|
|
Государственная поддержка аграрного сектора в условиях глобализации экономики Л.Г. Муратова, к.э.н., вед. научный сотрудник Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А.Никонова VIAPI@online.ru тел.207-75-26 LMuratova@raf.org.ru 621-71-31
В современных условиях глобализации экономического развития особенно актуализируется тема государственного регулирования и поддержки сельского хозяйства. В настоящее время одним из приоритетных направлений в России является развитие сельского хозяйства, как стратегически значимой сферы социально-экономического развития общества, определяющей уровень жизни населения и обеспечивающей продовольственную безопасность страны. В последние годы наметилась тенденция увеличения доли расходов бюджета на сельское хозяйство. По итогам 2009 года в среднем по России доля расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на сельское хозяйство увеличилась с 2,57% в 2006 году до 3,46% в 2009 году. За 2006-2009 года почти во всех регионах увеличился удельный вес расходов на сельское хозяйство в расходной части бюджета субъектов. Исключение составили 17 субъектов РФ, в которых доля региональных расходов на сельское хозяйство за четыре года уменьшилась, из них в трех регионах доля расходов сократилась более чем в два раза - Ненецкий автономный округ (доля региональных расходов уменьшилась с 4,86 до 0,78%), Самарская область (с 4,26 до 1,33%), Калининградская область (с 1,20 до 0,46%). Однако в среднем по России и в большинстве субъектов РФ этот показатель значительно увеличился. Так, в Чеченской Республике доля региональных расходов на сельское хозяйство в 2009 году выросла по сравнению с 2006 годом с 2,16 до 7,1% от расходной части бюджета региона, в Новгородской области значение анализируемого показателя возросло с 2,12 до 5,6%, в Республике Тыва – с 1,58 до 4,1%, в Удмуртской Республике – с 3,15 до 7,7%, в Белгородской области с 8,71 до 20,9%, в Тюменской области с 3,17 до 6,9%. Увеличение доли расходов бюджета субъекта на сельское хозяйство в расходной части бюджета субъекта в период с 2006 по 2009 год наглядно представлено на рисунке 1. В 2006 и 2007 годах почти половина регионов выделяла из бюджета на сельское хозяйство лишь 2% - 3%. Начиная с 2008 года ситуация начала меняться. Больше половины субъектов РФ выделяют из своих бюджетов на сельское хозяйство свыше 4% (в 2008 году - 43 региона, в 2009 году – 48 регионов). Больше трети регионов выделяют на сельское хозяйство свыше 5% (в 2008 году таких регионов было 34, в 2009 году – 37). Рисунок 1. - Доля расходов бюджета субъекта сельское хозяйство в общих расходах субъекта Российской Федерации в период с 2006 по 2009 год
В 2009 году в 10 регионах значение данного показателя превышало 8%, из них в 6 субъектах превысило 9% - в Липецкой области удельный вес расходов бюджета на сельское хозяйство составил 9,8%, в Орловской области – 11,8%, в Республике Мордовия – 12,3%, в Республике Татарстан – 13,2%, в Республике Калмыкия – 14,1%, в Белгородской области – 20,9%. Объем государственной поддержки сельского хозяйства в 2009 году составил 176,58 млрд. руб., что в 2,9 раза больше, чем в 2006 году. В том числе федеральная поддержка составила 102,58 млрд. рублей или 58,1%, а региональная 74 млрд. руб. или 41,9%. Наиболее высокие темпы увеличения поддержки сельского хозяйства были в Южном (с 2006 года по 2009 год увеличилась в 3,7 раза) и Центральном (в 3,5 раза) федеральных округах, наименее высокие в Дальневосточном федеральном округе (выросла на 66%). Наиболее значительные темпы роста величины поддержки были с 2006 по 2008 год, в 2009 годы они немного снизились. В 2006 году в 42 регионах расходы на сельское хозяйство были ниже 500 млн. руб., в 2009 году таких регионов осталось 7 (Магаданская область - 143,7 млн. руб., Еврейская автономная область – 198 млн. руб., Сахалинская область - 388,1 млн. руб., Костромская область – 424,5 млн. руб., Республика Ингушетия - 434,7 млн. руб., Камчатский край - 445,7 млн. руб., Республика Карелия - 449 млн. руб. Анализируемый показатель в 2006 году в трех регионах превышал 2 млрд. руб. (Республика Татарстан -5,9 млрд. руб., Республика Саха (Якутия) – 3,356 млрд. руб., Белгородская область – 2 млрд. руб.), в 2009 году таких регионов стало 30, в 17 регионах объем консолидированной поддержки сельского хозяйства субъектов РФ превысил 3 млрд. руб., в 8 регионах превзошел 4 млрд. руб. (рис.2). Рисунок 2. - Объем консолидированной поддержки сельского хозяйства субъектов РФ в 2006-2009 годах
