Вид публикации: Статья
Год: 2009
Издательство: Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2009. - № 12. - СС. 68-73.
Целевое назначение: Научное
Автор(ы): Янбых Р.Г.
Номер: 12
Статус: завершенный
Наименование: Облик сельскохозяйственного потребительского кооператива и перспективы его развития в России
Ключевые слова: сельскохозяйственная потребительская кооперация; кредитный кооператив; кооператив по снабжению, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции (некредитный кооператив); Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы
Краткое содержание: Мониторинг Государственной программы позволяет выяснить проблемы и скрытые резервы роста развития сельскохозяйственной потребительской кооперации в России. Облик и средние характеристики сельскохозяйственного потребительского кооператива сильно различаются по регионам РФ. Для адресной поддержки сельскохозяйственных кооперативов разных видов требуются дифференцированные меры
PDF-файл: http://www.viapi.ru/download/2015/31148.pdf


Р.Г. Янбых, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник

(Всероссийский институт аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова, тел (495) 607-36-95; эл. почта: yanbykh@mail.ru)

Новейшей истории развития потребительской сельскохозяйственной кооперации в России скоро исполнится 15 лет. Однако что представляют из себя современные сельскохозяйственные кооперативы, отнюдь не простой вопрос. В данной статье мы постарались описать облик среднего сельскохозяйственного потребительского кооператива, созданного в рамках Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» 1995 года (N 193-ФЗ), составленный по результатам ежегодного социологического и экспертного исследования реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы (далее – мониторинг Государственной программы).

По оценкам Минсельхоза России, в настоящий момент в стране зарегистрировано 5100 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, из них 912 перерабатывающих, 2450 заготовительных и снабженческо-сбытовых, 1738 кредитных с членской базой около 200 000 пайщиков и активами, превышающими 10 млрд. рублей. Из них работающих 65 %, в том числе среди кредитных – 71,5 %, перерабатывающих - 57 %, снабженческих и сбытовых – 63,4 %. За год количество действующих кооперативов увеличилось на 1137. Больше всего таких кооперативов создано в Белгородской, Оренбургской, Ростовской, Пензенской, Иркутской, Омской, Читинской областях, республиках Бурятия, Татарстан, Калмыкия, Чувашской республике, Краснодарском и Красноярском краях. Лидерами кооперативного движения по праву считаются Волгоградская, Тюменская области и республика Мордовия (более чем по 100 стабильно работающих кооперативов в каждой), республика Саха (Якутия) – работают 205 сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

Результаты независимого мониторинга Государственной программы, проведённого в 2008 г. группой специалистов ВИАПИ им. А.А. Никонова подтверждают, что масштабы деятельности вновь созданных кооперативов пока невелики.

Несколько слов о самом мониторинге: он проводился в 30 субъектах РФ, анкеты заполнили руководители 746 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, из них 246 руководителей сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов (СКПК) и 500 сельскохозяйственных некредитных потребительских кооперативов (СпоК). Предполагалось, что интервьюеры опросят по 30 кооперативов в каждой области, однако в ряде регионов (Рязанская, Липецкая, Курганская области) многие зарегистрированные кооперативы не приступали к работе, и найти 30 руководителей кооперативов было весьма проблематично.

Профиль кооперативов. Общая пропорция кредитных и некредитных кооперативов по выборке составила 33 к 67 %, но по субъектам Федерации она варьировала. Например, в Волгоградской области было опрошено 24 СКПК и 6 СПоК, в Бурятии – 21 и 9. Это связано с тем, что в этих регионах кредитная кооперация имеет довольно долгую современную историю развития, а потребительские сельскохозяйственные некредитные кооперативы в массовом порядке получили распространение только с началом приоритетного национального проекта «Развитие АПК» (ПНП). В рамках ПНП было создано 65 % из числа опрошенных, но поскольку кооперативов, созданных до 2006 года - меньшинство, складывается впечатление, что более 90 % попавших в выборку организовывалось на гребне популяризации кооперативного движения последних лет. Наибольший удельный вес кооперативов, созданных только в последние 3 года, наблюдается в Центральном федеральном округе (Орловская, Белгородская и Тамбовская области), республике Дагестан, Красноярском и Приморском краях. Однако остальные области в этом плане отличаются от них не сильно.

