Вид публикации: Статья
Год: 2012
Издательство: В СБ. НАУЧНЫХ ТРУДОВ «СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КООПЕРАЦИИ В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ». – МОСКВА: ООО «НИПКЦ ВОСХОД-А», ВНИОПТУСХ, 2012.
Целевое назначение: Научное
Автор(ы): ЯНБЫХ Р.Г. / СТАРЧЕНКО В.М. / МИНДРИН А.С. / ТКАЧ А.В. / КРЫЛОВ В.С.
Статус: завершенный
Наименование: МОНИТОРИНГ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ
Объем (п.л.): 0.8
Формат: обычная
PDF-файл: http://www.viapi.ru/download/2015/30941.pdf


ЯНБЫХ Р.Г.
СТАРЧЕНКО В.М.
МИНДРИН А.С.
ТКАЧ А.В.
КРЫЛОВ В.С.


Развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов стало актуально в России после долгого перерыва в начале 90-х годов и получило новый импульс после включения его в качестве одного из главных приоритетов развития сельского хозяйства и сельской местности в национальный проект «Развитие АПК» и государственную программу развития сельского хозяйства на 2008-2012 гг. Роль сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, которые появились массово раньше некредитных, вообще невозможно переоценить, так как долгое время они являлись единственной структурой, обеспечивающей доступ сельского населения к заёмным средствам.

Сельскохозяйственная потребительская кооперация представлена в 76 регионах Российской Федерации. По данным Минсельхоза России на 1 января 2009 г. в России было создано 5100 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, из них 912 перерабатывающих, 2450 заготовительных и снабженческо-сбытовых, 1738 кредитных с членской базой около 200 000 пайщиков и активами, превышающими 10 млрд. рублей. За период с января по август 2008 года портфель займов только 100 крупнейших кредитных кооперативов увеличился более чем на 500 млн. рублей.

По оценкам Минсельхоза, в России 65 % работающих кооперативов, в том числе среди кредитных – 71,5 %, перерабатывающих - 57 %, снабженческих и сбытовых – 63,4 %. За год количество работающих кооперативов увеличилось на 1137. Больше всего работающих кооперативов создано в Белгородской, Оренбургской, Ростовской, Пензенской, Иркутской, Омской, Читинской областях, республиках Бурятия, Татарстан, Калмыкия, Чувашской республике, Краснодарском и Красноярском краях. Лидерами кооперативного движения по праву считаются Волгоградская, Тюменская области и республика Мордовия (более чем по 100 стабильно работающих кооперативов в каждой), республика Саха (Якутия) – 205 работающих сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

В настоящее время государственная поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов как одно из направлений развития малых форм хозяйствования осуществляется в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы (Госпрограмма). Несмотря на широко разрекламированную в масс-медиа помощь малому сельскому бизнесу, на это направление в Госпрограмме изначально было запланировано только 7,9 % от всех программных средств (43,8 млрд. руб. из 551,3 млрд. руб.), а после принятия антикризисных мероприятий (в частности, увеличения уставного фонда ОАО «Россельхозбанк»)[1], - ещё меньше (5 %).

Хотя доступ малых форм хозяйствования к кредитным ресурсам значительно расширился - общий объём субсидируемых кредитов и займов по направлению Госпрограммы «Повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе» в 2008 г. с учётом переходящих кредитов и займов прошлых лет достиг 82,3 млрд. руб.[2], потенциал сельскохозяйственных потребительских кооперативов не был задействован в полной мере. В настоящее время кредитные кооперативы выдают в виде займов лишь 6,3 % всех финансовых средств, поступающих на счета малых форм хозяйствования (таблица 1).

Таблица 1.

Объём кредитов (займов), полученных малыми формами хозяйствования в 2008 г.

Наименование мероприятия

Объем кредитов (займов)

Поступило кредитных средств (займов) на ссудный счет заемщика в 2008 г.

в том числе по кредитным организациям

ОАО Россель хозбанк

Сбербанк России

прочие банки

кредитные кооперативы

Кредиты (займы), полученные на развитие малых форм хозяйствования, млн. руб.

48 256

33 553

9 945

1 721

3 036

%

100

69,5

20,6

3,6

6,3

Источник: Форма ГПС-20 от 27.01.09 за 2008 г. Минсельхоза России

По сравнению с 2007 г. объём субсидируемых кредитов увеличился для всех категорий заёмщиков в 1,6 раза, в том числе для ЛПХ – в 1,5 раза, а для крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов (без кредитных) – в 1,8 раза (табл. 2).

Таблица 2.

Информация об объёме субсидируемых кредитов и займов по направлению Госпрограммы «Повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе» в 2008 году

Всего

ЛПХ

КФХ

СПоК (без СКПК)

СКПК

Кол-во

Млн. руб.

Кол-во

Млн. руб.

Кол-во

Млн. руб.

Кол-во

Млн. руб.

Кол-во

Млн. руб.

Кредиты, полученные в кредитных организациях

394467

80463,5

376016

52815,4

17171

22372,1

1280

5276

0

0

%

100

65,6

27,8

6,6

0

Займы сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов

15385

1859,8

13779

965,8

1406

696,1

200

197,8

0

0

%

100

51,9

37,5

10,6

0

Всего субсидируемых кредитов и займов

409852

82323,3

389795

53781,2

18557

23068,2

1480

5473,8

0

0

%

100

65,3

28

6,7

0

Источник: Форма ГПС-19-1-01-01-итог за 2008 г. Минсельхоза России

В объёмы привлечённых кредитов и займов попадают лишь кредиты и займы, выданные коммерческими банками и кредитными кооперативами в 2009 г. При этом совсем не обязательно, что на все из них будет выплачена субсидия на возмещение части затрат на уплату процентов[3]. Этот показатель составил в 2009 г. 48,3 млрд. руб. Наибольший объём привлечённых кредитов и займов приходился на ЛПХ (табл.3), однако в 2009 г. по сравнению с предыдущими годами активизировались КФХ и сельскохозяйственные потребительские кооперативы.

