|
|
УДК 631.171:658.011.56 Инновационный подход к развитию электронной торговой площадки в рамках единого Интернет-пространства аграрных знаний
Меденников В.И., Сергованцев В.Т. ГНУ ВИАПИ им. А.А. Никонова Россельхозакадемии
Реферат. В работе рассматриваются возможности развития электронной торговли на основе типизации сайтов сельскохозяйственных предприятий в рамках Единого Интернет-Пространства Аграрных Знаний. Abstract. This paper examines the opportunities of development of electronic commerce based on the typification of agricultural enterprise sites within the Common Internet-Space of Agrarian Studies Ключевые слова: электронная торговая площадка, Единое Интернет-пространство аграрных знаний, информатизация, интернет-технологии.
Информатизация – это объективная закономерность развития общества, необходимое условие его движения вперед. В то же время успешное решение задач информатизации, эффективность этого социально-техногенного процесса существенным образом зависят от качества и действенности научно-методического сопровождения информатизации, от состояния фундаментальных исследований и научно-технических разработок, в первую очередь, в области вычислительной техники, средств телекоммуникаций и информационных технологий. В большинстве развитых стран имеется хорошо развитая инфраструктура производства и предоставления населению информационных продуктов и услуг, сложилась система компьютерного образования и стремительно расширяется сфера услуг, предоставляемых сетью Интернет. Опыт наиболее развитых стран показывает, что обеспечить переход к инновационному развитию сельского хозяйства можно только, используя современные информационно-сетевые технологии Интернета. В РФ доминирует «позадачный» метод разработки и внедрения программного обеспечения, когда приобретаются отдельные задачи у различных производителей, не связанные ни функционально, ни информационно, ни эргономически. В развитых странах давно уже поняли, что только комплексная информатизация предприятий способна дать эффект. «Позадачный» же подход (т.н. «лоскутная информатизация», «островная информатизация» и т.п.), в большинстве случаев, только дискредитирует саму идею информатизации. Данные тенденции прослеживаются и в сельском хозяйстве РФ, где поиск рациональной организации разработки и внедрения информационных систем идет экстенсивным путем, методом «проб и ошибок», без научной проработки. Хаотичное, неуправляемое развитие Интернет-технологий со стороны государства делает процесс их внедрения более длительным и приводит к значительному перерасходу ресурсов. Даже те незначительные ресурсы, что выделяются на развитие Интернет-технологий, используются крайне неэффективно. Согласно исследованиям, проведенным в 2010 –2011 годах ВИАПИ, сайты научных организаций, как и сайты российских госструктур, образовательных учреждений малоинформативны и практически не предоставляют никаких онлайновых услуг. Даже если сайт насыщен полезной информацией, то она плохо структурирована, нет понятной пользователю системы навигации, отсутствует возможность обмена информацией между сайтами и т.д. Ситуация с Интернет-технологиями в сельскохозяйственных предприятиях еще более удручающая. Лишь менее 5% предприятий имеют сайты, как правило, очень низкого качества. Конечно, сейчас делается много попыток интеграции информации в Интернете. Например, в БД «Спарк» Интерфакса [1] собирается информация по всем предприятиям России, стран СНГ по 80 показателям. Информация покупается из ГНИ, статистических органов, таможни и т.д. Данная работа требует больших усилий по сбору, рубрикации, унификации данных. Всем известны БД «Price» Рамблера и «Маркет» Яндекса. Так, для актуализации БД «Price» свыше 70 человек ежедневно собирают по всем торговым сайтам нужную информацию, затем обрабатывают ее и помещают в БД. Наиболее бурно в мире развивается Интернет-торговля. В сельском хозяйстве РФ также стихийно создаются сайты, отражающие, в той или иной степени, автоматизацию информационных процессов реализации продукции и услуг сельскохозяйственных предприятий в Интернете. Актуальность грамотного проектирования электронных торговых площадок продиктована тем, что наибольший эффект для товаропроизводителей дают Интернет-технологии в сфере электронной торговли. Анализ состояния процессов реализации продукции и услуг сельскохозяйственных предприятий в Интернете позволяет выделить следующие последовательные уровни автоматизации данных процессов:
Можно выделить два варианта реализации этих процессов. Первый - создается организационная структура, которая, подобно Рамблеру или Яндексу, собирает в одной базе данных с определенной периодичностью всю информацию по всем сайтам, имеющим спрос и предложение товаров и услуг в области сельского хозяйства. На данном интегрированном сайте создается информационная система, реализующая тот или иной уровень автоматизации электронной торговли. Второй – разрабатывается типовой сайт сельскохозяйственного предприятия с размещением у одного провайдера под управлением мощной СУБД на основе единых классификаторов, например, ГРНТИ и ОКП. Данный подход дает огромные преимущества. Это возможность различной аналитической обработки информации, в частности, построение различных рейтингов, выборки, группировки, расчеты индексов цитирования, выявление плагиата, а также сведение напрямую продавцов и покупателей с расчетом транспортного плеча и оптимизацией издержек, проведение целенаправленной миграции трудовых ресурсов, сдача в лизинг программного обеспечения, проведение ценового мониторинга и т.д. В предложенном варианте информация автоматически находится в общей БД в соответствующих разделах без дополнительных затрат на ее сбор и актуализацию. Структура типового сайта приведена в [2]. Раздел, посвященный электронной торговле, выглядит следующим образом:
· Дата публикации; · Наименование продукта (услуги); · Вид (тип, группу, сорт) продукта (услуги); · Количество продукта; · Цена продукта (услуги); · Тара; · Условия поставки (дополнительная информация).
Использование типового сайта сельскохозяйственных предприятий на основе мощной СУБД и единых классификаторов, таким образом, позволит осуществить автоматизацию торговых операций 4 и выше уровней с поиском наиболее выгодного партнера. В плановой экономике можно было бы решать транспортную задачу минимизации всех суммарных затрат, указанных выше, для всех поставщиков и производителей. На данный момент реально минимизировать такие затраты лишь для конкретного пользователя системы. Алгоритм решения данной задачи с точки зрения конкретного потребителя в рамках типизации сайтов сельскохозяйственных предприятий описывается следующим образом.
Дальнейшее взаимодействие потребителю и производителя зависят от уровня автоматизации торговых операций, указанных выше. Сведения о расстояниях, видах транспорта и тарифах предоставляют транспортные учреждения (соответствующие базы данных широко представлены в Интернете). Номера или названия пунктов выбираются по адресу учреждения, указанного в разделах типового сайта.
Рис. 1 Структура ЕИПАЗ Процесс создания электронной торговой площадки на базе типового сайта сельскохозяйственных предприятий должен быть интегрирован в единое Интернет-пространства аграрных знаний (ЕИПАЗ), структура которого представлена на рисунке 1, для чего необходимо разработать соответствующие руководящие и регламентирующие документы, касающиеся порядка предоставления программного обеспечения предприятиям, внедрения, развития, и ведения сайтов.
Экономия, при этом, только на оцифровке публикаций составит около 900 млн. рублей, а экономия на разработке и сопровождении сайтов превысит 1 млрд. рублей в год. Реализация портала ЕИПАЗ в таком виде позволит шагнуть сельскому хозяйству действительно в информационное общество.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1 СПАРК – Система профессионального анализа рынков и компаний [Электронный ресурс]. 2011. URL: http://spark.interfax.ru/Front/index.aspx. 2 Отчет о НИР «Анализ состояния и объемы информационных ресурсов сельскохозяйственных предприятий в Интернет-пространстве». -ВИАПИ РАСХН. 2011. Назад в раздел |
|
|