Вид публикации: Статья
Год: 2011
Издательство: Материалы Международной научно-практической конференции "Глобализация и аграрная экономика России: тенденции, возможные стратегии и риски" (Никоновские чтения-2011)
Целевое назначение: Научное
Автор(ы): Корбут Л.С.
Статус: завершенный
Наименование: СИСТЕМА СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА РАЗВИТИЕМ СЕЛЬСКИХ РАЙОНОВ – СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ И СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ СТРАН ЕС
PDF-файл: http://www.viapi.ru/download/2015/31290.pdf


Л.С. Корбут, к.э.н., ведущий науч. сотр. Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова


Аграрная и общеэкономическая политика ЕС все в большей степени включает в себя политику сельского развития. Национальные системы статистического наблюдения за развитием сельских районов (территорий) имеют целью непрерывный мониторинг программ сельского развития в отдельных странах сообщества и соответствующие требования к отчетности, поскольку меры поддержки развития сельских районов определяются на базе общепринятых специфических показателей – стандартов ЕС. Результаты сопоставляются с целями (целевыми показателями), заявленными в национальных стратегиях развития.

Следует отметить, что в методологических подходах к анализу тенденций сельского развития в материалах ЕС нет четкого определения понятий «сельская местность» и «сельское развитие». Соответственно, формирование национальных программ развития сельских районов (территорий) определяется целями социально-экономической и аграрной политики того или иного государства.

Цели программ варьируются от традиционных – снижение уровня безработицы, модернизация сельского хозяйства, сокращение сельской бедности, до отражающих современный этап социально-экономического развития села, а именно: стимулирование развития малого и среднего бизнеса, поддержка органического земледелия, решение гендерных вопросов и пр. В странах с более высоким уровнем благосостояния сельского населения (например, Австрия, Германия) второй набор целей имеет большую значимость. Страны же Центральной Европы и Балтии, преследуя эти цели, приоритетными считают решение проблемы сельской безработицы, предотвращение деградации сельскохозяйственных земель и развитие сельской инфраструктуры.

Статистические исследования по проблемам сельского развития, организуемые ЕС, имеют целью получение сведений о территориальной дифференциации, многофункциональности сельского хозяйства, о более глубоких демографических характеристиках сельского населения и источниках доходов сельских домохозяйств.

В отчете ЕС «Предложения по показателям сельского хозяйства и окружающей среды» (PAIS), посвященном развитию села, содержатся рекомендации по составлению перечня социальных и экономических статистических показателей, которые целесообразно использовать для оценки изменений в сельских районах стран, входящих в ЕС. Информация о показателях, анализируемых в рамках PAIS, была получена различными способами и из разных источников (как на уровне правительств стран–членов, так и от научно-исследовательских организаций). Результатом стало представление информации более чем по 500 показателям,а также описание национальных подходов к выбору показателей развития села в отдельных странах-членах ЕС.

После проведения оценки этих показателей (сгруппированных по тематическому принципу) посредством стандартных критериев: надежность, аналитическая обоснованность, сопоставимость, возможность применения в качестве базисных величин для получения относительных, удельных показателей и т.д., было выбрано 55 статистических показателей. Использование этих показателей было признано «надежным методом»получения сведений для нужд органов управления, формирующих и реализующих политику развития сельских регионов ЕС (на наднациональном уровне). Показатели были сгруппированы по рубрикам, приведенным ниже.

1. Население и миграция – демографическая структура. В материалах ЕС подчеркивается, что развитие той или иной сельской территории зависит прежде всего от структуры экономики и концентрации и/или рассредоточенности населения. Например, на территориях, в которых люди проживают в разбросанных поселках, сложно иметь экономическую выгоду или экономию ресурсов в производстве или при доставке товаров, предоставлении услуг. Таким образом, численность населения и ее изменения являются определяющими факторами развития территории.

Интенсивная внутренняя миграция лиц молодых возрастов в крупные города – объективный процесс. В этой связи, показатель воспроизводства населения в большинстве сельских территорий стран-ЕС в настоящее время ниже, чем в городах, а поддержание численности населения большинства сельских районов зависит от чистой миграции. Поэтому масштабы, половозрастная структура и прочие характеристики входящего миграционного потока служат основным элементом при оценке демографической ситуации сельской территории в перспективе.

В число общих показателей благополучия сельских районов входят: доля населения в возрасте до 18 лет; доля населения в возрасте свыше 65 лет; доля молодежи в возрасте от 15 до 30 лет. Эти показатели используются для обоснования выбора стратегии и распределения ресурсов в рамках сельской политики стран-ЕС, хотя они также важны при планировании сети базовых социальных услуг (образование, медицинское обслуживание и т.д.).

