Вид публикации: Статья
Год: 2009
Издательство: Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2009. - № 11. - СС. 74-77.
Целевое назначение: Научное
Автор(ы): Янбых Р.Г.
Номер: 11
Статус: завершенный
Наименование: Потенциал сельскохозяйственной кооперации в развитии малых форм хозяйствования на селе
Ключевые слова: малые формы хозяйствования в сельской местности; сельскохозяйственный потребительский кооператив; государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы
Краткое содержание: Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации становится всё более актуальным вопросом в России. Однако её роль всё ещё недооценена. Анализируются препятствия и предлагаются меры по поддержке сельскохозяйственных потребительских кооперативов разных видов
PDF-файл: http://www.viapi.ru/download/2015/31145.pdf


Р.Г. Янбых, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник

(Всероссийский институт аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова, тел (495) 607-36-95; эл. почта: yanbykh@mail.ru)


Поддержка малых форм хозяйствования в сельской местности становится всё более актуальным вопросом, так как у малого бизнеса больше возможностей смягчить острые последствия экономического кризиса, расширить сферу приложения труда, принять потоки излишней рабочей силы из городов.

Малые формы хозяйствования стали поддерживать в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК» (2006-2007 гг.). Часть мероприятий приоритетного проекта перешла в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы (Госпрограмма), утверждённую постановлением Правительства РФ № 446 от 14 июля 2007 г. На малый сельский бизнес в Госпрограмме изначально было запланировано только 7,9 % от всех программных средств (48,3 млрд. руб. из 551,3 млрд. руб.), а после принятия антикризисных мероприятий (в частности, увеличения уставного фонда ОАО «Россельхозбанк»)[1], - ещё меньше (5 %).

Основными направлениями Госпрограммы по поддержке малого сельского бизнеса стали:

- обеспечение доступа личных подсобных хозяйств, крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов к кредитам;

- развитие системы сельскохозяйственной кредитной кооперации;

- создание и развитие сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов по снабжению, сбыту и переработке сельскохозяйственной продукции.

Казалось бы, основные цели и индикаторы мероприятий по поддержке малых форм хозяйствования на селе достигнуты, – по предварительным данным Росстата годовой прирост продукции КФХ составил в 2008 г. 27,2 %, прирост продукции ЛПХ - 2,2 %. Объёмы кредитов и займов, полученных малыми формами хозяйствования в 2008 г. в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах составили 48,3 млрд. руб. при целевом показателе 30 млрд. руб. Создано 5100 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, из них 912 перерабатывающих, 2450 заготовительных и снабженческо-сбытовых, 1738 кредитных. За год количество работающих кооперативов увеличилось на 1137.

Однако необходимо констатировать ряд проблем, препятствующих развитию малых форм.

Во-первых, кредиты и займы, привлечённые малыми формами хозяйствования на селе в 2008 г., составили 11,3 % от общих кредитов и займов, направленных на развитие сельскохозяйственного производства, что значительно меньше их вклада в производство товарной продукции (56,6 %). По-прежнему, государственная поддержка ориентирована преимущественно на крупные сельхозорганизации и холдинги.

Во-вторых, охват малых форм госпрограммой нельзя признать удовлетворительным. Участниками Госпрограммы[2] стали 13,6 % ведущих сельскохозяйственное производство фермеров и всего 2,5 % личных подсобных хозяйств.

В-третьих, наблюдается сильная региональная дифференциация. Например, в Хабаровском крае бенефициарами Госпрограммы стали 91,3 % от работающих фермеров, в Тульской области – 90,6 %, Нижегородской – 74,9 %, Вологодской области – 60,8 %, республиках Тыва и Хакасия – более 50 %, Астраханской, Рязанской и Курской областях – около 45 %.

В то же время в Ленинградской, Московской, Амурской областях, Забайкальском крае, республиках Карелия, Башкортостан, Марий Эл, Дагестан, Северная Осетия – Алания, Саха (Якутия), Алтай, Удмуртской, Карачаево-Черкесской, Кабардино-Балкарской и Чеченской республиках в Госпрограмме участвовало менее 5 % фермеров.

В-четвёртых, не все сельскохозяйственные кооперативы работают. По оценкам Минсельхоза России, среди всех сельскохозяйственных кооперативов сдают отчётность всего 65 %, из них кредитных – 71,5 %, перерабатывающих - 57 %, снабженческих и сбытовых – 63,4 %. Это означает, что кооперативная сеть всё ещё развита слабо, её обороты незначительны, а охват фермеров и ЛПХ кооперированием недостаточен.

