|
|
Сценарий развития российского рынка мяса птицы Келеметов Э.М. – научный сотрудник ГНУ ВИАПИ им. А.А. Никонова
Отечественный рынок мяса птицы функционирует в прямой зависимости от зарубежных поставок, при этом он развивается быстрыми темпами и в основном за счет отечественного производства. Так, с 2000 по 2009 год, объем рынка мяса птицы в России увеличился приблизительно на 2 млн. тонн. Рост рынка мяса птицы объясняется растущими доходами населения и сравнительно низкой стоимостью мяса птицы относительно других видов мяса. Продукция птицеводства популярна во всех регионах России. Потреблению мяса птицы не препятствуют религиозные или обрядовые барьеры. Помимо чисто экономических факторов (как самое дешевое), мясо птицы является полезным для здоровья продуктом, питательным, безопасным и наиболее доступным среди других мясных продуктов. Не случайно соотношение годового потребления мяса на душу населения смещается в сторону роста потребления мяса птицы. Введение в 2003 году квот на импорт мяса птицы положительно сказалось на отечественном птицеводстве. Отрасль получила инвестиции, направленные на обновление основных фондов и строительство новых ферм. К угрозам развития рынка можно отнести вероятность перепроизводства (среднегодовой рост выпуска мяса находится на уровне 20-22%, а прирост потребления не превышает 12%) и снижение рентабельности из-за роста цен на корма. Несмотря на снижение доли импортного мяса птицы на российском рынке, стоит отметить, что импортная продукция почти в три раза дешевле отечественных аналогов. Эта разница вызвана, прежде всего, различием в стоимости корма. В России птицу кормят пшеницей, в отличие от американских импортеров, у которых в структуре корма преобладают кукуруза и соевый жмых. Напомню, что по разным оценкам, доля кормов в себестоимости мяса птицы составляет – от 60 до 70%. Именно низкая себестоимость является главным конкурентным преимуществом зарубежных производителей. На протяжении долгого периода времени главным ориентиром в стратегии развития зарубежных предприятий было снижение издержек. Наши производители все еще настроены, в основном, на увеличение объемов производства. Исходя из всего вышесказанного, необходимо на государственном уровне определиться в том, в каких объемах и темпах наращивать отечественное производство и сокращать импортные поставки. Государство однозначно дало понять, что не собирается останавливаться на достигнутом уровне прироста отечественного производства мяса птицы. Таким образом, главным вопросом отрасли остается вопрос об объемах отечественного производства, а точнее – при каких объемах отечественного производства и импорта, можно будет говорить о продовольственной независимости нашей страны и при этом не нарушать естественного баланса рынка. Ведь главной целью всех преобразований должно являться благополучие наших граждан, а оно не возможно без доступного, рационального и полезного питания. Для прогнозирования ситуации на отечественном рынке мяса птицы будем оперировать пятью показателями:
Суть методики инерционного прогнозирования состоит в предположении о том, что рынок и дальше будет развиваться такими же темпами. Однако даже в столь короткий временной промежуток, несмотря на плавные линии тренда, в разные годы эти показатели увеличивались и сокращались с небольшими изменениями в темпах. Это связанно с различными объективными и субъективными причинами. Прежде всего, огромное влияние на развитие рынка оказала государственная поддержка и в частности приоритетный национальный проект развития АПК. Для того чтобы сократить погрешность в прогнозируемых показателях мы построили три модели рынка до 2025 года. На каждой из них мы остановимся подробней. Инерционный сценарий развития. Инерционный сценарий развития отрасли предполагает ежегодное увеличение показателей рынка на среднюю за семь лет (в период с 2001 по 2009 года) величину роста или снижения. Особенностью данного сценария является предположение о том, что рынок и дальше будет развиваться в традиционной траектории с минимальным положительным эффектом от вмешательства государства. Диаграмма 1 Основные показатели рынка мяса птицы до 2025 года по инерционному сценарию развития
Согласно инерционному сценарию, к 2015 году отечественное производство мяса птицы достигнет уровня в 3,5 млн. тонн, объем импорта будет равен 1049 млн. тонн, а емкость рынка при этом составит 4565 млн. тонн. Учитывая показатели рационального потребления мяса, отечественное потребление не может развиваться бесконечно. Суммарное потребление мяса птицы в последующие годы рассчитывалось по каждому из видов сценария с учетом динамики численности населения1. Согласно инерционному сценарию, отечественное производство удовлетворит потребности российского потребителя лишь к 2020 году. Данный сценарий показывает, что если государство не примет решительную и активную позицию по импотрозамещению, то еще долгие годы импортная продукция будет оказывать серьезное и не всегда положительное влияние на российский рынок.
