Вид публикации: Статья
Год: 2011
Издательство: ЕКОНОМІКА АПК: МІЖНАРОДНИЙ НАУКОВО-ВИРОБНИЧИЙ ЖУРНАЛ. - К.: ДОД ІНСТИТУТУ АГРАРНОЇ ЕКОНОМІКИ УААН/ - N 3.
Целевое назначение: Научное
Автор(ы): ЯНБЫХ Р.Г.
Статус: завершенный
Наименование: СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ В РОССИИ
Объем (п.л.): 1
Формат: обычная
PDF-файл: http://www.viapi.ru/download/2015/30737.pdf


Янбых Р.Г.


В декабре 2010 г. современному развитию потребительской сельскохозяйственной кооперации в России исполняется 15 лет. Теме кооперации в сфере АПК посвящалось много статей как российских (И.Н. Буздалов, А.А. Никонов, ЗН. Козенко, Б.И. Пошкус, В.В. Старченко, А.В. Ткач, Г.И. Шмелёв), так и украинских (В.В Гончаренко, В.В. Зиновчук, А.В. Крысальний, Н.Й. Малик, Л.В. Молдаван, А.А. Пантелеймоненко) специалистов. Однако в новых условиях хозяйствования потребительские сельскохозяйственные кооперативы столкнулись с новыми вызовами, поэтому мониторинг их деятельности остаётся весьма актуальной задачей.

Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» 1995 года создал предпосылки для возрождения системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, успешно развивавшейся в России до революции, но прекратившей своё существование после НЭПа[1].

Предполагалось, что кооперативы по снабжению, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции помогут образовавшимся в ходе аграрной реформы крестьянским (фермерским) и другим мелким хозяйствам в продвижении их продукции на рынок. Однако сельскохозяйственная потребительская кооперация, за исключением кредитной, развивалась очень медленно. Роль сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов невозможно переоценить, так как долгое время – с начала 90-х годов до 2007 г., – они являлись единственной структурой, обеспечивающей доступ сельского населения к заёмным средствам. Развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов получило новый импульс после включения их в качестве одного из главных приоритетов развития сельского хозяйства и сельской местности в национальный проект «Развитие АПК» и в Государственную программу развития сельского хозяйства на 2008–2012 гг. (Госпрограмма).

Некоторая путаница в дефинициях наблюдается в связи с тем, что разные виды потребительских кооперативов формируются и регулируются разными законодательными актами.

В настоящее время потребительские кооперативы в сельской местности создаются и работают в рамках законов:

· «О сельскохозяйственной кооперации»;

· «О кредитных кооперативах граждан»;

· «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»;

· «О некоммерческих организациях»;

· «О кооперации».

Согласно Федеральному закону от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» «сельскохозяйственный кооператив — организация, созданная сельскохозяйственными товаропроизводителями на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива». Система сельскохозяйственной кооперации состоит из двух ветвей – производственной и потребительской (см. схему 1), а потребительские сельскохозяйственные кооперативы в свою очередь делятся в зависимости от своей специализации.

20130116-ss-0101.jpg

Схема 1 - Система сельскохозяйственных кооперативов в России.

«Сельскохозяйственный потребительский кооператив — это некоммерческая организация, которая принадлежит сельскохозяйственным товаропроизводителям и управляется ими на демократических принципах, обеспечивает своих членов услугами, необходимыми им для собственных хозяйств, не ставит цели получения прибыли для себя, а стремится увеличить прибыль своих членов». В зависимости от видов деятельности, которые они осуществляют: перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие, снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие, кредитные, страховые и иные кооперативы, созданные сельскохозяйственными товаропроизводителями (гражданами и (или) юридическими лицами) при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности потребительского кооператива.

Считается, что социально-экономическая база кооперации в сельской местности России достаточно широка[2]. По данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 г., генеральная совокупность селькохозяйственных товаропроизводителей состоит из 36,9 млн. хозяйств. Из них 59,2 тыс. сельскохозяйственных организаций, 285,1 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, 22,7 млн. индивидуальных хозяйств населения и 13,7 млн. хозяйств населения, входящих в некоммерческие объединения (садоводы, огородники, дачники). Означает ли, что эти хозяйства составляют базу для развития потребительских кооперативов? Очевидно, что нет, так как они ведут сельскохозяйственную деятельность в разных масштабах. Часть из них не ориентирована на рынок или они существуют только на бумаге. Например, согласно той же сельскохозяйственной переписи, число крестьянских (фермерских) хозяйств, которые ведут сельскохозяйственное производство, составляло всего 126,3 тыс. ед., а личных подсобных хозяйств (ЛПХ) – 14,9 млн ед. То есть база потенциального кооперирования явно уже. Это подтверждается оценками некоторых ученых[3]. Они выделяют четыре основных экономических класса сельхозпроизводителей[4], независимо от формы организации сельскохозяйственного производства[5]:

1. Заброшенные хозяйства;

2. Резидентские и рекреационные хозяйства;

3. Потребительские хозяйства;

4. Товарные хозяйства.