Таблица 3.

Информация об объёме привлечённых кредитов и займов по направлению

Госпрограммы «Повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе'' в 2008 году (по данным банков) на 1 января 2009 г.

Наименование субъектов
Российской Федерации

Итого по всем банкам и кредитным кооперативам

СПРАВОЧНО:

всего

в том числе

кредиты и займы, выданные для СКПК

ЛПХ

КФХ

СПоК (без СКПК)

ед.

млрд. руб.

млрд. руб.

млрд. руб.

млрд. руб.

млн. руб.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

184 602

48,3

26.2

18,0

3,98

1,7

100 %

54 %

37 %

9 %

Источник: Форма ГПС-20 от 27.01.09 за 2008 г. Минсельхоза России

Хотя сельскохозяйственным потребительским кредитным кооперативам (СКПК) было выдано 797 кредитов на сумму 1732,9 млн. руб. коммерческими банками, субсидии по кредитам на организационное обустройство в 2008 г. они не получили, а по другим направлением в программу субсидирования возмещения ставки по кредитам в рамках Госпрограммы не были включены. Сами они выдали более 22 тыс. займов на сумму 3036 млн. руб. В СКПК активно кредитовались как КФХ (37,5 % от общего объёма субсидируемых займов), так и ЛПХ (51,9 %). Более 100 млн. займов в 2008 г. выделили СКПК Владимирской, Волгоградской, Астраханской, Самарской, Кемеровской, Томской области. В Саратовской области кредитные кооперативы выдали 267 млн. руб., в Кабардино-Балкарии – 265 млн. руб., в Краснодарском крае – 302 млн. руб., Тюменской области – 379 млн. руб. (более половины всех кредитов и займов в области, в 1.5 раза больше, чем Россельхозбанк!).

СПоК получили 1480 субсидированных кредитов и займов, т.е. были прокредитованы три четверти работающих снабженческо-сбытовых и перерабатывающих кооперативов. Наибольшие объёмы кредитов получили СПоК республики Мордовия (649 млн. руб.), Красноярского (276 млн. руб.) и Краснодарского краёв, Владимирской (242 млн. руб.), Оренбургской, Кировской, Московской областей, республик Чувашия, Калмыкия, Северная Осетия-Алания и Дагестан. СПоК брали кредиты сроком до 2-х лет и до 8 лет примерно в равной доле. Средний размер кредита, взятого в коммерческом банке, составил для СПоК 4,1 млн. руб. (для сравнения: для ЛПХ - 140,5 тыс. руб., для КФХ – 1,3 млн. руб.); средний размер займа, взятого в кредитном кооперативе - 988,9 тыс. руб. (для сравнения: 120,9 тыс. руб. для ЛПХ, 495,1 тыс. руб. для КФХ).

Всё же участие сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов в реализации Госпрограммы стало более заметным. В настоящее время в РФ сельскохозяйственная кредитная потребительская кооперация представлена в 76 регионах Российской Федерации. По состоянию на 01.01.2009 г. в России зарегистрировано 1738 СКПК с членской базой около 200 000 пайщиков и активами, превышающими 10 млрд. рублей. За период с января по август 2008 года портфель займов только 100 крупнейших кооперативов увеличился более чем на 500 млн. рублей.

Продолжается формирование многоуровневой системы сельской потребительской кооперации. В 34 субъектах Российской Федерации кредитными кооперативами первого уровня созданы региональные кооперативы 2-го уровня. В 2004 г. по инициативе 10 региональных кооперативов был создан Межрегиональный сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив «Народный кредит» (кооператив 3-го уровня). В настоящее время в нем насчитывается 17 членов - кооперативов 2- го уровня, в состав которых, соответственно, входят 293 кооператива первого уровня.

Можно говорить и о появлении региональных систем сельскохозяйственной потребительской кооперации, когда кооперативы различных видов дополняют и поддерживают друг друга. Так, в Астраханской области система объединяет 22 сельскохозяйственных потребительских кооператива – 13 кредитных, 8 снабженческо-сбытовых и 1 страховой[4]. Венчает систему региональный сельскохозяйственный потребительский кооператив АРСКПК «Народный кредит».

В Ярославской области кооператив 2-го уровня «Партнёр» объединяет 12 сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов.

По состоянию на 1 сентября 2009 г. на территории Вологодской области зарегистрировано 55 сельскохозяйственных потребительских кооператива, в том числе 21 кредитный, 22 снабженческо-сбытовых и 12 перерабатывающих. Основная масса кооперативов – 24, - была создана в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК», ещё 11 – в рамках Госпрограммы. За период 2006-2009 годов в системе сельскохозяйственной потребительской кооперации было создано 150 новых рабочих мест. Система сельской кредитной кооперации объединяет около 9000 членов-пайщиков, более половины которых составляют личные подсобные хозяйства. Кроме того, пайщиками являются 490 субъектов малого и среднего предпринимательства, 90 фермерских хозяйств, 140 сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий и др.[5] В 2008 г. создан кооператив 2-го уровня ВОСПКК «Вологда-кредит».

