Вид публикации: Статья
Год: 2012
Издательство: Материалы международного научно-практического семинара, посвященного 90-летию профессора Сергованцева В.Т. «Информационно-управляющие системы в АПК», М. 2012 г. 
Целевое назначение: Научное
Автор(ы): В.И. Меденников 
Статус: завершенный
Наименование: Научный подход к развитию единого информационного Интернет-пространства аграрных знаний 
Формат: обычная
PDF-файл: http://www.viapi.ru/download/2015/31018.pdf


Научный подход к развитию единого информационного Интернет-пространства аграрных знаний
В.И. Меденников, д.т.н., зав. отделом
ВИАПИ им. А.А. Никонова Россельхозакадемии (г. Москва, Россия)

Актуальность. В АПК в силу ряда причин доминирует «позадачный» метод разработки и внедрения программного обеспечения, когда приобретаются отдельные задачи у различных производителей, не связанные ни функционально, ни информационно, ни эргономически, хотя в развитых странах давно уже поняли, что только комплексная информатизация предприятий способна дать эффект. Данный подход переносится и на Интернет-технологии, что приводит к значительным затратам и недостаточному использованию возможностей Интернет.

Постановка проблемы. Согласно исследованиям, проведенным в 2010 –2011 годах ВИАПИ, сайты научных организаций, как и сайты российских госструктур, образовательных учреждений малоинформативны и практически не предоставляют никаких онлайновых услуг. Даже если сайт насыщен полезной информацией, то она плохо структурирована, нет понятной пользователю системы навигации, отсутствует возможность обмена информацией между сайтами и т.д.

Ситуация с Интернет-технологиями в сельскохозяйственных предприятиях еще более удручающая. Лишь менее 5% предприятий имеют сайты, как правило, очень низкого качества.

Поскольку к настоящему моменту появились профессиональные инструментальные интегрированные средства разработки и сопровождения порталов, содержащих большие массивы разнородной информации, а использование Интернет – технологий находится пока еще в зачаточном состоянии, то представился уникальный шанс «с нуля» спроектировать архитектуру единого информационного Интернет-пространства аграрных знаний (ЕИПАЗ) с единых научно-методологических позиций.

Решение проблемы. ВИАПИ дано научное обоснование возможности создания ЕИПАЗ на основе экономико-математической модели возможных путей интеграции разработок, публикаций, консультационной деятельности, представленных на сайтах НИИ РАСХН, ВУЗов сельскохозяйственного профиля, агропромышленных изданий и издательств, НИИ РАН и других организаций, занимающихся сельскохозяйственной тематикой, в ЕИПАЗ с единых позиций в целях облегчения поиска потребителями нужной информации. Кроме того, была рассмотрена возможность разработки типового сайта сельскохозяйственного предприятия, информационно-консультационного центра с включением в них разделов «Научное сопровождение агропромышленного производства», «Документооборот», «Статистика», «Электронная торговая площадка», «Электронная биржа труда».

При этом, исходя из результатов анализа различных сайтов сельскохозяйственной направленности, предложена структура типового сайта сельскохозяйственного предприятия, имеющая следующие разделы: «О предприятии» (7 подразделов), «Экономико-статистические сведения» (13 подразделов), «Вакансии (спрос)» (13 подразделов), «Спрос/предложение сельскохозяйственной продукции и услуг» (7 подразделов), «Научно-практические материалы, разработки» (2 подраздела), «Консультирование, обучение» (7 подразделов), «Информационные ресурсы», «Новости, объявления», «Гостевая книга», «Форумы», «Сервисы». Стоит отметить, что в сельском хозяйстве стихийно создаются сайты, имеющие в своем составе, в той или иной степени, показатели данных разделов.

Реализация ЕИПАЗ позволит:

- создать условия для расширения возможностей получения сельским населением необходимой информации независимо от места нахождения;

- повысить образовательный уровень сельского населения и информированность по вопросам ведения хозяйств, переработки, хранения и сбыта товарной продукции;

- развить альтернативную занятость сельского населения;

- значительно повысить для агропромышленных предприятий скорость обмена информацией и сбытом продукции;

- помочь предприятиям АПК РФ проще и быстрее выйти на рынок в отличие от постепенного выхода на рынок при традиционном ведении бизнеса;

- осуществлять прямые взаимоотношения продавца и покупателя с устранением большого количества посреднических цепочек при традиционном ведении бизнеса;

- снять ограниченность бизнеса региональными рамками и помочь в выходе непосредственно на всероссийский рынок;

- получить преимущество индивидуальному производству и сбыту по сравнению с массовым масштабом производства и сбыта.

Кроме того, внедрение типового сайта во всех сельскохозяйственных предприятиях с размещением у одного провайдера под управлением мощной СУБД на основе единых классификаторов, например, ГРНТИ и ОКП, дает огромные преимущества. Это возможность различной аналитической обработки информации, в частности, построение различных рейтингов, выборки, группировки, расчеты индексов цитирования, выявление плагиата, а также сведение напрямую продавцов и покупателей с расчетом транспортного плеча и оптимизацией издержек, реализовать биржу труда АПК с проведением целенаправленной миграции трудовых ресурсов, сдача в лизинг программного обеспечения, проведение ценового мониторинга и т.д.

Выводы. Экономия при переходе на ЕИПАЗ только на оцифровке публикаций составит около 900 млн. рублей, а экономия на разработке и сопровождении сайтов превысит 1 млрд. рублей в год. Реализация портала ЕИПАЗ в таком виде позволит шагнуть сельскому хозяйству действительно в информационное общество. 



Назад в раздел