Вид публикации: Статья
Год: 2010
Издательство: Материалы Международной научно-практической конференции "Рыночная интеграция в агропродовольственном секторе: тенденции, проблемы, государственное регулирование" (Никоновские чтения-2010)
Целевое назначение: Научное
Автор(ы): Евдокимова Н.Е.
Статус: завершенный
Наименование: Трансформация систем ценообразования на различных стадиях рыночной интеграции
PDF-файл: http://www.viapi.ru/download/2015/31186.pdf



Российский исторический опыт ценообразования уникален по масштабам и сочетаниям экономических трансформаций в силу специфического исторического пути, пройденного нашей многострадальной страной, и уникальностью политических экспериментов, осуществленных и осуществляемых на ее просторах. Этот исторический опыт вместил в себя реализации абсолютно антагонистических концепций ценообразования: жесткое государственное управление экономикой с директивным установлением подавляющего большинства цен и практически абсолютной свободы рыночных цен.

Исторически отечественное ценообразование претерпело три этапа политического выбора экономических механизмов, определяющих основы формирования цен.

1. Этап директивно-определяемых цен, когда цена является неким нормативом, основанным на общественно необходимых затратах труда.

2. Этап регулируемых цен, когда государство устанавливало верхний и нижний пределы цен, в рамках которых они и устанавливались по договорам.

3. Этап свободных цен, когда производители сами определяют цены на производимые ими товары, учитывая как затраты на их производство, так и рыночный спрос на них, конкурентоспособность товара.

Совершенствование хозяйственного механизма, настройка его на новые политические и экономические реалии – это непрерывный процесс. В современной аграрной экономике разрабатываются новые подходы к ценообразованию, создаются и апробируются новые рыночные механизмы государственного регулирования цен.

Несмотря на кризис сельское хозяйство развивается и наряду с многими сырьевыми отраслями становится источником товаров, производимых на экспорт. Тем не менее эта отрасль производства является одним из основных объектов господдержки не только в нашей стране, но и в более идеальных рыночных экономиках. Необходимость стратегических запасов зерна, продовольственная безопасность государства, даже при высокой степени экономической интеграции в современном мире, диктуют необходимость государственных закупок зерна, а конкурентный характер современной российской экономики требует оптимизации этого процесса и проведения его в соответствии с лучшими мировыми прототипами.

В качестве основного инструмента государственного регулирования зернового рынка и приведения этого вмешательства государства в свободную экономику в соответствие с рыночными условиями с начала текущего тысячелетия Министерством сельского хозяйства РФ продвигается механизм зерновых интервенций. Идея его проста. При резком падении цен на зерно государство закупает его в так называемый интервенционный фонд, а появление на рынке крупного покупателя стабилизирует спрос, а тем самым и цены. При резком росте цен на зерно, государство использует запасы из интервенционного фонда для увеличения предложения на внутреннем рынке и соответствующей стабилизации цен, а при появлении привлекательных экспортных возможностей зерно из интервенционного фонда может использоваться для реализации на мировых рынках.

Механизм зерновых интервенций впервые был применен в России осенью 2001 г. В последующие годы зерновые интервенции проводились в 2002, 2005, 2008 и 2009 гг. За эти годы зерновые интервенции проводились при разных состояниях аграрного рынка, как то: разные объемы валовых сборов зерна, разные исходные уровни цен, разные объемы выделяемых средств, различная конъюнктура мировых рынков и т.д. Поэтому накопилось достаточно много статистической информации для всестороннего анализа этого феномена.

По «Правилам осуществления государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 2001 г. № 580: «Государственные закупочные и товарные интервенции осуществляются путем проведения торгов на биржах, имеющих лицензию на организацию биржевой торговли…». Основные характеристики проведения биржевых торгов систематизированы в табл. 1.

Зерновые интервенции 2001 г. подтвердили своими итогами поговорку о том, что первый блин выходит комом. Из бюджета на их проведение было выделено 5 млрд руб., но израсходовано только 675 млн руб. В торгах участвовали только компании трейдеры, причем 190 тыс. т из 250 продал один продавец.

Торги сопровождались скандалами. Результаты торгов в первые два дня были аннулированы, потому что государство закупило зерно по максимально высокой цене 2700 руб./т при среднерыночной цене около 2400 руб./т., а по «Правилам осуществления государственных закупочных и товарных интервенций» торги при достижении максимальной цены должны прекращаться.

Тем не менее зерно из аннулированных торгов было вновь продано государству по цене 2699 руб./т. Вывод: можно спорить о влиянии интервенций на уровень цен на зерно в 2001 г., но к поддержке сельхозпроизводителей они в конкретном случае не имели никакого отношения.



