Вид публикации: Статья
Год: 2011
Издательство: Материалы Международной научно-практической конференции "Глобализация и аграрная экономика России: тенденции, возможные стратегии и риски" (Никоновские чтения-2011)
Целевое назначение: Научное
Автор(ы): Соболев О.С.
Статус: завершенный
Наименование: ПРОЦЕССЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ВВП РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН, РОССИИ И АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК
PDF-файл: http://www.viapi.ru/download/2015/31254.pdf


О.С. Соболев, к.т.н., ведущий науч. сотр. Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А.Никонова


Процеcсы глобализации мировой экономики уже давно стали объективным фактором и глубже проникают в экономику России и других развивающихся стран.

Глобализация проявляется в интеграции мировых рынков и региональных экономик и содействует экономическому подъёму, внедрению инноваций и управленческих технологий.

В сфере аграрного рынка процессы глобализации проявляются в расширении деятельности транснациональных зерновых, молочных, мясных и других продовольственных корпораций (ТНК). На зерновом рынке одной из знаменитых является частная ТНК «Каргилл» (США), существующая более 140 лет и работающая в 66 странах мира.

В России корпорация «Каргилл» работает с 1991 г. В 1995 г. компания приобрела в г. Ефремов Тульской области крахмалопаточное предприятие для производства патоки, крахмала и кормов для животноводства из российского пшеничного и кукурузного сырья. При этом в модернизацию предприятия было вложено более 60 млн долл. В 2006 г. корпорация «Каргилл» открыла в г. Ефремов предприятие по производству солода на основе собственной программы по выращиванию пивоваренного ячменя, инвестировав в него 43 млн долл.

На молочном рынке примером ТНК служит ведущая в производстве молока длительного хранения итальянская корпорация «Пармалат», созданная в 60-х гг. прошлого столетия и реализующая более 60% товарооборота за пределами Италии. Производственные мощности компании размещены в Италии, США, Канаде, Австралии, Испании, Португалии, России, ЮАР и других странах. Собственные производственные мощности компании «Пармалат» в России включают завод по производству молока ООО «Ураллат» в Екатеринбурге и ОАО «Белгородский молочный комбинат» в Белгороде.

Процеcсы глобализации сокращают ограничения при выходе ТНК на зарубежные рынки и обеспечивают потребителей товарами лучшего качества по сниженным ценам. Цена снижается за счёт расширения объёма производства путём увеличения доли рынка, которое обеспечивает компенсацию для сохранения необходимого уровня рентабельности производства, при тех же значениях параметров себестоимости продукции, как следует из формулы (1), выведённой в [3].

20130122-pic-01.jpg (1),

где: R – рентабельность производства продукции; X – закупочная цена на продукцию; K – объём произведенной продукции; C0 – условно-постоянная составляющая себестоимости продукции; B – условно переменная составляющая себестоимости продукции.

20130122-pic-02.jpg

Рисунок 1График зависимости рентабельности производства продукции от объёма произведённой продукции из формулы (1)

Из рис. 1 следует, что при росте объёма производства (расширении масштаба производства или увеличении доли рынка) рентабельность производства продукции возрастает до предельного значения (X/B) -1. Из рис. 1 также следует, что:

– чем выше цена производителя на продукцию, тем выше предельный уровень рентабельности;

– чем больше C0 – условно-постоянная составляющая себестоимости продукции, связанная с затратами на инфраструктуру, тем большее количество продукции надо произвести, чтобы выйти на безубыточное производство;

– чем больше B – условно переменная составляющая себестоимости продукции, связанная с производительностью труда, тем меньшее количество продукции надо произвести, чтобы выйти на безубыточное производство.

В аналитических оценках, зачастую, валовой внутренний продукт вычисляется по широко известной из экономических учебников [2] формуле:

ВВП = Р + И + Эк – Им (2),

где: ВВП – ежегодный валовой внутренний продукт страны; Р – потребительские расходы, включая правительственные (федеральные, штатов и местные); И – объём инвестиций (расходы субъектов бизнеса); Эк – экспорт из страны; Им – импорт из страны.

Как видно из формулы (2) инвестиции оказывают пропорциональное влияние на ВВП. Одним из механизмов глобализации являются ПИИ (прямые иностранные инвестиции). ПИИ составляют заметную долю в структуре инвестиций. В большинстве случаев ПИИ поступают в страны через ТНК. Примером существенного влияния ПИИ на ВВП является рост ВВП Китая в середине 90-х гг. прошлого столетия. В этот период доля Китая в объёме ПИИ, направляемых в развивающиеся страны, составляла до 40%.

Инвестиции сыграли большую роль в развитии экономики КНР за последнее десятилетие. Инвестиции в производство товаров, использующихся на внутреннем рынке и идущих на экспорт, вступление в ВТО в ноябре 2001 г., создание компаний, привлекающих новые зарубежные технологии и импорт сырья, для расширения производственных мощностей, использование недорогой рабочей силы в сочетании с громадным трудовым ресурсом, вывели КНР в 2010 г. на 2-е место в мире по объёму ВВП, который составил свыше 5 трл долл. Экспорт КНР в 2010 г. в 10 раз превысил стоимость экспорта России в долларовом исчислении, в то время как ВВП превысил ВВП России лишь в 3,8 раз в тех же единицах.

