Вид публикации: Статья
Год: 2011
Издательство: Материалы Международной научно-практической конференции "Глобализация и аграрная экономика России: тенденции, возможные стратегии и риски" (Никоновские чтения-2011)
Целевое назначение: Научное
Автор(ы): Шувалов А.
Статус: завершенный
Наименование: РАЗВИТИЕ ЛИЗИНГА В СВЕТЕ МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ФИНАНСОВОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
PDF-файл: http://www.viapi.ru/download/2015/31280.pdf


А. Шувалов, асп. Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова


В целях ускоренной модернизации отечественного сельского хозяйства было принято решение в рамках Приоритетного национального проекта и позднее Госпрограммы о значительных бюджетных вложениях в ОАО «Росагролизинг», которое должно было стать одним из основных каналов снабжения хозяйств новой техникой и племенными животными. Федеральный лизинг должен был решать проблемы, связанные с государственной необходимостью обеспечить продовольственную безопасность страны, за счет создания благоприятных условий для технического перевооружения и модернизации отраслей сельского хозяйства. В течение ряда лет компания получала государственные средства в виде взноса в свой уставный капитал. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации №122-р от 4 февраля 2009 г. уставный капитал ОАО «Росагролизинг» был увеличен на 25 млрд руб. в дополнение к уже ранее произведенным взносам. Однако данные действия не привели к желаемым результатам. Предлагаемые ОАО «Росагролизинг» условия в большинстве случаев не устраивают сельскохозяйственных производителей, снижается масса потенциальных лизингополучателей. Так, в 2006 г. 37% опрошенных выразило намерение в ближайшие два года взять технику в лизинг, при этом сумма предполагаемой лизинговой сделки в среднем равнялась 6 млн руб. для СХО и около 3,5 млн руб. для К(Ф)Х. В 2009 г. уже только 20% всех хозяйств выборки выразили желание в ближайшие два года взять технику в лизинг, при этом ее примерная стоимость в среднем может составить 7,4 млн руб. на хозяйство [1, 2].

Племенной скот в лизинг в 2006 г. собирались брать 20% респондентов. Средняя стоимость лизинговой сделки, по мнению респондентов, могла составить 3 млн руб. для СХО и 1 млн руб. для К(Ф)Х. К 2009 г. доля желающих взять племенной скот в лизинг уменьшилась до 8% [1, 2].

Такие результаты проведенного обследования говорят о том, что возникли серьезные проблемы, которые тормозят процесс модернизации сельскохозяйственного производства. Одной из причин такого положения можно назвать отсутствие конкуренции на рынке лизинговых услуг, в том числе практически полное отсутствие у сельскохозяйственных производителей возможностей использования международного лизинга.

Развитие лизингового рынка в мире связано не только с увеличением количества стран-участниц, интенсивным развитием производств и интеграцией, но и с расширением и объединением международного лизинга, с ростом возможностей обеспечивать необходимые для лизингового процесса ресурсы из иностранных источников. Однако в Западной Европе, по данным «LeasEurope», международный лизинг осуществляется пока лишь в пределах 2% общего объема лизинговых операций.

Поскольку лизинг в каждой стране развивается на законодательной базе данного государства, то он подпадает под национальные режимы, как по налогообложению, так и по бухгалтерской отчетности, и это зачастую сдерживает интеграцию международного лизинга.

Гармонизация лизинга в международном масштабе достигается при полном экономическом и валютном союзе. Например, в странах-участницах Европейского Союза, где происходит сближение юридических норм, регулирующих лизинговую деятельность, а также соответствующих экономических условий происходит процесс унификации налоговых систем, сближения режимов амортизации, унификации бухгалтерского учета лизинговой деятельности.

На данном этапе единого рынка лизинга фактически нет, но процессы объединения национальных рынков уже начались. Происходит сближение условий осуществления лизинговых операций за счет унификации общих условий для предпринимательства, которые оказывают влияние на лизинговый бизнес, а также принятие Евросоюзом решений, непосредственно касающихся лизинга.