Лидером по данному показателю была и остается Республика Татарстан (2006 год - 5901 млн. руб., 2007 год - 9285 млн. руб., 2008 год - 17656 млн. руб., 2009 год - 20397 млн. руб.), за ней следует Белгородская область (2006 год - 2008 млн. руб., 2007 год - 4127 млн. руб., 2008 год - 7894 млн. руб., 2009 год - 10194 млн. руб.) и Тюменская область (2006 год - 1962 млн. руб., 2007 год - 5931 млн. руб., 2008 год - 7169 млн. руб., 2009 год - 7671 млн. руб.). В 2009 году в пяти регионах расходы на сельское хозяйство находились в пределах от 4 до 7 млрд. руб.: Краснодарский край - 6756 млн. руб., Республика Башкортостан-6125 млн. руб., Ростовская область - 5086 млн. руб., Воронежская область- 4260 млн. руб., Ставропольский край - 4189 млн. руб.. Федеральные бюджетные расходы на поддержку сельского хозяйства в 2009 году по сравнению с 2006 годом выросли в среднем по России в 4,5 раза, в Уральском федеральном округе повысились в 6,4 раза, в Северо-Западном федеральном округе в 5,9 раза. Самый большой объем федеральной поддержки сельского хозяйства получили регионы, благоприятные для ведения сельского хозяйства, и в которых, соответственно, производится наибольшее количество сельскохозяйственной продукции. На первом месте по данному показателю была и остается Республика Татарстан (2006 год - 1880 млн. руб., 2007 год - 4330 млн. руб., 2008 год - 8491 млн. руб., 2009 год - 12690 млн. руб., объем поддержки вырос в 6,7 раза), за ней следуют Белгородская область (2006 год - 1769 млн. руб., 2007 год - 3318 млн. руб., 2008 год - 6694 млн. руб., 2009 год – 9204 млн. руб.), Краснодарский край (2009 год – 4610 млн. руб.), Ростовская область (2009 год – 4219 млн. руб.). Региональные бюджетные расходы на поддержку сельского хозяйства росли так же высокими темпами, но в 2009 году из-за кризиса этот рост приостановился. В среднем по Российской Федерации региональные расходы на поддержку сельского хозяйства в 2008 году в сравнении с 2006 годом выросли более чем в два раза, в Южном и Уральском федеральных округах повысились в 2,5 раза. Менее высокими темпами повышались расходы на сельское хозяйство в Сибирском (на 165%) и Дальневосточном (на 140%) федеральных округах. В 2009 году в среднем по России региональная поддержка сельского хозяйства в сравнении с 2006 годом выросла в 1,92 раза. За рассматриваемые годы изменилось соотношение между федеральной и региональной поддержкой сельского хозяйства. Если в 2006 году в среднем по Российской Федерации доля регионального финансирования поддержки сельского хозяйства субъектов РФ составляла 62,9%, то в 2009 году она снизилась до 41,9%. В большинстве регионов анализируемый показатель уменьшился, лишь в 10 субъектах он остался на прежнем уровне или повысился. В Республиках Ингушетия и Тыва доля региональных расходов на сельское хозяйство увеличилась более чем в два раза, в Астраханской области выросла на 40%, в Краснодарском крае – на 37%, в Камчатском крае и Кабардино-Балкарской Республике – на 17%, в Волгоградской, Амурской и Оренбургской областях – на 13%, 6%, 5% соответственно. Традиционно высокая доля региональных расходов на сельское хозяйство принадлежит северным регионам Российской Федерации: Ханты-Мансийский автономный округ-Югра – 97,7%, Ямало-Ненецкий автономный округ – 96,7%, Республика Саха (Якутия) – 93,6%. На диаграмме наглядно показано значительное изменение долевого соотношения поддержки сельского хозяйства между федеральными и региональными расходами (рис.3). Существенно уменьшилось количество регионов, у которых доля региональных бюджетных расходов на сельское хозяйство превышала 50% (в 2006 году – 59 регионов, в 2009 году - 27 регионов). В 2006 году доля регионального софинансирования поддержки сельского хозяйства почти у половины регионов составляла от 50% до 80%, в 2007 году у такого же количества регионов расходы на сельское хозяйство не превышают 40%-70% от общей величины поддержки, в 2008 году – 30%-70%, в 2009 году у 41 субъектов РФ доля регионального софинансирования находилась в пределах 20% - 50%. Рисунок 3. - Доля регионального софинансирования поддержки сельского хозяйства в 2006-2009 годах В четырех регионах в 2006 году доля региональных бюджетных расходов на сельское хозяйство была ниже 20%, а в семи регионах находилась в пределах 20%-30%, в 2009 году таких регионов стало 6 и 15 соответственно. В 2006 году в 13 субъектах РФ доля регионального софинансирования поддержки сельского хозяйства превышала 90%, из них в двух она равнялась 100%. Через четыре года только в пяти регионах данных показатель превышает 90%. Консолидированные расходы бюджета на сельское хозяйство в расчете на один рубль произведенной сельскохозяйственной продукции в среднем по России в 2009 году увеличились по сравнению с 2008 годом на 12%, что значительно ниже, чем в предыдущие годы: в 2008 году рост поддержки сельского хозяйства по сравнению с 2007 годом составил 67%, в 2007 году по сравнению с 2006 годом 53%. Увеличение производства валовой продукции сельского хозяйства было пропорционально росту поддержки сельского хозяйства: в 2009 году производство валовой продукции по сравнению с 2008 годом выросло лишь на 2%, в отличие от предыдущих лет, когда поддержка была более значительной – в 2008 году производство увеличилось по сравнению с 2007 годом на 27%, в 2007 по сравнению с 2006 годом на 13%. Это еще раз говорит о необходимости увеличения государственной поддержки сельского хозяйства.
Назад в раздел |
|
|