Вид публикации: Статья
Год: 2012
Издательство: АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ. – 2012. – № 1
Целевое назначение: Научное
Автор(ы): БЕЛЯКОВА А.М.
Статус: завершенный
Наименование: НОВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ: ПРОЕКТ ДОЛГОСРОЧНОЙ ПРОГРАММЫ, РЕСУРСЫ, ОЖИДАНИЯ
Ключевые слова: долгосрочная Госпрограмма развития сельского хозяйства, конкурентоспособ¬ность продукции, развитие сельских территорий, модернизация отрасли, инвестиционный кли¬мат, техническое и технологическое переоснащение, мелиорация земель, финансовая устойчи¬вость предприятий АПК
Объем (п.л.): 0.7
Формат: обычная
PDF-файл: http://www.viapi.ru/download/2015/30781.pdf


Белякова Антонина Михайловна, научный сотрудник ВИАПИ им. А.А. Никонова, аспирантка


14 октября 2011 года во Всероссийском выставоч­ном центре в рамках выставки «Золотая осень-2011» состоялась конференция, обсудившая проект новой Госу­дарственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.

Конференция была организована Министерством сель­ского хозяйства и Всероссийским НИИ экономики сельского хозяйства РАСХН (ВНИИЭСХ).

По обсуждаемой теме с докладами выступили директор департамента экономики и анализа Министерства сельского хозяйства РФ, кандидат экономических наук А.В. Гайнутдинова; ее заместитель - В.В. Горчак; заведующий отделом аграрной политики и прогнозирования сельского хозяйства ВНИЗСХ, кандидат экономических наук - B.C. Чекалин.

Министр сельского хозяйства РФ Е.Б. Скрынник неод­нократно отмечала в своих выступлениях, что по итогам года министерство выходит на семь рекордов: четыре производственных и три экспортных. Во-первых, будет получен рекордный урожай сахарной свеклы - почти 40 млн т. Во-вторых, прогнозируется рекордный урожай подсолнечника - 8 млн т. Это плюс к 2009 году почти 24%. В-третьих, объем производства со и достигнет историчес­кого максимума - более 1 млн 450 тыс. т. В-четвертых, рекордный урожай ожидается по рапсу - около 1 млн 100 тыс. Экспортные рекорды: Россия впервые стала экспор­тером сахара; в сентябре зафиксирован исторический максимум ежемесячных экспортных поставок зерна - 3 млн 800тыс. т; экспорт подсолнечного масла увеличился на 25% и достиг 500 тыс.т. Руководство страны и минис­терство убеждены, что в дальнейшем позитивный тренд сохранится. Для этого есть все основания. Как уж будет развиваться агропромышленный комплекс на будущий период, с 2013-го по 2020 год включительно. Сегодня действует Государственная программа, которая охватывает весь период с 2008-го по 2012 год. Она работает, у нее есть мероприятия, есть целевые индикаторы. Сейчас мы стоим на пороге разработки предложений по развитию агропромышленного сектора вплоть до 2020 года включи­тельно. Министерству сельского хозяйства РФ, как, впрочем, и другим ведомствам, поручено разработать и внести в Правительство России проекты государственных программ в части, касающейся их деятельности. Работу в этом на­правлении Министерство сельского хозяйства РФ начало еще в ноябре 2010 года совместно с учеными Россельхозакадемии и представителями и активистами отраслевых агропромышленных союзов. Об этом сообщила собравшим­ся А.В. Гайнутдинова. «Нами вначале была разработана Концепция развития отечественного агропромышленного комплекса до 2020 года, которая была обсуждена и одобре­на у первого вице-премьера Правительства РФ В.А. Зубкова на правительственной комиссии по вопросам развития агропромышленного комплекса, - сказала она. Затем на базе этой концепции мы приступили к разработке проекта Государственной программы на период 2013-2020 годы. 25 августа 2011 года проект Государственной программы был размещен на сайте министерства и направлен в рабочем порядке в ведомства, чтобы они согласовали и посмотрели, что у нас получилось. И сегодня мы собрались с вами, чтобы обсудить этот проект, выслушать ваши предложения, заме­чания для того, чтобы создать тот документ, в соответствии с которым будет проводиться аграрная политика вплоть до 2020 года. В этой связи мы запросили уже у субъектов РФ, у наших сельскохозяйственных союзов замечания и предложения».

