|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В.З. Мазлоев доктор экономических наук, профессор, заместитель директора
А.В. Приёмко аспирант
Всероссийский институт аграрных проблем и информатики имени А.А. Никонова, г. Москва
В условиях членства страны во Всемирной торговой организации о реализуемости комплекса мер агропродовольственной политики можно вести речь при условии, если их уровень, содержание и характер не будут противоречить обязательствам страны перед данной международной организацией, которая применительно к развитию национального агропродовольственного сектора, обращает внимание прежде всего на соответствие фактических и допустимых уровней такого индикатора, как АМП (агрегированная мера поддержки). На ее рабочем языке он еще называется «желтой корзиной». АМП – это совокупность прямых и косвенных субсидий, оказывающих, с точки зрения ВТО, «искажающее влияние» на национальное производство сельскохозяйственной продукции и международную торговлю сельскохозяйственными и продовольственными товарами. Используя инструмент АМП, ВТО стремится поставить под контроль и в последствии ограничить значительные объемы финансовой государственной помощи национальным сельскохозяйственным товаропроизводителям. Хотя одновременно с этим она предоставляет возможность странам-участницам выводить за рамки АМП и не ограничивать те объемы производственных субсидий, которые соответствуют уровню «deminimis». Данный уровень определяется соотношением годовых объемов производственных субсидий и стоимости продукции и не должен превышать 10% для развивающихся стран, 5 %. – для большинства всех остальных. При этом по методикам ВТО вначале определяются соотношения с использованием параметров «связанной внутренней поддержки», то есть поддержки производства конкретных видов (групп) сельскохозяйственной продукции. Затем оставшиеся, «несвязанные» объемы производственных субсидий соотносятся с общей стоимостью сельскохозяйственной продукции, произведенной в стране. В июльском (с.г.) номере журнала нами была опубликована статья с оценкой возможностей производственного субсидирования отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей (СХТ) в условиях членства страны в ВТО. В основу расчетов были положены среднесрочные прогнозы, в том числе и прогноз курса рубля по отношению к доллару США. При исчислении обменного курса за основу были взяты данные умеренно-оптимистического варианта 2 «Сценарных условий для формирования вариантов прогноза социально-экономического развития в 2013-2015 годах» Министерства экономического развития (МЭР) России. В рамках этого варианта прогноза среднегодовой курс рубля по отношению к доллару США находится в пределах 29,7-31,5 руб. В наших расчетах, для установленного договоренностями с ВТО шестилетнего переходного периода (2013-2018 гг.), предусматривался плавный рост курса – с 30,0 в 2013 г. до 30,75 руб./ долл. в 2015 г., с последующей его стабилизацией в 2016-2018 гг. и фиксацией на среднегодовой отметке 31 руб./ долл. Справедливости ради, необходимо отметить, что используемые в наших расчетах уровни прогнозируемых обменных курсов вполне вписывались в поставленную нами же задачу – оценить на прочность потенциал отечественных сельскохозяйственных отраслей и возможности государства по их субсидированию в условиях членства России в ВТО. При этом рассматривались весьма жесткие, конкурентные сценарии развития ситуации на внутреннем агропродовольственном рынке, предполагающие умеренный рост импортных цен (цен СИФ) и довольно значительный рост издержек отечественных сельхозтоваропроизводителей. В таких ситуациях приемлемая стабильность или укрепление курса рубля «играют на руку» прежде всего импортерам продукции. Ослабление же курса создает определенные выгоды для отечественных аграриев, реализующих свою продукцию на внутреннем рынке. В рамках переходного периода присоединения Российской Федерации к ВТО нами была предпринята попытка оценить реализуемость мер агропродовольственной политики страны, в частности мер новой «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы». При этом в вышеуказанной статье, в случае с вариантом относительно стабильного и низкого курса рубля по отношению к доллару США (назовем это вариантом 1), нами рассматривались 3 сценария реализуемости: сценарий 1 - без дополнительных продуктовых дотаций; сценарий 2 - с необходимыми дополнительными продуктовыми дотациями, но с превышением в отдельные годы разрешенных ВТО уровней производственного субсидирования отечественных СХТ; сценарий 3 - с необходимыми дополнительными продуктовыми дотациями, но с без превышения разрешенных ВТО уровней производственного субсидирования. Принимая во внимание утвержденные параметры новой Государственной программы и параметры последних долгосрочных прогнозов Минэкономразвития, в дополнение к имеющимся расчетам мы провели анализ реализуемости мер агропродовольственной политики России на основе сравнения двух вариантов развития, предполагающих разную прогнозную динамику курса рубля на 2013-2018 гг. При этом расчеты по варианту 1 были скорректированы и базируются на соответствующем прогнозе валютного курса МЭР. Вариант 2 предполагает