Вид публикации: Статья
Год: 2011
Издательство: Материалы Международной научно-практической конференции "Глобализация и аграрная экономика России: тенденции, возможные стратегии и риски" (Никоновские чтения-2011)
Целевое назначение: Научное
Автор(ы): Узун В.Я. / Сарайкин В.А.
Статус: завершенный
Наименование: ТИПЫ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ АГРАРНЫХ СТРУКТУР И ИХ ЗОНИРОВАНИЕ В РОССИИ
PDF-файл: http://www.viapi.ru/download/2015/31261.pdf


В.Я. Узун, д.э.н., проф., засл. деятель науки России, рук. отд., В.А. Сарайкин, к.э.н, ведущий науч. сотр. Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова

1. Определения, постановка проблемы. Институциональная аграрная структура – это соотношение хозяйств разных укладов (категорий, групп, классов). Обычно аграрная структура характеризуется удельным весом хозяйств разных укладов в валовой и товарной продукции, в использовании трудовых, земельных и финансовых ресурсов сельского хозяйства.

До реформы при анализе аграрной структуры рассматривались хозяйства общественного и частного секторов. При этом к общественному сектору относились крупные хозяйства – совхозы (государственные хозяйства) и колхозы (коллективные хозяйства), а к частному – мелкие личные подсобные хозяйства. В последние годы советской власти соотношение между хозяйствами общественного и частного секторов составляло 3:1.

В основу аграрной реформы была положена идея многоукладности, т.е. развития всех форм хозяйствования: государственных и частных, крупных и малых, семейных (основанных на труде членов семьи) и антрепренёрских (основанных на наемном труде).

После двадцатилетнего периода реформ в России сложилась многоукладная экономика. Государственный сектор резко сократился (до 10%), частный, соответственно, возрос до 90%.

Анализ аграрной структуры обычно проводится в целом по стране или в разрезе отдельных регионов [1]. При анализе институциональной аграрной структуры статистика и исследователи выделяют три категории хозяйств: крупные – сельхозорганизации, мелкие – крестьянские (фермерские) хозяйства и мельчайшие – хозяйства населения (личные подсобные и садово-огородно-дачные).

Основными особенностями данного исследования являются:

– использование при анализе аграрной структуры не только данных о трех группах хозяйств (СХО, К(Ф)Х, ЛПХ), как это принято в российской статистике и научных работах, а изучение аграрной структуры также на основе экономических классов хозяйств, выделенных в результате обработки по специальной методике первичных данных Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 г.;

– анализ аграрных структур и их типологизация не только по субъектам РФ, как это делалось традиционно в исследованиях других авторов, но и по административным районам. Большинство субъектов РФ – это слишком крупные образования, отличающиеся резким разнообразием природно-экономических условий. Отнесение всей территории субъекта РФ к одному типу аграрной структуры чревато грубыми ошибками, поэтому в данном исследовании зонирование территории России по аграрной структуре проведено с использованием данных по административным районам;

– изучение аграрной структуры не только на примере отдельных уездов, как это делали отечественные классики (В. Постников, А.В. Чаянов, А.Н. Челинцев, В.И. Ленин и др.) в конце XIX–начале XX в., отдельных районов и областей (республик), а по всем субъектам и районам России. У наших предшественников возможности такой масштабной обработки данных не было, так как отсутствовала электронная техника. Современные ученые, несмотря на хорошую оснащенность электронными средствами по обработке информации, не могли провести масштабные исследования, так как лишены доступа к первичным данным сельскохозяйственной переписи. У ВИАПИ им. А.А. Никонова такой доступ имеется.

2. Типы институциональных аграрных структур. Типы аграрных структур определялись по административным районам. В основу типологизации районов была положена экономическая классификация хозяйств района [1]. Были выделены следующие основные типы аграрной структуры районов:

1. Районы сельскохозяйственного запустения (<50% сельхозугодий района используется);

а) подтип: с очаговым семейным сельским хозяйством (≥50% стандартизированной выручки (СВ) приходится на классы резидентских и рекреационных, потребительских, подсобных и основных семейных хозяйств);

б) подтип: с очаговым капиталистическим сельским хозяйством (≥50% СВ приходится на капиталистические хозяйства);

2. Районы нетоварного сельского хозяйства (≥50% СВ района приходится на классы резидентских, рекреационных, и потребительских хозяйств);

3. Районы семейного товарного хозяйства (≥50% СВ района приходится на подсобные и основные товарные семейные хозяйства);

4. Районы капиталистического товарного хозяйства (≥50% СВ района приходится на капиталистические товарные хозяйства);