В основу разработки Государственной программы были положены следующие базовые документы: ФЗ «О разви­тии сельского хозяйства», который определяет основные принципы и формы реализации государственной политики по развитию АПК страны; Доктрина продовольственной безопасности РФ; Концепция долгосрочного социально- экономического развития РФ на период до 2020 года; проект Концепции долгосрочного социально-экономичес­кого развития РФ на период до 2030 года, который сейчас разрабатывается Министерством экономического развития РФ; методические указания Минэкономразвития России РФ по разработке Государственных программ РФ.

В качестве стратегических целей Государственной про­граммы на будущий период министерством определены следующие: обеспечение продовольственной независи­мости страны в параметрах, заданных Доктриной про­довольственной безопасности РФ; устойчивое развитие сельских территорий; повышение конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции на внут­реннем и внешнем рынках на основе инновационного развития АПК, создание благоприятной среды для разви­тия предпринимательства, повышение инвестиционной привлекательности отрасли.

В настоящее время Россия вступила в Таможенный Союз, ей предстоит вступление в ВТО. Поэтому в Государственной программе предлагается уделить больше внимания именно повышению конкурентоспособности. Какие предпосылки для этого необходимы? Какие мероприятия нужно провести, чтобы мы достойно выглядели? В основу взят инновацион­ный курс развития АПК, который был задан Президентом РФ Д.А. Медведевым. Он включает в себя модернизацию, плюс инновации. Наш аграрный сектор не должен оста­ваться в стороне. К целям Госпрограммы также относится обеспечение финансовой устойчивости сельхозтоваропро­изводителей, потому что без этого невозможно привлечь в отрасль как инвесторов, так и молодых специалистов. Ведь люди должны понимать и хотеть работать на селе, произво­дить востребованную продукцию и получать отдачу за свой труд. Конечно, в программе не забыто воспроизводство и повышение эффективности использования земельных и других природных ресурсов.

Для достижения этих целей в проекте Государственной программы предусматривается решение широкого спектра задач, которые будут реализованы как в федеральных целевых программах, так и в ведомственных программах, подпрограммах и основных мероприятиях, которые вошли в Государственную программу.

Основные задачи Государственной программы:

- стимулирование роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции;

- создание условий для сохранения и восстановления плодородия почв, развитие мелиорации сельскохозяйс­твенных земель, так как наше сельское хозяйство не за­страховано от природно-климатических рисков, например засух, которые мы наблюдали в 2009-2010 годах. Предсе­датель Правительства РФ В.В. Путин поручил Минсельхозу РФ разработать федеральную целевую программу развития мелиорации, которая будет осуществляться в рамках про­екта Государственной программы, начиная с 2013 года;

- повышение эффективности регулирования внутренних и внешних рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

- поддержка малых форм хозяйствования. В проекте Государственной программы предусмотрена новая под­программа по развитию малых форм хозяйствования;

- техническая и технологическая модернизация, стиму­лирование инвестиционной деятельности, инновационное развитие агропромышленного комплекса;

- рост доходности сельскохозяйственных товаропроиз­водителей;

- создание организационно-экономических условий для расширенного воспроизводства;

- совершенствование системы информационного обес­печения в сфере АПК. В этом направлении министерством многое делается: создан мобильный информер на сайте министерства, на котором можно узнать цены в каждом субъекте Федерации; составляются прогнозные балансы, которые каждый регион заполняет. Словом, проводится огромная работа, которая влияет не только на рост произ­водства сельхозпродукции, но и на повышение добавлен­ной стоимости. Сельхозтоваропроизводитель в реальном времени может видеть, чего не хватает в регионе, что ему необходимо производить, для того чтобы получать доста­точную отдачу за свой труд;

- совершенствование управления в сфере агропромыш­ленного комплекса;

- повышение занятости, уровня и качества жизни сель­ского населения;

- научное обеспечение реализации мероприятий по развитию агропромышленного производства и регулиро­ванию рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Хочу отметить, что в проекте Государственной программы имеются подпрограммы, в них включены мероприятия, охватывающие законченный производственно-техноло­гический цикл. Подпрограммы включают четыре блока основных мероприятий: производство сельхозпродукции соответствующих видов, ее переработка, развитие инфра­структуры и регулирование рынков, а также кредитование и страхование. Если в ныне действующей программе есть подразделы: животноводство, прямые субсидии, расте­ниеводство, элитное семеноводство, то в проекте новой Государственной программы будет все, что относится к животноводству и растениеводству, включая кредиты, пе­реработку, развитие инфраструктуры, таможенно-тарифное регулирование, и это все включается в подразделы «живот­новодства» и «растениеводства». Теперь понятно, сколько государство тратит на развитие животноводства, сколько на развитие растениеводства, малых форм хозяйствования, на техническую и технологическую модернизацию, какие должны быть результаты.

