|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Р.Г. Янбых, кандидат экономических наук, доцент, руководитель отдела устойчивого сельского развития и сельскохозяйственной кооперации, Всероссийский институт аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова, тел. +7 (495) 607-36-95; +7 916 597 48 13, эл. почта: yanbykh@mail.ru
Устойчивое развитие рынка микрофинансирования и кредитной кооперации невозможно без продуманной долгосрочной стратегии. Её центральным вопросом должно стать взаимоотношения с государством. В последнее время государственная поддержка микрофинансирования в целом быстро развивается в форме государственно-частного партнёрства. Министерство экономического развития Российской Федерации последовательно наращивает объёмы и направления господдержки микрофинансовых институтов, в том числе в рамках поддержки развития малого предпринимательства. На сегодняшний момент в этой программе участвует более 60 регионов России. Правовая база возможных мероприятий на базе ГЧП основывается на нормах ст. 7 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» № 193-ФЗ от 08.12.1995 г.: «Государство стимулирует создание и поддерживает деятельность кооперативов путем выделения им средств из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации для приобретения и строительства перерабатывающих и обслуживающих предприятий, создания кредитных и страховых кооперативов на основании разработанных планов и прогнозов развития территорий и целевых программ, осуществляет научное, кадровое и информационное обеспечение». ГЧП в области развития сельскохозяйственной кооперации возможно через наиболее распространённую на сегодняшний день форму сотрудничества государства и бизнеса – долевое финансирование уставных (в нашем случае – паевых) капиталов. Государство уже использовала эту форму, избрав Россельхозбанк своим агентом для последующего наполнения паевых фондов сельскохозяйственных кредитных кооперативов. Так, в Концепции развития сельских кредитных кооперативов ОАО «Россельхозбанк» отводится существенная роль в развитии системы. Все сельскохозяйственные потребительские кооперативы являются участниками основного мероприятия Госпрограммы 2008-2012 гг. «Кредитование малых форм хозяйствования» по субсидированию процентной ставки по кредитам и займам. В 2010 г. сельскохозяйственные кооперативы получили 6,1 млрд. субсидий, однако данного мероприятия недостаточно. В настоящее время практика вхождения Россельхозбанка как ассоциированного члена в паевой фонд сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов прекратилась. Это ставит под угрозу развитие страдающей недостатком оборотного капитала системы кредитной кооперации в сельской местности. В 2009 г. инвестиции в форме взноса Россельхозбанка как ассоциированного члена были произведены в паевые фонды 12 кредитных кооперативов в размере 45 млн. руб., в 2008 г. - 25 млн. руб., за 2 года реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» - 640 млн. руб. Всего за время действия программы вхождения Россельхозбанка в паевые фонды 810 СКПК было инвестировано 710 млн. руб. Поддержка сельскохозяйственных кредитных кооперативов из государственного бюджета проводится также путём субсидирования части затрат на уплату процентов по кредитам и займам только на организационное обустройство кооператива. Существуют ограничения в доступе СКПК к кредитным ресурсам, привлечения свободных средств пайщиков, рефинансирования через кооперативы 2-го и 3-го уровней. С нашей точки зрения, для преодоления этих проблем есть огромные резервы. Мы предлагаем государственно-частное партнёрство в области пополнения фондов финансовой взаимопомощи и паевых фондов за счёт ассоциированного членства Россельхозбанка, а также возмещения сельскохозяйственным потребительским кооперативам части затрат на уплату членских взносов в ревизионные союзы. Рассмотрим каждое направление более подробно. 1. Наиболее перспективным и дающим быстрое приращение капитала и портфеля займов является пополнение оборотных фондов сельскохозяйственных потребительских кооперативов (фондов финансовой взаимопомощи). Задача может быть решена за счет предоставления субсидий для формирования фондов финансовой взаимопомощи кредитных кооперативов в расчете на рубль паевых взносов, вносимых членами кооперативов, за счёт областного бюджета. В некоторых субъектах РФ такая практика уже получила распространение и подтвердила свою эффективность. Например, в Ярославской области на пополнение фонда финансовой взаимопомощи направляется целевое финансирование на беспроцентной и безвозмездной основе. Всего за 2004-2009 годы целевое финансирование из областного бюджета на пополнение фонда финансовой взаимопомощи составило 26,5 млн. руб., а по действующей в Ярославской области Программе развития сельского хозяйства на 2007-2011 годы кредитным кооперативам намечено оказать поддержку в общей сумме 75,7 млн. руб.