проведение оценки реализуемости мер агропродовольственной политики Российской Федерации в случае, если развитие событий будет происходить в направлении, близком по своим сценарным условиям к дополнительному прогнозному варианту А, разработанному МЭР. Он, в частности, предусматривает, что «высокие цены на нефть в 2012 году приведут к значительному укреплению курса рубля, а в 2013-2015 гг., понизившись до 82-85 долларов за баррель, станут причиной резкого ослабления обменного курса, приведут к ускорению инфляции и замедлению внутреннего спроса. После роста экономики в 2012 году на 3,4%, в 2013 году рост замедлится до 2%. В 2014-2015 гг. произойдет восстановление роста на уровне 3,5-4 процентов»[1]. В рамках данного варианта прогноза МЭР обосновывает изменение среднегодового курса доллара США с 32,9 руб. в 2013 г. до 38,0 руб. – в 2015 г. В «Сценарных условиях долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года», разработанных Минэкономразвития, по дополнительному варианту А рассматривается увеличение среднегодового курса доллара США в 2018 г. до уровня 47,2 руб [2]. Наши расчеты по варианту 2 целиком базировались на динамике среднегодового обменного курса доллара, прогнозируемого МЭР на случай развития российской и мировой экономики по сценарию, описанному в дополнительном варианте А. С учетом динамики рассматриваемого варианта ослабления обменного курса рубля, были внесены коррективы и в разработанные нами ранее среднесрочные прогнозы: - спроса на важнейшие виды сельскохозяйственной продукции и продовольствия, производимых в стране и импортируемых в больших объемах (говядина, свинина, мясо птицы, баранина, молоко и молочные продукты, сахар); - балансов продовольственных ресурсов (с учетом прогнозов среднедушевого потребления и изменения численности постоянного населения Российской Федерации); - роста издержек на производство вышеуказанных видов отечественной сельскохозяйственной продукции; - роста импортных и внутренних цен на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие. По нашим расчетам, в условиях ослабления обменного курса рубля и более высоких темпов инфляции (вариант 2), к 2018 г. в сравнении с вариантом 1 произойдет снижение: - объема импорта важнейших продовольственных товаров на 20,5 % (молоко и молочные продукты) - 46,2 % (свинина); - среднедушевого потребления говядины (как относительно дорогого вида мяса) на 1,5 кг и увеличение на 1 кг среднедушевого потребления мяса птицы (как вида мяса, наиболее доступного по цене). Также мы прогнозируем сохранение на прежнем уровне среднедушевого потребления сахара, относительно стабильные среднедушевые объемы потребления баранины, свинины, молока и молочных продуктов (в пересчете на молоко). Наши расчеты по варианту 2 показывают (с учетом отмеченных ранее обстоятельств и изменения платежеспособного спроса на важнейшие виды сельскохозяйственной продукции и продовольствия), что к 2018 г. отечественное производство мяса птицы может составить 100 % от физического объема, планируемого на этот год в новой Госпрограмме, производство говядины – 94,3 %, свинины – 93,2%, молока и молочных продуктов (в пересчете на молоко) – 91,7 %. Проведенные нами расчеты по реализуемости мероприятий Государственной программы, итоговые значения которых представлены в таблице 1, дают основания утверждать, что при любом из рассматриваемых вариантов планируемые объемы производственного субсидирования отечественных сельхозтоваропроизводителей возможно использовать по целевому назначению в полной мере. Нужно только четко отслеживать параметры de minimis и грамотно реализовывать возможности данного режима. Однако проблема заключается в том, что курсы валют могут по-разному влиять на импортные цены и цены отечественных производителей. В конечном счете это оказывает непосредственное влияние на рентабельность производства. Наши расчеты показывают, что при динамике курса рубля, соответствующей варианту 1, предусмотренных Государственной программой объемов производственного субсидирования будет недостаточно, чтобы предотвратить к 2018 г. абсолютную убыточность производства основных видов продукции животноводства и сахара. В то же время развитие ситуации по варианту II способно оказать в целом благоприятное воздействие на показатели коммерческой эффективности отечественных СХТ (рисунок 1). Рисунок 1 – Прогнозируемые на 2018 г. уровни рентабельности (убыточности) производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции (включая производственные субсидии Государственной программы) при различных вариантах динамики курса рубля Таблица 1 – Прогноз соответствия объемов бюджетного финансирования мероприятий Государственной программы предельно допустимому уровню внутренней поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей Российской Федерации (Варианты 1 и 2)