5. Районы крупного капиталистического хозяйства (≥50% СВ района приходится на крупные капиталистические хозяйства);

6. Районы со смешанной аграрной структурой (все остальные районы, не вошедшие в типы 1-5). В этом типе выделяются подтипы:

а) подтип: смешанная аграрная структура с преобладанием в СВ хозяйств семейного типа (в СВ преобладает одна из групп либо рекреационные и резидентские и потребительские, либо товарные подсобные и товарные основные хозяйства);

б) подтип: смешанная аграрная структура с преобладанием в СВ капиталистических хозяйств;

в) подтип: смешанная аграрная структура с преобладанием в СВ крупных капиталистических хозяйств.

В России около 1800 сельских районов. Кроме того, хозяйства, производящие сельскохозяйственную продукцию или обладающие ресурсами для такого производства, расположены также в 200 городских административных районах. В табл. 2 показано распределение указанных 2000 районов по типам и подтипам аграрной структуры, а также их доли в стандартизированной выручке и площади сельскохозяйственных угодий.

Из приведенных данных видно, что 424 района относятся к зоне сельскохозяйственного запустения. В этих районах более 60% сельскохозяйственных угодий не используется. Сельскохозяйственное производство носит очаговый характер и имеет в большинстве районов (326) семейный характер. В 98 районах очаговое сельское хозяйство представлено преимущественно капиталистическими хозяйствами.

В 60 районах более 50% стандартизированной выручки приходится на нетоварные хозяйства. Это тип аграрной структуры, преобладавший в России в XIX в., вновь возродился в переходный период. На его долю приходится 0,4% сельхозугодий России.

Достаточно большое распространение получила аграрная структура с преобладанием семейных товарных хозяйств в стандартизированной выручке. Такая аграрная структура сложилась в 330 районах. Имеется еще 363 районов, где сложилась смешанная аграрная структура, но семейный сектор занимает наибольший удельный вес в стандартизированной выручке. Еще в 326 районах с очаговым сельским хозяйством преобладает семейные хозяйства. В общей сложности почти в половине районов семейные хозяйства играют ведущую роль. Эти районы давали 34,6 % всей стандартизированной выручки, на их долю приходится более 51,2% сельскохозяйственных угодий России.

Капиталистические и крупные капиталистические хозяйства играли решающую роль в сельском хозяйстве страны. Капиталистический и крупно капиталистический типы аграрной структуры сложились почти в половине административных районов (с учетом районов, где сложилась смешанная аграрная структура, но преобладают указанные классы хозяйств). На эти районы приходилось около 65% стандартизированной выручки.

Распределение районов по типам аграрных структур существенно различается по субъектам РФ (табл. 3). В Белгородской, Московской, Липецкой областях, Краснодарском и Ставропольском краях преобладают районы с крупным капиталистическим хозяйствам. Во многих субъектах РФ преобладают районы, в которых более 50% стандартизированной выручки приходится на семейные товарные хозяйства. Так, в Республике Тыва из 18 районов в 16-ти преобладает семейный тип аграрной структуры.

В Читинской, Иркутской, Амурской областях, в Якутии, Дагестане тоже преобладают районы с семейным типом аграрной структуры.

Если в среднем по стране районы сельскохозяйственного запустения составляют 21% от общего числа районов, то в Смоленской, Брянской, Тверской, Новгородской областях, Чеченской республике, Бурятии число районов сельскохозяйственного запустения превышает 50% общей численности районов. Следует отметить, что районы сельскохозяйственного запустения имеются даже в Московской, Ленинградской областях и других регионах с развитым крупным капиталистическим сельским хозяйством.

Запустение является следствием того, что в этих регионах не работает 40-50% СХО, 70-80% К(Ф)Х, за которыми закреплены земли сельскохозяйственного назначения.

На этом фоне выделяются регионы, в которых практически все земли используются: Республики Татарстан, Дагестан, Кабардино-Балкария, Ростовская и Липецкая области, Ставропольский и Краснодарский края.