[1]. Фонды финансовой взаимопомощи кооперативов Тюменской области сформированы преимущественно за счёт бюджетных источников, доля которых составляет 95% размера фондов[2]. Фонд финансовой взаимопомощи крупнейших работающих СКПК России составил в 2010 г. 2,4 млрд. руб. Для удвоения оборота займов в системе сельскохозяйственной кредитной кооперации необходимо ежегодное увеличение фонда финансовой взаимопомощи на 2,4 млрд. руб., из которых половина будет обеспечена за счёт привлечения средств пайщиков СКПК, другая половина – за счёт федерального и регионального бюджета в равных долях. Увеличение фонда финансовой взаимопомощи СКПК за счёт предоставления субсидий ведёт к аналогичному увеличению средств, предоставляемых членам данных кооперативов в форме долгосрочных займов, поскольку в настоящее время у большинства СКПК отсутствуют источники долгосрочного кредитования. Таким образом, предоставление ежегодных субсидий членам СКПК в размере 600 млн. руб. позволит пополнить их портфели займов за счёт увеличения доли долгосрочных финансовых вложений и направить дополнительные инвестиционные ресурсы на техническое перевооружение КФХ, ЛПХ, малых сельскохозяйственных организаций и СПоК. Представляется, что в целях стимулирования данного подхода следует предусмотреть государственную поддержку путём субсидирования 100 % ставки рефинансирования Банка России из средств федерального бюджета по долгосрочным (до 30 лет) кредитам и займам на пополнение фонда финансовой взаимопомощи кредитного кооператива третьего (федерального) уровня. Кредитным кооперативам второго (регионального) уровня целесообразно предусмотреть субсидирование из федерального бюджета не менее 50 % затрат на погашение процентов по кредитам и займам при условии софинансирования из бюджета субъекта РФ 50 % ставки рефинансирования Банка России. Основное препятствие для реализации данного варианта – слабость кооператива 3-го уровня, обусловленная финансовым кризисом последних лет и нежеланием региональных кооперативов 2-го уровня вступать в него своим паевым капиталом, а в некоторых субъектах Российской Федерации – отсутствием регионального кооператива 2-го уровня. В качестве ещё одного варианта следует рассмотреть предоставление субсидий СКПК всех уровней на пополнение фонда финансовой взаимопомощи. Субсидии в первый год участия кооператива в программе государственной поддержки предоставляются в размере 50 % от суммы собственных средств кооператива на конец предыдущего финансового года. В последующие годы участия в программе государственной поддержки субсидии предоставляются по ставке 1 рубль на рубль увеличения суммы собственных средств кооператива по итогам предыдущего финансового года. Субсидия из федерального бюджета выдаётся при условии софинансирования мероприятия из бюджета субъекта Российской Федерации в размере 50% от общей суммы субсидий. Субсидии направляются в неделимый фонд кооператива, сформированный в соответствии с уставом кооператива. В случае ликвидации СКПК в течение трёх лет с даты получения членами кооператива бюджетных субсидий, полученные средства должны быть возвращены в бюджет. Возможен механизм, при котором субсидии предоставляются не кооперативам, а их членам. В этом случае субсидии предоставляются членам указанных кооперативов в размере 50 % от обязательных паевых взносов, внесённых членом кооператива в паевой фонд кооператива в течение финансового года, но не свыше 100 тыс. руб. на члена СКПК в год. Субсидия из федерального бюджета также выдаётся при условии софинансирования мероприятия из бюджета субъекта Российской Федерации в соотношении 1:1. Расчёты показывают, что для реализации данного направления в рамках Госпрограммы 2013-2020 гг. на 8 лет потребуется 23,5 млрд. руб., в том числе 5,82 млрд. руб. из федерального бюджета, 5,82 млрд. руб. – из регионального, 11,7 млрд. руб. – из средств членов сельскохозяйственных кредитных кооперативов (см. расчёты в табл.1). Таблица 1. - Расчёт финансирования из всех источников на поддержку сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, млн. руб.
2. Возмещение сельскохозяйственным потребительским кооперативам части затрат на уплату членских взносов в ревизионные союзы в размере 50 % от фактически уплаченных взносов, но не более 50 тыс. руб. на один кооператив в год. Финансирование данного мероприятия осуществляется на условиях софинансирования не более 50 % из федерального и не менее 50 % - бюджета субъекта Российской Федерации. Необходимость данного мероприятия обусловлено ограниченным или полным отсутствием доступа кредитных кооперативов к информации и консультациям. В случае вступления кооперативов в ревизионный союз они смогут получать их регулярно. Каждый потребительский кооператив, участвующий в мероприятии по повышению доступности ревизионных услуг, получает бюджетные субсидии в размере 50 % фактически уплаченных членских взносов в ревизионный союз сельскохозяйственных кооперативов, членом которого он является, но не свыше 50 тыс. руб. в год, (50 % субсидии за счёт средств федерального бюджета и 50 % субсидии за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации). В таблице 2 расчёты приведены по годам с учётом уровня инфляции, прогнозируемой Минэкономики России. Таблица 2. - Расчёт требуемого финансирования на поддержку ревизионной деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов, млн. руб.
