Вид публикации: Справочник
Год: 2010
Издательство: Материалы Международной научно-практической конференции "Рыночная интеграция в агропродовольственном секторе: тенденции, проблемы, государственное регулирование" (Никоновские чтения-2010)
Целевое назначение: Рекламное
Автор(ы): Корбут Л.С.
Статус: завершенный
Наименование: Принципы и механизмы организации мониторинга за развитием сельских территорий в соответствии с международными стандартами
PDF-файл: http://www.viapi.ru/download/2015/31210.pdf



Целью мониторинга за развитием сельских территорий является отслеживание тенденций в социально-экономическом развитии сельских территорий для своевременной корректировки и повышения эффективности мер сельской политики, представленных в «Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года»[1].

Организация мониторинга за развитием сельских территорий в соответствии с международными стандартами, по нашему мнению, должна базироваться на следующих основных принципах: соответствие целям и задачам федеральных программ по сельскому развитию; объективность и сопоставимость итоговых показателей в динамике; оперативность и открытость данных.

Механизмы организации мониторинга представляют собой систему мер, направленных на получение конкретных результатов мониторинга в соответствии с его целями, задачами и принципами (рис. 1).

Главную роль в организации мониторинга за развитием сельских территорий должно выполнять Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, поскольку именно на него возложена функция выработки государственной политики и нормативно-правовового регулирования в указанной области. При этом в структуре Минсельхоза России представляется целесообразным создание Центра мониторинга развития сельских территорий.

Задачи Центра должны охватывать разработку методологии проведения специализированных обследований сельских территорий, выработку рекомендаций по организации мониторинга и оценки эффективности реализации программ сельского развития различного уровня, предложений по сбору и предоставлению дополнительной статистической информации на уровне субъекта Российской Федерации, формирование и актуализацию базы данных по развитию сельских территорий.

Статистическое наблюдение за развитием сельских территорий должно проводиться в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Представляется также важным формирование Координационного совета по развитию сельских территорий, в состав которого должны войти все федеральные министерства и ведомства, реализующие ведомственные программы на селе и формирующие собственные информационные ресурсы, касающиеся сельского развития.

В свою очередь, за Минсельхозом России необходимо законодательно закрепить функции федерального органа исполнительной власти, координирующего работы и осуществляющего мониторинг развития сельских территорий. Для оценки тенденций развития сельских территорий и корректировке мер государственной сельской и социальной политики на основе специально разработанной системы статистических показателей Минсельхозом России в ежегодном режиме подготавливается соответствующий документ (доклад).

Минсельхоз России оказывает информационную, методическую и организационную поддержку субъектам Российской Федерации, направленную на комплексное развитие сельских территорий. При этом необходимо эффективное взаимодействие по данной проблеме органов управления всех уровней, как с органами местного самоуправления, так и с общественными отраслевыми организациями, объединениям и союзами.

Программа статистического наблюдения за развитием сельских территорий должна базироваться на статистической информации, аккумулируемой в государственных и ведомственных отраслевых формах отчетности. Формируемые на их основе количественные и относительные показатели в полной мере отвечают критериям объективности, достоверности и сопоставимости и позволяют проводить анализ по относительно длительным динамическим рядам с непременной разбивкой по территориальному принципу «город/село».

Важным звеном в мониторинге развития сельских территорий является организация выборочных тематических обследований по тому или иному аспекту сельского развития. Причем данное направление работ в значительной степени должно носить научно-исследовательский характер. Результаты обследований в виде аналитических записок с конкретными предложениями по включению дополнительной информации для адекватного отражения тенденций развития сельских территорий должны предоставляться в Минсельхоз России.

Следует отметить, что показатели сельского развития, получаемые в результате специальных обследований, имеют важное значение для выявления и характеристики особенностей сельского развития на низовом территориальном уровне, а также на уровне сельских домохозяйств. Последнее является актуальным при анализе показателей, характеризующих уровень и источники формирования денежных доходов на селе, диверсификацию занятости сельского населения, позволяет иметь более глубокие демографические характеристики трудовых ресурсов и пр.