Для развития сельской кредитной кооперации Вологодской области предусмотрена система мероприятий, состоящая из 22 (!) пунктов. Мероприятия по реализации задач состоят из пяти блоков:

Блок 1. Формирование областной системы сельской кредитной кооперации:

1. Организация в средствах массовой информации разъяснительной работы о сущности кредитной кооперации и преимуществах ссудно-сберегательных услуг кооперативного характера.

2. Создание и финансовая поддержка новых кредитных кооперативов в муниципальных образованиях области.

3. Финансовая поддержка областного кредитного кооператива "Вологда-Кредит".

4. Субсидирование процентной ставки по кредитам кооперативов, привлеченным в коммерческих банках, в размере 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

5. Разработка и внедрение единых стандартов финансово-хозяйственной деятельности кредитных кооперативов.

6. Содействие в организации эффективного менеджмента и контроль финансово-хозяйственных операций кредитных кооперативов 1-го уровня.

7. Внедрение процедур страхования вкладов членов-пайщиков.

8. Проведение маркетинговых исследований на рынке финансовых услуг и изучение ситуации в сельской кредитной кооперации в области.

Блок 2. Создание инфраструктуры сельской кредитной кооперации.

9. Создание и организация деятельности учебно-методического центра кредитной кооперации.

10. Создание и организация работы аудиторского союза кредитных кооперативов области.

11. Формирование фонда гарантий областного кредитного кооператива "Вологда-Кредит".

Блок 3. Укрепление материально-технической базы областной системы сельской кредитной кооперации.

12. Целевое финансирование областного кредитного кооператива "Вологда-Кредит" для создания и развития оборотного фонда укрепления материально-технической базы начинающих кооперативов со сроком деятельности до двух лет.

13. Укрепление материально-технической базы кредитных кооперативов со сроком деятельности свыше двух лет.

Блок 4. Научное, методическое и информационное обеспечение.

14. Изучение, обобщение и распространение отечественного и зарубежного опыта развития сельской кредитной кооперации.

15. Исследование тенденций развития кредитной кооперации в области и других регионах страны, проведение консультаций по совершенствованию деятельности кредитных кооперативов.

16. Издание и распространение справочно-информационной и методической литературы по проблемам развития кредитной кооперации.

Блок 5. Работа с кадрами.

17. Введение учебных курсов по сельской кредитной кооперации в высших и средних профессиональных образовательных учреждениях.

18. Организация и проведение семинаров и научно-практических конференций для председателей и бухгалтеров кредитных кооперативов.

19. Организация краткосрочных стажировок работников кредитных кооперативов в регионах России и за рубежом.

Блок 6. Мониторинг деятельности сельских кредитных кооперативов.

20. Организация ежемесячного мониторинга займов.

21. Организация ежеквартального мониторинга финансовой и бухгалтерской отчетности кредитных кооперативов.

22. Организация мониторинга рисков кредитных кооперативов на финансовом рынке.

Потребность в финансовых ресурсах на выполнение всех мероприятий составляет около 117 млн. руб., в том числе 65 млн. руб. – из областного бюджета. Предполагается, что ежегодно в хозяйственный оборот сельской кредитной кооперации будет вовлекаться от 10 до 50 млн. средств пайщиков.

Опыт Вологодской и Астраханской областей области показывает, что при государственной поддержке система сельской кредитной потребительской кооперации развивается намного быстрей и, в свою очередь, является локомотивом развития всех малых форм хозяйствования на селе и их кооперативов.

Самый большой опыт[6] построения 2-х уровневой региональной системы кредитной кооперации имеет Волгоградский областной сельскохозяйственный кредитный кооператив «Содружество», который кроме координации оказывает кооперативам методическую помощь, представляет их интересы, служит базой для создания централизованного резервного фонда, формирующегося за счет отчислений от средств районных кредитных кооперативов. По данным Минсельхоза России, гарантийные и залоговые фонды, с которыми могут работать сельскохозяйственные потребительские кооперативы, созданы в 56 субъектах РФ.

В Госпрограмме роль СКПК сводится к предоставлению субсидируемых займов: члены-заёмщики могут получать субсидии на возмещение затрат на уплату процентов при оформлении займа в СКПК. Предоставление займов осуществляется как за счёт собственных средств кооперативов, так и за счет кредитов банков. Учитывая недостаточность базовой капитализации СКПК для расширения масштабов финансовой поддержки членов кооперативов, целесообразно включить СКПК в перечень получателей субсидируемых кредитов в рамках реализации Госпрограммы.

Результаты независимого мониторинга[7], проведённого в 2008 г. группой специалистов ВИАПИ им. А.А. Никонова подтверждают, что масштабы деятельности вновь созданных кооперативов пока невелики.

Несколько слов о самом мониторинге: он проводился в 30 субъектах РФ, анкеты заполнили руководители 746 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, из них 246 руководителей СКПК и 500– СпоК. Предполагалось, что интервьюеры опросят по 30 кооперативов в каждой области благо, что по статистике Минсельхоза почти в каждом субъекте Федерации зарегистрировано большее количество сельскохозяйственных кооперативов. Однако в ряде регионов (Рязанская, Липецкая, Курганская области) многие зарегистрированные кооперативы не приступали к работе, и найти 30 руководителей кооперативов было весьма проблематично.

