Вид публикации: Статья
Год: 2012
Издательство: СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО - ПОТЕНЦИАЛ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ// СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ, М.,: ГНУ ВИАПИ ИМЕНИ А.А. НИКОНОВА, 2012
Целевое назначение: Научное
Автор(ы): ЯКУБОВИЧ Е.Н.
Статус: завершенный
Наименование: ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ
Объем (п.л.): 0.7
Формат: обычная
PDF-файл: http://www.viapi.ru/download/2015/30929.pdf


Е.Н. Якубович, аспирант ГНУ «Всероссийский институт аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова»


Несовершенство организационно-экономических механизмов реформирования агропромышленного комплекса в условиях его перехода на рыночные принципы хозяйствования стало одной из главных причин снижения объемов производства сельскохозяйственной продукции, роста импорта.

Сельское хозяйство России, являясь одним из наименее поддерживаемых государством секторов экономики и существенно уступающих в этом развитым странам, продолжает оставаться в кризисном состоянии. Это выражается в высокой степени износа основных фондов, использовании устаревших и ресурсоемких технологий производства продукции, снижении уровня квалификации работников.

Проблема конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции имеет для России не только внутренний, но и внешний аспект. Уже сейчас наметившееся наращивание объемов производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия сталкивается с опережающим ростом поставок более конкурентоспособной импортной продукции. Около 40% продовольствия, потребляемого в России, ввозится из-за рубежа. Запад использует открытую форму декларирования своих интересов в борьбе за чужие ресурсы и за всемерное ограничение явных и потенциальных конкурентов. Создаются всевозможные льготы для своих товаропроизводителей, поощряется эмансипация. Страны с высоким агроэкономическим потенциалом применяют специальные механизмы поощрения экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия, «разгружая» тем самым внутренний рынок и создавая дополнительные преимущества собственным производителям на рынке стран-экспортеров.

Согласно «Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», одной из главных целей является повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства.

Для России повышение конкурентоспособности продукции агропромышленного комплекса имеет важнейшее значение, так как сегодня стоит задача обеспечения населения качественным продовольствием собственного производства и импортозамещения ввозимых товаров за счет производства конкурентоспособной, пользующейся на внутреннем рынке продукции.

Среди важных характерных особенностей конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия можно выделить наличие оптимального соотношения качественных и стоимостных показателей, достижение лучших результатов по сравнению с конкурентами и взаимосвязь с платежеспособным спросом.

На рынке конкурентоспособным является товар, обладающий комплексом привлекательных потребительских, качественных и стоимостных свойств, который в условиях широкого предложения обеспечивает удовлетворение потребностей покупателей и коммерческий успех товаропроизводителям. Существует прямая зависимость влияния уровня конкурентоспособности продукции на эффективность производства, поскольку конкурентоспособная продукция в более полной мере удовлетворяет потребности в ней и всегда находит рынок сбыта, гарантирует финансовую стабильность предприятия, а также получение им прибыли [3].

Конкурентные преимущества сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия формируются в процессе сложного взаимодействия системы разнородных факторов (рис. 1). Представленные факторы конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия являются результатом действия политики государства, региона, предприятия и рыночных механизмов [1].

В Н Е Ш Н И Е Ф А К Т О Р Ы

20130117-03-02.jpg

Рис. 1. Факторы, влияющие на конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия

Влияние со стороны государства на создание конкурентных преимуществ товара проявляется как напрямую, так и косвенно. Непосредственное воздействие оказывает таможенно-тарифная система, кредитно-финансовый механизм, система стандартизации и сертификации и т.п. Косвенное влияние оказывается через инновационную и предпринимательскую активность региона, высокий уровень управления и организации производства на предприятии, эффективное использование сырьевых ресурсов и др. Положительное воздействие факторов конкурентоспособности продукции, формирующихся на государственном уровне управления, одновременно стимулирует рост конкурентных позиций отраслей и организаций.

Следовательно, все факторы между собой взаимосвязаны и в конечном итоге аккумулируются в интегральном показателе конкурентоспособности.

Наибольшую значимость имеют факторы, включаемые в организационно-экономический механизм повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, который представляет собой систему взаимосвязанных целенаправленных экономических форм и методов организации производства и управления им на федеральном, региональном уровнях и на уровне предприятия. К факторам экономического механизма относятся: ценообразование, налогообложение, финансирование (субсидии, авансирование закупок, компенсация затрат на приобретение средств производства), кредитование, страхование, поддержка реальных доходов населения, экспорт продукции. Организационные факторы характеризуются уровнем предпринимательской деятельности, формой хозяйствования, организации труда, развитием кооперации и интеграции производства.