Структурно программа статистического наблюдения за развитием сельских территорий должна соответствовать общепринятым в мировой практике подходам, т.е. включать основные тематические блоки показателей, характеризующие сельское развитие, а именно:

I. Базовые (основные) показатели.

II. Социально-демографические показатели.

Раздел 1. Характеристика сельского населения.

Раздел 2. Трудовые ресурсы.

Раздел 3. Доходы сельского населения.

Раздел 4. Жилищные условия и обеспеченность жильем.

Раздел 5. Криминогенная обстановка.

III. Сельская транспортная и инженерная инфраструктура.

IV. Сельская социальная инфраструктура.

Раздел 1. Образование.

Раздел 2. Здравоохранение и социальная защита.

Раздел 3. Культурно-досуговая сфера.

Раздел 4. Развитие средств связи и информации.

Раздел 5. Услуги.

V. Институциональная структура сельской экономики[2].

VI. Производственно-экономические и финансовые показатели развития сельской экономики.

VII. Структура землепользования и показатели состояния и сохранения окружающей среды.

Раздел 7.1. Земельные ресурсы и их использование.

Раздел 7.2. Состояние и сохранение окружающей среды.

20130120-pic-07.jpg

Рисунок 1. Схема организации мониторинга за развитием сельских территорий

Информация предоставляется по Российской Федерации в целом, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям.

Следует отметить, что использование для оценки некоторых явлений преимущественно абсолютных величин не всегда может отражать реальные изменения на сельских территориях. На наш взгляд, для целей мониторинга сельского развития целесообразно более широкое применение относительных показателей (динамики, структуры). При анализе явления также требуется обоснование корректности использования того или иного показателя с учетом специфики сельских территорий. Например, рост ввода площади жилых домов в расчете на одного сельского жителя может прямо указывать на качественные изменения в обеспечении сельских жителей жильем. Однако сравнение город/село по этому показателю не представляется корректным в связи с особенностями расселения и спецификой структуры жилого фонда на селе, который представлен в основном индивидуальными жилыми домами. Это же относится и к целесообразности представления данных в относительном выражении. Например, изменение числа сельских населенных пунктов, газифицированных сетевым газом в текущем году, по сравнению с предыдущим годом (в процентах) или удельный вес сельских населенных пунктов, газифицированных сетевым газом (в текущем году в процентах от их общего числа).

В Минсельхозе России аккумулируются исключительно отраслевые сведения, в других же ведомствах (Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство образования и науки РФ, Министерство культуры РФ и др.) значительная часть информации не содержит разбивки на город и село. В современных условиях использование некоторых из них является значимым для анализа комплексного развития сельских территорий. Это касается таких характеристик как природные ресурсы, экологическая ситуация, наличие предприятий обрабатывающих производств, торговля и сфера услуг, доступ сельского населения к рынкам, услугам финансовых учреждений, преодоление информационной изолированности, обеспечение личной безопасности и пр. Отражение этих аспектов позволит с большей степенью достоверности представить качественные характеристики уровня жизни на сельских территориях. В то же время программа статистического наблюдения за развитием сельских территорий в существенно большей степени по сравнению с зарубежной практикой должна охватывать показатели, характеризующие не только многофункциональность сельского хозяйства, но и собственно сельскохозяйственную деятельность.


[1] Проект концепции был одобрен в декабре 2008 г. на заседании Правительственной комиссии по вопросам агропромышленного и лесохозяйственного комплекса.

[2] Принято, что понятие «сельская экономика» в рамках статистического наблюдения за развитием сельских территорий в соответствии с международными стандартами включает в себя сельское и лесное хозяйство, рыболовство и рыбоводство, обрабатывающие производства, сферу услуг. 



Назад в раздел