И, наконец, потенциал сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов (СКПК) не используется в должной степени. В настоящее время кредитные кооперативы выдают в виде займов лишь 6,3 % всех финансовых средств, поступающих на счета малых форм хозяйствования (таблица 1).

Таблица 1.

Объём кредитов (займов), полученных малыми формами хозяйствования в 2008 г.

Наименование мероприятия

Объем кредитов (займов)

Поступило кредитных средств (займов) на ссудный счет заемщика в 2008 г.

в том числе по кредитным организациям

ОАО Россель хозбанк

Сбербанк России

прочие банки

кредитные кооперативы

Кредиты (займы), полученные на развитие малых форм хозяйствования, млн. руб.

48 256

33 553

9 945

1 721

3 036

%

100

69,5

20,6

3,6

6,3

Источник: Форма ГПС-20 от 27.01.09 за 2008 г. Минсельхоза России

Доступ малых форм хозяйствования к кредитным ресурсам значительно расширился - общий объём субсидируемых кредитов и займов по направлению Госпрограммы «Повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе» в 2008 г. с учётом переходящих кредитов и займов прошлых лет достиг 82,3 млрд. руб.[3](табл. 2).

По сравнению с 2007 г. объём субсидируемых кредитов увеличился для всех категорий заёмщиков в 1,6 раза, в том числе для ЛПХ – в 1,5 раза, а для крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов (без кредитных) – в 1,8 раза.

Таблица 2.

Информация об объёме субсидируемых кредитов и займов по направлению Госпрограммы «Повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе» в 2008 году

Всего

ЛПХ

КФХ

СПоК (без СКПК)

СКПК

Кол-во

Млн. руб.

Кол-во

Млн. руб.

Кол-во

Млн. руб.

Кол-во

Млн. руб.

Кол-во

Млнруб.

Кредиты, полученные в кредитных организациях

394467

80463,5

376016

52815,4

17171

22372,1

1280

5276

0

0

%

100

65,6

27,8

6,6

0

Займы сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов

15385

1859,8

13779

965,8

1406

696,1

200

197,8

0

0

%

100

51,9

37,5

10,6

0

Всего субсидируемых кредитов и займов

409852

82323,3

389795

53781,2

18557

23068,2

1480

5473,8

0

0

%

100

65,3

28

6,7

0

Источник: Форма ГПС-19-1-01-01-итог за 2008 г. Минсельхоза России

Здесь необходимо дать пояснение, чем отличаются субсидируемые кредиты и займы от привлечённых кредитов в 2008 г. В объёмы субсидируемых кредитов и займов попадают все кредиты и займы, выданные малым формам хозяйствования с начала 2006 г., по которым было произведено возмещение процентной ставки за счёт государственного бюджета (82,3 млрд. руб.). В объёмы привлечённых кредитов и займов попадают лишь кредиты и займы, выданные коммерческими банками и кредитными кооперативами в 2008 г. При этом совсем не обязательно, что на все из них будет выплачена субсидия для возмещения части затрат на уплату процентов[4]. Как уже отмечалось ранее, этот показатель составил в 2008 г. 48,3 млрд. руб. Наибольший объём привлечённых кредитов и займов приходился на ЛПХ (54%), однако в 2008 г. по сравнению с предыдущими годами активизировались КФХ (37 %) и сельскохозяйственные потребительские кооперативы (9 %).

Продолжилось развитие сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Как уже было сказано выше, по предварительным данным Минсельхоза России на 1 января 2009 г. в России было создано 5100 сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Больше всего работающих кооперативов создано в Белгородской, Оренбургской, Ростовской, Пензенской, Иркутской, Омской, Читинской областях, республиках Бурятия, Татарстан, Калмыкия, Чувашской республике, Краснодарском и Красноярском краях. Лидерами кооперативного движения по праву считаются Волгоградская, Тюменская области и республика Мордовия (более чем по 100 стабильно работающих кооперативов в каждой), республика Саха (Якутия) – 205 работающих сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

Хотя сельскохозяйственным потребительским кредитным кооперативам (СКПК) было выдано 797 кредитов на сумму 1732,9 млн. руб. коммерческими банками, субсидии по кредитам на организационное обустройство в 2008 г. они не получили, а по другим направлением в программу субсидирования возмещения ставки по кредитам в рамках Госпрограммы не были включены. Сами они выдали более 22 тыс. займов на сумму 3036 млн. руб. В СКПК активно кредитовались как КФХ (37,5 % от общего объёма субсидируемых займов), так и ЛПХ (51,9 %). Более 100 млн. займов в 2008 г. выделили СКПК Владимирской, Волгоградской, Астраханской, Самарской, Кемеровской, Томской области. В Саратовской области кредитные кооперативы выдали 267 млн. руб., в Кабардино-Балкарии – 265 млн. руб., в Краснодарском крае – 302 млн. руб., Тюменской области – 379 млн. руб. (более половины всех кредитов и займов в области, в 1.5 раза больше, чем Россельхозбанк!).