Хозяйства первых трёх групп либо вообще не производят сельскохозяйственную продукцию, либо их производство ориентировано на самообеспечение продовольствием и удовлетворение сугубо потребительских нужд. Очевидно, что потребность в кооперировании могут испытывать только товарные хозяйства 4-й группы, в которую входят только около 4 млн. хозяйств или 10,8% генеральной совокупности сельхозпроизводителей. Эта группа включает 46 тыс. сельскохозяйственных организаций, 107 тыс. К(Ф)Х, 3814 тыс. индивидуальных хозяйств населения и около 10 тыс. хозяйств населения, входящих в некоммерческие объединения (садоводческие и огороднические товарищества и т.п.). Поскольку в сельскохозяйственной кооперации заинтересованы прежде всего мелкие товаропроизводители, то можно оценить социально- экономическую базу развития кооперации только в 3,9 млн. хозяйств по всей России.

Много это или мало для возрождения кооперации? По расчётам А.В. Чаянова, в 1926 г. сельхозкооперация охватывала 25% крестьянских хозяйств (т.е. 5 млн. чел.), а в 1928 г. – к концу НЭПа – уже 1/3 всего крестьянского населения страны[6]. Мы не можем сравнивать сегодняшнюю экономику России с преимущественно аграрной российской экономикой начала XX века. Однако, безусловно, кооперация крестьянских хозяйств играла в ней очень важную роль.

Что же представляет собой современная система потребительской сельскохозяйственной кооперации в России? По данным Минсельхоза России, на 1 января 2010 г. в России было создано 5585 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, из них 1124 перерабатывающих, 2721 заготовительных и снабженческо-сбытовых (СПоК), 1740 кредитных (СКПК). Не все кооперативы функционировали: в 2009 г. не работали 29,3% кредитных, 37,4% перерабатывающих, 35% снабженческих и сбытовых кооперативов из общего числа. То есть в России действовало 704 перерабатывающих, 1769 снабженческих и сбытовых и 1230 кредитных кооперативов.

За год – с 2009 по 2010 г., – количество кооперативов увеличилось на 485. Лидерами кооперативного движения по количеству работающих кооперативов являются Пензенская область – 403 работающих сельскохозяйственных потребительских кооператива (из них 93% – СПоК) и Республика Саха (Якутия) – 245 (76% – СКПК). Региональные системы сельхозкооперации успешно развиваются в Волгоградской, Тюменской, Оренбургской, Ростовской, Белгородской, Калужской областях, Республиках Бурятия, Татарстан, Калмыкия, Мордовия, Чувашской республике, Забайкальском и Красноярском краях. В некоторых субъектах Российской Федерации объёмы предоставления кредитными кооперативами займов сопоставимы с объемами банковских кредитов. Это относится, например, к Тюменской области, в которой в 2009 г. кредитные кооперативы предоставили 711 млн. руб. субсидируемых займов, а коммерческие банки – 725 млн. руб[7]. субсидируемых кредитов.

В рамках участия в Госпрограмме по развитию сельского хозяйства СПоК получили 1712 субсидированных кредитов и займов на сумму 6685 млн. руб., т.е. была прокредитована половина работающих снабженческо-сбытовых и перерабатывающих кооперативов[8].

Продолжалось формирование многоуровневой системы сельской кредитной потребительской кооперации. В 34 субъектах Российской Федерации кредитными кооперативами первого уровня созданы региональные кооперативы 2-го уровня. В 2004 г. по инициативе 10 региональных кооперативов был создан Межрегиональный сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив «Народный кредит» (кооператив 3-го уровня). В настоящее время в нем насчитывается 17 членов – кооперативов 2-го уровня, в состав которых, соответственно, входят 293 кооператива первого уровня. В 2009 г. в Астрахани был зарегистрирован межрегиональный кооператив 3-го уровня сельскохозяйственных потребительских кооперативов России по заготовке, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции (без кредитных). Согласно данным Фонда развития сельской кредитной кооперации, сельскохозяйственная кредитная потребительская кооперация представлена в 73 субъектах РФ, в 296 городах и 983 сельских поселениях[9].

По данным Мониторинга Госпрограммы[10], проводимым ВИАПИ им. А.А. Никонова, Фонд финансовой взаимопомощи всех обследованных кредитных кооперативов в 2009 г. составил 2 млрд. 862 млн. руб. (11,3 млн. в среднем на 253 участвующих в выборке СКПК). Он был сформирован на 35 % за счёт собственных, на 65 % - за счёт привлечённых средств. Самым крупным источником формирования ФФВ стали сберегательные займы у членов кредитного кооператива (39,8 %). Важными источниками также стали собственные средства паевого фонда (29,4 %) и банковские кредиты (21,8 %) (см. диаграмму 1).

