|
|
Н.Е. Евдокимова, науч. сотр. Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова
При анализе аграрной политики на зерновых рынках, применяемой на практике за рубежом, большинство авторов делает акцент на подробном рассмотрении опыта США и ЕС. Несмотря на то, что США и ЕС прочно занимают лидирующие позиции в экспорте пшеницы, интересно оценить варианты государственной политики на рынках зерна в таких странах, как Канада, Аргентина, Бразилия. В экономиках этих стран экспорт зерна традиционно играет важную роль, и правительства выработали свои комплексы мер по поддержке производства зерна. Со времени образования независимого государства в 1867 г. сельское хозяйство Канады имело огромные территории для освоения и ориентированный на экспорт сбыт готовой продукции. Государственная политика в сельском хозяйстве из-за этих особенностей изначально была направлена на контролируемое освоение особенно западных территорий и обеспечение сельскохозяйственной продукцией не только населения страны, но и торговых партнеров и военных союзников. В настоящее время фермеры продают зерно в рамках квот и по так называемым стартовым ценам, публикуемых правительством до того, как начнется сбор урожая зерновых. Цены и квоты определяются расчетным путем, исходя из прогнозов ситуации на рынках. Финансовые расчеты происходят после реализации продукции, как внутри страны, так и за ее пределами. В случае, когда полученная сумма будет больше оплаты по стартовым ценам (естественно, учитывая административные, транспортные и прочие издержки), фермеры получают эту разницу. В противоположной ситуации Канадский пшеничный комитет покрывает разницу за счет займов, полученных под низкий процент под гарантии правительства. В Канаде до сих пор полагают, что выделение квот на поставку зерна, является эффективным методом регулирования: – это один из базисов системы управления объемами и структурой ведения зернового хозяйства; – основа стабильных доходов производителей почти без государственного финансирования; – сложившаяся система почти полностью защищена от возможных финансовых рисков. В 1944 г. был сформирован Совет по поддержке сельскохозяйственных цен. Его основными функциями были: определение и публикация цен продажи и закупки зерна, а так же выплата фермерам сумм несоответствия между рыночной и установленной ценами. В том же году был принят Закон о кредитах для совершенствования фермерских хозяйств. Он сделал доступной для каждого фермера банковской системы краткосрочного и среднесрочного кредитования. В итоге, война выработала систему поддержки фермерских доходов и систему упрощенного доступа для фермеров к банковским и государственным финансовым средствам. Обеспечение выполнения цели стабилизации фермерских доходов государство «подстраховало» в 1959 г. принятием Закона о страховании урожаев. В 60-х гг. социально-экономические проблемы в сельском хозяйстве страны достигли критического уровня. Особенно резкими стали различия в уровнях жизни в городах и в сельских местностях, сильно упали доходы фермеров. Основной политической реакцией и путем решения проблемы стала организация Фонда сельского экономического развития (1965 г.). Вышеперечисленные проблемы, а также нестабильность агропродовольственных рынков заставило правительство усовершенствовать программы устойчивого развития. К середине 1990-х гг. бюджетные ограничения и новые международные торговые правила вызвали существенную реформу аграрной политики. В связи с ухудшающейся финансовой ситуацией из-за высокого бюджетного дефицита федеральное правительство предприняло попытку изменить программы стабилизации доходов фермеров и предложило, чтобы провинциальные правительства и сами производители принимали участие в долевом финансировании программ. В 1991 г. был принят Закон по защите фермерских доходов, регламентирующий взаимоотношения между федеральным и провинциальными правительствами в части реализации программ поддержки доходов фермеров. Эти программы были разработаны таким образом, чтобы не оказывать искажающего воздействия на рынок, быть равноценными для различных видов продукции и регионов, сочетаться с международными обязательствами Канады. Федеральные и провинциальные расходы на программы делились в соотношении 60% и 40% соответственно. Поддержка стабильных доходов фермеров, регулирование