Профиль кооперативов. Общая пропорция кредитных и некредитных кооперативов по выборке составила 33 к 67 %, но по субъектам Федерации она варьировала. Например, в Волгоградской области было опрошено 24 сельскохозяйственных кредитных потребительских кооператива (СКПК) и 6 сельскохозяйственных потребительских некредитных кооперативов (СПоК), в Бурятии – 21 и 9. Это связано с тем, что в этих областях кредитная кооперация имеет довольно долгую современную историю развития, а потребительские сельскохозяйственные некредитные кооперативы в массовом порядке получили распространение только с началом приоритетного национального проекта «Развитие АПК» (ПНП). В рамках ПНП было создано 65 % опрошенных кооперативов, но поскольку кооперативов, созданных до 2006 года - меньшинство, складывается впечатление, что более 90 % попавших в выборку кооперативов организовывались на гребне популяризации кооперативного движения последних лет. Наибольший удельный вес кооперативов, созданных только в последние 3 года, наблюдается в Центральном федеральном округе (Орловская, Белгородская и Тамбовская области), республике Дагестан, Красноярском и Приморском краях. Однако остальные области в этом плане отличаются от них не сильно.

Было выявлено более 20 многопрофильных кооперативов, сочетающих функции кредитных и некредитных кооперативов, в их числе СПКК «Взаимопомощь» Шекснинского района Вологодской области, кооперативы «Новый свет» Гатчинского района и СПКК «Содействие» Сиверского района Ленинградской области, СПК «Павловский» Павловского района и ССПоК «Добросей» Поворинского района Воронежской области, СССПК «Подворье» Михайловского района Рязанской области, СКПК «Абан» Городовиковского района и СКПК «Долган» Яшкульского района республики Калмыкия, кооператив «Ангара» Апшеронского района и «Агроресурс» Новопокровского района Краснодарского края, СКПК «Ильича» Оренбургской области, СКПК «Единство» Арсеньевского района и СПК «Частное молоко» Михайловского района Приморского края и другие. Кредитные кооперативы дополнительно берут на себя «некредитную» функцию (чаще всего – снабжение материальными ресурсами), чтобы облегчить жизнь своим членам. В ряде случаев СПоК периодически предоставляет займы или принимает средства своих членов в целях сбережения (таких кооперативов много в Орловской области и Краснодарском крае), но при этом не отражает эту свою деятельность в отчётности. Таким образом, можно констатировать организацию неформального сбережения средств и предоставления займов внутри сельскохозяйственных кооперативов некредитного профиля.

Таблица 4.

Услуги, предоставляемые кооперативом своим членам (% принимавших в обследовании участие кооперативов, ответивших положительно)

Услуги

Предоставление займов

37

Сбережение средств

24

Снабжение материально-техническими ресурсами

24

Сбыт

43

Переработка

18

Заготовка кормов

16

Обеспечение скотом и птицей

8

Закупка сельскохозяйственного сырья, продукции, дикорастущих

плодов и т.п.

27

Проведение агротехнических работ

11

Зооветобслуживание

5

Консультации

9

Обучение

24

Другие услуги

15

В качестве других услуг назывались в основном транспортные услуги, а также строительство, ремонт и обслуживание тракторов и другой техники, предоставление юридических услуг и оформление документов, страхование рисков невозврата займов и даже ритуальные услуги.

Обучение и консультации предоставляют своим членам кооперативы всех видов (24 %), но особенно часто это встречается в кредитных кооперативах.

При обследовании в значительном количестве встретились неработающие кооперативы (как минимум 16 % выборки). Например, в качестве примера зарегистрированного на волне приоритетного национального проекта, но неработающего в дальнейшем кооператива, можно привести СКПК «Кедр» Седельниковского района Омской области. Его организовали 5 владельцев ЛПХ, скинувшись по 1200 рублей каждый, в надежде попасть в приоритетный проект с государственным финансированием. Однако не получив государственных денег, кооператоры не смогли начать свою деятельность и вот уже третий год сдают нулевые бухгалтерские отчёты. Таких кооперативов в выборке Омской области около четверти. По официальным данным Минсельхоза из 83 созданных в Омской области кооперативов только 65 % - работающих (в среднем по России – 87 % работающих). Другой пример – снабженческо-сбытовой кооператив СС «Берука» Частоозёрского района Курганской области, который был создан в конце 2007 года, однако ни разу не сдавал отчётность. В Дагестане более половины опрошенных кооперативов были зарегистрированы в 2008 году и сказать что-либо об их дееспособности пока не представляется возможным. В Липецкой области 18 из 26 опрошенных кооперативов не смогли не только предоставить информацию о деятельности (её не было), но даже ответить на вопрос, сколько в кооперативе членов. Понятно, что это происходит из-за того, что кооперативы регистрируются либо по указанию сверху (надо выполнять план по созданию кооперативов для Минсельхоза), либо в надежде получить мифические деньги ПНП и Госпрограммы (которые никогда не дадут «липовым» кооперативам). Особенно много неработающих кооперативов среди СПоК.

Состав кооператива. Средний кооператив, попавший в выборку, состоит из 92 членов (табл. 5). Наибольшее количество членов в Волгоградской (1051 чел.), Вологодской (284 чел.) и Орловской областях (265 чел.). Связано это с тем, что в данных областях широко развита кредитная кооперация, а в СКПК всегда много ассоциированных членов, у которых принимают сберегательные вклады (например, в Орловской области среднее количество ассоциированных членов на СКПК – 1100 чел.). Наименьшее количество членов (по 10 чел. в среднем на кооператив) в Свердловской, Тамбовской и Новгородской областях. Как уже отмечалось выше, в этих областях больший удельный вес составляют недавно созданные некредитные кооперативы. По сравнению с опросом 2006 года состав членской базы кооператива значительно увеличился за счёт роста членов – владельцев ЛПХ, индивидуальных предпринимателей и сельских предприятий (последние предпочитают входить своим паем в СКПК в качестве ассоциированного члена). В выборке появилось больше кооперативов 2-го уровня и соответственно увеличилась доля кооперативов 1-го уровня в составе членов. В среднем в кооперативе занято 7 наёмных работников, из них 5 – на постоянной основе.

