|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В.Д. Гончаров, доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова С.В. Котеев, кандидат экономических наук, доцент, ученый секретарь Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова
Инвестирование в основной капитал является одним из факторов развития всех отраслей материального производства, включая агропромышленный комплекс страны. Без инвестиций невозможно осуществить практическую реализацию задач по структурной перестройке АПК, добиться решения продовольственной проблемы в стране и повышения конкурентоспособности предприятий агропромышленного производства. Вступление российской экономики в период реформирования сопровождалось стремительным сокращением объема капиталовложений. Если в дореформенный период ограничения на объем инвестиций были связаны в основном с недостаточными объемами выпуска и низким качеством инвестиционных товаров и услуг, то в начале 90-х годов прошлого столетия на передний план выступили финансовые факторы, с ухудшением условий кредитования инвестиций, с резким сокращением централизованных инвестиционных ресурсов, а также с использованием децентрализованных источников в основном за счет оборотных средств. Эти новые ограничения в существенной степени усугубили ранее сложившиеся негативные тенденции [1]. Проблема инвестиций в АПК страны имеет свою специфику. Отрасли АПК до реформ активно наращивали свою материально-техническую базу. В конце 80-х годов прошлого столетия на развитие АПК было выделено капитальных вложений в размере 32% от общего объема по народному хозяйству. Перед реформой удельный вес сельского хозяйства в общем объеме капитальных вложений по народному хозяйству составил 23%. В ходе реформирования аграрного сектора положение изменилось. Удельный вес сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства в инвестициях в основный капитал снизился с 3,7% в 1995 году до 3,0% в 2000 г. В 2010 году инвестиции в основной капитал, направленные на развитие сельского хозяйства и ввод производственных мощностей снизились по сравнению с предыдущими годами до 182931 млн. руб и составили 2,9% к общему объему инвестиций в основной капитал против 4,1% в 2007 году [2]. Крупное сельскохозяйственное производство, основанное на применении современных технологий, было вынуждено сократить объем ряда сельскохозяйственных продуктов, в первую очередь продукции животноводства. Однако интересы государства требуют адекватной инвестиционной стратегии в агропромышленном комплексе страны. Только привлечение дополнительных инвестиций в животноводство позволит преодолеть техническое отставание этой отрасли, укрепить его экономику. Обеспечение инвестиционного процесса в значительной мере определяется источниками финансирования. Поддержание источников финансирования на уровне, обеспечивающем возможность практической реализации прогрессивных тенденций развития производительных сил, правомерно рассматривать в качестве одного из важнейших приоритетов экономической политики государства в инвестиционной сфере. Основные механизмы и инструменты, оказывающие определяющее воздействие на процесс формирования финансовых источников инвестирования, - цены реализации продукции и услуг, главные элементы налоговой политики и правовые ограничения. Наряду с механизмами распределения и перераспределения на величину доходов самое непосредственное влияние оказывает и эффективность деятельности предприятий АПК страны. Однако в агропромышленном комплексе еще существенная доля предприятий в настоящее время убыточна. Хронический недостаток инвестиций за годы реформ в стране вызвал обострение воспроизводственных проблем. Значительные масштабы недоинвестирования привели к образованию в АПК страны массы обесцененных кризисом, физически и морально устаревших основных фондов. Часть основных фондов морально устарела и уже давно эксплуатируется на ряде предприятий за пределами экономически целесообразных сроков службы. Между тем инвестиции в основной капитал с учетом затрат на капитальный ремонт в начале реформ не превышали их годового выбытия. Это означает, что в ряде отраслей АПК, где износ и выбытие основных фондов особенно велики, капитальные вложения недостаточны даже для осуществления их простого воспроизводства. Положение начало незначительно меняться только после 2000 года. В последние годы, как показал анализ финансовых вложений, увеличился объем вложений в сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство, а также в производство пищевых продуктов, напитков и табака (табл. 1). Таблица 1 Финансовые вложения организаций по основным видам экономической деятельности в АПК, млн. рублей.
Изучение данных таблицы 1, показало, что в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве доля долгосрочных вложений за анализируемый период уменьшилась с 29,9% в 2005 г. до 18,4% в 2010 г. В производстве пищевых продуктов, включая напитки и табак картина такая же. Удельный вес долгосрочных вложений снизился 15,1% в 2005 г. до 7,4% 2009 г. В условиях дефицита средств у отечественных товаропроизводителей, ограниченности бюджетного финансирования целесообразно привлечение иностранного капитала в агропромышленный комплекс. В июне 1999 г. был принят закон «Об иностранных инвестициях в Российской федерации», в котором подчеркивается, что правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использование ими полученной прибыли не может быть менее благоприятным, чем предоставленный российским инвесторам. В то же время закон разрешает государственным органам ограничивать деятельность иностранных инвесторов в случаях, когда это необходимо для защиты конституционного строя, обеспечения обороны страны и ее безопасности. Анализ объема инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов показал, что размеры инвестиций в отрасли АПК незначительны и в 2009 г., они по сравнению с 2008 г. существенно уменьшились. Причем следует отметить, что размеры инвестиций в сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство ничтожно малы. Так, в 2010 г. их удельный вес составил всего 0,4% от общих иностранных инвестиций в РФ. Сложное финансовое положение сельскохозяйственных предприятий делало их непривлекательными с точки зрения сторонних инвесторов. Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов, составил в развитие сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства в 2003 г., 154 млн. долларов США, в 2005 г. – 156, в 2008 г. – 862, в 2010 г. – 466 млн. долларов США. Несколько лучше положение с инвестициями в производстве пищевых продуктов, включая напитки и табак. Однако, также имеются колебания по годам (рис. 1). В настоящее время большинство иностранных фирм подтверждает не только сохранение интереса к вложениям капитала в отрасли АПК, но и намерения к расширению производства в России. Однако для обеспечения благоприятного инвестиционного климата, необходим фактор стабильности. Одним из условий стимулирования притока иностранного капитала и защиты иностранных инвестиций является совершенствование законодательной базы и правовых норм, а также возможность обеспечить их обязательное соблюдение. Законы регламентирующие инвестиционную деятельность, страдают серьезными недостатками: заимствование норм, применяемых в государствах с иным уровнем институционального и культурного развития; наличие взаимоисключающих норм, в том числе в рамках одного закона. Необходим механизм, гарантирующий толкование законов в соответствии с приоритетами инвестиционной деятельности, а также экономическими законодательствами, которые ставит перед собой страна или отдельный регион [1]. Сокращение инвестиций на развитие отраслей АПК в стране естественно отразилось на объемах ввода в действие производственных мощностей за 1992 – 2010 гг. Это видно из табл. 2. Таблица 2. Ввод в действие производственных мощностей в АПК страны.