Было выявлено более 20 многопрофильных кооперативов, сочетающих функции кредитных и некредитных, в их числе СПКК «Взаимопомощь» Шекснинского района Вологодской области, «Новый свет» Гатчинского района и СПКК «Содействие» Сиверского района Ленинградской области, СПК «Павловский» Павловского района и ССПоК «Добросей» Поворинского района Воронежской области, СССПК «Подворье» Михайловского района Рязанской области, СКПК «Абан» Городовиковского района и СКПК «Долган» Яшкульского района Республики Калмыкия, «Ангара» Апшеронского района и «Агроресурс» Новопокровского района Краснодарского края, СКПК «Ильича» Оренбургской области, СКПК «Единство» Арсеньевского района и СПК «Частное молоко» Михайловского района Приморского края и другие. Кредитные кооперативы дополнительно берут на себя «некредитную» функцию (чаще всего – снабжение материальными ресурсами), чтобы облегчить жизнь своим членам. В ряде случаев СПоК периодически предоставляет займы или принимает средства своих членов в целях сбережения (таких кооперативов много в Орловской области и Краснодарском крае), но при этом не отражает эту свою деятельность в отчётности. Таким образом, можно констатировать организацию неформального сбережения средств и предоставления займов внутри сельскохозяйственных кооперативов некредитного профиля.

Таблица 1.

Услуги, предоставляемые кооперативом своим членам

(% принимавших в обследовании участие кооперативов, ответивших положительно)

Услуги

Предоставление займов

37

Сбережение средств

24

Снабжение материально-техническими ресурсами

24

Сбыт

43

Переработка

18

Заготовка кормов

16

Обеспечение скотом и птицей

8

Закупка сельскохозяйственного сырья, продукции, дикорастущих

плодов и т.п.

27

Проведение агротехнических работ

11

Зооветобслуживание

5

Консультации

9

Обучение

24

Другие услуги

15

В качестве других услуг назывались в основном транспортные услуги, а также строительство, ремонт и обслуживание машинно-тракторного парка, предоставление юридических услуг и оформление документов, страхование рисков невозврата займов и даже ритуальные услуги.

При обследовании в значительном количестве встретились неработающие кооперативы (как минимум 16 % выборки). В качестве примера зарегистрированного на волне приоритетного национального проекта, но неработающего в дальнейшем кооператива, можно привести СКПК «Кедр» Седельниковского района Омской области. Его организовали 5 владельцев ЛПХ, внесших по 1200 рублей каждый, в надежде попасть в приоритетный проект с государственным финансированием. Однако не получив государственных денег, кооператоры не смогли начать свою деятельность и вот уже третий год сдают нулевые бухгалтерские отчёты. Таких кооперативов в выборке Омской области около четверти. По официальным данным Минсельхоза России из 83 созданных в Омской области кооперативов только 65 % - работающих (в среднем по России – 87 % работающих). Другой пример – снабженческо-сбытовой кооператив СС «Берука» Частоозёрского района Курганской области, который был создан в конце 2007 года, однако ни разу не сдавший отчётность. В Дагестане более половины опрошенных кооперативов были зарегистрированы в 2008 году и сказать что-либо об их дееспособности пока не представляется возможным. В Липецкой области 18 из 26 опрошенных кооперативов не смогли не только предоставить информацию о деятельности (её не было), но даже ответить на вопрос, сколько в кооперативе членов. Понятно, что это происходит в силу того, что кооперативы регистрируются либо по указанию сверху (надо выполнять план по созданию кооперативов для Минсельхоза), либо в надежде получить мифические деньги ПНП и Госпрограммы (которые никогда не дадут «липовым» кооперативам). Особенно много неработающих кооперативов среди СПоК.