Таблица 1 – Типы аграрной структуры административных районов

Типы аграрной структуры районов

Удельный вес используемых сельхозугодий в районе*

Доля отдельных классов сельхозпроизводителей в стандартизированной выручке района

резидентские, рекреационные и потребительские хозяйства

товарные семейные хозяйства (подсобные и основные)

Капиталистические хозяйства

крупные капиталистические хозяйства

R

ST

K

KK

1. Сельскохозяйственное запустение

<50%

1.1 с очаговым семейным сельским хозяйством

<50%

≥50% в СВ

1.2. с очаговым капиталистическим сельским хозяйством

<50%

≥50% в СВ

2. Нетоварное сельскохозяйственное производство

≥50%

≥50% в СВ

3. Семейное товарное сельское хозяйство

≥50%

≥50% в СВ

4. Капиталистическое сельское хозяйство

≥50%

≥50% в СВ

5. Крупное капиталистическое сельское хозяйство

≥50%

≥50% в СВ

6. Смешанная аграрная структура

≥50%

<50%

<50%

<50%

<50%

6.1. с преобладанием семейного сельскохозяйственного производства

≥50%

R>(ST^K^KK)

или ST>(R^K^KK)

6.2. с преобладанием капиталистического сельскохозяйственного производства

≥50%

K>(ST^R^KK)

6.3. с преобладанием крупного капиталистического сельскохозяйственного производства

≥50%

КК>(ST^R^KK)

* Показатели рассчитываются как: У= (И12+(Л-Л12)+С-С12/SX*100; где: У – удельный вес используемых сельхозугодий в районе; И1 – фактически используемая площадь сельхозугодий в СХО; И2 – фактически используемая площадь сельхозугодий в К(Ф)Х; Л – площадь сельхозугодий в ЛПХ; С – площадь сельхозугодий в СОД; Л1 и Л2 – площадь сельхозугодий по ЛПХ в первой и второй группах хозяйств, не производящих сельхозпродукцию; С1 и С2 – общая площадь земли в СОД в первой и второй группе хозяйств, не производящих сельхозпродукцию; SX – площадь сельхозугодий всего; ^ – конъюнкция (логическое «и»).

Таблица 2 Показатели по районам с различными типами аграрных структур

Типы аграрной структуры

Кол-во районов

Стандартизированная выручка

Площадь сельхозугодий

Удельный вес используемых с.-х. угодий, %

млн руб.

в % к итогу

тыс. га

в % к итогу

Сельскохозяйственное запустение

424

91868

8,5

22493

13,6

39,0

В том числе с очаговым:

семейным сельским хозяйством

326

63875

5,9

17242

10,4

38,2

капиталистическим сельским хозяйством

98

27993

2,6

5250

3,2

41,8

Нетоварное сельскохозяйственное производство

60

7303

0,7

613

0,4

75,3

Семейное товарное сельское хозяйство

330

105121

9,7

27863

16,8

79,5

Капиталистическое сельское хозяйство

106

23728

2,2

5292

3,2

72,3

Крупное капиталистическое сельское хозяйство

302

386733

35,6

27381

16,5

87,6

Смешанная аграрная структура

778

471184

43,4

82190

49,6

81,7

В том числе с преобладанием:

семейного сельскохозяйственного производства

363

206197

19,0

39861

24,0

81,7

капиталистического сельскохозяйственного производства

217

103059

9,5

19750

11,9

78,2

крупного капиталистического сельскохозяйственного производства

198

161928

14,9

22579

13,6

84,8

Итого по типам

2000

1085937

100

165832

100

76,2


В регионах сельскохозяйственного запустения не пользуется спросом и забрасывается не только государственная, но и частная земля. Например, прекратившим свою деятельность К(Ф)Х был задан вопрос: «Что Вы сделали со своей землей». В целом по РФ 42,2% площади сельхозугодий этих хозяйств была передана в аренду, 55,8% не используется, около 1% используется в ЛПХ и столько же продано. Однако в зонах запустения практически вся земля прекративших сельхоздеятельность К(Ф)Х не используется (в Смоленской области – 95,9%, Ленинградской – 93,9%, Хабаровском крае – 98,1%).


Таблица 3 – Типы аграрной структуры административных районов по субъектам РФ

Субъект РФ

Всего количество районов

Из них по типам аграрных структур

Сельскохозяйственное запустение

В том числе:

Нетоварное сельскохозяйственное производство

Семейное товарное сельское хозяйство

Капиталистическое сельское хозяйство

Крупное капиталистическое сельское хозяйство

Смешанная аграрная структура

В том числе:

с очаговым семейным сельским хозяйством

с очаговым капиталистическим сельским хозяйством

с преобладанием семейного сельскохозяйственного производства

с преобладанием капиталистического сельскохозяйственного производства

с преобладанием крупного капиталистического сельскохозяйственного производства

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Российская Федерация

2000

424

326

98

60

330

106

302

778

363

217

198

Центральный ФО

439

112

75

37

9

5

44

84

185

56

73

56

Белгородская область

22

17

5

2

3

Брянская область

28

14

10

4

4

2

8

3

5

Владимирская область

17

4

2

2

1

3

9

3

3

3

Воронежская область

33

2

31

11

6

14

Ивановская область

22

11

6

5

1

5

1

4

3

1

Калужская область

25

11

5

6

1

3

2

8

1

5

2

Костромская область

25

11

9

2

2

2

3

7

2

4

1

Курская область

29

3

3

1

1

1

23

15

2

6

Липецкая область

19

10

9

4

5

Московская область

39

3

2

1

5

26

5

1

4

Орловская область

25

1

1

1

4

19

7

4

8

Рязанская область

26

4

2

2

9

3

10

9

1

Смоленская область

26

16

12

4

4

1

5

5

Тамбовская область

24

1

1

1

22

6

13

3

Тверская область

37

19

14

5

1

8

2

7

1

5

1

Тульская область

24

11

6

5

4

9

5

4

Ярославская область

18

3

2

1

1

7

3

4

4

Северо-Западный ФО

179

60

39

21

6

19

23

36

35

14

11

10

Архангельская область

22

10

7

3

4

2

2

4

1

2

1

Вологодская область

27

6

3

3

11

6

4

1

3

Калининградская область

15

5

2

3

1

1

3

5

3

2

Ленинградская область

17

2

1

1

1

11

3

1

2

Санкт-Петербург

1

1

Мурманская область

11

5

2

3

1

1

1

3

Новгородская область

22

13

9

4

1

2

1

1

4

1

2

1

Псковская область

25

10

7

3

1

2

5

1

6

2

2

2

Республика Карелия

19

3

3

2

4

2

4

4

2

1

1

Республика Коми

20

6

5

1

5

4

5

4

1

Южный ФО

274

40

39

1

14

62

52

106

58

11

37

Астраханская область

12

4

4

7

1

1

Волгоградская область

34

3

2

1

4

4

23

18

1

4

Кабардино-Балкарская Республика

11

4

1

6

4

2

Карачаево-Черкесская Республика

9

2

2

1

4

1

1

1

Краснодарский край

44

2

2

26

16

10

6

Республика Адыгея

8

3

3

3

2

1

1

Республика Дагестан

42

11

11

8

18

5

5

Республика Ингушетия

4

3

1

Республика Калмыкия

14

11

3

3

Республика Северная Осетия - Алания

9

6

3

2

1

Ростовская область

44

1

1

3

6

34

10

6

18

Ставропольский край

27

1

1

14

12

3

9

Чеченская республика

16

13

13

2

1

Приволжский ФО

472

60

44

16

5

60

28

57

262

112

99

51

Кировская область

40

19

10

9

7

6

8

2

1

5

Нижегородская область

49

12

10

2

1

7

5

24

4

12

8

Оренбургская область

37

1

1

3

4

29

12

11

6

Пензенская область

29

5

5

5

2

17

11

4

2

Пермская область

43

5

3

2

1

12

3

4

18

9

6

3

Республика Башкортостан

55

1

1

1

26

1

26

20

5

1

Республика Марий Эл

15

2

2

1

2

1

3

6

5

1

Республика Мордовия

23

4

19

10

7

2

Республика Татарстан

44

1

18

25

2

12

11

Самарская область

28

1

1

5

3

2

17

10

3

4

Саратовская область

39

4

3

1

2

2

2

29

9

17

3

Удмуртская Республика

26

5

4

17

3

10

4

Ульяновская область

22

9

8

1

1

12

4

6

2

Чувашская Республика

22

1

1

1

4

1

15

11

4

Уральский ФО

146

28

24

4

9

33

1

23

52

28

8

16

Курганская область

25

4

4

1

8

12

8

2

2

Свердловская область

47

8

7

1

2

5

13

19

4

3

12

Тюменская область

39

8

7

1

11

1

6

13

9

3

1

Челябинская область

35

8

6

2

6

9

4

8

7

1

Сибирский ФО

336

80

76

4

8

105

1

37

105

73

10

22

Алтайский край

61

3

3

14

6

38

25

5

8

Иркутская область

34

11

11

1

17

3

2

2

Кемеровская область

19

1

1

3

14

8

1

5

Красноярский край

49

24

21

3

1

8

8

8

6

2

Новосибирская область

31

4

3

1

1

1

7

18

10

4

4

Омская область

33

4

4

6

7

16

14

2

Республика Алтай

11

2

2

9

Республика Бурятия

22

11

11

8

1

2

2

Республика Тыва

18

2

2

16

Республика Хакасия

9

4

4

1

2

1

1

1

Томская область

17

6

6

1

4

1

5

5

Читинская область

32

9

9

3

19

1

1

Дальневосточный ФО

154

44

29

15

9

46

9

13

33

22

5

6

Амурская область

21

1

1

13

1

6

4

1

1

Еврейская авт. область

6

1

1

2

3

3

Камчатская область

12

4

2

2

3

1

3

1

1

Магаданская область

9

6

3

3

3

Приморский край

26

7

6

1

1

5

2

11

8

2

1

Республика Саха (Якутия)

