|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
А.А. Рыбикова, асп. Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А. НиконоваПредстоящий период характеризуется структурной перестройкой мирового хозяйства, связанной с изменением баланса между ее экономическими центрами, возрастанием роли региональных экономических союзов, внедрением перспективных технологий. В настоящее время большинство регионов Российской Федерации находится в состоянии неготовности к данному переходу, качественные же характеристики экономики Брянской области не позволяют использовать преимущества глобальной конкуренции. Поэтому в этих условиях очень важна государственная поддержка сельскохозяйственного производства. Государственная поддержка сельхозпроизводителей является одним из приоритетов аграрной политики и осуществляется, большей частью, в виде предоставления субсидий из федерального и областного бюджетов на условиях софинансирования. Направления господдержки конкретизированы в Госпрограмме развития сельского хозяйства. В последнее время объем бюджетной поддержки агропромышленного сектора экономики Брянской области ежегодно увеличивался. Так в 2007 г. общий объем поддержки составил 797 млн руб. (ф.б. – 266,7 млн руб., об. б. – 522,7 млн руб.), в 2008 г. 1485,9 млн руб. (ф.б. – 670,4 млн руб., об.б. – 815,5 млн руб.), в 2009 г. 1652,3 млн руб. (ф.б. – 884,1 млн руб., об.б. – 768,3 млн руб.). Необходимо отметить, что в общем объеме бюджетных средств существенно возросла доля федерального бюджета, с 33% в 2007 г. до 54% в 2009 г. Эта тенденция сохраняется и в текущем году (по предварительным расчетам доля федеральных средств составит около 70%). В течение анализируемого периода произошло увеличение субсидий на развитие производства сельскохозяйственной продукции в 3,2 раза. Следует отметить, что увеличение в большей мере происходит в таких районах, как Красногорский, Рогнединский, Суземский и Трубчевский. Менее значительный рост субсидий наблюдается в Выгоничском, Почепском и Навлинском районах. По данным Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию при администрации Брянской области, удельный вес субсидий в выручке от реализации сельскохозяйственной продукции увеличивается, что положительно характеризует уровень государственной поддержки сельскохозяйственного производства. Наибольший удельный вес субсидий в выручке от реализации продукции имеют такие районы, как Красногорский, Злынковский, и Гордеевский районы. Именно эти районы были подвержены более высокому уровню радиации и в настоящее время государственная поддержка здесь более значительная. Можно выделить такие районы, как Брянский и Дятьковский, удельный вес субсидий в которых менее 10%, что в большей мере обусловлено высоким уровнем отдачи государственной поддержки и более высоким уровнем эффективности сельскохозяйственного производства в этих районах.
Таблица 1 – Динамика величины субсидий сельскохозяйственным предприятиям Брянской области, млн руб.
В 2007–2009 гг., в том числе и по причине увеличения господдержки в сельском хозяйстве Брянской области зафиксирован наиболее значительный рост производства продукции: 2007 г. – 107%, 2008 г. – 108,4%, 2009 г. – 104%. При этом основной прирост обеспечен сельскохозяйственными предприятиями (по годам соответственно 24,3%, 17,6%, 5,4%). В структуре сельхозпродукции по категориям хозяйств доля сельскохозяйственных предприятий возросла с 34,7% в 2007 г. до 43% в 2009 г. В то же время, следует заметить, что для экономического развития сельскохозяйственных товаропроизводителей необходимо повышать не только уровень поддержки, но и эффективность ее использования. Каждый вложенный в производство продукции рубль должен работать на результат, должна повышаться отдача от вложенных ресурсов. Для оценки влияния уровня субсидий в выручке от реализации продукции на уровень рентабельности продаж, среднемесячной заработной платы работников, производительности труда и землеотдачи была рассчитана экономическая группировка. Полученные результаты показали достоверность и объективность расчетов. Первая группа районов самая малочисленная и она характеризуется самым низким уровнем субсидий в выручке от реализации продукции. В этой группе самый низкий уровень рентабельности продаж. Однако в данной группе самая высокая заработная плата, производительность труда и землеотдача. То есть районы данной группы характеризуются высокой эффективностью не за счет субсидий государства, а за счет эффективной производственно-хозяйственной деятельностью, то есть данные районы изначально имели более высокую эффективность деятельности предприятия.
Таблица 2 – Группировка районов по уровню субсидий на 1 руб. выручки по сельскохозяйственным предприятия Брянской области
Вторая группа характеризуется уровнем субсидий в размере то 10 до 20%. В данную группу входят 7 районов области, то есть одна четвертая часть из общей численности. Средний уровень субсидий в данной группе выше, чем в предыдущей в 1,8 раза. Уровень продаж составил 8,07%, что выше, чем в первой на 0,39 п. п. Среднемесячная заработная плата, производительность труда и землеотдача здесь ниже соответственно на 26,1%, 47,4% и 6,4 раза соответственно и к тому же данные показатели ниже, чем в среднем по районам Брянской области. Третья группа – самая многочисленная, и характеризуется довольно высоким уровнем субсидий в денежной выручке – от 20 до 30%. Средний уровень рентабельности в данной группе составил 13,76%, что выше, чем в предыдущей второй группе на 5,69 п. п. и выше, чем в среднем по области 1,61 п. п. Среднемесячная заработная плата в данной группе составила 5851 руб., что ниже, чем в предыдущей группе на 10,5% и чем в среднем по предприятиям области на 16,5%. Производительность труда в этой группе несколько выше, чем в предыдущей, но ниже, чем в среднем по области. Четвертая группа имеет самый высокий уровень субсидий в выручке от реализации. В эту группу вошли в основном районы подверженные радиоактивному заражению и районы, в которых уровень развития сельского хозяйства гораздо ниже, чем в среднем по области. Как следствие в этих районах самый низкий уровень заработной платы, низкая производительность труда и низкая землеотдача. Для подтверждения выводов из группировки и установления тесноты связи между показателя был рассчитан коэффициент парной корреляционной зависимости между уровнем субсидий на один рубль выручки и уровнем рентабельности, оплаты труда, производительностью и землеотдачей. Полученные коэффициенты парной корреляции говорят о том, что связь между уровнем субсидий в выручке и уровнем рентабельности прямо пропорциональная средней тесноты r = 0,54. Между уровнем субсидий в выручке и остальными анализируемыми показателями связь обратно пропорциональная, то есть при увеличении результативного показателя анализируемые показатели снижаются. Так коэффициент парной корреляции между уровнем субсидий и среднемесячной заработной платой составил r =0,44, землеотдачей, r =0,35, т.е. связь средняя, а между заработной платой слабая r =0,25. В целом можно отметить, что доля субсидий в выручке от реализации продукции увеличиваются, и эффективность деятельности сельскохозяйственных предприятий так же растет. Таким образом повышается адаптированность сельскохозяйственных организаций региона к более жестким условиям конкуренции при увеличении степени открытости экономики в условиях глобализации. Назад в раздел |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|