Состав кооператива. Средний кооператив, попавший в выборку, состоит из 92 членов (табл. 2). Наибольшая их численность в Волгоградской (1051 чел.), Вологодской (284 чел.) и Орловской областях (265 чел.). Связано это с тем, что в этих регионах широко развита кредитная кооперация, а в СКПК всегда много ассоциированных членов, у которых принимают сберегательные вклады (например, в Орловской области среднее количество ассоциированных членов на СКПК – 1100 чел.). Наименьшее количество членов (по 10 чел. в среднем на кооператив) в Свердловской, Тамбовской и Новгородской областях. Как уже отмечалось выше, здесь наибольший удельный вес составляют недавно созданные некредитные кооперативы. По сравнению с опросом 2006 года состав членской базы кооператива значительно увеличился за счёт роста членов – владельцев ЛПХ, индивидуальных предпринимателей и сельских предприятий (последние предпочитают входить своим паем в СКПК в качестве ассоциированного члена). В выборке появилось больше кооперативов 2-го уровня и увеличилась доля кооперативов 1-го уровня по составу членов. В среднем в кооперативе занято 7 наёмных работников, из них 5 – на постоянной основе.

Таблица 2

Число и состав членов в среднем на кооператив по итогам массового опроса, чел.

Число членов – всего

92

в т.ч. ассоциированных

72

Состав членов и ассоциированных членов:

КФХ, индивидуальные предприниматели, занимающиеся сельскохозяйственным производством

14

ЛПХ, другие индивидуально-семейные хозяйства

87

Садоводы, огородники

47

Сельскохозяйственные организации

5,3

Перерабатывающие предприятия

1,7

Сервисные предприятия

1,5

Предприятия торговли и общепита

8,8

Индивидуальные предприниматели, занятые в несельскохозяйственной сфере \ посреднической деятельности

28

ОАО «Россельхозбанк»

0,9

СКПК 1 уровня

4,8

Респонденты указали, что инициаторами создания кооперативов в большинстве случаев выступают граждане – фермеры и владельцы ЛПХ (33 % и 48 %). Фермеры составляют костяк членской базы в традиционно «фермерских» субъектах Федерации – таких, как Волгоградская, Ростовская и Вологодская области. В каждом третьем случае кооператив организован по инициативе районной администрации.

Участие органов управления в развитии кооперативов. В целом помощь местной и областной администрации в становлении сельскохозяйственной кооперации на селе можно оценить как скромную. В основном, все уровни администрации периодически оказывают консультации, но довольно редко (хотя и чаще, нежели 2 года назад) предоставляют гарантии при получении кредитов, помогают с арендой помещения, участвуют в создании фондов поддержки сельского развития и малого предпринимательства. Все же более активно ведет себя районная администрация, которая проводит разъяснительную работу среди населения, предоставляет помещения в аренду, выступает инициатором создания кооперативов (в Белгородской области, например, все 30 респондентов указали на то, что их кооперативы были созданы в рамках ПНП и инициаторами их создания выступили районные администрации). На уровне субъекта Федерации в основном занимаются только выделением средств на субсидирование процентных ставок в рамках общей аграрной политики, проводимой в последние годы Минсельхозом России. Однако и эту помощь «ощущает» только пятая часть опрошенных кооперативов.

По сравнению с предыдущим обследованием 2006 года усилилась активность сельских администраций. Причин может быть несколько: во-первых, недавно была проведена муниципальная реформа, и новые муниципальные органы на уровне сельских администраций почувствовали себя вовлечёнными в процесс. Во-вторых, разъяснительная работа по направлениям и задачам приоритетного национального проекта и Госпрограммы развития сельского хозяйства начала достигать своей цели.