Особенно контрастно снижение ввода мощностей в АПК страны если сравнить с 1990 г. Например, если в 1990 г. ввод животноводческих помещений для крупного рогатого скота составил 1,1 млн. скотомест, для свиней – 0,5 млн. скотомест, для овец – 0,6 млн. скотомест, то в 2005 г. введено соответственно 27,5, 60,7 и 6,2 тыс. скотомест. Аналогичная картина имеет место и в других отраслях агропромышленного комплекса страны. Исключение составляет лишь ввод мощностей по выработке сыров твердых сортов. В последние годы в АПК страны, как отмечалось ранее, сложились определенные положительные тенденции в развитии агропромышленного производства. Например, в последние годы существенно увеличились за счет строительства, расширения и реконструкции производственные мощности в свиноводстве. Так, только за 2006 – 2009 гг. было введено 2676,9 тыс. скотомест. Однако в целом пока сохраняется неблагоприятная макроэкономическая ситуация. Низкие инвестиционные возможности отечественных товаропроизводителей существенно ограничивают условия для дальнейшего развития. В этих условиях единственно правильным путем выхода из создавшегося положения является максимальное использование возможностей научно – технического потенциала отраслей АПК в восстановлении и развитии производства продовольственных товаров и придания ему инновационного характера. Повышение инновационной активности отраслей АПК не только позволит повысить технико–экономический уровень агропромышленного производства, но и существенно улучшить инвестиционный климат. Задача повышения отдачи инвестиций более важна, чем экстенсивное наращивание их объемов, поскольку в условиях транзитивной экономики только высокоэффективные вложения, приносящие отдачу в минимальные сроки, способны вывести АПК страны из кризиса, обеспечить рост реальных доходов предприятий, населения и бюджета, увеличивая платежеспособный спрос и не вызывая усиления инфляции. Анализ сложившейся ситуации с инвестиционным процессом в России позволяет сделать вывод о том, что рыночные структуры вследствие личных и разноплановых интересов не способны заменить роль государства в принятии наиболее оптимальных, с учетом национальных интересов, возможностей использования инвестиций на наиболее приоритетных направлениях, обеспечивающих социально-экономическое развитие страны. Инвестиционная политика государства должна предусматривать систему мер по привлечению инвестиций в отрасли АПК и создание условий для их эффективного использования. Это может быть достигнуто путем совершенствования правовой системы, налоговых и кредитных льгот по привлечению инвестиций и развитию инноваций, а также за счет активной амортизационной политики и создания условий для привлечения иностранных вложений. На данном этапе активизация инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе страны невозможна без существенного государственного вмешательства в инвестиционный процесс. Речь идет прежде всего о необходимости совершенствования инвестиционной политики в направлении воздействия государства на инвестиционный процесс посредством экономически, правовых и административных рычагов. Инвестиционная политика призвана содействовать проведению аграрной реформы и сбалансированному развитию всех звеньев АПК, обновлению его производственного потенциала на основе внедрения в практику инноваций и освоения ресурсосберегающих технологий. Без инвестиций невозможно осуществить структурную перестройку экономики АПК, повысить технический уровень агропромышленного производства и конкурентоспособность продовольственных товаров. Активизация инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе может осуществляться как путем мобилизации внутренних ресурсов АПК, так и привлечение иностранного капитала. И в том и в другом случае необходим благоприятный инвестиционный климат, при котором внутренние ресурсы АПК будут мобилизованы и эффективно вложены в агропромышленное производство, а иностранные инвестиции допущены в те виды деятельности и в том количестве, которые отвечают интересам АПК и страны в целом. До настоящего времени государством далеко не в полной мере реализуются действенные экономические механизмы инвестирования большинства хозяйствующих субъектов АПК, которые могли бы успешно вести расширенное воспроизводство. В настоящее время не в полной мере функционируют экономические рычаги государственного воздействия, направленные на использование в целях инвестирования средств таких коммерческих структур, как банки и инвестиционные фонды. Для осуществления нормального воспроизводственного процесса необходимо, прежде всего, повысить роль собственных источников организаций АПК (прибыли и амортизации) в восстановлении основных средств и их наращивании, что возможно только при финансовом оздоровлении экономики АПК.
Литература 1. Иванова В.Н., Гончаров В.Д. Инвестиционная деятельность в АПК России // АПК: экономика, управление, 2011, №4.-С.10-14 2. Россия в цифрах. 2011: Краткий стат. Сборник/Росстат-М., 2011.-581с. Назад в раздел |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|