Теперь вкратце остановлюсь на объеме финансиро­вания Государственной программы в 2013-2020 го­ды. Общие средства из федерального бюджета с 2013-го по 2020 год составят 2 трлн 370 млрд рублей, в том числе в 2013 году - 202 млрд рублей, в 2020 году - до 368 млрд рублей. Пока это прогнозная оценка Минсельхоза России. Бюджетные ассигнования из средств консо­лидированных бюджетов субъектов Федерации составят 2 трлн 348 млрд рублей, из средств внебюджетных источ­ников - 2 трлн 279 млрд рублей. Как видно, в реализации мероприятий Государственной программы участвуют все. Повторяю, что наши прогнозные расчеты.

Из чего рассчитывалось ресурсное обеспечение Госу­дарственной программы. Во-первых, перед Министерством сельского хозяйства РФ стоит задача по достижению пре­дусмотренных Доктриной продовольственной безопасности параметров. Удельный вес отечественных продовольственных товаров в общих ресурсах внутреннего рынка составит: по зерну - 99,8; сахару - 91,2; растительному маслу - 82,8; картофелю - 99,7; мясу и мясопродуктам - 88,9; молоку и молокопродуктам - 85,3. Эти показатели даже намного выше, чем заложено в Доктрине.

Во-вторых, для привлечения в отрасль инвесторов, мо­лодых кадров, развития села в рассматриваемом периоде необходимо создать те самые благоприятные условия для жизни и желания молодых работать в агропромышленном секторе, работать на селе и производить сельскохозяйс­твенную продукцию. Это, пожалуй, самый важный фактор, который, на наш взгляд, должен лечь в основу долгосроч­ного направления развития АПК страны. Именно эта задача неоднократно ставилась перед министерством, Президен­том страны, Председателем Правительства. Общий уровень рентабельности, который мы хотим достичь к 2020 году, должен составлять 20%. Поэтому среднегодовой темп при­роста объема инвестиций в основной капитал мы определи­ли в размере 8,8%, а общий рост производительности труда к 2020 году по отношению к уровню 2009 года - 1,7 раза. Проект Государственной программына 2013-2020 годы включает в себя 80 мероприятий, для оценки наиболее существенных результатов реализации включенных в нее подпрограмм, предусмотрено 88 целевых индикаторов.

К общим индикаторам Государственной программы отне­сены: индекс продукции сельского хозяйства всех категорий хозяйств к предыдущему году, в том числе индекс продук­ции животноводства и растениеводства; индекс продукции переработки сельскохозяйственной продукции, то есть тот самый сектор, который сейчас необходимо развивать, чтобы сельхозтоваропроизводитель имел возможность перерабатывать свою продукцию и тем самым увеличивать добавленную стоимость, увеличивать свою доходность. Поэтому общим индикатором в Государственной программе наряду с индексами производства продукции сельского хозяйства теперь еще будет индекс производства пищевых продуктов в процентах к предыдущему году. Остается ин­декс физического объема инвестиций в основной капитал в сельском хозяйстве, средняя номинальная заработная плата в сельском хозяйстве - это тот самый показатель, по которому измеряется сколько сельхозтоваропроизводитель получает денег за свой труд; индекс производительности труда в хозяйствах всех категорий к предыдущему году.

Отрасль вступает в новый этап своего развития. Реализа­ция новой Государственной программы должна не только решить основные задачи Доктрины продовольственной безопасности, но и обеспечить устойчивый рост произ­водства сельхозпродукции, а также устойчивое развитие социальной, инженерной инфраструктуры в сельской местности.

B.C. Чекалин подчеркнул, что при разработке Госпрограм­мы использовался программно-целевой подход. Это сущес­твенный шаг в формировании предсказуемой аграрной политики в России, в ориентировании на долгосрочный период сельскохозяйственных и других товаропроизводителей АПК. Это касается и в целом экономики страны.

