|
|
Э.Н. Крылатых, академик Россельхозакадемии
Спустя 18 лет с начала переговоров «министерская» конференция стран — участниц BTO 16 декабря 2011 г. одобрила пакет документов -обязательств России по ее присоединению к ВТО. Значимость события была отмечена высказыванием главы этой организации Паскаля Лами: "Россия станет одним из лидеров, активным членом BTO". Президент РФ Д.А. Медведев отметил: «Этот итог длительных и непростых переговоров выгоден как России, так и нашим будущим партнерам. Благодарю всех участников переговоров за достижение важного результата». Наконец, главный переговорщик от России М.Ю. Медведков в интервью РИА «Новости» сказал: «Как раз сельскохозяйственный комплекс от BTO выиграет больше всего. Во-первых, сельскохозяйственный рынок в мире традиционно очень закрытый, и особенно он закрыт для нас, пока мы не члены BTO. И речь не только о квотах на ввоз сельхозпродукции, которые для нас закрыты, но и о ветеринарном и фитосанитарном регулировании, которое в ряде стран для российских товаров более жесткое. А участие в ВТО создает довольно неплохие предпосылки для расширения рынков сбыта, не с первого дня, конечно, но в перспективе, потому что мы создадим более лучшие условия, поскольку сейчас нет вообще никаких правовых рамок». Есть ли у нас основания для такого оптимизма? Попробуем рассмотреть некоторые доступные для изучения условия присоединения к ВТО, способные повлиять на уровень продовольственной безопасности России. Пока нет общепринятой методологии оценки последствий членства России в ВТО на ближайшее время и более отдаленный период. Однако появляются отдельные экспертные оценки, прогнозные расчеты, организуются «круглые столы», семинары по этому острому вопросу. Такая работа проводится и в отделе регулирования аграрных рынков ВИАПИ имени А. А Никонова. Проходит апробацию метод оценки динамики и структурных изменений агропродовольственного экспорта и импорта России с учетом предстоящего снижения импортных пошлин, отмены квот, запретов на поддержку экспорта, неизбежного изменения объемов господдержки, относимой к желтой корзине». Рассмотрим интегральные показатели предстоящей либерализации российского рынка путем снижения импортных тарифов на продукцию сельского хозяйства, промышленности и средневзвешенных тарифов в целом по народному хозяйству (табл. 1). По сельскохозяйственным товарам средний таможенный тариф будет незначительно снижаться в ближайшие 2-3 года — всего на 0,4 процентных пункта. Однако к 2020 г. он снизится в 1,3 раза — до 11,3. По промышленным товарам после повышения тарифа в 1,2 раза в краткосрочном периоде он должен будет снизиться до 6,4 Ь, то есть в 1,8 раза. Наконец, средневзвешенный тариф должен снизиться с 11,9 до 7,1, то есть в 1,7 раза. Известно, что чувствительный уровень защиты могут обеспечить ставки таможенной пошлины на уровне 18-20% от цены импортных товаров. Это значит, что при тарифных ставках 7-11% Россия утратит возможность существенного импортозамещения, особенно по агропродовольственной продукции. По условиям ВТО Россия должна снизить барьеры (квоты и пошлины) для импорта, обнулить экспортные пошлины, сократить субсидирование целых отраслей. В итоговом документе по обязательствам России есть конкретные уровни и сроки снижения барьеров по конкретным видам мясной продукции (табл. 2). Общий принцип принимаемых обязательств по либерализации российского рынка мяса — сохранение импортных квот на современном или близком к нему уровне до 2018 г., в том числе: по говядине — 570 тыс. т, свинине — 430 тыс. т, по мясу птицы — 350 тыс. т. По отношению к прогнозируемому импорту это около 20-40% его стоимости. Таможенные пошлины в пределах квоты и вне ее дифференцированы: по говядине — в 3,7 раза, по мясу птицы — в 3,2 раза. Иная ситуация по свинине, где внутри квоты предусмотрена нулевая ставка, то есть беспошлинный ввоз 430 тыс. т свинины. Это отрицательно скажется на отечественном свиноводстве. Такая ситуация уже была характерна для Украины, рынок которой заполнен импортным салом, а многие свиноводческие хозяйства обанкротились. Если за ближайшие 7-8 лет животноводство в России не достигнет уровня конкурентоспособности, сопоставимого с уровнем основных экспортеров мяса в нашу страну, отечественное животноводство, прежде всего производство говядины, может «рухнуть». Чтобы этого не произошло, требуются крупные инвестиции в строительство современных комплексов, обновление породного состава скота и птицы, переход на новые ресурсосберегающие технологии, принципиально новый уровень зооветеринарного обслуживания, комплексная переработка мясного сырья и пр.
Изменяющиеся условия внешней торговли после присоединения России к BTO были включены в модели AGLINK-COSIMO для прогнозирования объемов производства основных видов мяса до 2020 г. График (см. рисунок) наглядно отражает предшествующий период развития животноводства — с 2000 по 2010 г. — и одну из возможных траекторий с 2012 по 2020 г, Выполнение условий BTO до 2018 г. не будет сильно влиять на динамику импорта, поскольку импортные пошлины и квоты практически не изменятся по говядине и мясу птицы. Начнет действовать фактор естественного замещения импорта за счет прироста собственного производства, особенно в птицеводстве и в какой-то мере в мясном скотоводстве — по говядине. Значительный рост импорта ожидается по свинине, так как внутриквотная пошлина обнуляется уже со следующего года, а в 2020 г. с отменой квот устанавливается единая пошлина на импортную свинину в размере 25'/о, Это может быть сильным ударом по отечественному свиноводству. Подтверждается опасение экспертов о том, что свиноводство стало одной из жертв переговоров о присоединении России к ВТО. В заключение приведем расчеты удельного веса импортной продукции из прогнозных балансов производства и потребления мяса в России до 2020 года (табл. 3). По говядине ожидается снижение импортной зависимости с 34до 25оЖ, по мясу птицы — полное освобождение от этой зависимости и реальная перспектива увеличения экспорта продукции. Что касается свиноводства, то почти неизбежная стагнация отрасли приведет к увеличению объема импорта и повышению его доли в потреблении свинины с 22 до 31/o. Результаты расчетов надо использовать для уточнения программы развития свиноводства на предстоящий период. Расчеты показали, что Россия будет экспортировать живых свиней с 2014 г., а также продолжит увеличивать экспорт мяса птицы.