35

8

4

4

20

3

2

2

1

1

Сахалинская область

18

6

6

2

1

1

8

6

1

1

Хабаровский край

18

3

1

2

6

2

1

4

2

2

Чукотский авт. округ

9

8

5

3

1


Наряду с районами, в которых преобладает один из укладов, в России было 778 районов со смешанной аграрной структурой, где развиты и семейные и капиталистические формы хозяйствования. Наиболее типичными регионами со смешанной аграрной структурой являются Татарстан, Воронежская, Курская, Тамбовская, Волгоградская, Ростовская, Оренбургская, Саратовская области.

Сложившееся разнообразие аграрных структур административных районов России и отдельных субъектов РФ приведены на рис.1–4.

Проведенное исследование аграрных структур субъектов РФ и административных районов позволяет сделать ряд выводов и предложений.

1. Аграрные структуры субъектов РФ и административных районов характеризуются широким разнообразием. Однако в большинстве административных районов преобладает один из укладов (классов) хозяйств. Есть субъекты РФ и административные районы с нетоварным укладом хозяйств, семейным товарным, капиталистическим, крупным капиталистическим и смешанными укладами.

2. Меры государственной поддержки сельхозпроизводителей должны быть ориентированы на конкретные классы хозяйств. Для каждого класса хозяйств целесообразно разработать меры поддержки.

20130122-pic-05.jpg
Рис.1. Типы аграрных структур административных районов России. 

20130122-pic-06.jpg

20130122-pic-07.jpg

20130122-pic-08.jpg

Механизмы государственное поддержки должны соответствовать классу хозяйств. Механизмы поддержки крупных хозяйств могут предусматривать детальные процедуры выделения и контроля использования бюджетных средств чиновниками аппарата управления АПК. Осуществить такой же контроль за малыми формами хозяйствования ввиду их многочисленности невозможно. Поэтому для малых форм необходимы упрощенные процедуры. При этом часть функций контроля может быть передана сельскохозяйственным кредитным и обслуживающим потребительским кооперативам.

4. При разработке федеральной аграрной политики необходимо учитывать все разнообразие аграрных структур субъектов РФ и административных районов. Федеральная политика должна быть построена таким образом, чтобы доступ к господдержке получили не только субъекты и районы с крупным капиталистическим сельским хозяйством, но и территории, на которых преобладает малый сельскохозяйственный бизнес. Особые меры политики нужны для районов сельскохозяйственного запустения.

5. Региональные аграрные политики должны формироваться с учетом типа аграрной структуры в субъекте РФ и районе. Мероприятия региональной поддержки должны разрабатываться с таким расчетом, чтобы сельхозтоваропроизводители из всех районов, включая и районы с преобладанием семейных форм хозяйствования, имели доступ к бюджетным средствам.

Источники

1. Кузнецов В.В., Тарасов А.Н., Павлушкина О.И., Менджиева Д.А. и др. Институциональное развитие аграрной структуры России: состояние и прогноз. Ростов-на-Дону, 2010, 216 с.

2. Узун В.Я., Сарайкин В.А., Гатаулина Е.А. Классификация сельскохозяйственных производителей на основе данных Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года. М.: ВИАПИ им. А.А.Никонова, ЭРД, 2010. (Науч. Тр.; Вып. 30). 229 с. (доступ к книге есть на сайте: www.viapi.ru)



[1] Выделено 4 класса хозяйств: не производящие сельхозпродукцию, резидентские и рекреационные (стандартизированная выручка (СВ) – до 10 тыс. руб. в год); потребительские (СВ > 10 тыс. руб. и ≤ 30 тыс. руб.); товарные (СВ > 30 тыс. руб.). Товарные хозяйства, в свою очередь разделены на 4 класса: подсобные (СВ > 30 тыс. руб. и ≤ 300 тыс. руб.); основные (фермерские, СВ > 300 тыс. руб. и ≤ 3 млн руб.); капиталистические (СВ > 3 млн руб. и ≤ 30 млн руб.); крупные капиталистические (СВ > 30 млн руб. ). Подробная методика выделения классов хозяйств и их характеристики приведены в книге [2]. 



Назад в раздел