Наиболее разнообразные источники формирования оборотного капитала представлены в кредитных кооперативах Краснодарского края, республики Бурятия, Вологодской, Волгоградской, Ростовской и Пензенской областей, которые весьма успешно используют все доступные варианты кредитования и пополнения фондов финансовой взаимопомощи. Подобная диверсификация делает работу кредитных кооперативов региона более устойчивой.

20130116-ss-0102.jpg

Диаграмма 1. Состав финансовых ресурсов среднего СКПК

В некоторых субъектах Российской Федерации объёмы предоставления кредитными кооперативами займов сопоставимы с объемами банковских кредитов (например, в Тюменской области в 2009 г. кредитными кооперативами было предоставлено 711 млн. руб. субсидируемых займов, коммерческими банками – 725 млн. руб. субсидируемых кредитов). Значительные объёмы субсидируемых займов были предоставлены кредитными кооперативами в Ростовской, Нижегородской, Липецкой областях, Краснодарском и Забайкальском краях.

Несмотря на кризис, кредитные кооперативы не сократили масштабы своей деятельности в рамках Госпрограммы. Роль СКПК в кредитовании малых форм хозяйствования в сельской местности довольно велика – в 2009 г. их доля составила 6,6 % (в в 2008 г. - 6,3 %) (см. табл. 1).

Таблица 1. Объём кредитов (займов), полученных малыми формами

хозяйствования в 2009 г.

Наименование мероприятия

Объем кредитов (займов)

Поступило кредитных средств (займов) на ссудный счет заемщика в 2009 г.

в том числе по кредитным организациям

ОАО Россель хозбанк

Сбер- банк России

прочие банки

кредитные кооперативы

Кредиты (займы), полученные на развитие малых форм хозяйствования, млн. руб.

41 809

31 788

6 934

352,5

2 734

%

100

76,1

16,6

0,1

6,6

Источник: Минсельхоз России, Форма ГПС-20.

Более быстрыми темпами система кредитной кооперации развивается там, где она поддерживается администрациями субъектов РФ (муниципальных образований) в рамках реализации региональных (муниципальных) программ. Однако вклад этих органов фактически сводится к вопросам консультирования, проведения разъяснительной работы и предоставлению помещений. Анализ региональных программ развития сельского хозяйства показал, что субъекты Федерации в основном поддерживают развитие сельскохозяйственных кооперативов в рамках мероприятий, очерченных Госпрограммой, т.е. предоставляются субсидии на возмещение части процентной ставки по взятым кредитам. Специфические региональные меры по поддержке сельскохозяйственных кооперативов сводятся к пяти основным направлениям:

- укрепление материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов (субсидирование покупки техники и оборудования), их организационное обустройство и консультационное обслуживание;

- обучение и повышение квалификации специалистов сельскохозяйственных кооперативов, их участие в семинарах, на курсах, конференциях; выпуск нормативной и правовой литературы и другое информационное обеспечение кооперативов;

- субвенции сельскохозяйственным кредитным кооперативам на пополнение фонда финансовой взаимопомощи для предоставления займов членам кооператива;

- формирование залогового обеспечения и предоставление гарантий по кредитам и займам, получаемым сельскохозяйственными потребительскими кооперативами в кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных кооперативах;

- предоставление на безвозмездной основе или для приобретения в собственность неиспользуемых сельскохозяйственными организациями земельных ресурсов, производственных и инженерных объектов, машин и оборудования.

В числе основных препятствий для развития кооперации необходимо назвать недокапитализацию кооперативной базы и проблемы со сбытом продукции. Кроме того, кооперативы жалуются на отсутствие или слабую помощь администраций разного уровня, несовершенство правовой базы, недостаток квалифицированных кадров, слабое желание к кооперированию со стороны сельхозпроизводителей. Остальные ограничения – недостаток методической литературы, конкуренция со стороны банков, проблемы с налоговыми органами называются представителями кооперативов, но не являются существенными[11]. Тем не менее большинство опрошенных экспертов из числа руководителей и специалистов кооперативов[12] считают, что перспективы развития сельскохозяйственной кооперации хорошие (32%), очень хорошие (3%) или удовлетворительные (45%). Один из экспертов из Курганской области в интервью выразил точку зрения следующим образом: «Несомненно, за кооперацией будущее, но вот сельхозпроизводителя в этом, к сожалению, пока никто не убедил, как ни старались. Это оказалось довольно сложным и долгим процессом. Хотя условия для создания и развития кооперативов есть».

