|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
А.С. Строков, асп., науч. сотр. Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А. НиконоваЦель статьи – дать характеристику аграрной политике России на рынке картофеля и овощей в период 2000–2010 гг. и предложить некоторые направления развития господдержки картофелеовощеводческого сектора на перспективу до 2020 г., с учетом возможного вступления России в ВТО. Будут проанализированы основные методы поддержки производителей картофеля и овощей и их эффективность, а также указаны некоторые особенности региональных программ по развитию картофелеводства. В последние 10 лет в России поддержка сельхозпроизводителей всех направлений и общие меры поддержки увеличились в 25 и 6 раз соответственно в абсолютном выражении (табл. 1). Особенно значительные суммы выделялись сельхозпроизводителям в 2008 г. и 2009 г. – около 12 млрд долл. ежегодно так называемой «прямой» поддержки (т.е. субсидии, идущие напрямую сельхозпроизводителям). За отчетный период увеличился и относительный показатель «прямой» поддержки сельхозпроизводителей к стоимости продукции сельского хозяйства: с 2 до 16%. Общие меры поддержки («косвенная» поддержка) увеличивались не так значительно как «прямая» поддержка, однако, в период 2006–2009 гг. достигли 4-5% или 2-4 млрд долл. ежегодно. К «косвенной» поддержке относятся затраты государства на научные и прикладные исследования, сельскохозяйственное образование, госинспекцию, инфраструктуру, маркетинг и продвижение товара и прочее.
Таблица 1 – Господдержка всего сельского хозяйства в РФ
Источник: ВИАПИ им. А.А. Никонова
Картофелеводство и овощеводство не являются приоритетными направлениями развития аграрной политики РФ. Об этом можно судить по показателю доли субсидий, выделяемых сельскохозяйственным организациям на выращивание картофеля и овощей открытого грунта (рис. 1). За период 2000–2008 гг. этот показатель снизился с 1,4 до 0,05%. Рисунок 1– Доля субсидий на картофель и овощи в поддержке сельхозпроизводителей (%) Источник: Росстат.
Оценить эффект от субсидий на картофель и овощи, выделяемых государством сельскохозяйственным организациям, можно с помощью традиционных статистических методов. Сделана попытка оценить влияние субсидий на картофель на производство этого вида продукции с помощью коэффициента корреляции по регионам России. Были отобраны 57 регионов РФ, где производят картофель в СХО и где выдавались государством субсидии на выращивание именно этой сельскохозяйственной культуры в период 2006–2008 гг. Рассчитывалось 2 коэффициента корреляции: между количеством выданных субсидий и разностью между производством картофеля в СХО в 2008 г и 2006 г. (0,28); между количеством выданных субсидий и производством картофеля в СХО в 2008 г. (0,74). Коэффициент 0,28 говорит о том, что влияние субсидий на рост производства картофеля среди данных регионов весьма мал. Коэффициент 0,74 можно интерпретировать следующим образом: субсидии выдаются тем регионам, где производство картофеля в СХО и так довольно значительно. Аналогичная процедура была проделана и по оценке эффективности от субсидий на овощи открытого грунта. Только здесь было выбрано 62 региона. Коэффициенты корреляции здесь получились незначительными в обоих случаях. Между субсидиями и производством в 2008 г коэффициент корреляции равен 0,29, а между субсидиями и разностью производства овощей открытого грунта в СХО между 2008 г. и 2006 г. равен 0. В начале 2011 г. Россия стала близка к вступлению в ВТО [1], что вынудит страну принять ряд обязательств, которые могут отразиться на сельском хозяйстве и овощеводстве в частности. Для развитых стран, вступивших в ВТО, «прямая» поддержка сельского хозяйства не должна превышать 5% от стоимости продукции, для развивающихся стран – не должна превышать 10% от стоимости продукции. «Россия предлагает сохранить для себя возможность поддерживать этот сектор в объеме 9 млрд. долларов ежегодно до 2012 г. с последующим снижением до 4–4,5 млрд долл. в течение 5–7 лет» [2]. Из табл. 1 было видно, что только в 2008 и 2009 гг. «прямая» поддержка превышала 9 млрд долл., а в другие года была меньше. Таким образом, Россия отстаивает для себя приемлемые условия для господдержки сельского хозяйства в условиях ВТО. При вступлении в ВТО России придется отказаться от импортных квот и тарифов. В период 2000–2009 гг. в России действовали 5–10% импортные пошлины на некоторые виды овощей, например, капусту и картофель. Чтобы стимулировать импорт, от пошлин пришлось отказаться в период 2010–2011 гг., так как нехватка этих видов овощей из-за засухи привела к росту потребительских цен. При хорошем урожае 2011 г. на рынок поступит дешевая качественная отечественная продукция, которая заменит импортные овощи. В перспективе до 2020 г. Россия вряд ли откажется от импорта, поскольку в России увеличивается городское население, а торговым сетям в городах удобнее работать с крупными импортными поставками, а не ездить по деревням, собирая мелкие партии овощей в хозяйствах населения. Продолжится и импорт семян, особенно картофеля, ввиду нехватки отечественных сортов. По правилам ВТО страна может сохранять «косвенные» меры поддержки, не ограниченные никакими значениями в абсолютных или относительных единицах [3]. Для овощеводства это может выражаться в поддержке научных исследований по внедрению инноваций, в частности улучшению состояния семеноводства, строительстве картофелеовощехранилищ. Последнее является актуальным, поскольку есть исторические примеры, например, в Индии в период после 1995 г. [4], когда страна не могла наращивать экспорт картофеля из-за нехватки площадей складских помещений и хранилищ в деревнях и портах, что препятствовало передвижению товара по стране и за рубеж [5]. Кроме того, при вступлении в ВТО правительство России имеет право расходовать средства на контроль за болезнями растений и животных и мер по предотвращению их распространения, продовольственную безопасность, а также