит 10 подгрупп. В каждой подгруппе производится группировка информации по классификационным признакам. Например, в подгруппе «Площадь почв с различным содержанием органического вещества в пахотном горизонте» указанной выше группы соответствующие площадные показатели классифицируются по трем признакам: 1) виды угодий, 2) содержание органического вещества в пахотном горизонте (%), 3) мощность гумусового горизонта (см). Что касается территориальной разрезности агрегирования таких показателей, то последние учитываются на четырех уровнях: 1) Российская Федерация, 2) федеральные округа, 3) субъекты Российской Федерации, 4) районы.

В целом, система показателей государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения формируется на основе сведений официальной статистической информации Росстата, Росреестра, Росгидромета, ведомственной отчетности Минсельхоза России и данных, получаемых в результате обследований и наблюдений, проводимых в рамках государственных заданий федеральными государственными бюджетными учреждениями, которые находятся в ведении Минсельхоза России. Информационное взаимодействие между ведомствами осуществляется в границах соответствующих утвержденных соглашений, в которых устанавливается порядок и сроки представления информации для создания информационного фонда данных при ведении государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения.



Назад в раздел