Вид публикации: Статья
Год: 2012
Издательство: АПК: РЕГИОНЫ РОССИИ. – 2012. – № 4
Целевое назначение: Научное
Автор(ы): АЛИЕВ М.А.
Статус: завершенный
Наименование: НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ЛЕСНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД
Объем (п.л.): 0.35
Формат: обычная
PDF-файл: http://www.viapi.ru/download/2015/30773.pdf


Алиев Максим Арастунович
научный сотрудник Всероссийского института аграрных проблем и информатики имени А.А. Никонова Российской академии сельскохозяйственных наук

Российские леса занимают около 70 процентов земель РФ, запасы древесины на ее территории составляют около 75 млрд. кубометров.

При учете того, что страна владеет почти четвертью мировых лесных ресурсов, процент вывозки древесины и лесной продукции остается небольшим. И если это частично может быть объяснено, прежде всего, неравномерным расположением лесистых регионов и неразвитостью лесной инфраструктуры, тем не менее, нельзя не отметить слабое правовое регулирование лесных и земельных отношений.

В ходе совершенствования лесных отношений 8 декабря 2006 вступил в силу действующий текст Лесного кодекса, содержащий правовой механизм регулирования лесных отношений в современный период. И, тем не менее, как отмечают многие аналитики правовое регулирование лесных отношений нельзя считать вполне удовлетворительным. Об этом свидетельствуют труды таких правоведов как Крассов О. И., Боголюбов С.А., Жариков Ю. Г., Гусев Р. К., Щуплецова Ю. И. и др.

Одним из актуальных ныне вопросов это понятия леса, лесных отноений, используемые в современном Лесном праве. Действующее, а также предшествующее ему, законодательство не содержит достаточно полного понятия лесного фонда, лесных отношений, объекта этих отношений. Более или менее понятие лесных отношений дается в ст. 6 Лесного кодекса, действовавшего до 2006 года, а так же в ст. 3 действующего на данный момент Лесного кодекса. Из анализа этих статей следует, что лесные отношения это - отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также земель лесного фонда, не покрытых лесной растительностью.

Нельзя сказать, что данное определение лесных отношений достаточно соответствовало бы их реальному содержанию. Статьи 100, 101 ЗК РФ, а также ст. 5 ЛК РФ содержат трактовку понимания леса, как природного ресурса, то есть совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды. Также понимание леса, как совокупного объекта лесных отношений, предполагает и широкий диапазон его хозяйственного использования. В связи с чем считаю возможным согласиться с мнением Туранина В.Ю., который в своей статье "Три причины трудности понимания текста закона" [1] помимо всего прочего отмечает, что в ст. 5 "Понятие леса" Лесного кодекса Российской Федерации закреплено положение, в соответствии с которым "использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе". Как указывает автор, термин "лес" трактуется в законе либо как "экологическая система", либо как "природный ресурс". Исходя из этого Туранин В.Ю. делает вывод, что такая двоякость в понимании основного понятия придает правовой норме, закрепленной в ст. 5 ЛК РФ, негативную латентность, что влечет за собой неясность, в каких именно случаях лес является экологической системой, а в каких - природным ресурсом.

Так ст. 6 ЛК РФ предусматривает возможность использования земель, на которых расположены леса, не только для целей заготовки древесины, живицы и других видов продукции, исходным материалом для которой служит древесина, но и использования леса для нужд охотничьих хозяйств, культурно-оздоровительных, туристических, спортивных, сельскохозяйственных, лекарственных и иных целей.

Как видно из сказанного, лесные отношения, являясь отношениями (в том числе) по использованию лесов имеют комплексный, очень сложный характер, включая в себя не только чисто лесные отношения, связанные с хозяйственным использование древесины, но и, что не менее важно, земельные, аграрные отношения, отношения по использованию животного мира, атмосферного воздуха, спортивно-медицинского и иного назначения.

Отсюда и особенность правового регулирования лесных отношений, заключающаяся в том, что эти отношения могут регулироваться различными отраслями права. В действующем лесном кодексе не раскрывается подробно взаимодействие правовых сфер, но опираясь на ст. 5 Лесного кодекса 1997 года можно отметить следующую характеристику правового регулирования лесных отношений:

Отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства древесно-кустарниковой растительности, регулируются гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о растительном мире, земельным, водным законодательством Российской Федерации, а также соответствующими статьями Лесного Кодекса.

