Вид публикации: Статья
Год: 2011
Издательство: Материалы Международной научно-практической конференции "Глобализация и аграрная экономика России: тенденции, возможные стратегии и риски" (Никоновские чтения-2011)
Целевое назначение: Научное
Автор(ы): Лазарев А.В.
Статус: завершенный
Наименование: Специфика аграрного кризиса в регионах России
PDF-файл: http://www.viapi.ru/download/2015/31320.pdf


А.В. Лазарев, к.э.н., доц., ведущий науч. сотр. Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А.Никонова


В результате аграрного кризиса 90-х гг. значительно изменилась территориальная организация сельскохозяйственного производства. Закономерностью аграрного кризиса является перемещение производства в более благоприятные для сельскохозяйственного производства районы Центральное Черноземье, равнинный северный Кавказ, Поволжье, Юг Урала и Западной Сибири, а также усилилась роль пригородов в сельскохозяйственном производстве. Центральный, Приволжский и Южный федеральный округ являются крупнейшими производителями сельскохозяйственной продукции в России, и производят в совокупности 70% всей продукции сельского хозяйства. При этом доля этих округов в сельскохозяйственном производстве по сравнению с 1990 г выросла на 3%, за счёт Южного федерального округа (ЮФО). Доля ЮФО вышедшего в 2010 г. на второе место выросла с 19 до 22,3%. Наиболее существенно, по сравнению с 1990 г., сократилось производство в Дальневосточном и Сибирском федеральном округах. За счёт значительного (более чем на одну треть) сокращения площади сельскохозяйственных угодий и пашни. Спад сельскохозяйственного производства был характерен для всех регионов России.

Вместе с тем спад был неравномерен. Республики Башкортостан, Татарстан, Удмуртия, Белгородская область, Алтайский край, Липецкая, Курская, Орловская, Пензенская Тамбовская, Воронежская, Челябинская, Тюменская, Омская, Новосибирская, Иркутская области, Республики Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкарская республика, при падении производства в 90-е гг. от 20 до 50%, превысили к 2010 г. докризисный уровень 1990 г. В других областях, например, практически во всех областях Дальнего Востока (Магаданская, Читинская, Камчатская, Сахалинская области, Чукотский автономный округ), сельскохозяйственное производство сократилось втрое и до сих пор более чем в 2 раза ниже докризисного уровня 1990 г.

Исследование специфики аграрного кризиса в регионах России нацелено на анализ факторов, влияющих на территориальное разделение труда в сельском хозяйстве. Поэтому необходим анализ причин влияющих на процесс территориального разделения труда, рыночных факторов и госрегулирования, а также реакции различных категорий хозяйств (СХО, КФХ, ЛПХ) на указанные факторы. Рыночные сигналы оказывают на территориальное разделение труда в сельском хозяйстве гораздо большее влияние, чем государственное регулирование аграрного сектора. Несмотря на значительную государственную поддержку сельскохозяйственных организаций (в последнее десятилетие), производство сельскохозяйственной продукции в СХО в сопоставимых ценах за период с 1990 по 2011 г. сократилось почти вдвое. Если за 2008–2009 гг. производство выросло на 11%, то в 2010 г. под воздействием жестокой засухи, в которой пострадало 43 региона России, сельскохозяйственное производство сократилось на 11%. Спад поразил все регионы России. Только в Белгородской области объём сельскохозяйственного производства в СХО превысил уровень 1990 г. В десяти регионах России (Республики Татарстан, Мордовия, Удмуртия, Краснодарский и Ставропольский края, Ленинградская, Кировская, Вологодская, Новосибирская, Липецкая области) спад производства в СХО составил менее трети. Более чем в 5 раз сократилось производство в СХО Архангельской, Астраханской областей, Еврейской автономной области, Камчатской, Магаданской областей, Забайкальском автономном округе, Сахалинской области, в республиках Бурятия, Тыва, Хакассия, Саха-Якутия.