Включение СКПК в состав получателей субсидий на возмещение процентной ставки – ещё одно необходимое направление поддержки. Как уже отмечалось выше, СКПК были единственным видом сельскохозяйственных кооперативов, которые не допускались к субсидированию процентной ставки по взятым кредитам в коммерческих банках и займам в кредитных кооперативах 2-го уровня, из-за чего взятые у них займы были существенно дороже для пайщиков, чем в коммерческих банках. Распространение практики субсидирования процентной ставки на тех же условиях, что и другим малым формам хозяйствования (95 % из федерального и 5 % из региональных бюджетов) позволит расширить фонд финансовой взаимопомощи и убыстрить оборот займов. Максимальный размер вновь привлеченного субсидируемого кредита на один сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив составит: на срок до 2 лет по кредитам, полученным на пополнение фонда финансовой взаимопомощи, но не более 15 млн. рублей; на срок от 2 до 8 лет по кредитам, полученным на пополнение фонда финансовой взаимопомощи, но не более 40 млн. рублей. Расчёты производились по 2013 г. исходя из проектировок бюджета Минсельхоза, а начиная с 2014 г. корректировались на уровень инфляции по прогнозам Минэкономики России. Таблица 3. - Расчёт требуемого финансирования на мероприятие по субсидированию процентной ставки по кредитам и займам, полученным СКПК, млн. руб.
Итоговые цифры необходимого финансирования всех мероприятий по государственной поддержке сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов в рамках подпрограммы «Поддержка малых форм хозяйствования» Госпрограммы на 2013-2020 гг. составляют 19,5 млрд. руб. из бюджетов всех уровней, по 2,44 млрд. руб. в среднем за год в течение 8 лет реализации Госпрограммы. Это составляет менее 1 % от всех планируемых расходов - весьма скромную долю, учитывая важность развития сельскохозяйственной кооперации. Таким образом, наиболее приоритетными новыми направлениями ГЧП в области поддержки системы сельскохозяйственной кооперации должны стать: 1. Включение СКПК в состав получателей субсидий на возмещение процентной ставки по кредитам и займам. В Госпрограмме роль СКПК по-прежнему сводится к предоставлению субсидируемых займов: члены-заёмщики могут получать субсидии на возмещение затрат на уплату процентов при оформлении займа в СКПК. Предоставление займов осуществляется как за счёт собственных средств кооперативов, так и за счет кредитов банков. Учитывая недостаточность базовой капитализации СКПК для расширения масштабов финансовой поддержки членов кооперативов, целесообразно включить СКПК в перечень получателей субсидируемых кредитов в рамках реализации Госпрограммы. 2. Предоставление субсидий на пополнение фондов финансовой взаимопомощи. По оценкам Фонда поддержки сельской кредитной кооперации, спрос сектора малого бизнеса на кредиты в сельской местности покрывается менее чем на 15%. Поэтому на первый план выдвигается задача ускоренного наращивания фонда финансовой взаимопомощи сельских кредитных кооперативов, основными источниками средств для формирования которого, кроме собственного капитала, должны стать займы от членов и ассоциированных членов кооператива, кредиты банков и других кредитных организаций. 3. Возмещение потребительским кооперативам – членам ревизионных союзов затрат на уплату членских взносов. В настоящее время члены кооперативов, как и все сельские жители, практически не пользуются услугами информационно-консультационных служб по причине их недофинансирования (в 2010 г., например, все средства по строке «Развитие ИКС» были сняты) или отсутствия. Кроме того, даже существующие информационно-консультационные службы расположены преимущественно в областных и республиканских центрах, и воспользоваться их услугами большинство селян не может. Благодаря реализации мероприятия по возмещению членских взносов, наименее затратного из всех, кооперативы получат доступ к информации, консультациям и обучению кадров в рамках собственной кооперативной системы. Государственно-частное партнёрство является эффективным механизмом привлечения долгосрочных инвестиций в развитие системы сельскохозяйственной кредитной кооперации на долевой основе. Cельскохозяйственные кредитные кооперативы получают доступ к финансовым ресурсам для капитализации своей системы, заёмные средства поступают сельским бенефициарам, в основном, малым формам хозяйствования, помогая обойти проблемы с приобретением необходимых ресурсов и сбыта сельскохозяйственной продукции. Со своей стороны, государство решает проблему создания новых рабочих мест и способствует созданию рыночной инфраструктуры в сельской местности. [1] В. Филиппов. Роль федеральных и региональных органов власти в создании условий для развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов. // Сельский кредит. - 2009. - № 9/10 (140). – С. 2-5. [2] Областная целевая программа «Основные направления развития агропромышленного комплекса Тюменской области на 2008-2012 годы»,Распоряжение Правительства Тюменской области от 26.12.2007 №1639-рп
Назад в раздел |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|