Таблица 5

Число и состав членов в среднем на кооператив по итогам массового опроса

Число членов – всего

92

в т.ч. ассоциированных

72

Состав членов и ассоциированных членов:

КФХ, индивидуальные предприниматели, занимающиеся сельскохозяйственным производством

14

ЛПХ, другие индивидуально-семейные хозяйства

87

Садоводы, огородники

47

Сельскохозяйственные организации

5,3

Перерабатывающие предприятия

1,7

Сервисные предприятия

1,5

Предприятия торговли и общепита

8,8

Индивидуальные предприниматели, занятые в несельскохозяйственной сфере \ посреднической деятельности

28

ОАО «Россельхозбанк»

0,9

СКПК 1 уровня

4,8

Респонденты указали, что инициаторами создания кооперативов в большинстве случаев выступают граждане – фермеры и владельцы ЛПХ (33 % и 48 %). Фермеры составляют костяк членской базы в традиционно «фермерских» субъектах Федерации – таких, как Волгоградская, Ростовская и Вологодская области. В каждом третьем случае кооператив организован по инициативе районной администрации.

Участие органов управления в развитии кооперативов. В целом помощь местной и областной администрации в становлении сельскохозяйственной кооперации на селе можно оценить как скромную. В основном, все уровни администрации периодически оказывают консультации, но довольно редко (хотя и чаще, чем 2 года назад) предоставляют гарантии при получении кредитов, помогают с арендой помещения, участвуют в создании фондов поддержки сельского развития и малого предпринимательства. Все же более активно ведет себя районная администрация, которая проводит разъяснительную работу среди населения, предоставляет помещения в аренду, выступает инициатором создания кооперативов (в Белгородской области, например, все 30 респондентов указали на то, что их кооперативы были созданы в рамках ПНП и инициатором их создания выступила районная администрация). На уровне субъекта Федерации в основном занимаются только выделением средств на субсидирование процентных ставок в рамках общей аграрной политики, проводимой Минсельхозом России в последние годы. Однако и эту помощь «замечает» только пятая часть опрошенных кооперативов.

По сравнению с предыдущим обследованием 2006 года усилилась активность сельских администраций. Причин может быть несколько: во-первых, недавно была проведена муниципальная реформа, и новые муниципальные органы на уровне сельских администраций почувствовали себя вовлечёнными в процесс. Во-вторых, разъяснительная работа по направлениям и задачам приоритетного национального проекта и Госпрограммы развития сельского хозяйства начала достигать своей цели.

Респонденты отмечают практически полное отсутствие помощи администраций в организации сельскохозяйственных кооперативных рынков. К слову сказать, только 4 % кооперативов отметили, что «хотели организовать такой рынок, но идея не нашла понимания в местной администрации». Большинство респондентов отказались от самой идеи потому что, во-первых, есть другие проверенные каналы реализации (30 %), во-вторых, в районе слишком мало кооперативов, чтобы организовывать кооперативный рынок (31 %), в-третьих, не было средств для организации кооперативного рынка (35 %) и, наконец, «не понимаем, зачем вообще нужен кооперативный сельскохозяйственный рынок» (5 %). Пять кооперативов в Белгородской области отметили, что такой рынок находится в процессе создания. Некоторые кооперативы написали, что кооператив используется «только для внутрихозяйственных нужд». Принимали участие в создании кооперативного сельскохозяйственного рынка только 9 % опрошенных кооперативов.

Анализ региональных программ развития сельского хозяйства показал, что субъекты Федерации в основном поддерживают развитие сельскохозяйственных кооперативов в рамках мероприятий, очерченных Госпрограммой, т.е. предоставляется субсидия на возмещение части процентной ставки. Специфические региональные меры по поддержке сельскохозяйственных кооперативов сводятся к пяти основным направлениям:

Ø укрепление материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов (субсидирование покупки техники и оборудования), их организационное обустройство и консультационное обслуживание;

Ø обучение и повышение квалификации специалистов сельскохозяйственных кооперативов, их участие в семинарах, на курсах, конференциях; выпуск нормативной и правовой литературы и другое информационное обеспечение кооперативов;

Ø субвенции сельскохозяйственным кредитным кооперативам на пополнение фонда финансовой взаимопомощи для предоставления займов членам кооператива;

Ø формирование залогового обеспечения и предоставление гарантий по кредитам и займам, получаемым сельскохозяйственными потребительскими кооперативами в кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных кооперативах;

Ø предоставление на безвозмездной основе или для приобретения в собственность неиспользуемых сельскохозяйственными организациями земельных ресурсов, производственных и инженерных объектов, машин и оборудования.

Однако по ответам участвующих в массовом социологическом опросе сельскохозяйственных кооперативов целенаправленной и существенной поддержки кооперативного движения государством (как федеральными, так и региональными властями) не наблюдается.

Источники формирования средств кредитных кооперативов (СКПК). По итогам Мониторинга-2008 финансовый фонд СКПК составляет в среднем 7474,5 тыс. руб., собственные средства паевого фонда – 1746,1 тыс. руб., из них взнос Россельхозбанка 301,4 тыс. руб., или 17 % от паевого фонда (подробно см. табл. 6 и диаграмму 1).

Таблица 6.

Состав финансовых ресурсов СКПК в среднем на кооператив по России

по итогам массового опроса

Показатели

Сумма, тыс. руб.