Именно за счёт роста продукции в ЛПХ регионы с семейной аграрной структурой, Республика Дагестан, Республика Северная Осетия-Алания, Республика Ингушетия, Кабардино-балкарская республика, Республика Алтай и Алтайский край, и ряд других регионов обеспечили рост сельскохозяйственного производства в целом.

Если в СХО объём прямых субсидий на рубль товарной продукции превысил 10 коп., то в ЛПХ 0,3 коп. Хозяйствам населения производящим, более 80% картофеля и овощей, почти 50% продукции животноводства, не сокративших как СХО производство втрое, а увеличивших производство молока, мяса, яиц, картофеля и овощей поддержка практически не оказывалась, но объём сельскохозяйственного производства в ЛПХ России вырос с 1990 по 2009 г. на 40%.

Свидетельством усиления влияния рыночных сигналов на территориальную структуру является также концентрация сельскохозяйственного производства вокруг городов. Тенденция сдвига производства в пригородную зону, особенно крупнейших городов России, ярко выражено проявилась в условиях кризиса 90-х гг. ХХ века.


Таблица 1 – Группировка субъектов РФ по динамике сельскохозяйственного производства с 1990 по 2009 г. в хозяйствах всех категорий

Спад сельскохозяйственного производства в хозяйствах всех категорий с 1990 по 2009 г.

Субъект РФ

0–10%

Республики Алтай, Мордовия, Свердловская область, Карачаево-Черкесская республика, Красноярский, Краснодарский края, Саратовская, Томская области

10–20%

Республика Чувашия, Кемеровская, Волгоградская, Брянская области, Республики Адыгея, Марий-Эл, Астраханская, Владимирская, Костромская, Нижегородская, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Самарская области, Ставропольский край, Ярославская область

20–30%

Амурская, Ульяновская, Новгородская, Калининградская области, Приморский край, Республика Саха-Якутия, Ростовская, Вологодская, Калужская, Ленинградская, Московская области, Пермский край, Республика Коми

30–40%

Ивановская область, Республика Бурятия, Хабаровский край

40–50%

Архангельская, Еврейская автономная область, Кировская, Курганская, Республики Тыва, Хакассия, Калмыкия, Смоленская, Тверская области

50–60%

Камчатская, Мурманская, Псковская области, Республика Карелия, Читинская область

60-80%

Сахалинская область

80-90%

Магаданская область, Чукотский автономный округ

Рост производства с 1990 по 2009 г.

0–10%

Республики Алтай, Удмуртия, Кабардино-Балкарская республика, Воронежская, Рязанская, Иркутская, Челябинская, Омская, Курская, Орловская, Пензенская области, Новосибирская области

10–20%

Алтайский край, Республика Башкортостан, Тюменская область

20–40%

Липецкая, Тамбовская области, Республики Дагестан, Ингушетия, Татарстан

40–60%

Республика Северная Осетия-Алания

60–80%

Белгородская область


Таблица 2Группировка субъектов РФ по спаду сельскохозяйственного производства в сельскохозяйственных организациях

Спад сельскохозяйственного производства в СХО с 1990 по 2007 г.

Субъект РФ

0–20%

Кировская, Липецкая области

20–30%

Республика Татарстан, Вологодская области, Краснодарский край, Ленинградская область, Республика Удмуртия

30–40%

Новосибирская область, Республика Мордовия, Свердловская область, Ставропольский край, Томская, Тульская, Тюменская области

40–50%

Владимирская, Костромская области, Красноярский край, Курская, Московская, Омская, Пензенская, Республика Башкортостан, Ростовская, Ярославская области

50–60%

Алтайский Край, Воронежская, Орловская области, Пермский, Приморский края, Республика Марий-Эл, Рязанская, Самарская, Тамбовская, Челябинская области, Чукотский автономный округ

60–70%

Амурская, Ивановская, Иркутская, Калининградская, Калужская области, Карачаево-Черкесская Республика, Кемеровская, Курганская, Мурманская, Нижегородская, Новгородская, Оренбургская области, Республики Адыгея, Коми, Северная Осетия-Алания, Саратовская, Смоленская, Тверская, Ульяновская области, Хабаровский край, Чувашская Республика