Поставленная в Государственной программе стратегичес­кая цель обеспечения продовольственной независимости страны в параметрах, заданных Доктриной продовольс­твенной безопасности, на наш взгляд, амбициозная задача. Ее решение потребует увеличения производства аграрной продукции в хозяйствах всех категорий к 2020 году, по отно­шению к 2009 году, в 1,3 раза. При этом среднегодовой темп прироста составит около 2,5%. Казалось бы, не так много, но следует помнить, что среднегодовой темп прироста за прошедшие 10 лет, с 2001-го по 2010 год, составил всего 1,7%. Кроме того, мы учитывали, что в личных подсобных хозяйствах существенного прироста трудно ожидать. Поэ­тому в основном товарном секторе (сельскохозяйственные организации и крестьянско-фермерские хозяйства) надо ежегодно обеспечить прирост производства порядка 5%. Если посмотреть по отдельным видам продукции, то к 2020 году по отношению к 2010 году в растениеводстве предстоит увеличить примерно в два раза производство зерна и сахарной свеклы, в полтора раза - подсолнечника и картофеля. Нельзя забывать, что в неблагоприятном по погодно-климатическим условиям в 2010 году производство продукции растениеводства снизилось на 24%. Удельный весРоссии в мировом экспорте пшеницы должен повысить­ся до 25% мирового рынка, разумеется, при выполнении заданных параметров.

В животноводстве производство скота и птицы на убой в хозяйствах всех категорий необходимо увеличить на одну треть, молока более чем на 13%. Учитывая, что растениеводство за последние 20 лет сконцентрировано преимущественно на наиболее плодородных землях, даль­нейшее расширение посевных площадей подсолнечника маловероятно, а в животноводстве предстоит преодолеть сохраняющуюся тенденцию сокращения поголовья крупно­го рогатого скота, то достижение главной стратегической цели Государственной программы потребует существенного роста эффективности производства, что возможно достичь при условии организации аграрного производства на новой технологической основе, о переходе к инновационной мо­дели развития. По сути речь идет о смене технологического уклада в агропромышленном, комплексе. На наш взгляд, это очень амбициозная задача.

Для реализации проекта Государственной программы необходимы условия. Это касается и макроэкономической ситуации, и объемов финансирования, в том числе в первые годы ее реализации. Новая Государственная программа носит долгосрочный характер, она построена исходя из принципа комплексного развития основных отраслей АПК. Имеется в виду развитие производства, переработки, реали­зации, инфраструктуры, логистики. В Государственную про­грамму впервые заложено финансирование центрального аппарата Минсельхоза, подведомственных ему учреждений и фундаментальной науки в области сельского хозяйства. Этим во многом объясняется большие объемы финансирова­ния Государственной программы за счет средств федераль­ного бюджета. Что касается мероприятий, затрагивающих непосредственно товаропроизводителей, то их финансиро­вание в 2013-2014 годах составит, 171 и 215 млрд рублей за вычетом средств на содержание центрального аппарата и Госсельхозакадемии, соответственно, за весь 8 летний период – 2 с небольшим трлн рублей. Учитывая, что в эти цифры уже заложен прогнозируемый Минэкономразвития РФ уровень инфляции, то в сопоставимых ценах 2011 года финансирование составит в 2013-2014 годах соответствен­но- 151 и 177 млрд рублей, а за 2013-2020 годы - порядка 1,5 трлн рублей. Финансирование основных мероприятий Государственной программы в 2013 году возрастает на одну треть по сравнению с 2012 годом - последним годом реа­лизации ныне действующей Государственной программы. В 2014 году предстоит рост еще на 16,5%. Это действительно значительное увеличение бюджетных средств, но это с учетом запуска таких ресурсоемких федеральных целевых программ, как развитие мелиорации в 2013 году, и новой федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий» в 2014 году.