Фонд финансовой взаимопомощи

7474,5

в том числе:

Собственные средства паевого фона:

1746,1

из них взнос РСХБ

как ассоциированного члена

301,4

Привлеченные средства:

5728,4

Сберегательные займы у членов СКПК

3534,1

Бюджетные средства

159,4

Банковские кредиты

1360,4

из них кредиты РСХБ

1223,4

Заемные средства СКПК 2-го уровня

415,5

Заемные средства ФРСКК

146,6

Заемные средства других организаций (укажите каких)

91,1

Гранты

21,3

20130117-01-01.jpg

Диаграмма.1. Состав финансовых ресурсов среднего СКПК.

Таким образом, основным источником оборотного капитала являются сберегательные займы членов кооператива. В некоторых субъектах РФ (например, Астраханской области) сбережения членов сформировали фонд финансовой взаимопомощи на 60 %[8].

Количество выдаваемых членам кооперативов займов, их объёмы и средний размер медленными темпами, но неуклонно растут (табл. 7).

Таблица 7

Показатели деятельности попавших в выборку кредитных кооперативов[9]

Показатели

2006

2007

2008,

10 мес.

Количество выданных займов

23447

29335

28860

Объёмы кредитования, млн. руб.

863,3

1508

1507

Средний размер выданного займа, тыс. тыс. руб.

6528

8110

7534

Займы на сельскохозяйственную деятельность в среднем по стране выдаются под 20,4 % годовых, на несельскохозяйственную – под 26,4 %. Основным направлением кредитования в кооперативах является традиционное сельское хозяйство, но вовсе не в тех пропорциях, которые можно было бы ожидать (менее 50 %. Представленные данные позволяют сделать вывод о том, что деятельность сельских жителей достаточно диверсифицирована, и они не зациклены только на сельском хозяйстве. Большую долю составляют займы на потребительские нужды (лечение, образование, газификация и т.д.). Народные промыслы и туризм развиваются слабо, хотя эти направления и были включены в программу субсидирования в рамках Госпрограммы.

Только 55% некредитных кооперативов предоставило сведения о деятельности в 2007 году, 77 % - в 2008 году, из чего можно заключить, что в настоящее время более четверти СПоК не имеет никакой деятельности и соответственно не ведёт никакой бухгалтерской отчётности. Таким образом, по данным мониторинга часть СПоК были образованы под жёстким нажимом администрации и/или зарегистрированы в надежде получить какую-либо государственную помощь безвозмездно и уже тогда развиваться как кооператив.

Таблица 8.

Показатели деятельности СПоК

2006

2007

2008

Выручка, тыс. руб.

1662,2

3227,9

4851,7

Из опрошенных сельскохозяйственных кооперативов 216, или 29 % от выборки, брали субсидированный кредит в рамках Госпрограммы. Подавляющее большинство (79%) получили кредит в Россельхозбанке, 19 % - в Сбербанке, 2 % - в других коммерческих банках.

Степень участия сельскохозяйственных кооперативов в мероприятиях Госпрограммы различается по субъектам Федерации. В Омской, Оренбургской, Ростовской, Орловской областях, республиках Татарстан и Башкортостан, в Красноярском крае более половины опрошенных кооперативов получили субсидированный кредит (в Белгородской области – две трети опрошенных кооперативов). Примечательно, что в Белгороде районная администрация выступила инициатором создания практически всех кооперативов и принимала активное участие в их развитии, в частности, помогая получить кредит в рамках Госпрограммы. В Воронежской, Липецкой, Рязанской, Новгородской, Ленинградской, Амурской областях, Ставропольском крае, напротив, благами Госпрограммы воспользовались единицы. Почему это происходит? Распределение ответов можно посмотреть в табл. 9.

Таблица 9.

По каким причинам кооператив не брал кредит в рамках Госпрограммы, %?

Не нуждаемся в дополнительных заемных средствах

13

Сложная и длительная процедура оформления кредита и субсидий

37

Не обращались в банк, так как нет залогового обеспечения

32

Банк отказал в выдаче кредита из-за недостаточного обеспечения

15

Банк отказал в выдаче кредита по другим причинам

7

Не хотим брать кредиты, т.к. субсидированный кредит недоступен (объем субсидий ограничен, а желающих много)

4

Есть риск, что субсидии не выплатят

6

Есть опасение, что не сможем расплатиться за кредит

13

Не достигли соглашения с Россельхозбанком о величине процента по кредитам

2

Как и по другим формам заёмщиков, наиболее существенным ограничением для кооперативов стала длительная и сложная процедура оформления кредитов (особенно с учётом альтернативных издержек, т.е. транспортных расходов и потери времени), а также отсутствие залога или его недостаточность.

В большинстве случаев кредиты брались на сезонные работы и приобретение техники и оборудования (см. таблицу 5.14). Встретились 2 случая предоставления кредита на организацию сельскохозяйственного кооперативного рынка – в Усть-Лабинском районе Краснодарского края и Баргузинском районе республики Бурятия (в среднем каждый кооператив взял по 4865 тыс. руб.).

Бенефициарами Госпрограммы по субсидированию кредитов стали, в основном, некредитные кооперативы, так как кредитные могли брать только кредит на организационное обустройство. Таких кооперативов в выборке Мониторинга-2008 - 26 (со средним кредитом в размере 761 тыс. руб.). Правда, встречаются кредиты, предоставляемые кредитным кооперативам на предоставление займов своим членам, хотя такое направление и не прописано в Госпрограмме (мы же неоднократно писали о необходимости предоставления средств СКПК на пополнение оборотного капитала для кредитования членов). Такие кредиты получили в Вологодской области и республике Бурятия. Благодаря участию в госпрограмме в среднем в каждом кооперативе было создано 2 рабочих места.