В ЕС в качестве базового показателя оценки развития сельской территории используется изменение численности населения, что включает в себя (в виде коэффициента в расчете на 1000 жителей и процентного отношения): чистую миграцию; среднегодовое изменение численности населения; изменение численности населения за последние десять лет.

2. Социальное благополучие – качество жизни. Качество и доступность образования и медицинского обслуживания, состояние окружающей среды, уровень преступности являются важными характеристиками социального благополучия территории. При этом следует выделить некоторые аспекты, которые имеют свою, именно сельскую специфику, в частности, занятость в сельском и лесном хозяйстве, деятельность по охране окружающей среды, агротуризм и пр. Изменения, происходящие в указанных сферах становится все более значимыми при анализе эволюционирующей природы занятости на селе и стратегии ее диверсификации.

Главными задачами социальной и аграрной политики ЕС выступают личное благополучие, улучшение условий жизни и работы и снижение степени социальной изолированности села. Поэтому в перечень изучаемых аспектов входят: безопасность на сельских территориях; состояние окружающей среды; доходы сельского населения; потребительские услуги; жилищные условия.

3. Структура экономики – показатели экономического развития. Основные проблемы развития для сельских регионов стран ЕС заключаются в дальнейшей диверсификации сельской экономики, создании новых рабочих мест и поддержании занятости трудоспособного населения.

Позиция «многофункциональности» сельского хозяйства основывается на том, что функции сельского хозяйства не ограничиваются только производством продуктов питания, а распространяются на охрану окружающей среды и на решение еще более масштабных социально-экономических задач. Меры, направленные на дифференциацию источников получения дохода фермерами, расширение экономической базы сельской экономики реализуются через различные национальные и региональные стратегии развития и соответствующие институты.

В директивах ЕС выделены аспекты, которые в значительной степени определяют стратегические направления оптимизации структуры и диверсификации сельской экономики, среди них: рынок труда; предпринимательство и инновации; туризм; многофункциональность сельского хозяйства. Важными аспектами являются также доступ к транспорту и связи, социальному обеспечению, адекватные условия для развития предпринимательства и эффективные механизмы его поддержки.

Во всех странах-членах ЕС для характеристики изменений на рынке труда используются следующие показатели: уровень безработицы; доля экономически активного населения; предпринимательская деятельность; динамика уровня безработицы; уровень образования сельского населения.

4. Туризм – сельское развитие. В настоящее время туризм в ЕС рассматривается как основная отрасль сельской экономики. Причем туризм как направление деятельности влияет на ряд аспектов социально-экономической политики: занятость, образование, окружающая среда, здравоохранение, безопасность, культура, использование новых технологий, транспорт, финансы и налогообложение. Несмотря на это, туризм как сферу экономики сложно оценить, в особенности, в плане его вклада в национальную экономику, поэтому число показателей, использующихся для оценки спроса и предложения в сфере туризма в сельских районах, остается ограниченным.

Развитие туризма оценивается по таким показателям как: материальные показатели потребления; материальные показатели предложения; масштабы занятости или расходы туристов.

5. Многофункциональность сельского хозяйства. Проблемы сельского хозяйства связаны и с выполнением различных непроизводственных функций. Так, в аграрной политике ЕС весьма актуальной является оценка влияния сельского хозяйства и деятельности по сохранению видов растений и животных на общественные блага. Наличие показателей в настоящее время ограничено: имеются лишь сведения о площади территорий национальных парков, заповедников на национальном, европейском или международном уровне. В то же время заслуживает внимания такой показатель как площадь земель, на которых применяются экологически чистые технологии.

Используются также показатели, имеющие целью оценку аграрной структуры и параметров выпуска продукции. Структура занятости в сельском хозяйстве по категориям землепользования, данные о форме землевладения и уровне доходов от сельскохозяйственной деятельности являются в ЕС важными критериями при оценке ресурсов. Производительность в сельском хозяйстве оценивается на основе урожайности с гектара и товарной продукции в расчете за одного занятого в динамике.

Основываясь на вышеизложенном, считаем, что опыт развитых стран имеет существенное значение для организации статистического наблюдения за развитием сельских территорий. При этом система показателей, охватывающих различные аспекты, включая многофункциональность сельского хозяйства, объективные процессы развития несельскохозяйственных видов деятельности и внутренней миграции сельского населения, особенности формирования денежных доходов сельских семей, доступ сельского населения к базовым социальным услугам и пр. является непременным условием для эффективной реализации государственной аграрной политики в Российской Федерации. 



Назад в раздел