Вид публикации: Статья
Год: 2011
Издательство: Материалы Международной научно-практической конференции "Глобализация и аграрная экономика России: тенденции, возможные стратегии и риски" (Никоновские чтения-2011)
Целевое назначение: Научное
Автор(ы): Романенко И.А.
Статус: завершенный
Наименование: ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА РАЗМЕЩЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ
PDF-файл: http://www.viapi.ru/download/2015/31270.pdf


И.А. Романенко, д.э.н., рук. отд. Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А. А. Никонова


При формировании организационно-экономического механизма размещения сельского хозяйства в условиях глобализации экономики необходимо учитывать следующие национальные особенности, обусловленные как историческими, так и современными условиями развития экономики России:

1. География произ­водства не совпадает с географией потребления, что повышает значение транспортного фактора. Регионы с высоким уровнем про­изводства продукции на душу населения по отношению к регионам, имеющим низкий уровень, выступают как вывозящие, а последние - как ввозящие продукты питания.

2. Уровень развития региона оп­ределяет степень его инвестиционной привлекательности. Неравномерное размещение экономического, научно-технического, де­мографического и природно-сырье-вого потенциала, а также различный уровень социально-экономического развития субъектов Федерации.

3. Усиление роли внешнеэкономического фактора в изменении структур­ной политики. После распада СССР потеряли свое значение многие экономические связи, построен­ные в соответствии с территориальным разделением труда, зачастую регион строит новые внешние связи без учета доказавших эффективность схем меж­регионального взаимодействия.

4. Повышение роли субъектов АПС в выработке решений по размещению сельскохозяйственного производства на местах. Эта совершенно новая ситуация ведет к регионализации процесса размещения производства. При этом меняются и критерии оценки размещенческих реше­ний. Среди субъектов размещения и территориальной организации производительных сил следует выделить федеральные и муниципальные органы управления, пред­прини-мателей, банковскую систему, инфраструктуру, население.

Основные направления или цели, на достижение которых должен ориентировать организационно-хозяйственный механизм размещения сельского хозяйства:

Продовольственная безопасность. Основные виды сельскохозяйственной продукции должны быть произведены в полном объеме и в соответствующем ассортименте отечественными товаропроизводителями. Это относится в первую очередь к обеспечению населения хлебом и хлебобулочными изделиями, картофелем, молоком и молочными продуктами, продукци­ей птицеводства, овощами и плодами.

Равные экономические условия для регионов с различными стартовыми позициями.

При установлении связей на межрегиональном и международном уровне каждый регион преследует свои социально-экономические интересы в сле­дующих основных направлениях: изыскание рынка сбыта для продукции, на­хождение своей ниши в межрегиональном обмене и международной торговле с установлением стабильных межрегиональных и международных связей. Од­нако преодолеть конкурентную борьбу на рынке и упрочить свое место могут лишь те регионы, которые имеют более высокие технико-экономические пока­затели и выступают с продукцией высокого качества при низких издержках производства. В то же время, ни один российский регион не может собст­венными ресурсами обеспечить осуществление программ по развитию произ­водительных сил и освоению природных ресурсов. С этой целью важно при­влечь ресурсы других регионов, доказав экономическую целесообразность и реальную выгоду от взаимодействия межрегионального и иностранного капи­тала в осуществлении намеченных проектов. При этом немаловажно изучить степень риска партнеров и создать систему гарантий, чтобы повысить их эко­номическую заинтересованность и в конечном итоге создать конкурентную среду инвесторов и повысить тем самым престижность предполагаемых про­грамм экономического и социального развития региона.

Экономически целесообразная рыночная инфраструктура. Регион является не только производителем, но и потребителем продук­ции, обеспечивающей формирование необходимых ресурсов воспроизводства. Поэтому важно определить партнеров, с которыми экономически выгодно ус­танавливать постоянные связи по завозу в регион товаров производственного и народного потребления. Каждый товаропроизводитель, предлагающий свой товар, желает быть уверенным, что он будет реализован и что для этого в ре­гионе будут созданы благоприятные условия. Ими могут быть, например, при­емлемые тарифы для перевозки и хранения товаров, надежная инфраструкту­ра, сводящая к минимуму возможные потери.