Респонденты отмечают практически полное отсутствие помощи администраций в организации сельскохозяйственных кооперативных рынков. К слову сказать, только 4 % кооперативов отметили, что «хотели организовать такой рынок, но идея не нашла понимания в местной администрации». Большинство респондентов отказались от самой идеи потому что, во-первых, есть другие проверенные каналы реализации (30 %), во-вторых, в районе слишком мало кооперативов, чтобы организовывать кооперативный рынок (31 %), в-третьих, не было средств для организации такового (35 %) и, наконец, «не понимаем, зачем вообще нужен кооперативный сельскохозяйственный рынок» (5 %). Пять кооперативов в Белгородской области отметили, что такой рынок находится в процессе создания. Некоторые кооператоры отметили, что кооператив используется «только для внутрихозяйственных нужд». Принимали участие в создании кооперативного сельскохозяйственного рынка только 9 % опрошенных.

Источники формирования средств кредитных кооперативов (СКПК). По итогам Мониторинга-2008 финансовый фонд СКПК составляет в среднем 7474,5 тыс. руб., собственные средства паевого фонда – 1746,1 тыс. руб., из них взнос Россельхозбанка 301,4 тыс. руб., или 17 % от паевого фонда (подробно см. табл. 3 и диаграмму 1).

Таблица 3.

Состав финансовых ресурсов СКПК в среднем на кооператив по России

по итогам массового опроса

Показатели

Сумма, тыс. руб.

Фонд финансовой взаимопомощи

7474,5

в том числе:

Собственные средства паевого фона:

1746,1

из них взнос РСХБ

как ассоциированного члена

301,4

Привлеченные средства:

5728,4

Сберегательные займы у членов СКПК

3534,1

Бюджетные средства

159,4

Банковские кредиты

1360,4

из них кредиты РСХБ

1223,4

Заемные средства СКПК 2-го уровня

415,5

Заемные средства ФРСКК

146,6

Заемные средства других организаций (укажите каких)

91,1

Гранты

21,3


20130117-02-01.jpg

Диаграмма.1. Состав финансовых ресурсов среднего СКПК.

Таким образом, основным источником оборотного капитала являются сберегательные займы членов кооператива. В некоторых субъектах Федерации (например, Астраханской области) сбережения членов сформировали фонд финансовой взаимопомощи на 60 % (1).

Займы на сельскохозяйственную деятельность в среднем по стране выдаются под 20,4 % годовых, на несельскохозяйственную – под 26,4 %. Основным направлением кредитования в кооперативах является традиционное сельское хозяйство, но вовсе не в тех пропорциях, которые можно было бы ожидать (менее 50 %). Представленные данные позволяют сделать вывод о том, что деятельность сельских жителей достаточно диверсифицирована, и они не зациклены только на сельском хозяйстве. Большую долю составляют займы на потребительские нужды (лечение, образование, газификация и т.д.). Народные промыслы и туризм развиваются слабо, хотя эти направления и были включены в программу субсидирования в рамках Госпрограммы.

Только 55% некредитных кооперативов предоставило сведения о деятельности в 2007 году, 77 % - в 2008 году, из чего можно заключить, что в настоящее время более четверти СПоК не осуществляет никакой деятельности и соответственно не ведёт никакой бухгалтерской отчётности.

Из опрошенных сельскохозяйственных кооперативов 216, или 29 % от выборки, брали субсидированный кредит в рамках Госпрограммы. Подавляющее большинство (79%) получили кредит в Россельхозбанке, 19 % - в Сбербанке, 2 % - в других коммерческих банках.

Степень участия сельскохозяйственных кооперативов в мероприятиях Госпрограммы различается по субъектам Федерации. В Омской, Оренбургской, Ростовской, Орловской областях, республиках Татарстан и Башкортостан, в Красноярском крае более половины опрошенных кооперативов получили субсидированный кредит (в Белгородской области – две трети опрошенных). Примечательно, что в последней районные администрации выступили инициатором создания практически всех кооперативов и принимали активное участие в их развитии, в частности, помогая получить кредит в рамках Госпрограммы. В Воронежской, Липецкой, Рязанской, Новгородской, Ленинградской, Амурской областях, Ставропольском крае, напротив, благами Госпрограммы воспользовались единицы. Почему это происходит? Распределение ответов представлено в табл. 4.

Таблица 4.

По каким причинам кооператив не брал кредит в рамках Госпрограммы, %?