СПоК получили 1480 субсидированных кредитов и займов, т.е. были прокредитованы три четверти работающих снабженческо-сбытовых и перерабатывающих кооперативов. Наибольшие объёмы кредитов получили СПоК республики Мордовия (649 млн. руб.), Красноярского (276 млн. руб.) и Краснодарского краёв, Владимирской (242 млн. руб.), Оренбургской, Кировской, Московской областей, республик Чувашия, Калмыкия, Северная Осетия-Алания и Дагестан. В основном СПоК брали кредиты сроком до 2-х лет и до 8 лет примерно в равной доле. На несельскохозяйственные нужды все типы заёмщиков взяли незначительный объём кредитов и займов (менее 0,1 %).

Средний размер кредита, взятого в коммерческом банке, составил для ЛПХ 140,5 тыс. руб., для КФХ – 1,3 млн. руб., для СПоК – 4,1 млн. руб.; средний размер займа, взятого в кредитном кооперативе – 120,9 тыс. руб. для ЛПХ, 495,1 тыс. руб. для КФХ и 988,9 тыс. руб. для СПоК.

Стало более заметным участие сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов в реализации Госпрограммы. В настоящее время в РФ сельскохозяйственная кредитная потребительская кооперация представлена в 76 регионах Российской Федерации. По состоянию на 01.01.2009 г. в России зарегистрировано 1738 СКПК с членской базой около 200 000 пайщиков и активами, превышающими 10 млрд. рублей. За период с января по август 2008 года портфель займов только 100 крупнейших кооперативов увеличился более чем на 500 млн. рублей.

Продолжается формирование многоуровневой системы сельской потребительской кооперации. В 34 субъектах Российской Федерации кредитными кооперативами первого уровня созданы региональные кооперативы 2-го уровня. Первые кооперативы 2-го уровня были созданы в Волгоградской, Саратовской, Томской областях в начале 2000-х годов. В 2004 г. по инициативе 10 региональных кооперативов был создан Межрегиональный сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив «Народный кредит» (кооператив 3-го уровня). В настоящее время в нем насчитывается 17 членов - кооперативов 2- го уровня, в состав которых, соответственно, входят 293 кооператива первого уровня.

Можно говорить и о появлении региональных систем сельскохозяйственной потребительской кооперации, когда кооперативы различных видов дополняют и поддерживают друг друга. Так, в Астраханской области система объединяет 22 сельскохозяйственных потребительских кооператива – 13 кредитных, 8 снабженческо-сбытовых и 1 страховой (1). Венчает систему региональный сельскохозяйственный потребительский кооператив АРСКПК «Народный кредит».

В Госпрограмме роль СКПК сводится к предоставлению субсидируемых займов: члены-заёмщики могут получать субсидии на возмещение затрат на уплату процентов при оформлении займа в СКПК. Предоставление займов осуществляется как за счёт собственных средств кооперативов, так и за счет кредитов банков. Учитывая недостаточность базовой капитализации СКПК для расширения масштабов финансовой поддержки членов кооперативов, целесообразно включить СКПК в перечень получателей субсидируемых кредитов в рамках реализации Госпрограммы.

Поддержка развития малых форм хозяйствования осуществляется преимущественно через Россельхозбанк. Нет сомнения, необходимо и важно развивать филиальную сеть Россельхозбанка, работающего в отдалённых районах страны с весьма рискованными клиентами, которые не всегда могут получить кредиты в других банках. С другой стороны, сеть сельскохозяйственных кредитных кооперативов как приближенная к непосредственному месту проживания и работы людей смогла бы справиться с задачей обеспечения доступа сельского населения к кредитным ресурсам не хуже. Для этого СКПК необходимо не только обеспечить оборотным капиталом, но и помочь в создании системы обучения и повышения квалификации кооперативных кадров.