Таблица 1. Параметры развития закупочных интервенций на рынке зерна в Российской Федерации

2001 г.

2002–2003 гг.

2005–2006 гг.

2008–2009 гг.

2009–2010 гг.

Биржевая площадка

Европейско-Азиатская Биржа

ЦРУБ на программно-техническом комплексе ММВБ при организационном содействии НТБ

НТБ в единой электронной Системе торгов зерном (СТЗ) технологической инфраструктуры ММВБ

НТБ в единой электронной Системе торгов зерном (СТЗ) технологической инфраструктуры ММВБ

НТБ в единой электронной Системе торгов зерном (СТЗ) технологической инфраструктуры ММВБ

Место проведения торгов

г. Москва

Москва, С.-Петербург, Ростов-на-Дону, Самара, Нижний Новгород, Екатеринбург, Новосибирск

Те же и Краснодар, Ставрополь, Волгоград, Казань, Уфа, Саратов, Саранск, Оренбург, Челябинск, Магнитогорск, Курган, Тюмень, Омск, Красноярск, Барнаул (22 города)

7 биржевых площадок и 29 центров удаленного доступа

7 биржевых площадок и 40 центров удаленного доступа

Торговая система

Электронная (локальная, в пределах терминального зала)

Электронная торговая система (с использованием удалённого доступа)

Электронная система одновременных торгов на 7 биржевых площадках и 22 центрах удалённого доступа

Электронная система одновременных торгов на 7 биржевых площадках и 29 центрах удалённого доступа

Электронная система одновременных торгов на 7 биржевых площадках и 40 центрах удалённого доступа

Период проведения торгов

1,5 недели (14-23 ноября)

2,5 месяца (с 13 ноября 2002 г. по 22 января 2003 г.)

4,5 месяца (с 29 августа 2005 г. по 11 января 2006 г.)

9 месяцев (с 26 августа 2008 г. по 21 мая 2009 г.)

3 месяца (с 2 ноября 2009 г. по 4 февраля 2010 г.)

Объект регулирования

Пшеница 3-го класса

1. Пшеница 3-го класса

2. Пшеница 4-го класса

3. Рожь группы "А" (продовольственная)

1. Пшеница 3-го класса

2. Пшеница 4-го класса

3. Рожь группы "А" (продовольственная)

1-3. Пшеница 3, 4, 5-го класса

4. Рожь группы "А" (продов.)

5. Ячмень фуражный

6. Кукуруза 3-го класса.

1. Пшеница 3го класса

2. Пшеница 4-го класса

3. Рожь группы "А" (продовольственная)

Базис поставки

16 элеваторов

146 уполномоченных элеваторов

175 уполномоченных элеваторов

474 уполномоченных элеватора

474 уполномоченных элеватора

Объём торгов

250,2 тыс. т на сумму 675 млн руб.

2,8341 млн т на сумму 4,941 млрд руб.

1,655 млн т на сумму 5,021 млрд руб.

8,06 млн т на сумму 38,06 млрд руб.

1,775 млн т на сумму 6,9577 млрд руб.

Количество участников

15 фирм (крупныe трейдеры)

343 товаропроизводителя (представляли 2000 хозяйств)

350 товаропроизводителей

2153 сельхозтоваропроизводителей

1127 сельхозтоваропроизводителей


Вторая закупочная интервенция в 2002–2003 гг. была официально признана Советом Федерации крайне неудовлетворительной, а ее результаты контрпродуктивными. Для пояснения этого вывода можно добавить, что интервенция началась в ноябре, когда зерно уже было скуплено перекупщиками у производителей по более низким ценам, цена на зерно к тому же выросла из-за пика экспортной активности в ноябре–декабре этого года. Вывод: выделенные из бюджета 6 млрд руб. и потраченные на интервенцию 4,459 млрд руб. не поддержали настоящих зернопроизводителей.

Зернопроизводители по настоящему были допущены к проведению зерновых интервенций лишь в последующих закупочных интервенциях. Этому способствовало и более раннее начало торгов (табл. 1). Однако одинаковые условия торгов на всех биржевых площадках имеют, как положительные, так и отрицательные последствия.

Себестоимость производства пшеницы, ржи, ячменя и кукурузы в нашей стране варьирует, как по годам, так и по регионам. В рамках всего зернового рынка абсолютного выполнения закона единой цены пока не наблюдается, а, следовательно, существуют значительные препятствия для развития конкуренции. Развитие интеграционных процессов пока привело лишь к появлению субфедеральных рынков, внутри которых наблюдается тенденция выравнивания цен. Поэтому результаты участия в зерновых интервенциях различных зернопроизводящих регионов различны, а это требует модификации экономического механизма интервенционных закупок.


Назад в раздел