Таким образом, расходы из федерального бюджета на эту Госпрограмму (исходя из прогноза Минэконом­развития РФ) не являются такими уж завышенными. Если рассматривать государственную поддержку с учетом прогнозной оценки бюджетных ассигнований из средств консолидированных бюджетов субъектов РФ, то, по на­шим расчетам, она должна увеличиться с 8,5% стоимости валовой продукции сельского хозяйства в 2010 году до 10% стоимости валовой продукции сельского хозяйства в 2020 году. Это соответствует договоренностям в рамках соглашения о сельском хозяйстве по Таможенному союзу. Расходы на сельское хозяйство в процентах от ВВП долж­ны увеличиться примерно с 0,5% в 2010 году до 0,65% в 2020 году. При этом следует отметить, что в странах Организации экономического сотрудничества и развития, куда входят основные наши конкуренты, на мировом и на их отечественном агропродовольственном рынке уже сейчас государственная поддержка сельского хозяйства превышает 1%.

Создает ли ресурсное обеспечение Государственной про­граммы достаточные условия для достижения поставленных стратегических целей и задач? Существуют различные оцен­ки и варианты. Например, по оценкам Россельхозакадемии для достижения заданных показателей Госпрограммы за 8 лет понадобиться порядка 3,5 трлн рублей: в том числе на 2013 год - 282 млрд, на 2014 - 346 млрд рублей. За вы­четом расходов на центральный аппарат Минсельхоза РФ и финансирование фундаментальной науки это составит порядка 3,2 трлн рублей, соответственно, в 2013 году- 250 млрд рублей и в 2014 году - 314 млрд рублей. Однако по версии Министерства финансов РФ, которая изложена в проекте федерального бюджета на 2012-2014 годы, на эти цели в 2013-2014 гг. ежегодно потребуется лишь 124 млрд рублей. Хотя Минфин РФ отмечает, что реальная потребность в финансовых ресурсах на 20-30% больше. Поэтому изложенные в нынешнем варианте Государствен­ной программы объемы финансирования еще предстоит защищать перед финансовым ведомством.

Какое бы решение в итоге не было принято Правитель­ством России, вопрос об объемах финансирования Госу­дарственной программы нельзя считать закрытым, его надо рассматривать с учетом возможности корректировки по ре­зультатам реализации. Как показывает опыт осуществления ныне действующей Государственной программы, очень важ­но выполнение основных параметров, начиная с первого года ее реализации. Здесь, прежде всего, имеется ввиду объем инвестиций. Исходя из практики реализации Приоритетного национального проекта развития АПК и почти четырехлетний опыт осуществления нынешней Государственной программы можно сделать следующий вывод: те сектора и подотрасли АПК и сельского хозяйства, куда пошли инвестиции, смогли показать достаточно высокие темпы производства при ис­пользовании самых современных технологий.

Динамика физического объема инвестиций (это клю­чевой показатель) в наибольшей степени подвержена макроэкономическим рискам, проявляющимся в удорожа­нии и ограничении источников заемных средств. В этой связи повышается значимость внутренних источников, в первую очередь, речь идет о прибыли сельскохозяйс­твенных организаций. Напоминаю, в последние три года происходило существенное снижение рентабельности сель­скохозяйственного производства. Для этого были вполне объективные причины, лишь государственная поддержка позволила отрасли обеспечить рентабельность. Так, в 2010 году рентабельность сельского хозяйства составила с учетом господдержки 8,3%, а без нее - убыточность в размере 5,5%. Отсюда вывод: если мы хотим обеспечить запланированный объем инвестиций, то уровень доход­ности должен быть существенно повышен.

Правда, повышение уровня рентабельности, необходимо­го для реализации Государственной программы, является дискусионным вопросом. Существует несколько вариантов расчетов возможностей увеличения прибыли сельхозорганизаций: за счет повышения эффективности и снижения удельных издержек, за счет увеличения объема государс­твенной поддержки, за счет повышения эффективности сельхозпроизводителей на внутреннем рынке - за счет увеличения их доли в конечной цене продукции, за счет снижения трудоемкости производства (кстати, предусмот­ренной в расчетах Минэкономразвития до 2020 года) и др. Прогноз необходимого уровня рентабельности, по разным оценкам специалистов, колеблется между 20-27%. В усло­виях необходимости оптимизации расходов из федераль­ного бюджета считаем целесообразным обратить внимание на механизм увеличения доли сельхозпроизводителей в конечной цене реализации продукции. Как показывает анализ реализации отдельных видов продовольствия по всей технологической цепочке «производитель-переработчик-продавец», доля сельского хозяйства в конечной цене реализации на розничном рынке находиться в среднем на уровне 30% и лишь по мясу птицы достигает выше 50%; около 30% остается в торговле. Одной из причин этого является неразвитая институциональная среда, в частности сельскохозяйственная кооперация. В Западной Европе и других развитых странах именно кооперация позволяет фермерам конкурировать на внутреннем рынке. Так, через кооперативы доля фермеров, например, в Дании достигает более 90%, в Нидерландах - более 80% и т.д. Поэтому надо критически осмыслить институциональные механизмы повышения доходности сельского хозяйства.