Отношения в области использования древесины, технического и лекарственного сырья, а также иных лесных ресурсов, добытых в установленном порядке при пользовании лесным фондом, регулируются гражданским законодательством и иным законодательством Российской Федерации.

Отношения в области использования и охраны животного мира, водных объектов, недр, атмосферного воздуха регулируются лесным законодательством Российской Федерации в той мере, в какой это необходимо для рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

Имущественные отношения, возникающие при использовании, охране, защите и воспроизводстве, а также земель лесного фонда, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено Лесным Кодексом.

Административные отношения, в том числе финансовые, возникающие при использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, а также земель лесного фонда, не покрытых лесной растительностью, регулируются лесным законодательством Российской Федерации в соответствии с административным и финансовым законодательством Российской Федерации. [2]

Также хочется обратить внимание на следующий факт, что Лесным кодексом к объектом лесных отношений отнесены:

- лесной фонд РФ

- участки лесного фонда и права пользования ими

Следует, однако, отметить, что действующий в настоящее время Лесной Кодекс РФ, оперируя такими понятиями как "лесной фонд" и "лесные отношения", не содержит четкого определения этих категорий.

Законодательство дает лишь определение земель лесного фонда. Так в соответствии со ст. 101, ч. 1 Земельного Кодекса - к ним относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Из этого следует, что земли лесного фонда это предмет регулирования Земельного кодекса РФ. Между тем ст. 23 Лесного кодекса РФ и устанавливает, что земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков.

Современное лесное законодательство (ст. 7 ЛК РФ) разделило понятие леса как единой системы на две составляющие: лесной участок и лесные насаждения. Исходя из этого, логически под лесным фондом, очевидно, следует понимать совокупность лесных участков (земель лесного фонда) и лесных насаждений (ресурсов лесного фонда). Таким образом, объектом лесных отношений являются лесной участок и лесные насаждения.

Ст. 7 ЛК РФ дает определение лесного участка как земельного участка, граница которого определяется в соответствии с правилами лесоустройства и государственного кадастрового учета.

Что касается лесных насаждений, то, хотя Лесной кодекс и не дает четкого понятия о них, из смысла указанных статей вытекает, что под лесными насаждениями следует понимать деревья, кустарники, лианы и иные древесные растения естественного и искусственного происхождения.

Также, как отмечают в своей работе А.А. Ялбулганов, В.И. Панкратова [3]: "Отсутствие определения лесных отношений представляет серьезный концептуальный изъян современного российского лесного законодательства, который, с одной стороны, препятствует эффективной систематизации лесного законодательства прежде всего из-за отсутствия определения предмета правового регулирования, а с другой стороны, способен привести к многочисленным проблемам правоприменения, вызванным коллизией норм лесного законодательства и норм "непрофильных" отраслей законодательства, регулирующих смежные с лесными отношения (гражданские, земельные, налоговые, административные и другие). Без законодательно закрепленного определения предмета регулирования лесного законодательства становится трудно установить, какое законодательство является специальным, а какое - общим при регулировании отношений по рациональному использованию, охране, защите и воспроизводству лесов, повышению их экологического и ресурсного потенциала".

Из сказанного выше следует, что предметом правого регулирования являются земельные и имущественные отношения, которые регулируются нормами земельного и гражданского законодательства в той части, в какой они не урегулированы нормами лесного законодательства. Но при учете того, что нормы лесного законодательства имеют определенную нечеткость формулировок, законотворцам необходимо обратить внимание на совершенствование понятийного аппарата, а конкретно дать исчерпывающие понятия "леса", "лесного фонда", "лесных отношений", без использования характерных нашей правовой системе отсылок к иным нормативно-правовым актам, для совершенствования правового регулирования указанных выше отношений.

Использованная литература:

1. Конституция РФ. М., 2009.

2. Лесной кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ. Принят Государственной Думой 22 января 1997 г. "Собрание законодательства РФ", 03.02.1997, №5, ст. 610.

3. Лесной кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ. Принят Государственной Думой 8 ноября 2006 г. "Собрание законодательства РФ", 11.12.2006, №50, ст. 5278.

4. Журнал "Российская юстиция" 2010 г., № 1, стр.2-4

5. Журнал "Реформы и право" 2010 год, №4, стр.49-54



[1] Журнал "Российская юстиция" 2010 г., выпуск 1, стр.2-4

[2] "Лесной кодекс Российской Федерации" от 29.01.1997 N 22-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.01.1997).

[3] Журнал "Реформы и право" 2010 год, №4



Назад в раздел