Вид публикации: Статья
Год: 2012
Издательство: АПК: ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ, 2012, № 5,
Целевое назначение: Научное
Автор(ы): ИВАНОВА С.В.
Статус: завершенный
Наименование: ПОЛИТИКА РОССИИ В ОТНОШЕНИИ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В АПК
Ключевые слова: молочный подкомплекс России, прямые иностранные инвестиции, дерево целей, инновационный аффект, конкурентная среда, малообеспеченность продуктами питания, социальные аспекты иностранного инвестирования
Краткое содержание: Сформулированы методологические основы ПРИ-политики в контексте процессов транснационализации агропищевого сектора экономики России (молочный подкомплекс). Рассмотрены положительные и отрицательные стороны использования иностранных инвестиций в АПК.
Объем (п.л.): 0.5
Формат: обычная
PDF-файл: http://www.viapi.ru/download/2015/30839.pdf


С. ИВАНОВА, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Всероссийского института аграрных проблем и информатики имени АЯ. Никонова


Приход глобальных транснациональных компаний на российский рынок, в особенности такой социально значимый, как молочный, вызвал необходимость более четкой формулировки политики государства относительно данного явления. Долгосрочная государственная стратегия по прямым иностранным инвестициям (ПИИ-стратегия) может быть реализована только при условии «встроенности» в общую стратегию социально-экономического развития страны и отрасли. Безусловно, основной принцип инвестиционной политики — подчинение (непротиворечие) привлекаемого иностранного капитала целям и задачам внутреннего развития страны. Методологически верно разрабатывать цели ПИИ-стратегии в контексте целей социально-экономического развития России в целом, АПК и молочного подкомплекса, двигаясь по принципу дедукции от общего к частному.

К 2007 г. в руководстве страны возникло понимание необходимости перехода от ресурсной (рентной) модели развития к социально ориентированной инновационной. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития России, утвержденной Правительством Российской Федерации 17.11.2008, указываются такие цели: устойчивый рост благосостояния российских граждан, национальная безопасность, динамичное развития экономики, укрепление позиций России в мировом сообществе. Особенность перехода к социально ориентированному типу экономического развития в том, что России предстоит решить задачи и догоняющего, и опережающего развития. В условиях глобальной конкуренции и открытой экономики невозможно достичь уровня развитых стран по показателям благосостояния и эффективности, не обеспечивая опережающее развитие тех секторов российской экономики, которые определяют ее специализацию в мировой системе хозяйствования и позволяют в максимальной степени реализовать национальные конкурентные преимущества.

В Минсельхозе России разработан проект Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 — 2020 годы. Основные цели программы — обеспечение продовольственной независимости страны в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации; повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках на основе инновационного развития АПК; обеспечение финансовой устойчивости товаропроизводителей АПК; воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов; экологизация производства; устойчивое развитие сельских территорий (см. рисунок).

Цель стратегии по прямым иностранным инвестициям — эффективное регулирование их притока, направленное на стабильное развитие АПК России. Это означает использование разнообразных механизмов стимулирования и ограничение присутствия иностранных инвестиций, исходя из ряда взаимосвязанных принципов: независимость, или сохранение продовольственной безопасности страны; релевантность, или соответствие целевым приоритетам развития национального подкомплекса и национальному законодательству; соразмерность, или сохранение определенного соотношения между иностранным и национальным капиталом; комплементарности, или взаимодополняемость иностранного и национального капитала, направленная на умножение не только прибыли инвестора, но и национального богатства страны-реципиента; транспарентность, или открытость информации об условиях и участниках международных сделок и проектов; адаптивность, или гибкость (приспособляемость) механизмов реализации ПИИ-политики к состоянию рынков (см. подробнее: Иванова С.В. Транснационализация молочного подкомплекса России. — М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2011).

С учетом указанных целей обозначим задачи ПИИ-политики в АПК.

Достижение инновационного эффекта от прямых иностранных инвестиций. Известна крайняя неравномерность размещения ПИИ по цепочке 1 создаваемой стоимости продукта, в частности молочного. Наибольшая" концентрация иностранных инвестиций наблюдается в розничной сети и перерабатывающей промышленности, что объяснятся минимальными рисками в этих звеньях и возможностями максимизации прибыли за счет масштабов производства. Между тем, основные проблемы развития молочного подкомплекса кроются в молочном животноводстве, инфраструктурных объектах, а также в производствах 1 сферы АЛК — отсутствии приемлемых по цене и качеству средств производства для сельского хозяйства (машин и оборудования, кормовых добавок, лекарств и т.д.).

20120217-pic-05.jpg

Специфическое (биологическое) средство производства отрасли — животные. Особого внимания заслуживают НИОКР в области селекционно-племенной работы. Стоит задача использования лучших пород мирового генофонда, адаптированных к индустриальной технологии производства и местным природно-климатическим условиям (учитывая возможности пастбищного животноводства на обширных неиспользуемых территориях России). С точки зрения развития подкомплекса размещение наукоемких иностранных инвестиций желательно в тех звеньях продовольственной цепочки, в которых инновационный эффект будет выше, то есть в 1 сфере АПК и в сфере НИОКР (включая внедрение и тиражирование нового продукта или технологии).

Молочная промышленность не относится к высокотехнологичным. С точки зрения полезности (как продукт питания) молочный продукт тем более ценен, чем меньше изменена его естественная природа. Производственный цикл базируется на традиционных биологических процессах (например, сквашивание молока), экономическая эффективность которых может быть увеличена только за счет внедрения набора организационных и технико-технологических средств и методов. Это возможно посредством покупки лицензии или импорта оборудования.

