Вид публикации: Статья
Год: 2012
Издательство: ИНВЕСТИЦИИ В РОССИИ, №3, 2012
Целевое назначение: Научное
Автор(ы): ГОНЧАРОВ В.Д. / КОТЕЕВ С.В.
Статус: завершенный
Наименование: ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АПК РОССИИ
Объем (п.л.): 0.5
Формат: обычная
PDF-файл: http://www.viapi.ru/download/2015/30819.pdf


В.Д. Гончаров, доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова

С.В. Котеев, кандидат экономических наук, доцент, ученый секретарь Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова

Инвестирование в основной капитал является одним из факторов развития всех отраслей материального производства, включая агропромышленный комплекс страны. Без инвестиций невозможно осуществить практическую реализацию задач по структурной перестройке АПК, добиться решения продовольственной проблемы в стране и повышения конкурентоспособности предприятий агропромышленного производства.

Вступление российской экономики в период реформирования сопровождалось стремительным сокращением объема капиталовложений. Если в дореформенный период ограничения на объем инвестиций были связаны в основном с недостаточными объемами выпуска и низким качеством инвестиционных товаров и услуг, то в начале 90-х годов прошлого столетия на передний план выступили финансовые факторы, с ухудшением условий кредитования инвестиций, с резким сокращением централизованных инвестиционных ресурсов, а также с использованием децентрализованных источников в основном за счет оборотных средств. Эти новые ограничения в существенной степени усугубили ранее сложившиеся негативные тенденции [1].

Проблема инвестиций в АПК страны имеет свою специфику. Отрасли АПК до реформ активно наращивали свою материально-техническую базу. В конце 80-х годов прошлого столетия на развитие АПК было выделено капитальных вложений в размере 32% от общего объема по народному хозяйству. Перед реформой удельный вес сельского хозяйства в общем объеме капитальных вложений по народному хозяйству составил 23%. В ходе реформирования аграрного сектора положение изменилось. Удельный вес сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства в инвестициях в основный капитал снизился с 3,7% в 1995 году до 3,0% в 2000 г.

В 2010 году инвестиции в основной капитал, направленные на развитие сельского хозяйства и ввод производственных мощностей снизились по сравнению с предыдущими годами до 182931 млн. руб и составили 2,9% к общему объему инвестиций в основной капитал против 4,1% в 2007 году [2]. Крупное сельскохозяйственное производство, основанное на применении современных технологий, было вынуждено сократить объем ряда сельскохозяйственных продуктов, в первую очередь продукции животноводства. Однако интересы государства требуют адекватной инвестиционной стратегии в агропромышленном комплексе страны. Только привлечение дополнительных инвестиций в животноводство позволит преодолеть техническое отставание этой отрасли, укрепить его экономику.

Обеспечение инвестиционного процесса в значительной мере определяется источниками финансирования. Поддержание источников финансирования на уровне, обеспечивающем возможность практической реализации прогрессивных тенденций развития производительных сил, правомерно рассматривать в качестве одного из важнейших приоритетов экономической политики государства в инвестиционной сфере.

Основные механизмы и инструменты, оказывающие определяющее воздействие на процесс формирования финансовых источников инвестирования, - цены реализации продукции и услуг, главные элементы налоговой политики и правовые ограничения. Наряду с механизмами распределения и перераспределения на величину доходов самое непосредственное влияние оказывает и эффективность деятельности предприятий АПК страны. Однако в агропромышленном комплексе еще существенная доля предприятий в настоящее время убыточна.

Хронический недостаток инвестиций за годы реформ в стране вызвал обострение воспроизводственных проблем. Значительные масштабы недоинвестирования привели к образованию в АПК страны массы обесцененных кризисом, физически и морально устаревших основных фондов.

Часть основных фондов морально устарела и уже давно эксплуатируется на ряде предприятий за пределами экономически целесообразных сроков службы. Между тем инвестиции в основной капитал с учетом затрат на капитальный ремонт в начале реформ не превышали их годового выбытия. Это означает, что в ряде отраслей АПК, где износ и выбытие основных фондов особенно велики, капитальные вложения недостаточны даже для осуществления их простого воспроизводства. Положение начало незначительно меняться только после 2000 года.

В последние годы, как показал анализ финансовых вложений, увеличился объем вложений в сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство, а также в производство пищевых продуктов, напитков и табака (табл. 1).

Таблица 1

Финансовые вложения организаций

по основным видам экономической деятельности в АПК, млн. рублей.

2005 г.

2007 г.

2008 г.

2010 г.