График динамики ВВП Китая и инвестиций в биллионах юаней за период с 2001 по 2010 г. представлен на рис. 2. Из данных, представленных на рис. 2 выводится следующее корреляционное уравнение зависимости между ВВП и инвестициями в экономике Китая за последнее десятилетие.

ВВП=1,16 * И + 12,74 (3).

20130122-pic-03.jpg

Рисунок 2Графики роста объёма ВВП (GDP) и инвестиций (Inv) в экономике Китая

Коэффициент детерминации этого регрессионного уравнения равен 0,99 и показывает, что в данной модели ВВП на 99% зависит от фактора (переменной) инвестиций и на 1% от других факторов.

Из уравнения (3) также следует, что при увеличении инвестиций на 1 биллион юаней, ВВП КНР увеличивается на 1,16 биллиона юаней.

Другим механизмом глобализации является торговая интеграция стран, ограничивающая влияние протекционизма, проявляющегося в виде тарифов (налогов на импорт и экспорт), квот, субсидий и эмбарго, при экспорте и импорте продукции.

Как следует из формулы (2), ВВП пропорционально зависит от экспорта продукции. Россия, также как и Китай, является экспортно-ориентированной страной. В России, в настоящий момент, наиболее востребованными частями структуры экспорта стали поставки сырой нефти, нефтепродуктов, дизельного топлива, автомобильного бензина, природного газа, продукции металлургической отрасли, лесоматериалов обработанных и необработанных, минеральных удобрений, электроэнергии, синтетического каучука, машин, оборудования, в том числе автомобилей легковых, грузовых, а также пшеницы и водки.

График динамики ВВП России и экспорта из России в млрд долл. за период с 2001 по 2010 г. изображён на рис. 3.

Из данных на рис. 3 выводится следующее корреляционное уравнение зависимости между ВВП России и экспортом продукции из России за период с 2001 по 2010 г.:

ВВП= 3,69 * Эк – 64,58 (4).

20130122-pic-04.jpg

Рисунок 3Графики роста объёма ВВП и экспорта в экономике России

Коэффициент детерминации этого регрессионного уравнения равен 0,98 и показывает, что в данной модели ВВП на 98% зависит от фактора (переменной) экспорта и на 2% от других факторов. Из уравнения (4) видно, что при увеличении экспорта на 1 млрд долл., ВВП России увеличивается на 3,69 млрд долл.

Из уравнения (4) следует также, что одним из рецептов увеличения ВВП РФ в 2 раза в недалёкой перспективе, является увеличение в 2 раза экспортной продукции.

Из формулы (2) видно, что другими путями увеличения ВВП являются снижение импорта, подъём потребительского спроса путём роста доходов населения и расширение производства для внутреннего рынка.

Третьим механизмом глобализации является процесс слияния или поглощения компаний.

Слиянием называется объединение нескольких компаний c образованием нового юридического лица. Одним из мотивов к слиянию является использование эффекта масштаба производства. Эффект масштаба связан с изменением стоимости единицы продукции в зависи­мости от масштабов ее производства фирмой. Этот эффект происходит не сразу. Снижение за­трат на единицу продукции при расширении производства называется экономией на масштабе [1]. Эффект от масштаба случается, если при увеличении количества выпускае­мой продукции, затраты на единицу продукции уменьшаются. Этот эффект рассматривается как следствие синергии (суммирующего эффекта), когда прибыль после слияния двух компаний превосходит сумму прибылей компаний до объединения.

Слияния происходят в следующей форме:

– горизонтальное слияние в виде интеграции двух компаний, выпускающих одну продукцию. При этом может возрасти прибыль и снизится конкуренция;

– вертикальное слияние в виде соединения компаний, одна из которых является поставщиком сырья для другой. В этом случае снижается себестоимость и увеличивается прибыль;

–(параллельные) слияния – объединение компаний, выпускающих взаимосвязанные товары. Например, фирма, производящая молоко и сыр, объединяется с фирмой, производящей молоко и сметану.

Процессы глобализации в сфере агропродовольственного рынка имеют особую актуальность в связи с немобильностью сельскохозяйственного производства и его привязанностью к основным средствам: земельным ресурсам, системам мелиорации, а также к биоклиматическому потенциалу.

Источники

1. Krugman P. Increasing Returns, Imperfect Competition and the Positive Theory of Inter national Trade. “Handbook of International Economics”. Vol. 3, 1995, Amsterdam, Elsevier Science.

2. МакконнеллК.Р., БрюС.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 2004 г.

3. Соболев О.С. Регулятор рентабельности производства молока и зерна в России. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2005. – № 5. – С. 53–54. 


Назад в раздел