Достижение инновационного эффекта от ПИИ возможно в рамках государственной кластерной политики, когда объектом регулирования становится не отдельное предприятие или даже отрасль, а группа малых и средних предприятий, связанных между собой производственными, финансовыми, трудовыми, информационными потоками, материальной и нематериальной инфраструктурой. При таком сочетании межотраслевого и территориального подходов, когда, по словам М. Портера, результаты действия системы оказываются больше суммы результатов составляющих, могут привлекаться прямые иностранные инвестиции для повышения конкурентоспособности кластера. Создание «молочного» микрокластера означает тесное взаимодействие всех необходимых смежных производств, задействованных в цепочке формирования добавленной стоимости продукта. При этом иностранный капитал не должен доминировать, но может быть «драйвером» процесса за счет инновационной составляющей (организационной или технико-технологической). При формировании разветвленной вертикальной кооперации (снизу) и в России, и на Западе использовались кластерные принципы.

Создание конкурентной среды за счет увеличения числа участников рынка, дифференциации продуктов и упаковок. Улучшение конкурентной среды, как правило, стимулирует снижение инфляции, создает условия для роста качества товаров, национальной конкурентоспособности и создания среднего класса. Общее улучшение конкурентной среды возможно за счет сокращения необоснованных внутренних и внешних барьеров, развития инфраструктуры и обеспечения ее доступности для всех участников рынка.

Важнейшим направлением конкурентной политики должно стать пресечение монополизации рынков за счет прихода крупнейших иностранных инвесторов, фактически скупающих отрасль (системообразующие эффективно работающие компании). И наоборот, следует поощрять улучшение конкурентной среды за счет прихода эффективных малых и средних иностранных предприятий, размер которых сопоставим с другими участниками товарного рынка (особенно в провинции). Предпочтительная форма — создание новых производств со смешанным капиталом, осуществляющих выпуск новых для местного рынка качественных товаров и услуг. Такая форма привлечения ПИИ (строительство с нуля) принципиально отличается от скупки (через международные сделки слияния и поглощения) действующих предприятий. С точки зрения создания конкурентной среды в первом случае возникают новые участники рынка, во втором — российский собственник заменяется иностранным, то есть национальный монополизм заменяется более мощным международным.

Необходимо создавать благоприятные условия для иностранных организаторов кооперативного движения в России. В экономически развитых странах молочный подкомплекс базируется на кооперации фермеров, которым принадлежат молочные перерабатывающие предприятия. Масштабы таких кооперативов позволяют активно оперировать на мировых рынках. Из 21 «молочной» транснациональной компании 11 относятся к кооперативной форме собственности. Возможно использование опыта создания международных «молочных» кооперативов с привлечением имеющих практический опыт создания кооперативных формирований (снизу) иностранных участников из стран дальнего зарубежья (например, скандинавских) и из СНГ. Несмотря на то, что глобальная конкуренция создает серьезные риски для развития национального производства, отмечается необоснованное смещение акцентов в сторону либерализации антимонопольного законодательства.

Повышение малообеспеченности страны продуктами питания и наращивание экспортного потенциала. Для принимающей страны наибольшие преимущества импорта иностранного производственного капитала относительно импорта готовых товаров (продуктов питания) состоят в возможности расширения национальных межотраслевых воспроизводственных процессов: эффективном использовании материальных и нематериальных ресурсов, живого труда (с учетом безработицы), земель и иных ресурсов. Приход ПИИ (в отличие от импорта товаров) может служить целям развития национального производства. Необходимо стимулировать реинвестирование полученной прибыли и создание базы для экспорта части созданной в стране продукции, прежде всего в страны СНГ. Одновременно политика привлечения ПИИ должна учитывать особые риски при приходе иностранных инвестиций: в отличие от импорта товаров прямые иностранные инвестиции имеют долгосрочный характер и затрагивают значительное число участников производственного процесса. Сворачивание (закрытие, реорганизация и др.) иностранной инвестиционной деятельности (с учетом подписанных международных соглашений) осуществить значительно сложнее, чем ограничить импорт товаров. То есть зависимость национальной экономики от ПИИ имеет более глубокий, системный, инерционный характер.

Вывоз готовой молочной продукции российскими предприятиями (в том числе со 100%-м иностранным капиталом) за рубеж при сохранении недопотребления внутри страны не целесообразен и может регулироваться введением экспортной пошлины. По тем видам молочной продукции, потребность в которых в основном удовлетворена (внутри России), следует, напротив, поощрять наращивание экспорта (например, через механизм выдачи экспортного кредита).

Учет социальных аспектов использования ПИИ. Создание предприятия с иностранным капиталом может иметь неоднозначные социальные последствия: приводить как к расширению, так и к сужению занятости. Последнее возможно в случае покупки уже функционирующего предприятия (или предприятий) и установки высокопроизводительного оборудования (замена ручного труда); монополизации рынка и разорения конкурентов (особенно малых и средних предприятий); использования импортного сырья вместо местного; отказа от социальной инфраструктуры и т.д. Местным администрациям и подразделениям независимых ПИИ-агентств следует отслеживать (хотя бы выборочно) соответствие условий, прописанных в трудовых соглашениях предприятий с иностранным капиталом, российскому трудовому законодательству (в особенности оплату переработок); осуществлять выборочное сопоставление оплаты труда со среднеотраслевым внутрироссийским уровнем оплаты и уровнем оплаты в стране происхождения капитала. В случае более высокой (относительно российских стандартов) социальной защиты работников в стране происхождения капитала следует считать возможным использование иностранного (международного) законодательства.


Назад в раздел