Рассмотрим второй уровень процесса размещения сельскохозяйственного производства, а именно специализацию региональных агропроизводственных систем. Основными особенностями сельского хозяйства, которые необходимо учитывать при разработке организационно-экономического механизма размещения внутри АПС, являются:

- тесные внутриотраслевые взаимосвязи. Отрасли животноводства неразрывно связаны с отраслями кормопроизводства, и наоборот, продукция растениеводства используется в качестве корма. Чередование культур в севообороте является необходимым условием и глав­ным фактором регулирования всех биологических процессов в почве, повы­шения плодородия почв, улучшения их фитосанитарного состояния.

- непрерывность процесса производства;

- зави­симость от природных и погодных условий.

При разработке организационно-экономи-ческого механизма размещения сельскохозяйственного производства необходимо определить общие для ряда регионов черты или особенности, провести типологические группировки по ряду признаков, характеризующих факторы, которые оказывают существенное влияние на его формирование и подготовку решений по рациональной схеме размещения сельского хозяйства. Типологическое – это, прежде всего, наиболее существенные черты осо­бенного, устойчиво повторяющиеся в той или иной группе исследуемой сово­купности региональных объектов, т.е. сама группа объектов (а также явлений и процессов), обладающая общностью как основных, ведущих черт, так и черт специфического особенного, связанного с характером региональных условий. Для каждой группы регионов должен быть разработан свой, отличный от других, организационно-экономический механизм.

Основными условиями, ограничивающими возможности производства продукции, являются наличие платежеспособного спроса на товарную продукцию данного вида и ресурсные ограничения (труд, капитал, основной и оборотный, плодородие почв). Наиболее важным и не всегда восполнимым ресурсом является плодородие почв.

Существенные различия в рельефе территории, размерах и конфигура­ций полей, плодородии и окультуренности почв, обеспеченности теплом, осадками и другими природными факторами оказывают значительное влияние на результаты производства.

Капитальные ресурсы формируются только при наличии собственных материально-денежных средств. Все товаропроизводители должны иметь доходы, позволяющие осуществлять не только простое воспроизводство, но и расширенное. Основным условием наличия достаточного объема собственных средств у товаропроизводителей является высокий уровень рентабельности производства. Рентабельность формируется с одной стороны за счет высокой цены реализации продукции, с другой – за счет снижения издержек производства единицы продукции.

Трудовые ресурсы, в современной трактовке – человеческий капитал, также в значительной степени различаются по регионам, зависят от таких факторов как национальные привычки и традиции, семейный уклад, заселенность территории, приближенность к большим городам и т.д.

Таким образом, в числе факторов, которые оказывают существенное влияние на формирование организационно-хозяйственного механизма и подготовку решений по рациональной схеме размещения сельского хозяйства следует учитывать следующие:

- конкурентоспособность произведенной продукции на мировых рынках, которая выражается в таких показателях как рентабельность производства единицы продукции, урожайность и продуктивность, структура себестоимости единицы продукции и т.д.;

- природно-климатические условия (агроклиматические и почвенные);

- размер и качество сельскохозяйственных угодий, их состав;

- фактор пространственной разобщенности мест производства и потреб­ления сельскохозяйственной продукции (транспортный фактор);

- фактор максимально возможной, с точки зрения экологических требований, концентрации производства продукции на определенной территории;

- фактор обеспеченности трудовыми ресурсами.

Необходимо отметить, что понятие «размещение производства» в современной трактовке отличается дуализмом. С одной стороны – это термин, характеризующий распределение производства определенного вида продукции по территориям. С другой, – структура производства внутри территориальных образований. В первом случае понятие «размещение производства» характеризует территориальное положение производственных систем. Во втором случае в основе определения понятия размещения лежат структурные показатели производства внутри самой производственной системы.

