Вид публикации: Статья
Год: 2010
Издательство: Материалы Международной научно-практической конференции "Рыночная интеграция в агропродовольственном секторе: тенденции, проблемы, государственное регулирование" (Никоновские чтения-2010)
Целевое назначение: Научное
Автор(ы): Огарков А.П. / Огарков С.А.
Статус: завершенный
Наименование: Развитие социальной инфраструктуры на депрессивных территориях
PDF-файл: http://www.viapi.ru/download/2015/31208.pdf



На 17 млн км2 (1709,8 млн га) территории Российской Федерации проживает 140 млн россиян. Это означает, что средняя плотность заселения равна примерно 8 человек на 1 км2. Однако в настоящее время на территории от Калининграда до Урала, т.е. на Европейской части России – 26 человек на 1 км2, но у соседей – в Китае, Японии – 300 человек на 1 км2. В Приморском крае проживает около 2 млн человек, а рядом, в соседних провинциях Китая,150 млн человек. Свято место, как мы понимаем, пусто не бывает, отсюда и освоение соседями российских районов, экспансия и угроза целостности России (80% из числа голосовавших на радио России в феврале 2009 г. подтвердило наличие этой угрозы).

Урбанизация, выразившаяся в бурном росте городов, увеличении численности их населения (из-за более высокого качества жизни, чем в деревне), территориальном расширении привела к образованию в нашей аграрно-индустриальной стране агломераций (групп населенных пунктов вокруг мегаполисов и других крупнейших городов). Очевидными примерами агломераций являются Московская, Ленинградская, Свердловская, Новосибирская, «проглотившие» миллионы бывших сельских жителей. Плотность заселения в Московской агломерации составляет 440 человек на 1 км2 – 1,5 раза больше, чем удельная плотность в многонаселенном Китае.

В перенаселенных мегаполисах при большой скученности населения – автомобильные пробки, воздушная загазованная среда, отсутствие качественной питьевой воды, высокая безработица и многие другие недостатки. В результате этих процессов в настоящее время образовались перекосы с гиперцентрализацией населенияв мегаполисах и других крупнейших городских населенных пунктах с обезлюдением многих сельских, северных и отдаленных земель в пространственном распространении населения страны. В периферийных частях регионов, также образовались депрессивные территории с крайне низкими демографическим потенциалом землепользований и финансово-экономическими показателями работы предприятий, слабо развитой социальной инфраструктурой жизнеобеспечения, большими площадями необрабатываемых продуктивных земель.

В стране вся посевная площадь сельскохозяйственных культур в 1990 г. составляла 117,7 млн га, а в 2005–2009 гг. – 76–77 млн га, т.е. около 40 млн га (свыше 30%) продуктивных земель было выведено из оборота. Эти земли находятся, как правило, в отдалении от центральных населенных пунктов, слабо заселены и для их освоения следует в первоочередном порядке развить инфраструктуру жизнеобеспечения населения, создать рабочие места на реконструируемых и новых фермах, в полеводстве и др.

Одним из важнейших элементов агропромышленного производства являются трудовые ресурсы. С учетомличных подсобных хозяйств и пенсионеров в сельском хозяйстве страны занято 5-7 млн работающих, т.е. дефицит в целом по сельскому хозяйству (по оценкам кадрового института агробизнеса) составляет 1,5 млн человек, при этом работников массовых профессий: операторов машинного доения, механизаторов – не хватает около 0,5 млн человек. Молодые, знающие сельское хозяйство, люди в не обустроенную местность с низким уровнем зарплаты не идут и не пойдут. Из выпускников почти 60 аграрных вузов страны на село прибывает всего от 2 до 18% (по разным специальностям). Дефицит трудоспособного населения в отдаленных (депрессивных) сельских районах является одной из острейших проблем этих территорий.

Социальная инфраструктура состоит из 10 типов объектов: жилые дома, детские дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, учреждения здравоохранения, культуры, общественного питания, торговли, бытового обслуживания населения, спорта, административные. Для эффективной организации социальной инфраструктуры учитываются два показателя частота посещения объекта и примерные радиусы пешеходной или транспортной доступности отжилыхдомов.