На оформление кредита был потрачен 41 день в среднем (по результатам Мониторинга 2006 – 47 дней), т.е. положение со сроками оформления несущественно улучшилось. Дольше всего оформляли кредит в Амурской области (150 дней), Дагестане (120 дней), Тамбовской области (103 дня), Новосибирской области (70 дней). Быстрее - в Ставропольском крае и Ленинградской области (по 20 дней), в Калмыкии, Красноярском и Алтайском крае (по 25 дней).

Руководители кооперативов отметили, что помимо участия в федеральной Государственной программе они получают помощь благодаря участию в региональных (областных, республиканских) или ведомственных (Минэкономики, Минрегионов) программах развития сельскохозяйственной кооперации и малого предпринимательства. Например, в Саратовской области за счёт республиканского бюджета поддерживается покупка техники и оборудования для создания материально-технической базы кооперативов.

В республике Калмыкия, Ростовской области региональные власти направляют средства в фонд финансовой взаимопомощи кредитных кооперативов – иногда в виде субвенций, иногда – в виде бюджетного кредита. Предоставление поддержки посредством участия гарантийного (залогового) фонда особенно развито в Краснодарском крае.

Региональные и местные власти помогают с предоставлением помещений или возмещением арендной платы (существенно – в Тамбовской и Ленинградской областях) и земельных участков для размещения производственных объектов. Также администрация субъектов РФ предоставляет ссуды на закуп молока у населения (в Ростовской области), в ССПК «Север» (Татарстан) безвозмездно передали молоковоз и доильную установку, в некоторых регионах среди кооперативов размещается муниципальный заказ.

Недокапитализация кооперативной базы и проблемы со сбытом продукции из-за низких цен традиционно оказываются в числе основных препятствий для развития сельскохозяйственной кооперации. Это означает, что инвестиционные ресурсы Госпрограммы по техническому вооружению и модернизации производства не доходят до потребительских кооперативов, а достаются в основном крупному сельскохозяйственному бизнесу.

Таблица 9

Основные проблемы, с которыми сталкиваются кооперативы

Недостаточность средств

72

Недостаток методической литературы и необходимой информации

7

Недостаток квалифицированных кадров

18

Нежелание вступать в кооператив КФХ, ЛПХ и других сельских производителей

21

Конкуренция со стороны банков (для кредитных кооперативов)

15

Низкие цены на сельскохозяйственное сырьё (для некредитных кооперативов)

39

Конкуренция со стороны импорта

9

В районе нет кооперативного сельскохозяйственного рынка

6

Отсутствие (слабая помощь) со стороны областной (районной) администрации

19

Споры с налоговой инспекцией по поводу особенностей налогообложения

8

Недобросовестность пайщиков

4

Давление криминальных структур

2

Несовершенство нормативно-правовой базы

22

Другое (укажите что именно)

4

В рамках социологического опроса предложения руководителей сельскохозяйственных потребительских кооперативов распределились следующим образом.

Таблица 10.

Меры по развитию сельскохозяйственной кооперации

Упрощение правил предоставления кредитов и субсидий по ним

56

Увеличение сумм субсидий, выделяемых на развитие кредитования

52

Создание гарантийных и/или залоговых фондов

40

Предоставление субсидий на создание материально-технической базы кооперативов

36

Расширение направлений, по которым субсидируются кредиты

35

Усиление разъяснительной работы и консультационной помощи в оформлении документов на получение кредитов и субсидий, страховки

20

Предоставление субсидий в фонд финансовой взаимопомощи кредитных кооперативов

19

Организация кредитных кооперативов в районах

6

Открытие новых банков и их филиалов в районе

4

Но главной проблемой реализации Госпрограммы является то, что в основном вся государственная поддержка достаётся некредитным сельскохозяйственным потребительским кооперативам (СПоК), тогда как сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы (СКПК) могут претендовать на возмещение процентной ставки лишь в одном случае – при взятии кредита на организационное обустройство СКПК.

Конечно, косвенная мера поддержки СКПК состоит в возможности получения членами-заёмщиками субсидии на процентную ставку при оформлении займа в СКПК, а не только в коммерческих банках. Однако главной проблемой российской системы сельской кредитной кооперации всегда являлась её недокапитализация, и она в госпрограмме никоим образом не решается. Попытка решить эту проблему делалась в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК», когда Россельхозбанк входил своим капиталом в паевой фонд избранных кооперативов в качестве ассоциированного члена. Но, во-первых, эта практика не получила повсеместного распространения (по статистике Россельхозбанка за 3 года реализации национального проекта и госпрограммы был произведён вклад в паевой фонд 85 СКПК из 26 регионов в среднем 8,5 млн. на 1 СКПК. Во-вторых, СКПК-реципиент взноса Россельхозбанка заключает с ним договор, по которому ежегодно выплачивает банку фиксированный процент дивиденда, сравнимый со стоимостью кредитов на российском финансовом рынке. В-третьих, вопрос о недостаточности оборотных средств не был решён в государственном масштабе[10], а ведь мировой опыт показывает, что без этого система сельской кредитной кооперации не может быть развита. Например, в США кооперативной системе фермерского кредита (US Farm Credit System) понадобилось более 40 лет (с 1913 по середину 50-х годов), чтобы встать на ноги, и вернуть предоставленный федеральным бюджетом льготный кредит на стартовый капитал. Наши соседи и коллеги по социалистическому лагерю Молдавия, Болгария и Украина также нашли способ предоставления национальным системам сельскохозяйственной кредитной кооперации (союзам) оборотных средств на приемлемых условиях (взяв на эти мероприятия гранты и кредиты Всемирного банка и ЕБРР). Трудно найти страну с переходной экономикой, где сельская кредитная кооперация не поддерживалась бы государством.

