Вид публикации: Статья
Год: 2012
Издательство: ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ ИМЕНИ Г.В. ПЛЕХАНОВА, 2012, № 8
Целевое назначение: Научное
Автор(ы): ИВАНОВА С.В.
Статус: завершенный
Наименование: МОДАЛЬНОСТИ ПРИСУТСТВИЯ ПИИ В РАКУРСЕ ТЕОРИЙ «ДОГОНЯЮЩЕГО РАЗВИТИЯ»
Ключевые слова: прямые иностранные инвестиции, модернизации развивающихся стран и стран с переходной экономикой, ускоренная вестернизация, концепция догоняющего цикла, государственное регулирование притока ПИИ, детерминанты национальных конкурентных преимуществ, модальности присутствия.
Краткое содержание: В статье автор, опираясь на известные теории, формирует свой взгляд на модальности присутствия прямых иностранных 'инвестиции; основными носителями которых являются транснациональные корпораций. Обоснован критерий эффективности прихода ПИИ в страны с формирующимся рынком, в том числе в российскую экономику
Объем (п.л.): 0.5
Формат: обычная
PDF-файл: http://www.viapi.ru/download/2015/30835.pdf


Канд. экон. наук С. В. Иванова


Известно значительное число теорий, объясняющих причины возникновения, высокую конкурентоспособность и мотивации международного инвестирования транснациональных корпораций. Теорий, рассматривающих воз-действия прямых иностранных инвестиций на экономику принимающих стран, значительно меньше, и они отличаются противоречивостью: выводов. Исследование возможностей ПИИ для целей развития национальных экономик принимающих стран тесно связано с теориями догоняющего развития. Речь идет о совокупности разнообразных концепций ускоренной модернизации развивающихся стран буржуазного и марксистского толка.


Теория и практика догоняющего развития

У. Ростоу в своей книге «Стадии экономического роста. Некоммунистический манифест» вместо предложенного К. Марксом принципа выделения фаз развития по способам производства предложил учитывать другие экономические критерии: технологические инновации, скорость экономического роста, изменения в структуре производства. Он выделяет пять стадий развития общества, две из которых являются промежуточными; традиционное аграрное общество; переходное общество; стадия «сдвига» с промышленными революциями; стадия «зрелости», связанная с развитием научно-технической революции, ростом городов; стадия высокого массового потребления (ее важнейшая черта — значительный рост сферы услуг, превращение производства, товаров потребления в основной сектор экономики). Позднее У. Ростоу добавляет шестую стадию — поиск качества жизни, когда на первый план выдвигается духовное развитие человека.

По Ростоу, путь развития един для всех стран мира — от одной стадии к другой, но скорость прохождения стадий может носить индивидуальный характер. Отставшие в развитии страны заимствуют опыт передовых и имеют шансы догонять или даже перегонять их.

На основе подходов У. Ростоу возникла стратегия ускоренной вестернизации развивающихся стран с опорой на ускоренную индустриализацию, технологический детерминизм и идею первоначального толчка, исходящего от западных государств. В этой связи приток ПИИ в страну-реципиент рассматривался как необходимый фактор ускорения экономики. На практике такой подход привел к стратегии «экспорта демократии» и проведению экономической, политической, а иногда и военной экспансии со стороны развитых стран (прежде всего США).

Возможности положительного влияния прихода ПИИ на состояние развивающихся стран прослеживается в парадигме «летящих гусей» (Flying-Geese), или концепции догоняющего цикла, которая была разработана исследователем К. Акамацу в 1932 г. на материалах японской статистики. Он про-анализировал изменение конкурентоспособности довоенной промышленности Японии с учетом фазы развития отрасли. По сути; речь идет об эволюции развития национальных отраслей развивающихся стран, включенных в цепочку международной промышленной модернизации.

Для Японии страной-лидером были США, и она следовала за «вожаком», используя свою экономическую модель. Перенимая новые технологии у Запада, эта страна смогла в сжатые сроки возглавить целый «клин» новых индустриальных стран Азии.

Принципиально важно, что японские послевоенные реформы опирались на политику дирижизма, которая предполагала протекционизм местной «молодой промышленности» и запрет на ввоз прямых иностранных инвестиций. Последние рассматривались как агенты нежелательного западного влияния. Стратегия «стаи летящих гусей» (СЛГ) включала три базовых элемента промышленной политики:

— постепенный переход от развития отраслей с низкой добавочной стоимостью к отраслям с более высокой добавочной стоимостью на основе использования зарубежных лицензий на инновации с последующей их коммерциализацией, дублированием и тиражированием„

— импортозамещение с переходом к продвижению экспортной продукции;

— перемещение сравнительно невыгодных отраслей в соседние менее развитые страны, с тем чтобы оставить «дома» наиболее технологичные производства, т. е. перераспределить ресурсы внутри страны, используя механизм вывоза прямых инвестиций за рубеж,

В попытках объяснить специфику развития новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии в 1960-е гг. К. Коджиме и Т. Озава сделали вывод, что прямые иностранные инвестиции могут ускорить (сжать) фазы развития отрасли в принимающих странах. Эти авторы рассматривали японские ТНК, разместившие свои подразделения в странах ЮВА и Китае, в качестве межфазовых агентов экономического развития, когда временной лаг между фазами существенно сокращается, и страны могут одновременно развивать несколько отраслей с низкой и высокой добавленной стоимостью. Более того, «догоняющие» страны могут пропускать третью фазу (экспорт товаров), становясь «донором» ПИИ в другие страны с более низкими издержками производства (четвертая фаза).