Учреждения повседневного пользования (радиус доступности до 500 м): детские дошкольные учреждения (ясли-сады), торговли, общественного питания. Учреждения периодического пользования (радиус шаговой доступности до 30 минут): культуры (клубы), бытового обслуживания населения, общеобразовательные школы, учреждения спорта. Учреждения эпизодического пользования (радиус транспортной доступности до 30 минут – 1 часа): музеи, больницы, административные. Радиусы доступности до объектов утверждают органы местного самоуправления с учетом конкретных условий региона.

При крупногрупповом расселении на каждый населенный пункт (с населением 1 тыс. человек и более) предусматривают полный набор учреждений социальной сферы по расчетным нормативам вместимости на 1 тыс. человек. На депрессивных территориях существует весьма слабая инфраструктура. Для ее усиления целесообразно использовать учреждения малого соцкультбыта на базе жилых домов мансардного типа с квартирой в мансарде и общественным учреждением на первом этаже.

На депрессивной территории сначала формируется местная (внутрихозяйственная) система расселения. При этом обоснованно выбираются местные центры расселения – «точки роста» на базе существующих деревень. Эти местные центры комплексно обустраиваются с помощью учреждений малого соцкультбыта, которые позволяют организовать культурно-бытовое обслуживание населения других существующих деревень, находящееся в пределах соответствующих нормируемых радиусов доступности. В дополнение к ним, при необходимости могут применяться передвижные средства (автолавки, автобанкоматы, электронные терминалы платежей, электронные магазины, средства дистанционного обучения и др.).

Обоснование выбора местных центров расселения базируется на определении суммы «взвешенных расстояний» и последующем дополнительном уточнении по природным и другим факторам местоположения центра, полученного расчетным путем, т.е. исходя из условий минимизации расстояния (или затрат времени на передвижения, транспортных расходов) от ряда заданных объектов (мест работы в севооборотах, на фермах, зон расселения).

Методические положения по выбору центров расселения подробно изложены [1] и расчеты апробированы по Озерскому району Московской области (коллективное хозяйство «Емельяновка» – 5 подразделений хозяйства, «Сосновский» – 4 подразделения, хозяйству «Озеры» – 6 подразделений.

Комплексное обустройство местных центров расселения выполнено на примере (депрессивной территории) коллективного хозяйства «Рассвет» Дмитровского района Московской области. Здесь из 26 существующих малых сельских населенных пунктов выбраны три малых центра расселения – «точки роста» (деревни Телешово, Турбичево, Кульпино) с возведением в них объектов малого соцкультбыта, обустройством дорог и организацией обслуживания населения стационарными объектами общественных учреждений с учетом нормативных радиусов доступности.

Вышеизложенная и проверенная на практике методология выбора и комплексного обустройства центров расселения, развития социальной инфраструктуры на депрессивных территориях:

– позволяет при разработке проекта развития инфраструктуры учесть естественные свойства земли, определить минимальные расстояния, пропорциональные интенсивности ее использования, достичь сбалансированности размещения центра расселения с местоположением и величиной трудозатрат в местах работы сельских жителей (полях севооборотов, на фермах и т.п.), а не обезличенно по всему хозяйству;

– обеспечивает минимальную удаленность до мест работы, соответствующую величинам затрат труда на объектах, при которой наибольшими значениями трудозатрат в местах работы соответствуют наименьшие расстояния до центра расселения, усадебного хозцентра;

– может быть применена при формировании агропромышленных комплексов, создании финансово-промышленных групп, межхозяйственных производственных объединений и их центральных (кустовых) населенных пунктов.

– создаст необходимые условия жизнеобеспечения на депрессивных землях.

Источники

1. Россельхозакадемия. Проблемы интенсификации и экологизации земледелия России. Типография Россельхозакадемии. – М. – 2006. – 548 с.

2. Акулова О.И. Так жить нельзя. Новый закон об ипотеке вряд ли поможет решить жилищную проблему. Сельская жизнь, № 27 (23534),16.03.2010 г. 



Назад в раздел