Безусловно, развитие внутреннего рынка при динамике курса рубля в границах варианта 1 в конечном итоге может привести к неспособности отечественных СХТ выдерживать конкурентную борьбу с импортерами. Предвидя такой исход, государство будет вынуждено адекватно реагировать. В качестве очевидной меры могут применяться дополнительные продуктовые дотации, поддерживающие рентабельность производства конкретных видов продукции на приемлемом уровне. Нами была предпринята попытка определить дополнительные объемы финансирования отечественных СХТ в форме продуктовых дотаций, если поставки импортной продукции будут сопровождаться динамикой курса рубля варианта 1. В таком случае годовой объем продуктовых дотаций по видам продукции, производимой в стране, но импортируемой в значительных количествах, можно определить, например, по следующей формуле: Дi = (Спi-Рi)*Пi*Утi*Кинi, (1) где Дi - объем дотаций по i-ому виду (группе) сельскохозяйственной продукции в n-ом году; Спi – среднее значение полной себестоимости i-ого вида (группы) сельскохозяйственной продукции отечественного производства в n-ом году; Рi – средняя импортная цена i-ого вида (группы) сельскохозяйственной продукции в n-ом году (с учетом оплаченной таможенной пошлины, в пересчете на рубли); Пi – физический объем производства i-ого вида (группы) сельскохозяйственной продукции в n-ом году; Утi – уровень товарности i-ого вида (группы) сельскохозяйственной продукции в n-ом году; Кинi – коэффициент импортной нагрузки (отношение физических объемов импорта и отечественного производства) по i-ому виду (группе) сельскохозяйственной продукции в n-ом году. Исходя из установленных объемов дотирования ставки дотаций в данном случае определяются в расчете на 1 т товарной продукции. Очевидно, что все расчеты по формуле 1 производились на основе прогнозных значений представленных в ней показателей. В содержательном отношении также очевидно, что в случае отрицательного значения компонента (Спi-Рi) формулы 1 особая необходимость в продуктовых дотациях отпадает. В условиях членства страны в ВТО привязка среднего значения полной себестоимости продукции отечественного производства к цене ее импортного аналога полностью оправдана. Более того, по нашему мнению, Минсельхозу России необходимо сформировать специальную аналитическую службу, которая бы в оперативном порядке отслеживала указанные стоимостные разрывы и содействовала своевременной корректировке механизмов агропродовольственной политики. Предложенный выше методический подход содержит ряд ограничений, направленных на привлечение дополнительных бюджетных средств лишь в силу крайней необходимости. Однако расчеты показывают, что стоимостные разрывы варианта 1, во многом определяемые динамикой курса рубля, могут быть столь значительными, что потребуют предельно больших объемов дополнительного дотирования отечественных СХТ. В противном случае обеспечить ценовой паритет с импортерами, всегда «играющими на понижение», в среднесрочной перспективе будет крайне непросто. При развитии событий по сценарию 2 варианта 1 большие объемы дополнительного дотирования в 2017-2018 гг. неизбежно приведут к превышению обязательств страны перед ВТО по предельным уровням «желтой корзины». В таком случае потребуется корректировка данных расходов в сторону их уменьшения до приемлемых параметров по сценарию 3 (рисунок 2). По нашим расчетам, при динамике курса рубля, соответствующей варианту 2, для реализации сценария 2 (дополнительного продуктового дотирования) потребуется от 19,4 млрд руб. в 2014 г. до 25,6 в 2018 г. Это в разы меньше по сравнению с допустимыми уровнями дотирования СХТ в случае реализации сценария 3 в условиях динамики курса рубля варианта 1.
Рисунок 2 – Динамика требуемых и скорректированных объемов дополнительного финансирования отечественных СХТ в виде продуктовых дотаций (Вариант 1. Сценарии 2 и 3)
В случае реализации сценария 2 при динамике курса рубля, соответствующей варианту 2, в 2018 г.- последнем году переходного периода присоединения России к ВТО, рентабельность производства рассматриваемых видов (групп) сельскохозяйственной продукции заметно вырастет. Чего нельзя сказать о развитии ситуации по сценария 3 в рамках варианта 1 (таблица 2). Таблица 2 - – Прогнозируемые на 2018 г. уровни рентабельности (убыточности) производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции (включая производственные субсидии Государственной программы и дополнительные продуктовые дотации) при различных вариантах динамики курса рубля, %
Представленные расчеты позволяют сделать вывод о высокой зависимости конечных финансовых результатов отечественных СХТ от курса рубля по отношению к доллару США. Поскольку формирование этого курса определяется глубинными процессами и интересами в национальной и мировой экономиках, то отечественные СХТ не вправе полагаться на благоприятную для них динамику, а вместе с государством обязаны искать эффективные формы и механизмы обеспечения своей конкурентоспособности (прежде всего на внутреннем рынке). [1] Сценарные условия для формирования вариантов прогноза социально-экономического развития в 2013-2015 годах / Министерство экономического развития Российской Федерации. - http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/ [2] Сценарные условия долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года/ Министерство экономического развития Российской Федерации. - http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/
Назад в раздел |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|