И еще одним важным условием реализации Государс­твенной программы является обеспечение возможностей технико-технологического обновления. В Государствен­ной программе заложены объемы поступления новой техники. Однако в настоящее время Минпромторг РФ разработал проект сельскохозяйственного машинострое­ния до 2020 года. В нем содержится объективный анализ сложившейся ситуации, разработаны показатели разви­тия отрасли. Однако эта стратегия еще не является госу­дарственной программой и поэтому финансовые средства на ее реализацию пока не выделены. В стратегии, кстати, отмечается, что особая опасность для развития отечес­твенного сельхозмашиностроения является вступление России в ВТО. В этом случае доля машин и оборудования отечественного производства может опуститься ниже 10%. Ясно, что без собственного машиностроения нам не реализовать задачи полномасштабной модернизации сельского хозяйства. К сожалению, это направление развития АПК находится за пределами ответственности Минсельхоза России. Естественно нужны соответствую­щие программы и по развитию сельхозмашиностроения, и по другим отраслям экономики, связанным с сельским хозяйством, например, по развитию химической промыш­ленности и по другим отраслям, представляющим ресурсы сельскому хозяйству.

Реализация оптимистического сценария долгосрочного развития АПК требует очень реалистического и объектив­ного подхода и к формированию условий и к выделению ресурсов реализации для обеспечения Государственной программы.

На вопрос из зала, предусмотрены ли в новом проекте Гос­программы средства на содержание аппарата управления АПК в субъектах Федерации? А.В. Гайнутдинова ответила, что этот аппарат содержится за счет бюджета субъекта. В проект новой Государственной программы, согласно методике Минэкономразвития РФ, затраты на содержание аппарата субъектов не включены.

На вопрос из зала, есть ли какая-либо количественная оценка проектируемых и реальных объемов государствен­ной поддержки? А.В. Гайнутдинова ответила, что цифры, которые были названы, из проекта федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годы. При­веденные цифры - расчетные показатели. Что касается оценки Россельхозакадемии версии Минфина, то ее уче­ные принимали непосредственное участие в разработке проекта программы. Вместе с ними работали представи­тели отраслевых союзов и министерства. Пока прогнозная оценка на 2013 год чуть больше 202,4 млрд рублей, которые заложили под выполнение мероприятий, намечаемых осу­ществлять в 2013 году.

Доктора экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки из ВНИОПТУСХа В.В. Регуш заметил: «В свое время был разработан Национальный проект развития сельского хозяйства. Выполнен он был только на 60%, в основном из-за недофинансирования. Сейчас идет реа­лизация Госпрограммы развития сельского хозяйства на 2008-2012 годы. По нашим сведениям, эта программа недофинансируется на 40%. Сейчас разрабатывается новая программа на предстоящие 8 лет. Вопрос такой: какой государственный орган ответственен за невыпол­нение предшествующих? И второй вопрос: в нашей стране имеются фонды стабилизации и социального развития, там есть «заначка» - около 4,5 трлн рублей. Куда эти средства будут использоваться?»

А.В. Гайнутдинова уклонилась от прямого ответа. Она лишь заметила, что ученый задает вопросы, на которые мог бы ответить только представитель Минфина. Куда и как используется «заначка» в нашем государстве, это не в компетенции Министерства сельского хозяйства. Минис­терство делает все возможное, чтобы увеличить размер государственной поддержки.

Затем выступил заместитель директора Департамента экономики и анализа Минсельхоза РФ Горчак В.В. Он подробно остановился на структуре Государственной про­граммы, в частности, сказал, что в проект программы вошло семь подпрограмм по основным направлениям и три фе­деральные целевые программы. Подпрограммы: развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства; развитие подотрасли живот­новодства, переработки и реализации животноводческой продукции; развитие малых форм хозяйствования на селе; техническая и технологическая модернизация, инноваци­онное развитие; создание государственной автоматизи­рованной системы управления в сфере в АПК; научное обеспечение и поддержка решения приоритетных задач в АПК; обеспечение функций управления в сфере АПК. К 3 федеральным целевым программам относятся: дейс­твующая ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года», ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» и самая вну­шительная «Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель России на период до 2020 года».