С нашей точки зрения, поддержке сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов как финансовой организации, максимально приближенной как территориально, так и по духу к сельским заёмщикам, надо уделить особое внимание. Это может быть достигнуто за счет субсидирования части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным кредитными кооперативами в банках и фондах, и направленным на предоставление займов своим членам. Такая практика уже предусмотрена в рамках поддержки субъектов малого предпринимательства, реализуемых Минэкономразвития России. Однако поддержка эта распространена далеко не во всех регионах России. Кроме того, в действующем порядке введены существенные ограничения: кредитные кооперативы должны предоставлять займы только субъектам малого предпринимательства, которыми не являются граждане, ведущие личное подсобное хозяйство. Поэтому представляется необходимым ввести указанную меру поддержки через Минсельхоз России.

Целесообразно также осуществлять поддержку для пополнения оборотных фондов сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Это может быть решено за счет предоставления субсидий для формирования фондов финансовой взаимопомощи кредитных кооперативов в расчете на рубль паевых взносов, вносимых членами кооперативов, за счёт областного бюджета. В некоторых субъектах РФ такая практика уже получила распространение и подтвердила свою эффективность. Например, в Ярославской области на пополнение фонда финансовой взаимопомощи направляется целевое финансирование на беспроцентной и безвозмездной основе. Всего за 2004-2009 годы целевое финансирование из областного бюджета на пополнение фонда финансовой взаимопомощи составило 26,5 млн. руб., а по действующей в Ярославской области Программе развития сельского хозяйства на 2007-2011 годы кредитным кооперативам намечено оказать поддержку в общей сумме 75,7 млн. руб. (2)

Другим вариантом может стать субсидирование 100 % ставки рефинансирования Банка России из средств федерального бюджета по долгосрочным (до 30 лет) кредитам и займам на пополнение фонда финансовой взаимопомощи кредитного кооператива третьего (федерального) уровня. Кредитным кооперативам второго (регионального) уровня целесообразно предусмотреть субсидирование из федерального бюджета не менее 50 % затрат на погашение процентов по кредитам и займам при условии софинансирования из бюджета субъекта РФ 50 % ставки рефинансирования Банка России.

Кроме того, можно предусмотреть в Госпрограмме в качестве меры финансовой поддержки ассоциированное членство Россельхозбанка в сельскохозяйственных кредитных кооперативах второго и третьего уровней (как это уже было в приоритетном национальном проекте). В настоящее время Россельхозбанк вошёл ассоциированным членам в паевые фонды 85 СКПК.

Для поддержки перерабатывающих и снабженческо-сбытовых кооперативов следует ввести в Госпрограмму мероприятия по субсидированию до 50 % вложений в формирование и расширение материально-технической базы перерабатывающих и снабженческо-сбытовых кооперативов. Субсидии целесообразно выделять в равных долях из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предоставлять их на конкурсной основе. Одновременно необходимо усиление контроля за деятельностью сельскохозяйственных потребительских кредитных, снабженческо-сбытовых и перерабатывающих кооперативов, получивших господдержку.

Только при усилении государственной поддержки можно будет ожидать повышения роли сельскохозяйственной потребительской кооперации в развитии малых форм хозяйствования, оживления экономической активности и снижения социальной напряжённости в сельской местности.

Литература

1. П. Ковбас. Кризис нас не сломал: практика развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов Астраханской области. // Сельский кредит. - 2009. - № 9/10 (140). – С. 5-8.

2. В. Филиппов. Роль федеральных и региональных органов власти в создании условий для развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов. // Сельский кредит. - 2009. - № 9/10 (140). – С. 2-5.



[1] На увеличение уставного капитала Россельхозбанка в 2008-2009 гг. в рамках антикризисной программы Правительства РФ было направлено 80 млрд. руб. Это составляет 80 % от суммы, выделенной на все мероприятия по достижению финансовой устойчивости сельского хозяйства.

[2] Для расчёта данного показатели брались действующие, то есть ведущие сельскохозяйственное производство, субъекты малого предпринимательства на селе. По данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 г. число ведущих сельскохозяйственное производство крестьянских (фермерских) хозяйств составляло 126,3 тыс. ед., а ЛПХ – 14,9 млн. ед.

[3] Справочно: за 2 года реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» (2006-2007 гг.) объём привлечённых малыми формами кредитов и займов составил 91,9 млрд. руб., в том числе за 2007 г. – 48,6 млрд. руб.

[4] Это может произойти из-за того, что не вовремя или ненадлежащим образом оформлены документы. Часть заёмщиков отказываются заниматься оформлением субсидий, т.к. по их мнению, время и издержки, потраченные на оформление, больше, чем сами субсидии. 



Назад в раздел