Вид публикации: Статья
Год: 2012
Издательство: МОЛОЧНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, 2012, № 5,
Целевое назначение: Научное
Автор(ы): ИВАНОВА С.В.
Статус: завершенный
Наименование: МОЛОЧНЫЙ ПОДКОМПЛЕКС РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ К ВТО
Объем (п.л.): 0.5
Формат: обычная
PDF-файл: http://www.viapi.ru/download/2015/30843.pdf


Молочный подкомплекс России в контексте присоединения к ВТО

Milk podkompleks of Russia in the context of the accession to the WTO

Иванова Светлана Васильевна, профессор кафедры мировой экономики РЭУ им. Г.В. Плеханова

Svetlana Ivanova PhD, Professor of the Russian Plekhanov University of Economics

e-mail: ivanova.svetlana@ymail.com

Резюме: Статья посвящена наиболее важным аспектам присоединения России к ВТО. Речь идет о некоторых принятых обязательствах, касающихся молочного подкомплекса страны. Рассмотрены изменения в уровне таможенной защиты внутрироссийского рынка молока и молочной продукции, в размерах государственной поддержки сельского хозяйства и ряд других обязательств.

Summary: the article is devoted to the most important aspects of Russia's accession to the WTO. We are talking about the subset of dairy-related obligations. Address changes in border protection domestic market of milk and milk products, to the extent of State support to agriculture and a number of other obligations.

Ключевые слова: присоединение к ВТО, молочный подкомплекс, импорт молочной продукции, доступ на рынок молока и молочной продукции, внутренняя поддержка сельского хозяйства, технический регламент на молоко.

Keywords: WTO accession, dairy podkompleks, imports of dairy products, access to the market of milk and dairy products, domestic support for agriculture, technical regulations on milk.

На 8-ой министерской конференции ВТО, которая состоялась 15-17 декабря 2011 в Женеве, было принято решение о присоединении России к ВТО. До 15 июня 2012 года парламент РФ должен ратифицировать пакет обязательств по присоединению. Через 30 дней после уведомления ВТО о ратификации Россия станет полноправным членом ВТО. Эта глобальная по числу участников и кругу ведения организация – преемница Генерального соглашения по тарифам и торговле (1947 г.) – была создана как элемент послевоенной Бреттонвудской системы регулирования мировой торговли. Провозглашенными целями ВТО являются обеспечение максимально возможной устойчивости и свободы конкуренции в международной торговле, который должен способствовать оптимальному использованию ресурсов и повышению жизненного уровня населения, особенно в наименее развитых странах. На практике акцент был сделан на обеспечении либерализации трансграничных потоков товаров, на снижении тарифных и нетарифных барьеров. Такой подход приносит выгоды, прежде всего, экономически развитым странам и их транснациональным корпорациям – основным участникам мировой торговли. Слабая реализация других вышеуказанных целей привела к застою в деятельности ВТО. Дохийский раунд ВТО, начавший свою работу в 2000 году, до сих пор не завершен. Не принято ни одного существенного нового соглашения, направленного на решение вопросов «Дохийской повестки дня». В этом контексте присоединение России к ВТО не внушает большого оптимизма.

Стать членом ВТО означает принятие на себя ряда обязательств в рамках конкретных соглашений ВТО, направленных на либерализацию внешнеэкономической деятельности. Наибольшие выгоды от присоединения, безусловно, получают страны-экспортеры товаров. Снижение уровня таможенной защиты позволяет беспрепятственно проникать на внутренние рынки других стран. Таким образом, с точки зрения национальных интересов желательно, чтобы страна обладала широким набором конкурентоспособной продукции, ориентированной на мировые рынки.

Россия является крупнейшим участником мирового рынка молока и молочной продукции, но исключительно в качестве импортера. Наша страна занимает первое место в мире по объему импорта сливочного масла (около трети всего мирового импорта) и сыра, устойчиво занимает пятую-шестую позиции по закупкам сухого молока (рис. 1). По прогнозам ФАО-ОЭСР к 2020 году ситуация изменится мало.

Закупки сливочного масла будут снижаться, а сыра – расти (рис. 2). Существенных изменений в производстве сырого коровьего молока, как базы для выработки указанных продуктов, в России не предвидится. Эксперты оценивают возможный рост этого показателя к 2020 году в размере до 36 млн.т.

ss54.jpg

Рис.1 Крупнейшие импортеры молочной продукции, 2008-10 и 2020 годы

Источник: [1, с. 169]

ss55.jpg

Рис. 2 Производство сырого молока и импорт молочной продукции РФ (сл. масло, СОМ, сыр), 1992-2020г.г.