В России поддержка развития малых форм хозяйствования осуществляется преимущественно через Россельхозбанк. Нет сомнения, необходимо и важно развивать филиальную сеть Россельхозбанка, работающего в отдалённых районах страны с весьма рискованными клиентами, которые не всегда могут получить кредиты в других банках. С другой стороны, сеть сельскохозяйственных кредитных кооперативов как приближенная к непосредственному месту проживания и работы людей смогла бы справиться с задачей обеспечения доступа сельского населения к кредитным ресурсам не хуже. Для этого СКПК необходимо не только обеспечить оборотным капиталом, но и помочь в создании системы обучения и повышения квалификации кооперативных кадров.

С нашей точки зрения, поддержке сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов как финансовой организации, максимально приближенной как территориально, так и по духу к сельским заёмщикам, надо уделить особое внимание. Это может быть достигнуто за счет субсидирования части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным кредитными кооперативами в банках и фондах, и направленным на предоставление займов своим членам. Такая практика уже предусмотрена в рамках поддержки субъектов малого предпринимательства, реализуемых Минэкономразвития России. Однако поддержка эта распространена далеко не во всех регионах России. Кроме того, в действующем порядке введены существенные ограничения: кредитные кооперативы должны предоставлять займы только субъектам малого предпринимательства, которыми не являются граждане, ведущие личное подсобное хозяйство. Поэтому представляется необходимым ввести указанную меру поддержки через Минсельхоз России.

Целесообразно также осуществлять поддержку для пополнения оборотных фондов сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Это может быть решено за счет предоставления субсидий для формирования фондов финансовой взаимопомощи кредитных кооперативов в расчете на рубль паевых взносов, вносимых членами кооперативов, за счёт областного бюджета. В некоторых субъектах РФ такая практика уже получила распространение и подтвердила свою эффективность. Например, в Ярославской области на пополнение фонда финансовой взаимопомощи направляется целевое финансирование на беспроцентной и безвозмездной основе. Всего за 2004-2009 годы целевое финансирование из областного бюджета на пополнение фонда финансовой взаимопомощи составило 26,5 млн. руб., а по действующей в Ярославской области Программе развития сельского хозяйства на 2007-2011 годы кредитным кооперативам намечено оказать поддержку в общей сумме 75,7 млн. руб.[11]

Другим вариантом может стать субсидирование 100 % ставки рефинансирования Банка России из средств федерального бюджета по долгосрочным (до 30 лет) кредитам и займам на пополнение фонда финансовой взаимопомощи кредитного кооператива третьего (федерального) уровня. Кредитным кооперативам второго (регионального) уровня целесообразно предусмотреть субсидирование из федерального бюджета не менее 50 % затрат на погашение процентов по кредитам и займам при условии софинансирования из бюджета субъекта РФ 50 % ставки рефинансирования Банка России.

Кроме того, можно предусмотреть в Госпрограмме в качестве меры финансовой поддержки ассоциированное членство Россельхозбанка в сельскохозяйственных кредитных кооперативах второго и третьего уровней (как это уже было в приоритетном национальном проекте).

Для поддержки перерабатывающих и снабженческо-сбытовых кооперативов следует ввести в Госпрограмму мероприятия по субсидированию до 50 % вложений в формирование и расширение материально-технической базы перерабатывающих и снабженческо-сбытовых кооперативов. Субсидии целесообразно выделять в равных долях из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предоставлять их на конкурсной основе. Одновременно необходимо усиление контроля за деятельностью сельскохозяйственных потребительских кредитных, снабженческо-сбытовых и перерабатывающих кооперативов, получивших господдержку.

Однако без государственной поддержки системы сельскохозяйственной потребительской кооперации быстрого её развития вряд ли стоит ожидать.



[1] На увеличение уставного капитала Россельхозбанка в 2008-2009 гг. в рамках антикризисной программы Правительства РФ было направлено 80 млрд. руб. Это составляет 80 % от суммы, выделенной на все мероприятия по достижению финансовой устойчивости сельского хозяйства.

[2] Справочно: за 2 года реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» (2006-2007 гг.) объём привлечённых малыми формами кредитов и займов составил 91,9 млрд. руб., в том числе за 2007 г. – 48,6 млрд. руб.

[3] Это может произойти из-за того, что не вовремя или ненадлежащим образом оформлены документы. Часть заёмщиков отказываются заниматься оформлением субсидий, т.к. по их мнению, время и издержки, потраченные на оформление, больше, чем сами субсидии.

[4] П. Ковбас. Кризис нас не сломал: практика развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов Астраханской области. // Сельский кредит.- № 9/10 (140), 2009. – С. 5-8.

[5] Государственная поддержка малых форм хозяйствования на селе в Вологодской области. – Департамент сельского хозяйства Вологодской области, 2009. – С.12-13.

[6] ВОПСКК «Содружество» был создан более 10 лет назад после принятия в 1997 г. Волгоградской областной Думы закона «О сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах».

[7] Ежегодное социологическое и экспертное исследование реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.

[8] П. Ковбас. Кризис нас не сломал. // Сельский кредит, № 9/10 (140), 2009. - С. 5-9.

[9] На вопрос о текущей деятельности ответило 84 % из участвующих в опросе кредитных кооперативов. В остальных, по-видимому, никакой деятельности нет.

[10] До сих пор бюджетная поддержка осуществляется через Фонд поддержки сельской кредитной кооперации (ФРСКК) только за счёт средств Российско-Американской программы развития сельской кредитной кооперации.

[11] В. Филиппов. Роль федеральных и региональных органов власти в создании условий для развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов. // Сельский кредит.- № 9/10 (140), 2009. – С. 2-5.



Назад в раздел