70–80%

Архангельская, Брянская области, Кабардино-Балкарская республика, Камчатская, Псковская области, Республика Алтай, Ингушетия, Калмыкия, Карелия, Хакассия

80–90%

Астраханская область, Еврейская автономная область, Магаданская область, Республика Бурятия, Дагестан, Саха-Якутия, Тыва, Читинская область


Таблица 3Группировка субъектов РФ по динамике производства в хозяйствах населения с 1990 по 2009 г.

Рост производства в хозяйствах населения с 1990 по 2009 г.

Субъект РФ

0–20%

Амурская, Калининградская, Кировская, Калужская, Томская, Ульяновская, Смоленская области, Республика Мордовия, Калмыкия, Ставропольский край

20–40%

Архангельская, Кемеровская, Курганская, Ивановская, Камчатская, Ленинградская, Ростовская, Тульская, Ярославская области, Забайкальский автономный округ, Нижегородская область, Краснодарский, Красноярский края, Республика Удмуртия, Чувашия, Марий-Эл, Адыгея, Тыва, Хакассия

40–60%

Алтайский край, Карачаево-Черкесская республика, Республика Алтай, Белгородская, Владимирская, Ивановская, Костромская, Курская, Новгородская, Новосибирская, Орловская, Пензенская области, Приморский край, Республика Ингушетия, Коми

60–80%

Иркутская, Рязанская, Астраханская, Самарская, Свердловская, Тамбовская, Челябинская, Иркутская области, Хабаровский край

80–100%

Омская, Московская, Липецкая области, Республика Татарстан, Еврейская автономная область, Республика Саха-Якутия

100–150%

Волгоградская, Саратовская области, Республика Башкортостан, Воронежская область, Кабардино-Балкарская республика, Оренбургская область, Республика Бурятия, Дагестан, Тюменская область, Республика Северная Осетия-Алания

Спад производства в хозяйствах населения с 1990 по 2009 г.

0–20%

Тверская, Вологодская, Мурманская область, Пермский край, Республика Карелия, Сахалинская область

20–70%

Чукотский автономный округ, Магаданская, Псковская области


Во многом именно благодаря фактору крупного города, список крупнейших регионов производителей сельскохозяйственной продукции совпадает с крупнейшими городами России. Концентрация производства в благоприятных по природным условиям районах и развитие пригородного сельского хозяйства являются закономерностью развития российского сельского хозяйства (в условиях слабой заселённости территории и общей отсталости производства). Рука рынка сама выбирает эффективные сельскохозяйственные предприятия способные к развитию и вполне объективно, что эти предприятия находятся в более лучших социально-экономических условиях, позволяющих производить продукцию с наименьшими издержками. Территориальные различия сложились вопреки основным объявленным задачам хозяйственной политики государства направленным на выравнивание условий в регионах и поддержку крупных СХО. Введение в 1990-х гг. элементов рыночного хозяйства лишь воспроизвело существенные различия на новом уровне. Постепенное оживление сельскохозяйственного производства после 1998 г. в первую очередь коснулось регионов благоприятных для развития сельского хозяйства (ЮФО, ПФО) и районы, относящиеся к пригородной зоне. Кризис, по сути, привёл реальную деятельность хозяйств и регионов в соответствие с их возможностями. Тогда как в прежние годы их искусственно, дотациями, подталкивали к распашке площадей и содержанию скота свыше тех масштабов, при которых они способны обеспечить приличную продуктивность. В Белгородской области и Республике Татарстан и ряде других регионов значительное субсидирование, кредитование и сейчас способствует тому, что эффективность минимальна, а производство в этих регионах без субсидий убыточно. Государственное регулирование должно идти вслед за рыночными сигналами обеспечивать равные возможности для всех территорий и всех форм хозяйствования. 



Назад в раздел