Источник: там же

Стать членом ВТО означает принятие на себя ряда обязательств в рамках конкретных соглашений ВТО, направленных на либерализацию внешнеэкономической деятельности. Обозначим наиболее важные обязательства.

Во-первых. Доступ на рынок или уровень таможенной защиты определяется уровнем (начальным и конечным) связывания таможенных пошлин; величиной имплементационного периода перехода от начального до конечного уровня; правом на тарифные квоты и специальные защитные меры.

В ходе переговоров российская сторона согласилась понизить средние импортные тарифы (на все виды товаров) с 10% до 7,8% . В таблице 1 приведены данные по среднему потолку тарифов сельскохозяйственной и молочной продукции до и после присоединения к ВТО.

Таблица 1

Средний уровень импортного тарифа до и после присоединения РФ к ВТО

До присоединения

После присоединения

Разница

Продукты сельского хозяйства

13,2%

10,8%

- 2,4%

Молочные продукты

19,8%

14,9%

- 4,9%

В среднем уровень таможенной защиты российских производителей молока и молочной продукции снизится на 4,8%. Имплементационный (переходный) период для большинства продуктов составит 3-4 года. По большинству товарных групп начальный и конечный уровень связывания импортного тарифа отличается незначительно (Таблица 2)

Таблица 2

Обязательства РФ по связыванию тарифов по товарным группам

Источник: [2]

Подпись: код Наименование товарной   группы Начальный уровень связывания,% Конечный уровень связывания, % год  0401 Молоко и сливки 20 15 2016  0405 Масло сливочное 20%, но не менее 0,25 евро на кг 15%, но не менее 0,22 евро на кг 2015  0406 Сыр и творог 20%, но не менее 0,25 евро на кг 15%, но не менее 0,19 евро на кг 2015

Тарифные квоты на молочные товары (кроме некоторых видов сыворотки) использовать не предполагается. По уровню открытости «молочный» рынок сопоставим с аналогичным показателем стран ЕС при кардинальном различии состояния молочного подкомплекса. В Союзе наблюдается относительное перепроизводство сырого молока, активный экспорт молочной продукции, душевое потребление молочной продукции соответствует рекомендуемым нормам. В России прямо противоположная ситуация.

Современная специфика формирования таможенной защиты России состоит ещё и в том, что, присоединяясь к ВТО, она одновременно является членом Таможенного союза, другие участники которого, ещё не присоединились к этой международной организации. Согласно Договору о функционировании ТС, подписанному сторонами в мае 2011 года, "с момента присоединения страны-участницы ТС к ВТО ставки единого таможенного тарифа ТС не будут превышать ставки импортного тарифа, за исключением случаев, предусмотренных соглашением ВТО". Таким образом, Россия задала уровень доступа импортной молочной продукции на территорию Белоруссии и Казахстана. На большинство товарных позиций молочной продукции (молоко и сливки, йогурты, сыры и творог, молочная сыворотка, сливочное масло) Единый таможенный тариф ТС (ЕТТ ТС) установлен на уровне 15% от таможенной стоимости [3].

Во-вторых, внутренняя государственная поддержка национального производителя активно используется в странах ЕС, США, Японии. После присоединения России к ВТО уровень этого показателя в целом по сельскому хозяйству будет снижен с 9 млрд. долл. в 2012 году до 4,4 млрд. США к 2018 году. Очевидно, что снижение коснется и программ по развитию молочного животноводства. С 31 декабря 2017 года, чтобы избежать чрезмерной концентрации поддержки по отдельным продуктам, таковая не будет превышать 30% совокупной поддержки. Переходный период в 6 лет увязан с реализацией Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2007 года, предусматривающей финансирование сельского хозяйства на уровне 8,7 млрд. долл. США.

В рамках ТС все три стороны договорились, что процентное отношение объема государственной поддержки сельского хозяйства в валовой стоимости произведенных сельхозтоваров в целом не должно превышать 10%. При этом для Белоруссии устанавливается переходный период до 2016 года: республика обязуется снижать объем господдержки на 1-2% ежегодно, чтобы выйти в 2016 году на 10% против 16% в 2011 году.