Таким образом, в связи с развитием научно-технического прогресса осуществляется перенос капиталоемких отраслей из страны-лидера в «догоняющую» страну, а затем в третьи страны с более низким технологическим укладом и стоимостью рабочей силы.

По мнению Озавы Терутомо, спад в экономическом развитии Японии, отмеченный с начала 90-х гг. ХХ в. (финансовые «мыльные пузыри»),. является следствием успешной послевоенной стратегии СЛГ. Просто используемая ранее институциональная матрица не подходит для глобального капитализма XXI в.

Концепция догоняющего развития КНР наряду с другими механизмами включает активное привлечение прямых иностранных инвестиций. В отличие от послевоенной Японии существенное вмешательство государства в экономику соседствует с регулируемым мощным притоком ПИИ. Степень регулирования меняется по мере укрепления национального производства и «выращивания» китайских (в том числе государственных) транснациональных компаний и банков.

В соответствии с общей теорией «строительства социалистической рыночной экономки с китайской спецификой» (Дэн Сяопин) ПИИ являются элементом смешанной экономики и соответствуют требованию «трех полезностей»: приносить пользу развития производительных сил Китая; укреплять совокупную мощь китайского государства и служить росту жизненного уровня народа.

Экспорториентированная промышленность должна принести иностранную валюту в страну, что поможет осуществлению реструктуризации реального сектора экономики и созданию необходимой инфраструктуры. Государству удалось состыковать интересы, с одной стороны, национальной экономики, а с другой — иностранных ТНК. К 1990-м гг. по абсолютному объему привлеченных ПИИ КНР занимал 1-е место среди всех развивающихся стран мира. Роль ПИИ в развитии экономики КНР огромна. На производства с участием иностранного капитала приходится 10% работающих, 30% всего промышленного производства и 55% внешнеторгового оборота'.

Посредством законодательства четко оговариваются территории и отрасли размещения ПИИ, а также формы и иные условия их присутствия. В начале реформы допускалось создание только совместных предприятий, доля иностранного капитала в которых колебалась в диапазоне 25 — 50% уставного капитала. Контрольный пакет принадлежал китайскому бизнесу. Иностранный инвестор, как правило, делал взнос в виде передовых технологий с после-дующей передачей всех ноу-хау китайской стороне.. Последняя активно использовала копирование и тиражирование зарубежных технологий. Слияния и поглощения иностранным капиталом крупных отечественных производств запрещены.

Иностранный капитал должен способствовать росту экономической эффективности экономики Китая и соответствовать следующим условиям: использовать передовую технику и технологии, которые бы способствовали энергосбережению и реализации программ импортозамещения; половина произведенной продукции должна экспортироваться; валютные доходы предприятия должны превышать его валютные расходы. Таким образом, были выработаны модальности присутствия ПИИ, уровень которых поэтапно менялся..

Основной поток произведенных с использованием иностранных инвестиций товаров поступал на мировые рынки через контролируемые государством экспортные организации. В итоге созданные с участием ПИИ новые производства помогли создать реальный сектор экономики (по сути, провести неоиндустриализацию), снизить безработицу, повысить уровень заработной платы и профессиональную подготовку работающих на них китайцев, а также приумножить золотовалютные запасы страны.

В настоящее время в соответствии с парадигмой «летящих гусей» наблюдается расширение оттока китайских прямых инвестиций за рубеж в страны-, богатые природными ресурсами. С 2001 г. правительство внедряет стратегию развития национальных лидеров (государственных и частных). Перемещаются прежде всего производства с низкой добавочной стоимостью. Кроме того, через механизм слияния и поглощения китайский капитал поступает в технологически развитые страны.

В 2009 г. объем ПИИ из Китая в США вырос почти в четыре раза, тогда как американские вложения в Китай упали на 80%. Скупка подешевевших в ходе мирового финансового кризиса зарубежных активов позволяет Китаю расширить свое воздействие на глобальные рынки. Однако общее сальдо движения ПИИ в КНР остается положительным.


Формирование конкурентных преимуществ российской экономики и приток ПИИ

По классификации ряда международных организаций с начала 1990-х гг.. Россия относилась к группе стран с переходной (транзитивной} экономикой. Имелся в виду переход от плановой к рыночной экономике. В настоящее время она входит в состав стран с формирующимися рынками (emerging markets). Возникновение этого довольно расплывчатого термина обусловлено прежде всего потребностями финансовых аналитиков (в том числе группы Всемирно-го банка), изучающих возможности осуществления максимально эффективных международных инвестиций со стороны транснациональных компаний и финансовых структур в экономики развивающихся стран. Группировка стран по степени сформированности рынка помогает глобальным игрокам выбрать страну и такой способ приложения капитала, который позволит им максимизировать прибыли при минимизации рисков.