С точки зрения территориального положения размещение сельского хозяйства характеризуется таки­ми показателями как размер производства конкретного вида продукции в ре­гионе и удельный вес отдельных регионов в общем объеме валовой и товарной продукции.

С точки зрения внутренней производственной структуры аграрно-производственной системы основными характеристиками являются структурные показатели, такие как доля отдельных отраслей в производстве товарной продукции, структура севооборотного массива региона, доля продуктивного скота в численности сельскохозяйственных животных (по видам).

Основным критерием размещения сельского хозяйства являются следующий: размещение производства в тех регионах, где достигается увеличение производства товарной продукции определенного вида (при наличии спроса) при минимальных затратах материальных и трудовых ресурсов на ее производство, транспортировку, хранение и переработку.

Данный критерий определяет основные принципы рационального размещения, а именно размещение производства с учетом природных и климатических усло­вий и возможности их эффективного использования, возможность эффективного использования трудовых ресурсов, доступность транспортной инфраструктуры и мощностей по хранению и переработке продукции данного вида.

Сформулируем базовые принципы, которых мы будем придерживаться при разработке организационно-хозяйственного механизма:

- принцип уникальности социально-эконо-мических и экологических условий региона. Следование этому принципу требует рассматривать каждый регион как объект проектирования системы ведения сельского хозяйства;

- принцип наилучшего использования почвенно-климатического потенциала региона, который побуждает к формированию агробиоценозов за счет культурных растений, максимально эффективно аккумулирующих солнечную радиацию (ФАР) на формирование хозяйственно полезной растениеводческой продукции;

- принцип воспроизводства почвенного плодородия на неопределенном отрезке времени, допускающий к производству только такие сочетания культурных форм с максимально эффективным использованием солнечной радиации, которые можно объединить в севооборотные массивы, обеспечивающие, по крайней мере, простое воспроизводство органического вещества почвы.

- принцип минимизации производственных затрат на выпуск сельскохозяйственной продукции фиксированного объема;

- принцип оптимального сочетания производственных форм в рамках аграрной структуры;

- принцип максимально полного удовлетворения внутреннего спроса населения на продовольствие;

- принцип сопряжения критериев коммерческой эффективности и общественной полезности;

- принцип направляемого развития, в соответствие с которым должен быть разработан организационно-экономический механизм, стимулирующий переход сельского хозяйства России от современного к планируемому состоянию.

Для реализации этих принципов должна быть создана адекватная организационная система управления. Формирование аграрной политики является прерогативой Минсельхоза России и региональных министерств сельского хозяйства. Инструментами аграрной политики в интересующей нас сфере являются:

1) Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 гг.,

2) федеральные целевые и ведомственные программы Минсельхоза России,

3) принимаемые в регионах экономически значимые программы, в финансировании которых на конкурсной основе принимает участие Минсельхоз России.

4) региональные программы поддержки сельского хозяйства, финансирование которых осуществляется только из бюджетов регионов.

Использование возможностей перечисленных инструментов обосновывается наличием многочисленных связей в регулируемой экономической системе. Для производителя – между факторами производства и регулируемыми характеристиками; для рыночного потребителя – между ценами реализации, ценами на товары-заместители и спросом; для внутрихозяйственного потребления (корма) – между факторами производства животноводческой продукции и ее рентабельностью; для внешнеэкономического обмена – между параметрами таможенного регулирования и импортно-экспортным сальдо; для закупок на госнужды – между объемом выделяемых бюджетных средств и закупаемыми продовольственными ресурсами. Все перечисленные факторы потенциально пригодны для регулирования и могут быть включены в структуру организационно-экономи-ческого механизма. Однако разработке такого механизма должен предшествовать тщательный анализ существующего размещения сельскохозяйственного производства по территории России, сравнение его проектируемой схемой размещения. В результате должны быть выработаны и обоснованы те мероприятия, которые позволят перейти от существующей к проектной схеме территориального размещения сельскохозяйственного производства.


Назад в раздел