|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В.А. Давыдова, асп. Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А.Никонова
Земельные ресурсы являются главным средством производства в сельском хозяйстве. Российская Федерация занимает первое место в мире по площадям земель и находится в числе лидирующих стран по площади пашни, однако на сегодняшний день происходит процесс выведения ее из оборота. Согласно официальным источникам в настоящее время выведено из оборота и не используется от 30 до 40 млн га пашни. Так, с 1990 по 2008 г. сокращение площади земель, используемых под пашню, составило более 11 млн га, в результате чего происходило увеличение площадей, занимаемых сенокосами, пастбищами и залежами (табл. 1). В период с 1990 по 2008 г. площадь пашни снизилась практически на 10%, хотя в 2008 г. имело место ее увеличение на 75 тыс. га. Выведение пашни в таких масштабах может привести к снижению площади пахотных земель на душу населения и, как следствие, валового сбора сельскохозяйственной продукции. Например, валовой сбор зерновых характеризовался следующей динамикой: в 1990 г. – 117 млн т., а в 2004 г. –78 млн т. В настоящее время использование земельно-ресурсного потенциала России, особенно пашни, находится в кризисном состоянии. Имея 10% продуктивных земель мира, доля России в производстве сельскохозяйственной продукции составляет всего лишь около 2% [1]. С глобализацией мировой экономики возросла угроза продовольственной безопасности страны, обострился вопрос о поддержке государством аграрного сектора. В мировой практике принято считать, что продовольственная безопасность страны обеспечена, когда импорт товаров не превышает 25–30% внутреннего потребления. В России же он занимает 40%, а в ряде городов до 70% продовольственного рынка. Таблица 1.
Главная роль в повышении эффективности использования пашни и как следствие увеличение валового сбора продукции в сложившейся суровой реальности принадлежит государству, которое должно, во-первых, провести модернизацию системы управления земельными ресурсами. Необходимо разрабатывать и осуществлять целевые программы по сохранению пашни, недопущению ее необосновонного сокращения и нецелевого использования. И здесь опыт развитых стран не может не представлять определенного интереса. Все мероприятия, способствующие более полному и эффективному использованию главного средства производства в сельском хозяйстве – земли, можно объединить в следующие группы: - включение в производственное использование каждого гектара закрепленной за хозяйством земли; нельзя допускать, чтобы она выпадала из хозяйственного оборота. - повышение и сохранение экономического плодородия почв, охрана почв; - рациональное использование пашни: применение наиболее урожайных сортов, улучшение семеноводства, совершенствование схем размещения растений, соблюдение оптимальных сроков проведения сельскохозяйственных работ и выполнение их с высоким качеством, борьба с болезнями растений, вредителями и сорняками; - совершенствование структуры посевных площадей с учетом конъюнктуры рынка, углубление специализации, применение прогрессивных форм организации и оплаты труда, совершенствование форм хозяйствования и др. Вышеназванные мероприятия невозможны без высокого уровня государственной поддержки. В Евросоюзе на 1 га пашни ежегодно выделяется до 400 долл., а в России – 9 долл., т.е. почти в 40 раз меньше. В США прямая государственная поддержка меньше, чем в Евросоюзе, но она в 15–17 раз больше, чем в России [6]. Эффективное использование пашни и земельных ресурсов в целом невозможно без рациональной организации территории сельскохозяйственного предприятия. С этой целью в хозяйствах необходимо разрабатывать проект землеустройствас детальным организационно-хозяйственным и агроэкономическим обоснованием. Важной составной частью проекта землеустройства является устройство территории пашни.Главный ее элемент – организация севооборотов. Она осуществляется с учетом конъюнктуры рынка, объема производства продукции, специализации предприятия, качественного состояния земель. Севооборот за счет рационального чередования культур во времени и по территории хозяйства позволяет наиболее полно и эффективно использовать пахотные земли. В случае более активного вступления Росси в процесс глобализации и вступление в ВТО без модернизации системы управления земельными ресурсами и усиления поддержки государства сохраняется риск не выдержать конкуренции с сельским хозяйством таких стран как Австралия, Аргентина, Бразилия, США и стран членов ЕС, обладающих значительными сравнительными преимуществами. Одной из главных задач политики государства должно являться сохранение сельскохозяйственных земель как природного ресурса, сохранение пашни, улучшение ее плодородия, увеличение производства продовольствия, устойчивое развитие сельских территорий.
Источники 1. Агроэкологическое состояние и перспективы использования земель России, выбывших из активного сельскохозяйственного оборота / Под редакцией акад. Г. А.Романенко. – М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2008. – 64 с. 2. Доклад о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения. – М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2010. – 100 с. 3. Плетнев П.А. Новые проблемы мирового сельского хозяйства. // Крестьянские ведомости. – 2007. – № 10. 4. Сергеев Д.В. Институциональные особенности сельского хозяйства в постперестроечной России. – М., 2003. – 112 с. 5. Сидоренко В., Попов И. Аграрный сектор России в глобальной экономике // Международный сельскохозяйственный журнал – 2007. – № 6. 6. Шустова Е. В. Актуальные аспекты государственной поддержки аграрного сектора в условиях глобализации экономики // Экономические науки, 2008. – № 1. Назад в раздел |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|