С нашей точки зрения, поддержке сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов как финансовой организации, максимально приближенной к сельским заёмщикам, надо уделить особое внимание. Это может быть достигнуто за счет субсидирования части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным кредитными кооперативами в банках и фондах, и направленным на предоставление займов своим членам. Такая практика уже предусмотрена в рамках поддержки субъектов малого предпринимательства, реализуемых Минэкономразвития России. Однако поддержка эта распространена далеко не во всех регионах России. Кроме того, в действующем порядке введены существенные ограничения: кредитные кооперативы должны предоставлять займы только субъектам малого предпринимательства, которыми не являются граждане, ведущие личное подсобное хозяйство. Поэтому представляется необходимым ввести указанную меру поддержки через Минсельхоз России.

Целесообразно также осуществлять поддержку для пополнения оборотных фондов сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Это может быть решено за счет предоставления субсидий из областных бюджетов на формирование фондов финансовой взаимопомощи кредитных кооперативов в расчете на рубль паевых взносов, вносимых членами кооперативов. В некоторых субъектах РФ такая практика уже получила распространение и подтвердила свою эффективность. Например, в Ярославской области из областного бюджета на пополнение фонда финансовой взаимопомощи направляется целевое финансирование на беспроцентной и безвозмездной основе, которое за 2004–2009 гг. составило 26,5 млн. руб., а по действующей в Ярославской области Программе развития сельского хозяйства на 2007–2011 гг. кредитным кооперативам намечено оказать поддержку в сумме 75,7 млн. руб.[13]

Кроме того, в Госпрограмме в качестве меры финансовой поддержки желательно предусмотреть ассоциированное членство Россельхозбанка в сельскохозяйственных кредитных кооперативах второго и третьего уровней (как это уже было предусмотрено в Приоритетном национальном проекте). В настоящее время Россельхозбанк вошёл ассоциированным членом в паевые фонды 85 СКПК. В 2009 г. инвестиции в форме взноса Россельхозбанка как ассоциированного члена были произведены в паевые фонды 12 кредитных кооперативов в размере 45 млн. руб., что значительно меньше, чем за 2 года реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» – 636 млн. руб.

Для поддержки перерабатывающих и снабженческо-сбытовых кооперативов следует ввести в Госпрограмму мероприятия по субсидированию до 50% вложений в формирование и расширение материально-технической базы перерабатывающих и снабженческо-сбытовых кооперативов. Субсидии целесообразно выделять в равных долях из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предоставлять их на конкурсной основе.

Оказывая поддержку сельхозкооперации, государство решает сразу несколько проблем. Во-первых, у мелких товаропроизводителей появляется гарантированный канал сбыта собственной продукции и приобретения необходимых для развития ресурсов. Во-вторых, предоставление субсидий и субвенций кооперативам производителей оказывает воздействие на развитие инфраструктуры рынка, которую смогут использовать все малые формы в АПК. В-третьих, решаются проблемы не только повышения эффективности сельского хозяйства, но и сохранения и развития сельских территорий. В связи с этим потенциальная роль укрепления системы сельскохозяйственной потребительской кооперации в настоящее время весьма высока.



[1] В советское время единственным видом кооператива в сельском хозяйстве был колхоз, но это была кооперация в производственной сфере.

[2] См. труды учёных-аграрников И.Н. Буздалова, Г.И. Шмелёва, З.Н. Козенко, И.В. Палаткина и др.

[3] В.Я. Узун, В.А. Сарайкин, Е.А. Гатаулина. Классификация сельскохозяйственных производителей на основе данных Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года. – М.: ВИАПИ им. А.А. Никонова, ЭРД, 2010 – 229 с.

[4] Там же, С. 95.

[5] В каждую из этих групп могут входить как хозяйства граждан, включая КФХ, так и сельскохозяйственные организации.

[6] Виноградова И.Н. А.В. Чаянов о сельскохозяйственной кооперации в период новой экономической политики // Аграрная Россия. – 2004. - № 3. – С. 37-41.

[7] В 2010 г. курс доллара США к рублю колебался вокруг 30 руб.

[8] Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2009 году Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы».

[9] Анализ современного состояния сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации в России/ Под ред. д.э.н. Пахомова В.М, к.э.н. Рассказова А.Н, к.с-х.н Медведевой Н.А. – М.: ФГНУ «Росинформагротех, 2008 – С.19.

[10] Мониторинг реализации государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, ВИАПИ им. А.А. Никонова (далее – Мониторинг).

[11] «Мониторинг осуществления Госпрограммы (2008-2009 гг.)» - М.:Колос. - 2010. – 424 с.

[12] Экспертные интервью в ходе мониторинга реализации Госпрограммы.

[13] В. Филиппов. Роль федеральных и региональных органов власти в создании условий для развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов. // Сельский кредит. - 2009. - № 9/10 (140). – С. 2-5.



Назад в раздел