По условиям присоединения к BTO прямая поддержка сельского хозяйства, искажающая условия рынка («желтая корзина»), не должна превышать 9 млрд долл. США в 2012 году с последующим снижением планки до 4,4 млрд долл. к 2018 году. Для сравнения, «желтая корзина» содержала в 2011 г. 4,5 млрд долл., в 2012 г. предполагается 5,3 млрд долл. Казалось бы, допустимый предел существенно превышает современный уровень. Однако надо признать, что поддержка сельского хозяйства явно недостаточна. Она в 2-4 раза ниже, чем в европейских государствах. С 2014 г. Россия обязана снижать установленный предел, что приведет к еще большему различию в уровнях конкурентоспособности российской продукции и продукции, импортируемой из стран с лучшей технологией и более эффективной поддержкой сельхозтоваропроизводителей. Некоторым барьером для нежелательного импорта в настоящее . время является запрет Роспотребнадзора на ввоз продукции, запрещенной российским законодательством. Например, в январе 2010 г. на 9 месяцев были приостановлены поставки мяса птицы из США в связи с выявлением фактов обработки куриных тушек хлорсодержащим раствором. В январе 2011 г. вспышка сальмонеллы в некоторых штатах США дала основание для запрета ввоза американской курятины и индейки. Присоединение к ВТО существенно меняет положение, обязывая Россию применять действующую нормативную базу данной организации. Приостанавливать поставки продукции можно будет только на основании двухсторонних решений заинтересованных сторон. Кроме экстренных случаев угрозы жизни людей из-за опасных болезней животных и растений, импортер не может действовать в одностороннем порядке, а должен представить соответствующему органу страны-экспортера развернутое обоснование требуемых ограничений. Нетрудно представить, как будет сопротивляться поставщик приостановлению его поставок. Весьма чувствительным для агропродовольственного сектора России будет отмена экспортных субсидий на все виды сельскохозяйственной и продовольственной продукции. Заметим, что, несмотря на ограничения и запреты такого рода, экспортные субсидии используются многими европейскими странами.
По нашим расчетам, при неизбежном снижении доли России в экспорте сельхозпродукции из-за низкой конкурентоспособности на мировом рынке и при одновременном увеличении доли в импорте из-за либерализации торговых режимов дефицит торгового баланса этого сегмента внешней торговли к 2022 г. составит около 4 млрд долл. Мы располагаем оценкой, которая была дана международной экспертной группой под руководством Д. Тарра (Всемирный банк). Возможное сокращение валовой продукции сельского хозяйства РФ на 3%, сокращение экспорта на 6% при увеличении импорта на 11%. Таким образом, прирост внешнеторгового дефицита может составить около 2,5 млрд долл. США. Надо трезво оценивать закономерности рыночной конъюнктуры на агропродовольственных рынках. В настоящее время мировой рынок поделен. Для его передела остается не так много возможностей, тем более для продукции сниженной конкурентоспособности. Конечно, если продовольственный кризис будет нарастать, включая угрозу массового голода на африканском континенте, российская продукция, прежде всего зерно, будет востребована в значительных объемах. Определенные перспективы есть для продукции птицеводства, картофеля, овощей. Но, скорее всего, ареалы такого рынка будут все больше концентрироваться в границах Таможенного Союза и Евразийского Экономического Союза, а также в восточных регионах мира. Западное направление (ЕС) пока мало заинтересовано в российской сельскохозяйственной продукции, кроме вариантов экологически чистой продукции. Одна из задач аналитических и прогнозных исследований — это выявление и оценка рисков для развития сельского хозяйства и снижения продовольственной безопасности страны после присоединения России к ВТО. Можно выделить, по крайней мере, следующие существенные угрозы: — снижение уровня продовольственной независимости и безопасности России в связи с возрастающим импортом продовольствия при либерализации доступа на рынки крупных мировых экспортеров. Если доля импортной продукции в потреблении населения составит более 30 Ь, то такая угроза станет реальной; - ухудшение финансового положения российского агробизнеса из-за возрастающей конкуренции со стороны крупных международных корпораций с тенденцией к монополизации ими внутреннего рынка и каналов внешней торговли; - угрозы тем отраслям аграрного сектора, где произойдут существенное снижение тарифных ставок на импорт и отмена квотирования при одновременном сокращении уровня государственной поддержки. Таким образом, присоединение России к ВТО не только не повысит уровень продовольственной безопасности страны, но и с высокой вероятностью создаст реальные угрозы его понижения. В заключение можно привести мнение о ВТО нобелевского лауреата Д. Стиглица в книге «Глобализация: тревожные тенденции»: «Эта организация стала наиболее наглядным символом глобальных несправедливостей и лицемерия передовых промышленных стран. Проповедуя необходимость отказа от субсидирования производства, сами они продолжали предоставлять миллиардные субсидии своим фермерам». Как говорится, комментарии излишни! Назад в раздел |
|
|