агропродовольственных рынков, законодательно установленные государственные субсидии на транспортировку и хранение зерна – вот три опорных пункта государственной политики на зерновом рынке Канады на современном этапе. Экономика Аргентины исторически складывалась, как ориентированная на экспорт. Железнодорожная сеть была создана к середине прошлого века и обслуживает, в том числе и доставку зерна к основному порту страны Буэнос-Айросу. В стране существует развитая кредитная и страховая системы услуг. Производители сельскохозяйственной продукции не получают практически никаких субсидий от государства, но в каждом регионе существуют исследовательские станции по местному районированию новых сортов и обучению и развитию новых агротехнических знаний. Обучение стандартным программам бесплатное, но фермеры могут получать и платное обучение, платные вызовы специалистов и разработку конкретных агротехнических проектов. Зерновое хозяйство Аргентины ориентировано на использование новых генно-модифицированных сортов, в том числе и зерновых культур, которые уже составляют большую часть сельскохозяйственной продукции. По зерновым культурам важной характеристикой политики государства является поддержание постоянно высоких экспортных тарифов. Важной особенностью производства пшеницы в Аргентине является получение двух урожаев в год на одной посевной площади: собственно пшеницы и сои. Зерновое хозяйство Бразилии характерно тем, что не менее 50% цены на экспортное зерно составляют транспортные издержки. Это вызвано тем, что основные зернопроизводящие районы страны находятся в области плато в центре и на востоке, а экспортные морские терминалы на западе. Бразилия – один из ведущих экспортеров зерна, за год с одной и той же площади получают два урожая: пшеницы и сои. Система кредитования в Бразилии стала основой поддержки производства зерна. По закону банки должны хранить 25% депозитных средств в Центробанке в качестве минимальных резервных требований. Но у них есть альтернатива. Они могут не держать средства на «замороженных» депозитах в Центробанке, а предоставлять их по фиксированной процентной ставке фермерам, которая ниже среднерыночной, но всё же предпочтительнее. Другой источник кредитования – государственный банк «Банко до Бразил». Он выдает кредиты фермерам по процентной ставке, утверждаемой федеральным правительством. Правительство, в свою очередь, компенсирует банку разницу между этой ставкой и текущей рыночной. В качестве поддержки используется также механизм закупок зерна федеральным правительством по минимальной гарантированной цене. В качестве альтернативы государственным закупкам, в случае, если рыночная цена ниже минимальной гарантированной цены используется механизм специальной премии, которая представляет собой разницу между минимальной гарантированной ценой и рыночной ценой. Государство в лице «Национальной компании по продовольственному обеспечению» предлагает премию на публичных аукционах. Использование данного механизма выгоден для всех участвующих сторон: продавец поставляет зерно по минимальной гарантированной цене, покупатель приобретает товар по рыночной цене, а государство, осуществляя компенсацию покупателю через премию, избавляется от обязанности закупки товара и пополнения госзапасов. Уровень тарифной защиты импорта на достаточно низком уровне. Экспорт зерна в Бразилии не субсидируется. Итак, исходя из опыта регулирования рынка зерна рассмотренных выше стран, следует что: – государственная политика в этой сфере опирается на существенное бюджетное финансирование; – государственные органы стремятся повысить эффективность механизмов передачи этих средств производителям, отдавая предпочтение экономическим методам, которые имеют тенденцию к усложнению; – большое значение имеет механизм госдарственных закупок зерна государством (или уполномоченной компанией, или торгово-закупочным кооперативом, поддерживаемым государством) по заранее установленным ценам при заранее определенных законодательством условиях; – эти закупки получили широкое распространение по всему миру и имеют различную эффективность и конкретные правила проведения; – часто закупленное зерно экспортируется, чем поддерживается конкурентоспособность государства на мировых рынках и зарабатываются средства на будущую поддержку производителей зерна. Назад в раздел |
|
|