Интересно, что в КНР, которая присоединилась к ВТО в 2001 году, уровень общей государственной поддержки сельского хозяйства существенно вырос: в 2005-2007 г. относительно 1995-1997 г. в 4 раза. Это стало возможным за счет существенной доли мер «зеленой корзины» в структуре общей поддержки. В то время как в России около 65% этого показателя приходятся на меры «желтой корзины». По правилам ВТО меры поддержки этого вида (ценовая поддержка, субсидирование производителя) разрешены лишь в определенном размере, который фиксируется в обязательствах страны, и должен снижаться в соответствии с индивидуальным графиком. Меры «зеленой корзины» не подлежат сокращению, так как оказывают минимальное искажающее воздействие на торговлю (прямые выплаты производителям, не связанные с производством, предоставление инфраструктурных, маркетинговых, сбытовых, консалтинговых, образовательных услуг, социальная поддержка фермеров и ряд других). В результате реализации в Китае государственной программы развития молочного животноводства производство сырого молока выросло с 1990 по 2008 годы в 7,6 раза (с 4,8 до 36,5 млн. т ) и продолжает расти.

В-третьих, сельскохозяйственные экспортные субсидии будут обнулены.

В-четвертых, все законодательство, касающееся технических регламентов, стандартов и процедур подтверждения будет соответствовать Соглашению о технических барьерах ВТО. Не позднее 30 июня 2012 года сертифицированные органы по аккредитации будут заменены Единым национальным органом по аккредитации.

В-пятых, российские санитарные и фитосанитарные меры должны соответствовать международным стандартам, соответствующим Пищевому кодексу (Кодексу Алиментариус), Всемирной организации по охране здоровья животных и Международной организации по защите растений. Действия Россельхознадзора РФ будут ограничены. Так, после присоединения эта организация не сможет приостанавливать импорт сельхозпродукции в РФ на основании результатов инспекций в странах-поставщиках до тех пор, пока не предоставит им возможность принять меры по исправлению ситуации. Исключением станут случаи серьезной угрозы здоровью людей или животных.

В-шестых, в соответствии с Соглашением по торговым аспектам инвестиционных мер (ТРИМс) преференциальные тарифы и льготы будут ликвидированы к 1 июлю 2018 года. Права иностранных инвесторов не должны ограничиваться дополнительными требованиями, воздействующими на торговлю. В частности, присутствие подразделений транснациональных корпораций не может увязываться с требованием использования этими компаниями местных компонентов или сырья, с ограничением объема или стоимости экспортируемого или импортируемого ими товара.

В-седьмых, в соответствии с Соглашением по торговым аспектам защиты прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) защищаются обозначения, которые идентифицируют товар как происходящий из конкретного региона страны. Например, наименование - масло Вологодское. Владелец имеет исключительные права на использование товарного знака, подтверждающего происхождение товара. Право действует, если географическое указание охраняется в стране происхождения товара.

Присоединение к ВТО завершит сложившуюся иерархическую пирамиду технического регулирования молочной отрасли России. Она будет включать в себя международные договора в рамках ВТО, Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между Россией и ЕС, Соглашение в рамках ЕврАзЭС и Таможенного союза (Россия, Белоруссия, Казахстан), ФЗ РФ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» (в редакции от 22 июля 2010 г. N 163-ФЗ), систему национальных ГОСТов, СанПиНов и технической документации непосредственных изготовителей молочной продукции. Добиться прозрачности, непротиворечивости, соподчиненности указанной законодательной базы является непростой задачей, требует времени и на данном переходном этапе создает дополнительные трудности для практической деятельности предприятий молочной промышленности. Продолжаются дискуссии по вопросам выработки единой терминологии, подходов к определению сортности сырого молока, допустимых норм содержания вредных веществ в конечной молочной продукции.

По нашему мнению, состояние отечественного молочного подкомплекса определяется, в основном, совокупностью внутренних причин, не связанных с ВТО. Однако, присоединение к этой глобальной организации создаст дополнительные угрозы для его развития. С точки зрения интересов молочного животноводства, снижение уровня государственной поддержки ослабит отрасль и усилит разрыв между темпами роста молочного животноводства и молочной промышленности. Этому же будет способствовать повышение требований к качеству сырого молока и снижение таможенной защиты «молочного» рынка, что совпадёт по времени с отменой квот на производство молока в странах ЕС – основных поставщиках молочной продукции в Россию. Монополизация российского рынка молочной продукции транснациональными компаниями, очевидно, продолжится: в конкурентной борьбе именно «ПепсиКо» и «Данон» имеют преимущества масштаба производства и дистрибуции, а также финансовые возможности, не сопоставимые с возможностями местных производств. Присоединение России к глобальной организации отвечает интересам, прежде всего, глобальных игроков.

Литература

  1. Agricultural Outlook 2011-2020. – OECD/FAO, 2011
  2. Протокол о присоединении РФ к ВТО от 16 декабря 2011г.
  3. Единый таможенный тариф Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации, утвержденный Комиссией Таможенного союза от 18 ноября 2011 г. № 850

Контактный телефон: 8 926 209 34 09



Назад в раздел