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, всего

23861

44178

71321

153958

В том числе: долгосрочные

7135

14037

30357

28265

краткосрочные

16726

30141

40964

125693

Производство пищевых продуктов, включая напитки и табак, всего

115563

243412

312964

1513694

В том числе: долгосрочные

17365

30635

77502

112535

краткосрочные

98198

212777

235462

1401159

Изучение данных таблицы 1, показало, что в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве доля долгосрочных вложений за анализируемый период уменьшилась с 29,9% в 2005 г. до 18,4% в 2010 г. В производстве пищевых продуктов, включая напитки и табак картина такая же. Удельный вес долгосрочных вложений снизился 15,1% в 2005 г. до 7,4% 2009 г.

В условиях дефицита средств у отечественных товаропроизводителей, ограниченности бюджетного финансирования целесообразно привлечение иностранного капитала в агропромышленный комплекс. В июне 1999 г. был принят закон «Об иностранных инвестициях в Российской федерации», в котором подчеркивается, что правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использование ими полученной прибыли не может быть менее благоприятным, чем предоставленный российским инвесторам. В то же время закон разрешает государственным органам ограничивать деятельность иностранных инвесторов в случаях, когда это необходимо для защиты конституционного строя, обеспечения обороны страны и ее безопасности.

Анализ объема инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов показал, что размеры инвестиций в отрасли АПК незначительны и в 2009 г., они по сравнению с 2008 г. существенно уменьшились. Причем следует отметить, что размеры инвестиций в сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство ничтожно малы. Так, в 2010 г. их удельный вес составил всего 0,4% от общих иностранных инвестиций в РФ.

Сложное финансовое положение сельскохозяйственных предприятий делало их непривлекательными с точки зрения сторонних инвесторов. Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов, составил в развитие сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства в 2003 г., 154 млн. долларов США, в 2005 г. – 156, в 2008 г. – 862, в 2010 г. – 466 млн. долларов США. Несколько лучше положение с инвестициями в производстве пищевых продуктов, включая напитки и табак. Однако, также имеются колебания по годам (рис. 1).

20130121-pic-01.gif

В настоящее время большинство иностранных фирм подтверждает не только сохранение интереса к вложениям капитала в отрасли АПК, но и намерения к расширению производства в России. Однако для обеспечения благоприятного инвестиционного климата, необходим фактор стабильности. Одним из условий стимулирования притока иностранного капитала и защиты иностранных инвестиций является совершенствование законодательной базы и правовых норм, а также возможность обеспечить их обязательное соблюдение. Законы регламентирующие инвестиционную деятельность, страдают серьезными недостатками: заимствование норм, применяемых в государствах с иным уровнем институционального и культурного развития; наличие взаимоисключающих норм, в том числе в рамках одного закона. Необходим механизм, гарантирующий толкование законов в соответствии с приоритетами инвестиционной деятельности, а также экономическими законодательствами, которые ставит перед собой страна или отдельный регион [1].

Сокращение инвестиций на развитие отраслей АПК в стране естественно отразилось на объемах ввода в действие производственных мощностей за 1992 – 2010 гг. Это видно из табл. 2.

Таблица 2.

Ввод в действие производственных мощностей в АПК страны.

Мощности по производству

1992 г.

1995 г.

2000 г.

2005 г.

2010 г.

Мяса, т в смену

50,0

53,1

56,3

61,4

176,3

Цельномолочной продукции, т в смену

364,0

347,8

570,8

270,9

409,0

Сыра твердых сортов (без плавленых), т в смену

2,2

7,9

9,4

17,1

28,0

Сахара – песка, тыс. ц. переработки свеклы в сутки

-

1,0

-

34,1

5,5

Кондитерских изделий, тыс. т

41,7

18,5

12,5

28,2

107,2

Растительного масла, т переработки маслосемян в сутки

3,5

94,9

1961

4159

1536

Хлебобулочных изделий, т в сутки

410,2

247,3

167,5

121,8

200,0

Построено:

Помещения для содержания КРС, тыс. мест

484,2

153,1

102,8

27,5

111,1

Помещения для содержания свиней,

тыс. мест

183,2

110,3

30,2

60,7

603,3

Помещения для содержания овец, тыс. мест

331,4

73,5

9,6

6,2

6,3

Птицефабрик мясного направления, млн. голов мясной птицы в год

1,9

0,4

0,04

8,9

122,5

Зерносеменохранилища, тыс. т единовременного хранения

2665

739,6

254,4

166,5

367,2

Хранилищ для картофеля, овощей и фруктов, тыс. т единовременного хранения

304,2

99,3

26,8

9,2

149,6

Силосных и сенажных сооружений,

тыс. м3

1504

106,8

34,0

38,4

188,2

Комбинатов тепличных, га

7,3

23,5

2,0

144,2

-

Складов механизированных для хранения минеральных удобрений, ядохимикатов и микробиологических средств,