Не нуждаемся в дополнительных заемных средствах

13

Сложная и длительная процедура оформления кредита и субсидий

37

Не обращались в банк, так как нет залогового обеспечения

32

Банк отказал в выдаче кредита из-за недостаточного обеспечения

15

Банк отказал в выдаче кредита по другим причинам

7

Не хотим брать кредиты, т.к. субсидированный кредит недоступен (объем субсидий ограничен, а желающих много)

4

Есть риск, что субсидии не выплатят

6

Есть опасение, что не сможем расплатиться за кредит

13

Не достигли соглашения с Россельхозбанком о величине процента по кредитам

2

Как и по другим формам заёмщиков, наиболее существенным ограничением для кооперативов стала длительная и сложная процедура оформления кредитов (особенно с учётом трансакционных издержек, т.е. транспортных расходов и потери времени), а также отсутствие залога или его недостаточность.

Бенефициарами Госпрограммы по субсидированию кредитов стали, в основном, некредитные кооперативы, так как кредитные могли брать только кредит на организационное обустройство. Таковых в выборке Мониторинга-2008 - 26 (со средним кредитом в размере 761 тыс. руб.). Правда, встречаются кредиты, предоставляемые кредитным кооперативам на предоставление займов своим членам, хотя такое направление и не прописано в Госпрограмме (мы же неоднократно писали о необходимости предоставления средств СКПК на пополнение оборотного капитала для кредитования членов). Такие кредиты получили в Вологодской области и республике Бурятия.

На оформление кредита был потрачен 41 день в среднем (по результатам Мониторинга 2006 – 47 дней), т.е. положение со сроками оформления несущественно улучшилось. Дольше всего оформляли кредит в Амурской области (150 дней), Дагестане (120 дней), Тамбовской области (103 дня), Новосибирской области (70 дней). Быстрее - в Ставропольском крае и Ленинградской области (по 20 дней), в Калмыкии, Красноярском и Алтайском крае (по 25 дней).

Руководители кооперативов отметили, что помимо участия в федеральной Государственной программе они получают помощь благодаря участию в региональных (областных, республиканских) или ведомственных (Минэкономразвития, Минрегионов) программах развития сельскохозяйственной кооперации и малого предпринимательства. Например, в Саратовской области за счёт республиканского бюджета поддерживается покупка техники и оборудования для создания материально-технической базы кооперативов.

В Республике Калмыкия, Ростовской области региональные власти направляют средства в фонд финансовой взаимопомощи кредитных кооперативов – иногда в виде субвенций, иногда – в виде бюджетного кредита. Предоставление поддержки посредством участия гарантийного (залогового) фонда особенно развито в Краснодарском крае, Саратовской области.

Региональные и местные власти помогают с предоставлением помещений или возмещением арендной платы (существенно – в Тамбовской и Ленинградской областях) и земельных участков для размещения производственных объектов. Также администрации субъектов РФ предоставляют ссуды на закупку молока у населения (в Ростовской области), в ССПК «Север» (Татарстан) безвозмездно передали молоковоз и доильную установку, в некоторых регионах среди кооперативов размещается муниципальный заказ.

Недокапитализация кооперативной базы и проблемы со сбытом продукции из-за низких цен традиционно оказываются в числе основных препятствий для развития сельскохозяйственной кооперации. Это означает, что инвестиционные ресурсы Госпрограммы по техническому вооружению и модернизации производства не доходят до потребительских кооперативов, а достаются в основном крупному сельскохозяйственному бизнесу.

Таблица 5.

Основные проблемы, с которыми сталкиваются кооперативы, %

Недостаточность средств

72

Недостаток методической литературы и необходимой информации

7

Недостаток квалифицированных кадров

18

Нежелание вступать в кооператив КФХ, ЛПХ и других сельских производителей

21

Конкуренция со стороны банков (для кредитных кооперативов)

15

Низкие цены на сельскохозяйственное сырьё (для некредитных кооперативов)

39

Конкуренция со стороны импорта

9

В районе нет кооперативного сельскохозяйственного рынка

6

Отсутствие (слабая помощь) со стороны областной (районной) администрации

19

Споры с налоговой инспекцией по поводу особенностей налогообложения

8

Недобросовестность пайщиков

4

Давление криминальных структур

2

Несовершенство нормативно-правовой базы

22

Другое (укажите что именно)

4

В рамках социологического опроса предложения руководителей сельскохозяйственных потребительских кооперативов распределились следующим образом.