Он осветил каждую из подпрограмм. Так, например, под­программа «Развитие подотрасли растениеводства, перера­ботки и реализации продукции растениеводства» включает следующие основные мероприятия: повышение плодородия почв; сохранение и рациональное использование генетичес­ких ресурсов культурных растений; развитие семеноводства, в том числе селекционная работа; развитие производства основных сельскохозяйственных культур; закладка много­летних насаждений и виноградников; развитие садоводства; развитие растениеводства на защищенном грунте; развитие инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства; развитие переработки про­дукции растениеводства; регулирование рынка продукции растениеводства и продуктов ее переработки.

В качестве целевых индикаторов этой подпрограммы используются объемы и индексы производства основных видов продукции растениеводства, пищевых продуктов, выпускаемых из растениеводческого сырья; площади закладки многолетних насаждений и виноградников; площади посевов кормовых культур в районах Крайнего Севера; удельный вес отечественного производства в ре­сурсах внутреннего рынка по зерну; товарность по зерну, картофелю, овощам. Он обратил внимание участников конференции на то, что речь идет не просто о регулиро­вании рынка продукции растениеводства, а о том, чтобы на экспорт шло не только сырье, но и конечный продукт с высокой добавленной стоимостью.

Подпрограмма «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации животноводческой продукции» включает в себя весь технологический цикл: племенное животноводство, генетика, дальнейшее развитие производс­тва молока и мяса; развитие овцеводства и козоводства; переработка продукции; логистика; инфраструктура. В этой программе заложены основные показатели Доктрины продо­вольственной безопасности: параметры обеспечения насе­ления отечественным производством молочной продукции и мясом. В этой подпрограмме используется такой механизм, как реализация регионально значимых программ субъек­тов РФ на принципах софинансирования из федерального бюджета и финансирования из региональных бюджетов. К индикаторам относятся индексы производства.

В проекте предусмотрено прямое субсидирование молока из расчета 3 рубля за 1 литр сырого молока и субсидирова­ние части затрат на содержание молочных коров. Данный вид государственной поддержки неоднократно обсуждал­ся и на совещаниях в Правительстве России, и в нашем министерстве. Субсидирование процентной ставки - это господдержка, нацеленная на строительство животновод­ческих комплексов.

Затем развернулись по докладам прении. Начальник Главного управления сельского хозяйства Алтайского края А.Н. Чеботарёв отметил, что для реализации Госу­дарственной программы в Алтайском крае сформирована нормативно-правовая база, в частности закон по сель­скому хозяйству, ряд целевых программ. Действующая на 2008-2012 годы государственная программа дала мощный импульс развития сельского хозяйства в Алтайском крае. Среднегодовой сбор зерна поднялся до 4,5 млн т. Он высоко оценил, что в новой программе будут продолжены основные производственные направления ныне действующей про­граммы. Из новых перспективных направлений наиболее значимыми являются поддержка молочного и мясного скотоводства. Большое значение для края имеет развитие мелиорации, инфраструктуры и логистики агропродовольственного рынка, поддержка малых форм хозяйствования, развитие садоводства и, безусловно, устойчивое развитие сельских территорий.

Решение об усилении поддержки мясного и молочного скотоводства путем введения субсидий на один литр то­варного молока для нас очень значимо, потому что цена вопроса только для Алтайского края 1,5 млрд рублей. И для регионального бюджета такая поддержка, только из регионального бюджета немыслима. Введение новых параметров даст серьезный стимул к развитию молочного скотоводства. Для аграрной экономики очень важна и под­держка экономически значимых региональных программ, таких, как продолжение политики таможенного тарифного регулирования и квотирования в отношении импортных молочных и мясных продуктов.

Актуальными и значимыми направлениями Государствен­ной программы является программа развития мелиорации. В Алтайском крае из 6,5 млн гектаров пашни 4 млн нахо­дится в зоне недостаточного увлажнения. Цена вопроса - 10 млрд рублей. Опять же она для региона непосильна. Но эти затраты будут оправданы не только экономически, но и позволят улучшить климатические, экологические, социаль­ные условия жизни населения не только Алтайского края, но и Казахстана, Омской и Новосибирской областей.