Следует различать конкурентоспособность продукции на внутреннем рынке, учитывая при этом транспортные и другие расходы, своевременность доставки продукции потребителю, а также потребность в обеспечении продовольственной безопасности страны, и на внешнем рынке, создавая условия для расширения экспорта и освоения новых районов.

Оценивая потенциальные возможности АПК России, можно предположить, что при разумном и продуманном использовании факторов производства внутренняя конкурентоспособность может быть достигнута по всем производимым видам продукции. При этом необходимо учитывать размещение сельскохозяйственного производства и уровень использования современных технологий, новейших технологий, подготовку кадров.

Принято говорить о высоком потенциале отечественного сельского хозяйства. Как известно, Россия имеет 2,2% от мирового населения, располагает 8,9% мировой пашни, 2,6% пастбищ, 20% мировых запасов пресной воды, 8,3% производства минеральных удобрений, что свидетельствует о большом потенциале сельскохозяйственной отрасли. Однако необходимо учитывать качество этих факторов и условия их использования.

В течение последних 15 лет в стране наблюдается ежегодное выбытие из оборота значительных площадей сельскохозяйственных угодий. Десятки миллионов гектаров пашни не используются для производства сельскохозяйственной продукции.

Более 2,2 млн. га мелиорированных земель находятся в неудовлетворительном состоянии. Ежегодно поливается только 50-60% орошаемых земель от их наличия.

Неоднозначно складывается ситуация с обеспечением и эффективностью использования сельским хозяйством трудовых ресурсов. С одной стороны, перед отраслью стоит проблема низкой производительности труда, во многом обусловленная технической и технологической отсталостью отечественного аграрного производства. С другой, предприятия, переходящие на новые методы организации и ведения производства, использование современной техники, сталкиваются с нехваткой высококвалифицированных кадров.

Высок уровень износа основных производственных фондов сельского хозяйства, в то же время их обновление и технологическая модернизация отрасли идут низкими темпами. Несмотря на то, что в последние годы происходит некоторый рост инвестиций в аграрное производство, выбытие техники в сельскохозяйственных организациях опережает ее поступление.

Слабо развита инфраструктура продовольственного рынка. На него активно приходят зарубежные компании, заинтересованные в продвижении импортной продукции. В результате текущее состояние инфраструктуры продовольственного рынка становится не только сдерживающим фактором развития отечественного сельского хозяйства, но и создает конкурентное преимущество импортной продукции.

Вступление России в ВТО повлечет за собой либерализацию агропродовольственного рынка, сокращение или ограничение объемов государственной поддержки, что создаст риски замедления восстановления сельскохозяйственного производства, обеспечения продовольственной безопасности страны. Все это уже в краткосрочной перспективе еще более обострит проблему конкурентоспособности отечественных агропродовольственных товаров, в особенности на внутреннем российском рынке.

При рассмотрении вопросов конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции в настоящее время необходимо учитывать также формирование единых аграрных рынков в рамках ЕврАзЭс, Таможенного союза России, Казахстана и Беларуси. В этих условиях основным механизмом обеспечения продовольственной безопасности на устойчивой основе является производство конкурентоспособной национальной сельскохозяйственной продукции.

Обобщая все вышесказанное, еще раз отметим, что проблемы повышения конкурентоспособности отечественной продукции являются одними из наиболее сложных и актуальных. Они должны находить решение на уровне российских регионов, т.к. именно здесь происходит непосредственное воплощение в жизнь намечаемых проектов. На коротком отрезке времени следует предпринять усилия как со стороны исполнительной власти, так и бизнеса, чтобы сельское хозяйство могло обновить устаревшие сельскохозяйственные машины, использовать инновационную технику и технологии. Наряду с поддержкой отечественных производителей конкурентной продукции, следует совершенствовать рыночную инфраструктуру на товарном и потребительском рынках, устранять негативное воздействие на конкуренцию со стороны монополистов и различного рода посредников. Должен быть упрощен доступ производителей сельхозпродукции на потребительский рынок.

Повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции позволит усилить позиции российских товаропроизводителей как на внутреннем, так и на внешнем рынке, будет способствовать наращиванию их производственного потенциала, вследствие чего последует насыщение товарного и потребительского рынков качественной отечественной продукцией.

Литература:

1.Климова Н.В. Конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции (региональные условия: теория и практика). – Ульяновск: ГСХА, 2004.

2.Клюкач В.А. Маркетинг сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. – М.: 1998.

3.Конкурентоспособность продукции и продовольственная безопасность. Теоретические и практические аспекты/ З.М. Ильина, Н.Н. Батова. – Минск: Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2010.

4. Мазлоев В.З., Семин А.Н., Боровских Н.В. Конкурентные стратегии аграрных организаций. – М.: Колос, 2009.


Назад в раздел