Таблица 6.

Меры по развитию сельскохозяйственной кооперации, %

Упрощение правил предоставления кредитов и субсидий по ним

56

Увеличение сумм субсидий, выделяемых на развитие кредитования

52

Создание гарантийных и/или залоговых фондов

40

Предоставление субсидий на создание материально-технической базы кооперативов

36

Расширение направлений, по которым субсидируются кредиты

35

Усиление разъяснительной работы и консультационной помощи в оформлении документов на получение кредитов и субсидий, страховки

20

Предоставление субсидий в фонд финансовой взаимопомощи кредитных кооперативов

19

Организация кредитных кооперативов в районах

6

Открытие новых банков и их филиалов в районе

4

Но главной проблемой реализации Госпрограммы в области кооперации является то, что в основном вся государственная поддержка достаётся некредитным сельскохозяйственным потребительским кооперативам (СПоК), тогда как сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы (СКПК) могут претендовать на возмещение процентной ставки лишь в одном случае – при взятии кредита на организационное обустройство СКПК.

Конечно, косвенная мера поддержки СКПК состоит в возможности получения членами-заёмщиками субсидии на процентную ставку при оформлении займа в СКПК, а не только в коммерческих банках. Однако главной проблемой российской системы сельской кредитной кооперации всегда являлась её недокапитализация, и она в Госпрограмме никоим образом не решается. Попытка решить эту проблему делалась в рамках Приоритетного национального проекта «Развитие АПК», когда Россельхозбанк входил своим капиталом в паевой фонд избранных кооперативов в качестве ассоциированного члена. Но, во-первых, эта практика не получила повсеместного распространения (по статистике Россельхозбанка за 3 года реализации национального проекта и Госпрограммы был произведён вклад в паевой фонд 85 СКПК из 26 регионов в среднем по 85 млн. руб. на 1 СКПК). Во-вторых, СКПК-реципиент взноса Россельхозбанка заключает с ним договор, по которому ежегодно выплачивает банку фиксированный процент дивиденда, сравнимый со стоимостью кредитов на российском финансовом рынке. В-третьих, вопрос о недостаточности оборотных средств не был решён в государственном масштабе[1], а ведь мировой опыт показывает, что без этого система сельской кредитной кооперации не может быть развита. Например, в США кооперативной системе фермерского кредита (US Farm Credit System) понадобилось более 40 лет (с 1913 по середину 50-х годов), чтобы встать на ноги, и вернуть предоставленный федеральным бюджетом льготный кредит на стартовый капитал. Наши соседи и экс-коллеги по социалистическому лагерю Молдавия, Болгария и Украина также нашли способ предоставления национальным системам сельскохозяйственной кредитной кооперации (союзам) оборотных средств на приемлемых условиях (взяв на эти мероприятия гранты и кредиты Всемирного банка и ЕБРР). Трудно найти страну с переходной экономикой, где сельская кредитная кооперация не поддерживалась бы государством.

В свою очередь, некредитные кооперативы, кроме субсидирования процентной ставки, нуждаются в поддержке по оснащению материально-технической базы.

Мониторинг Госпрограммы показал значительные резервы роста сельскохозяйственной кооперации в России. Её поддержка со стороны государства позволит не только ускорить процесс, но и повлиять на качество услуг, предоставляемых кооперативами сельским жителям.

Литература

1. П. Ковбас. Кризис нас не сломал. // Сельский кредит, № 9/10 (140), 2009. - С. 5-9.



[1] До сих пор поддержка осуществляется через Фонд поддержки сельской кредитной кооперации (ФРСКК) только за счёт средств Российско-Американской программы развития сельской кредитной кооперации.



Назад в раздел