Экономические условия в рамках Евросоюза позволяют унифицировать налогообложение корпораций, тем самым, обеспечивая охват самых больших сегментов рынка. Налоговые реформы, осуществляемые Евросоюзом, предусматривают общие принципы:

- доходы облагаются налогом в той стране, где они получены;

- устраняется двойное налогообложение;

- обеспечивается снижение корпоративного налога и налоговых льгот;

- сближаются условия и способы предоставления налоговых льгот, унифицируются ставки

- налогообложения, вводятся единые принципы исчисления налогооблагаемой базы;

- устраняется дискриминация по отношению к капиталам из стран-партнеров.

В настоящее время на рынке лизинговых услуг участвует около 100 стран мира, половина из которых – развивающиеся, где лизинг идет ускоренными темпами, особенно в сегментах промышленного оборудования, транспортных средств и др. Расширение лизингового рынка является объективным фактом при интернационализации производства и финансовой сферы. Как известно, лизинговый рынок дает возможность импортировать оборудование многим странам с весьма ограниченными ресурсами. Лизинг более надежен при выполнении финансовых обязательств, чем другие формы инвестиций. Он не только облегчает инвестирование импорта промышленного оборудования, но и позволяет обеспечить передачу технологий из промышленно развитых стран в развивающиеся.

Поскольку лизинг способствует активизации инвестиционных процессов, росту объемов производства, развитию здоровой конкуренции, он всячески поддерживается Всемирным Банком, Европейским банком реконструкции и развития, Комиссией Евросоюза, Европейской экономической комиссией и другими международными структурами.

Международный лизинг несколько отличается от внутреннего своей отраслевой структурой. Так, например, если на внутреннем национальном лизинговом рынке преобладает производственное оборудование, автомобили и другое имущество, то на международном – суда, самолеты, железнодорожный подвижной состав и более дорогостоящее имущество.

Как правило, международный лизинг может развиваться, когда есть преимущества в таможенном обложении по сравнению с обычными закупками, определены более льготные процедуры перехода лизинговых платежей, исключающие возможные потери по сравнению с национальной лизинговой операцией, а также незначительные отличия в национальном законодательстве по лизингу и др.

Существует международная унификация юридических понятий и условий лизинговых соглашений, которая разработана Международным институтом по унификации частного права на основе материалов, отражающих теорию и практику лизинга в соответствующих странах мира. В мае 1998 г. в Оттаве (Канада)

Международной конференцией по лизингу при участии 55 стран мира была принята Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге.

Основные положения, предусмотренные Конвенцией УНИДРУА, следующие:

- лизинг – самостоятельный правовой институт;

- лизинг – трехсторонняя сделка, имеющая общие черты с арендой, условной куплей-продажей, ссудой, но не относящаяся ни к одной из них и представляющая собой единство двух соглашений – купли-продажи и собственно лизинга.

Определенная роль отведена потребителю имущества, который является инициатором сделки и имеет все риски собственника, не являясь таковым юридически. При этом лизингодатель играет роль исключительно посредника по инвестированию сделки. Срок лизингового соглашения предусматривается исходя из условия возврата лизингодателю капиталовложений и ориентировочно равен сроку амортизации имущества. Отнесение лизинговой сделки к международной предусматривается тогда, когда лизингодатель и лизингополучатель принадлежат к разным странам. При этом собственник имущества – лизингодатель не отвечает за его качество, а ответственность несет изготовитель-поставщик имущества лизингополучателю.

При нарушении лизингового соглашения лизингодатель вправе либо востребовать еще не оплаченные выплаты, либо прервать действие соглашения.

Конвенцией предусмотрена унифицированная согласованная концепция лизинга, что способствует правовому регулированию лизинга в разных странах, исходя из единых юридических понятий и на гармонизированных условиях.

Интеграция России в мировое экономическое пространство неизбежно ведет к необходимости использования мировых финансовых инструментов, в частности не только и не столько прямых зарубежных инвестиций в АПК, но и расширения применения таких форм финансовой аренды как международный лизинг.

Источники

1. Приоритетный национальный проект «Развитие АПК»: направления, механизмы и риски реализации (по итогам мониторинга проекта 2006 г.) Петриков А.В., Бородин К.Г., Гатаулина Е.А. и др. М.: 2007, ВИАПИ, ЭРД (науч. тр. ВИАПИ им. А.А. Никонова; Вып. 20).



Назад в раздел