Базовый сценарий развития. Особенность базового сценария состоит в том, что он вбирает в себя и достижения политики государства по поддержке отрасли (годы приоритетного проекта развития АПК), а так же высокие темпы роста импорта. Так, по базовому сценарию развития отрасли ежегодный прирост отрасли составит 231 тыс. тонн в год, при этом импорт будет наращиваться очень небольшими темпами. Диаграмма 2 Основные показатели рынка мяса птицы до 2025 года по базовому сценарию развития
Ежегодный прирост рынка мяса птицы, по базовому сценарию, составит 235 тыс. тонн. Исходя из этого, внутреннее потребление мяса птицы, по базовому сценарию, будет полностью удовлетворено за счет отечественного производства к 2018 году.
Ивестиционно-инновационный сценарий развития. Данный сценарий дает наиболее оптимистичный прогноз. Так как отечественное производство будет развиваться темпами опережающими рост объема рынка. Ежегодный прирост отечественного производства составит 273 тыс. тонн мяса птицы в год, при росте рынка на 238 тыс. тонн ежегодно. При таких темпах прироста, отечественное производство удовлетворит потребности рынка уже к 2016 году. Диаграмма 3 Ивестиционно-инновационный сценарий развития отечественного производства мяса птицы
Учитывая решительные меры государства, в том числе решение Роспотребнадзора о запрещении оборота продукции обрабатываемой раствором с высокой концентрацией хлора, данный сценарий является наиболее вероятным. Меры государственного регулирования рынка мяса птицы. Российская Федерация, имея твердое намерение вступить во Всемирную Торговую Организацию, ограничена набором чисто политических факторов осложняющих защиту отечественного производителя. Известно, что требования к потенциальным участникам ВТО значительно жестче, чем к странам, которые являются ее членами со времени существования Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ). Особенно чувствительны требования о снижении таможенных барьеров и уровней поддержки сельского хозяйства. В качестве средств повышения конкурентоспособности отечественного производства и противодействия агрессивному экспорту в Россию продукции из развитых стран может быть предложена система мер «мягкого» протекционизма не противоречащая условиям ВТО. Определенным противовесом избыточной экспансии продукции может стать развитие Общего аграрного рынка ЕврАзЭС и Таможенного союза в рамках СНГ.2 Если говорить об инструментах госрегулирования, то квотирование – не самая лучшая мера. На наш взгляд целесообразней повышать таможенные пошлины на ввозимое мясо. Наиболее важным маркетинговым инструментом в расширении потребления мяса птицы в мире является производство полуфабрикатов и готовых к употреблению продуктов, которые отвечают требованиям конечного пользования. Именно продукция глубокой переработки способна предоставить возможность отечественным предприятиям для усиления своих позиций на отечественном рынке. При любом сценарии развития отрасли, в обозримом будущем, (при среднем ежегодном приросте в 21%) наступит такая ситуация, когда отечественное производство будет производить продукцию в объеме большем российского рынка. Поэтому необходимо уже в настоящее время изыскивать возможности экспорта отечественной продукции за рубеж. Низкая себестоимость является главным конкурентным преимуществом зарубежных производителей. На протяжении долгого периода времени главным ориентиром в стратегии развития зарубежных предприятий было снижение издержек. Наши производители все еще настроены, в основном, на увеличение объемов производства. Исходя из этого и учитывая возможность экспорта, уже сейчас необходимо более детально подходить к вопросам сокращения издержек. Перспективы экспорта отечественного мяса птицы. При любом сценарии развития отрасли, в обозримом будущем, (при среднем ежегодном приросте в 21%) наступит такая ситуация, когда отечественное производство будет производить продукцию в объеме большем российского рынка. Поэтому необходимо уже в настоящее время изыскивать возможности экспорта отечественной продукции за рубеж. Однако даже если экспорт станет возможным благодаря излишкам производства, пробиться на зарубежные рынки будет очень сложно. Перспектива продвижения на рынки дальнего зарубежья вряд ли возможна. К примеру, США до сих пор не сертифицирует продукцию из Бразилии, хотя известно, что производство птицы в этой стране находится на высоком технологическом уровне. Аналогичная ситуация с американской продукцией на европейском рынке. Учитывая, что это страны участницы ВТО, можно сделать вывод об отсутствии свободного продвижения продукции даже в рамках этой организации. Отсюда вывод: основным рынком сбыта отечественной птицеводческой продукции в обозримом будущем, могут стать страны ближнего зарубежья.
Список использованной литературы:
1 Численность населения рассчитывалась по каждому сценарию по аналогичной методике. 2 К.Г. Бородин. «Аграрный протекционизм: научные основы и механизмы осуществления в условиях рыночных отношений» Раздел 8.1. Назад в раздел |
|
|