тыс. т единовременного хранения

242,6

45,9

2,2

1,2

-

Элеваторов, тыс. т единовременного хранения

139,2

34,0

43,1

2,4

56,0

Предприятия мельничных сортов помола, тыс. т переработки зерна в сутки

0,3

0,8

2,3

1,2

0,2

Предприятия комбикормов,

т комбикормов в сутки

100,0

630,0

62,0

155,0

786,8

Предприятия крупяных,

т переработки зерна в сутки

-

233,5

530,4

412,0

47,2

Особенно контрастно снижение ввода мощностей в АПК страны если сравнить с 1990 г. Например, если в 1990 г. ввод животноводческих помещений для крупного рогатого скота составил 1,1 млн. скотомест, для свиней – 0,5 млн. скотомест, для овец – 0,6 млн. скотомест, то в 2005 г. введено соответственно 27,5, 60,7 и 6,2 тыс. скотомест. Аналогичная картина имеет место и в других отраслях агропромышленного комплекса страны. Исключение составляет лишь ввод мощностей по выработке сыров твердых сортов.

В последние годы в АПК страны, как отмечалось ранее, сложились определенные положительные тенденции в развитии агропромышленного производства. Например, в последние годы существенно увеличились за счет строительства, расширения и реконструкции производственные мощности в свиноводстве. Так, только за 2006 – 2009 гг. было введено 2676,9 тыс. скотомест. Однако в целом пока сохраняется неблагоприятная макроэкономическая ситуация. Низкие инвестиционные возможности отечественных товаропроизводителей существенно ограничивают условия для дальнейшего развития.

В этих условиях единственно правильным путем выхода из создавшегося положения является максимальное использование возможностей научно – технического потенциала отраслей АПК в восстановлении и развитии производства продовольственных товаров и придания ему инновационного характера. Повышение инновационной активности отраслей АПК не только позволит повысить технико–экономический уровень агропромышленного производства, но и существенно улучшить инвестиционный климат.

Задача повышения отдачи инвестиций более важна, чем экстенсивное наращивание их объемов, поскольку в условиях транзитивной экономики только высокоэффективные вложения, приносящие отдачу в минимальные сроки, способны вывести АПК страны из кризиса, обеспечить рост реальных доходов предприятий, населения и бюджета, увеличивая платежеспособный спрос и не вызывая усиления инфляции.

Анализ сложившейся ситуации с инвестиционным процессом в России позволяет сделать вывод о том, что рыночные структуры вследствие личных и разноплановых интересов не способны заменить роль государства в принятии наиболее оптимальных, с учетом национальных интересов, возможностей использования инвестиций на наиболее приоритетных направлениях, обеспечивающих социально-экономическое развитие страны.

Инвестиционная политика государства должна предусматривать систему мер по привлечению инвестиций в отрасли АПК и создание условий для их эффективного использования. Это может быть достигнуто путем совершенствования правовой системы, налоговых и кредитных льгот по привлечению инвестиций и развитию инноваций, а также за счет активной амортизационной политики и создания условий для привлечения иностранных вложений.

На данном этапе активизация инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе страны невозможна без существенного государственного вмешательства в инвестиционный процесс. Речь идет прежде всего о необходимости совершенствования инвестиционной политики в направлении воздействия государства на инвестиционный процесс посредством экономически, правовых и административных рычагов.

Инвестиционная политика призвана содействовать проведению аграрной реформы и сбалансированному развитию всех звеньев АПК, обновлению его производственного потенциала на основе внедрения в практику инноваций и освоения ресурсосберегающих технологий. Без инвестиций невозможно осуществить структурную перестройку экономики АПК, повысить технический уровень агропромышленного производства и конкурентоспособность продовольственных товаров.

Активизация инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе может осуществляться как путем мобилизации внутренних ресурсов АПК, так и привлечение иностранного капитала. И в том и в другом случае необходим благоприятный инвестиционный климат, при котором внутренние ресурсы АПК будут мобилизованы и эффективно вложены в агропромышленное производство, а иностранные инвестиции допущены в те виды деятельности и в том количестве, которые отвечают интересам АПК и страны в целом.

До настоящего времени государством далеко не в полной мере реализуются действенные экономические механизмы инвестирования большинства хозяйствующих субъектов АПК, которые могли бы успешно вести расширенное воспроизводство. В настоящее время не в полной мере функционируют экономические рычаги государственного воздействия, направленные на использование в целях инвестирования средств таких коммерческих структур, как банки и инвестиционные фонды.

Для осуществления нормального воспроизводственного процесса необходимо, прежде всего, повысить роль собственных источников организаций АПК (прибыли и амортизации) в восстановлении основных средств и их наращивании, что возможно только при финансовом оздоровлении экономики АПК.

Литература

1. Иванова В.Н., Гончаров В.Д. Инвестиционная деятельность в АПК России // АПК: экономика, управление, 2011, №4.-С.10-14

2. Россия в цифрах. 2011: Краткий стат. Сборник/Росстат-М., 2011.-581с.  



Назад в раздел