Важнейшая тема для региона - это обеспечение доступа сибирского продовольствия к рынкам сбыта и наращивания экспорта. В текущем году тариф перевозки одной тонны груза по РЖД до любого терминала, будь то до Дальнего Востока или Новороссийска, составляет даже с условием льготного кредита от 2 до 3 тыс. рублей. Естественно, это делает продукцию алтайских сельхозтоваропроизводите­лей неконкурентоспособной, что создает серьезные барь­еры для иностранных инвестиций. Поэтому поддерживаем включение в программу дополнительных мер поддержки в виде компенсаций части затрат на транспортировку зерна и продуктов ее переработки, а также строительство зерновых портовых терминалов. Данные меры поддержки экспорта позволят российским производителям закрепиться на внешних рынках.

Учитывая социально-экономическую значимость са­доводческих хозяйств, считаем очень своевременным решение о включении в проект программы мероприятий по их поддержке. В Алтайском крае насчитывается более 200 товариществ. И для нас это очень важно.

Не вызывает сомнения важность включения в проект Государственной программы дополнительных мероп­риятий по поддержке развития фермерских хозяйств и потребительской кооперации. С 2009 года в крае реали­зуется целевая программа по развитию системы сельско­хозяйственной потребительской кооперации. Решение об усилении данного направления на федеральном уровне, несомненно, придаст дополнительный импульс к созданию и развитию сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

Одним из наших конкурентных преимуществ является потенциал сельских территорий. Рациональное и его исполь­зование способно обеспечить устойчивое развитие аграрного бизнеса, полную занятость, высокий уровень и качество жизни сельского населения. Для Алтайского края выбор этого стратегического направления, которое предусмотрено в Государственной программе, особенно важен, поскольку в сельской местности проживает около 50% всего населения края, а это более 1 млн 200 тыс. человек.

В целом проект Государственной программы носит системный, сбалансированный и комплексный характер, учитывает интересы различных форм агробизнеса. Новое направление Государственной программы нацелено на решение наиболее важных и актуальных проблем развития отрасли и сельских территорий.

Суть наших предложений сводится к следующему: во-первых, надо программе увеличить сроки кредитования и субсидирования инвестиционных кредитов для развития животноводства; во-вторых, необходимо субсидирование кредитов, привлеченных на рефинансирование кредитов на реализацию инвестиционных проектов и пополнение оборотных средств.

В своем выступлении академик-секретарь, член-кор­респондент Россельхозакадемии И.В. Горбачев проана­лизировал развитие машинного потенциала для сельского хозяйства. Он, в частности, отметил, что в течение плани­руемого периода ожидается приобретение сельхозтоваропроизводителями 128,4 тыс. штук тракторов. Это крайне недостаточно, как и недостаточно приобретений зерноуборочных комбайнов. В настоящее время обеспеченность составляет: комбайнами — 39%, кормоуборочными - 55% от нормативной потребности. Большая часть комбайнов выработала все сроки амортизации. Из-за крайне низ­кого уровня надежности отечественной техники сельские товаропроизводители несут существенные экономические потери. На поддержание оборудования в рабочем состо­янии ежегодно уходит 65 млрд рублей. К началу каждого сезона подвергается ремонту 60-70% техники.

Выступивший затем заместитель директора департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края А.Д. Нидовкин подробно остановился на проблеме распределения удобрений по сельскохозяйствен­ным объектам. По его мнению, для повышения эффективности мер государственной поддержки, направленной на сохране­ние плодородия почв, необходимо учитывать и региональные аспекты каждого субъекта. Эффективность применения удобрений возрастает, если их вносить научно обоснованно, с учетом агрохимического исследования региона.

Начальник отдела территориального и инвестиционного планирования Департамента аграрной политики Воронеж­ской области И.В. Агеев внес предложения по совершенс­твованию мер государственной поддержки и по усилению контроля за исполнением Госпрограммы. Он, в частности, отметил, что органы управления АПК должны заключать договоры с участниками программы на местах. Однако, по его мнению, надо сделать исключение для граждан, ведущих личное подсобное хозяйство. Заключение с ними договоров в этом случае просто экономически нецелесообразно. 



Назад в раздел