помогать фермерам реструктуризировать сельхоздеятельность в пользу других видов занятости, стимулировать сохранение природного ландшафта и сельских территорий. В некоторых регионах России уже действуют программы по развитию картофелеводства, где наряду с «прямыми» методами активно используются «косвенные» меры господдержки. Проанализируем некоторые из них, которые могут служить примером для других субъектов Федерации. Продолжает функционировать областная целевая программа «Возрождение и развитие картофелеводства в Брянской области в 2008–2012 гг.», нацеленная на увеличение производства товарного картофеля в сельскохозяйственных предприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйств. Задачи программы: сохранение системы первичного семеноводства картофеля, обеспечение сельхозтоваропроизводителей области высококачественным посадочным материалом, расширение производства элитного семенного и товарного картофеля. В перечень основных мероприятий входят: закупка исходных оздоровленных микрорастений, выполнение работ по фитопатологическому грунтовому контролю образцов суперэлиты, закупка торфогрунта, закупка лабораторного оборудования, закупка минеральных удобрений, закупка средств защиты растений; субсидии сельхозтоваропроизводителям, приобретающим элитные семена картофеля; субсидии сельхозтоваропроизводителям, реализовавшим картофель юридическим лицам Брянской области. На выполнение мероприятий программы в 2008–2012 гг. требуется 179 млн руб. из бюджета Брянской области. В конечном счете, авторы программы ожидают следующие результаты: увеличение производства товарного картофеля в сельскохозяйственных предприятиях с 95 до 174 тыс. т; расширение элитных посевов картофеля с 400 до 620 га; повышение урожайности товарного картофеля в сельскохозяйственных предприятиях с 200 до 236 ц/га; увеличение объемов производства семенного картофеля с 9 до 15 тыс. т. Отметим, что в Брянской области еще до реализации указанных мероприятий активно развивался крупнотоварное производство картофеля. Доля СХО в валовых сборах этой культуры в регионе выросла с 7 до 24%. Начинает реализовываться областная долгосрочная целевая программа «Развитие картофелеводства в Новгородской области на 2011–2015 годы». Программа принята для увеличения использования пашни и развития сельских территорий за счет развития производства картофеля. Задачи стоят следующие: создание условий для увеличения производства картофеля сельскохозяйственными товаропроизводителями области; увеличение доли сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств в общем объеме производства картофеля; расширение сортового ассортимента и качества семенного картофеля на территории области; создание условий для реализации картофеля внутри области и в другие регионы Российской Федерации; увеличение посевных площадей картофеля за счет введения в хозяйственный оборот ранее неиспользуемой пашни. На реализацию программы в Новгородской области выделяется 270 млн руб. из областного бюджета и 1 млрд руб. из внебюджетных источников. Средства выделяются на реализацию следующих основных мероприятий: – техническая и технологическая модернизация отрасли картофелеводства, строительство современных типовых картофелехранилищ, завода по переработке и хранению картофеля; - субсидирование сельскохозяйственным товаропроизводителям области (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) части затрат на приобретение семян картофеля и сельскохозяйственной техники и оборудования для производства картофеля; - приобретение элитных семян картофеля; - проведение научно-исследовательских работ, направленных на совершенствование технологий первичного семеноводства картофеля; - организация участия сельскохозяйственных товаропроизводителей - области в сельскохозяйственных ярмарках; - содействие в организации проведения для граждан, ведущих личные подсобные хозяйства, централизованного закупа картофеля; - организация работы по проведению конференций, семинаров, «круглых столов, стажировок, в том числе зарубежных, в целях приобретения опыта работы по вопросам внедрения инноваций, современных технологий производства и реализации картофеля. Ожидается, что к концу действия программы будут следующие результаты: увеличение производства картофеля сельскохозяйственными товаропроизводителями области с 215 тыс. т в 2010 г. до 500 тыс. т в 2015 г.; увеличение доли сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств в производстве картофеля до 55% в 2015 г.; увеличение посевных площадей картофеля за счет введения в хозяйственный оборот ранее неиспользуемой пашни до 30% в 2015 г. Таким образом, поддержка производителей картофеля и овощей носит «выборочный» характер и занимает второстепенное значение в аграрной политике России, несмотря на то, что картофель и овощи составляют 25–30% от всей потребляемой нашими гражданами пищи. Однако, в некоторых регионах проводятся программы по развитию крупнотоварного производства высококачественной продукции. На примере Брянской и Новгородской областей продемонстрированы эффективные меры «прямой» и «косвенной» поддержки производителей картофеля, включающие строительство хранилищ, перерабатывающих мощностей, субсидирование затрат на новую технику и приобретение элитных семян, поддержка научных исследований в области семеноводства и районирования. [1] «Россия может завершить переговоры по вступлению в ВТО в апреле», 18 янв. 2011 г. – http://www.vedomosti.ru/ politics/news/1190641/rf_mozhet_zavershit_peregovory_po_vstupleniyu_v_vto_v_aprele. [2] Там же. [3] См. сайт ВТО http://www.wto.org/english/thewto_e/whatis_ e/tif_e/agrm3_e.htm. [4] 1995 г. – Год вступления Индии в ВТО. [5] Kumar N.R., Singh B.P., Khurana S.M.Р., Pandey N.K. Impact of WTO on Potato Export from India // Agricultural Economics Research Review Volume 18, Number 2 – 2005. – July-December. – С. 291–304. http://ageconsearch.umn.edu/ handle/58478. Назад в раздел |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|