В Отчете о формирующихся экономиках (Emerging Economy Report) к странам с формирующимися рынками относят те регионы мира, где наблюдался быстрая информатизация в условиях ограниченной или частичной индустриализации. Важно, что наличие современной сферы телекоммуникаций и информационных технологий является обязательным условием проведения прежде всего финансовых операций. К признакам этой группы стран (включая БРИКС) относятся высокая степень политизации экономики и. значительная роль в процессах финансовой и экономической глобализации (в основном в качестве страны-цели). В целом это страны, имеющие промежуточный статус между развитыми и развивающимися. Можно сказать, что это страны, где фрагментарно уже созданы некоторые условия для цивилизованного ведения бизнеса, но еще не сложилась устойчивая национальная социально-экономическая система современного технологического уклада.

Интерпретируя известное «правило ромба» М. Портера к странам с формирующимся рынком, можно охарактеризовать детерминанты национальных конкурентных преимуществ следующим образом:

1. Стратегии, структура рынка, соперничество — тенденция к монополи-зации рынков как следствие постсоветской приватизации крупнейших наиболее конкурентных производств; криминализации экономики; непрозрачность корпоративных структур; отсутствие национальных ТНК в сфере АПК; низкая культура управления

2. Факторы производства — эксплуатация факторов производства, в основном природного характера (природная рента) при слабой мотивации к инновационному развитию; отрыв сельскохозяйственных работников от земли и создание крупных землевладельцев.

3. Родственные и поддерживающие отрасли — несформированность кластеров или их разорванность, слабые эффекты синергии; дефицит национальных производств, создающих продукты глубокой переработки; обслуживающие структуры (в том числе финансовые) довлеют над производством, создавая ситуацию неэквивалентного обмена-; неравномерность территориального развития.

4. Состояние спроса — относительно высокий потенциал потребительского рынка при относительно низком платежеспособном спросе на инвестиционную продукцию. Противоречие между высоким качеством отдельных (в основном импортных) средств производства и общей низкой культурой производства.

5. Государство — слабая (относительно развитых государств) система государственной поддержки малого и среднего бизнеса, непроработанность государственной стратегии развития экономики и малоэффективные механизмы ее реализации; высокий уровень коррупции, связанный с высокой политизацией экономических процессов.

6. Неустойчивость социально-экономической среды; высокая степень техногенных, экологических и иных рисков.

С учетом такого состояния «ромба» конкурентных преимуществ в стране-реципиенте привлечение ПИИ должно соответствовать ряду общих требований:

1. Стимулирование создания конкурентной среды (кроме естественных монополий). Соответствие иностранных ТНК масштабам национальных компаний, функционирующих на конкретном товарном рынке. Исключение. по-давления и вытеснения существующих национальных компаний за счет масштабного вторжения. Предупреждение возможности занятия доминирующего положения.

2. Предоставление иностранным ТНК относительно дешевых национальных факторов производства в обмен на современные технологии. Инновационный характер деятельности ТНК, обеспечивающий осуществление диффузии новых технологий в аналогичные национальные производства. Та-кой подход (тиражирование иностранных изобретений) активно использует Китай. Привлечение ПИИ должно быть более эффективным относительно импорта товара или покупки лицензии. Ограничение притока ПИИ, нацеленных на производство традиционных товаров с низким уровнем наукоемкости.

3. Выполнение принципа дополнения (комплементарности), а не замещения (вытеснения) национального производителя. ПИИ нужны как дополнительный инновационно-инвестиционный фактор создания кластеров разного уровня. Это означает, что иностранный инвестор должен "вписаться" в программу по созданию вертикально-интегрированных территориальных образований и иметь конкуренты преимущества относительно других инвесторов (в том числе государства). Постепенное смещение концентрации ПИИ из городов-миллионников в сторону периферии.

4. Приход ПИИ должен. «оживить» платежеспособный спрос на рынке ресурсов, необходимых для реализации проекта.

5. Усиление регулирующей роли государства, которое выполняет двоякую роль: во-первых, создает благоприятный инвестиционный климат для иностранных компаний; во-вторых, регулирует их деятельность в соответствии со стратегическими задачами развития национальной экономики.

6. Повышение общей социально-экономической и экологической устойчивости принимающей страны.

Для принимающей страны с формирующимся рынком ПИИ необходимы лишь в той мере, в которой они способствуют ее продвижению к уровню производительности труда и качеству жизни развитых стран, создают гомогенное социально-экономическое пространство внутри страны. Практика использования ПИИ в КНР показывает возможность включения иностранных инвестиций в общую концепцию ускоренного развития национальной экономики, что требует выработки адекватных модальностей присутствия ПИИ.

Список литературы


1. Иванова. С. В. Транснациональные корпорации в агропродовольственном комплексе мировой экономики и России // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. — 2010. — № 3 (33).

2. Porter М. Competitive Advantage of Nations. — New York: Free Press, 1990.

3. World Investment Report 2011. — UNCTAD, 2011. 



Назад в раздел