Вид публикации: Статья
Год: 2011
Издательство: //МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ. - № 4.
Целевое назначение: Научное
Автор(ы): ЯНБЫХ Р.Г.
Статус: завершенный
Наименование: УРОКИ FARM CREDIT SYSTEM ДЛЯ ЗАРОЖДАЮЩЕЙСЯ СИСТЕМЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ КРЕДИТНОЙ КООПЕРАЦИИ В РОССИИ
Объем (п.л.): 0.8
Формат: обычная
PDF-файл: http://www.viapi.ru/download/2015/30713.pdf


Янбых Р.Г.


В начале XX века классик отечественной кооперативной мысли А.В. Чаянов писал, что «…трудовая коммуна всегда … слабее трудового кооперированного хозяйства» и «…кооперация должна создавать новые формы сельского хозяйства, сцеплять, что было недоступно силе и капиталу, …объединить в коллективы отдельные мелкие сельские хозяйства, соединить отдельные звенья в одно целое..»[1]. Справедливость этого высказывания стала особенно очевидна в начале 90-х годов после появления в аграрной экономике новых активных игроков – крестьянских (фермерских) хозяйств и других мелких хозяйств населения. Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» 1995 года создал предпосылки для возрождения системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, успешно развивавшейся в России до революции, но прекратившей своё существование после НЭПа.

Предполагалось, что кооперативы по снабжению, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции помогут образовавшимся в ходе аграрной реформы крестьянским (фермерским) и другим мелким хозяйствам в продвижении их продукции на рынок. Однако сельскохозяйственная потребительская кооперация, за исключением кредитной, развивалась очень медленно. Роль сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов невозможно переоценить, так как долгое время – с начала 90-х годов до 2007 г., – они являлись единственной структурой, обеспечивающей доступ сельского населения к заёмным средствам. Развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов получило новый импульс после включения их в качестве одного из главных приоритетов развития сельского хозяйства и сельской местности в национальный проект «Развитие АПК» и в Государственную программу развития сельского хозяйства на 2008–2012 гг. (Госпрограмма).

Кооперативный кредит в аграрном секторе имеет многовековую историю. В зарубежных странах система сельскохозяйственных кредитных кооперативов и их банков превратилась в надёжный источник кредитования фермеров и сельской инфраструктуры.

В этой связи представляется необходимым вновь обратиться к опыту США, где почти 100 лет успешно работает кооперативная система фермерского кредита. Мы позволим себе кратко напомнить её историю.

Farm Credit System (Система кредитования фермеров США – СКФ) была создана по инициативе Конгресса США в 1916 г. для того, чтобы обеспечить сельское хозяйство надежным источником кредита. Первое упоминание о СКФ можно найти в 1908 г., когда президент Теодор Рузвельт создал специальную Комиссию по изучению жизни в сельской местности (Country Life Comission). В то время займы, предоставляемые коммерческими банками сельскому хозяйству, если и были доступны, то лишь на краткосрочных условиях и под недоступный процент. До 1913 г. американским банкам вообще законодательно запрещалось давать кредиты сроком более чем на 5 лет. Первые выводы Комиссии гласили: "отсутствие условий для кредитования сельского хозяйства на доступных для фермеров началах". Именно после этого в течение нескольких лет и даже декад правительственная Комиссия разрабатывала основы кредитной системы для сельских районов.

По поводу принятия закона в Конгрессе велись широкие дебаты о том, какой именно должна быть американская система кредитования сельского хозяйства. До принятия решения было обсуждено более 100 предложений, которые можно формализовать в виде трех основных подходов к проблеме[2]:

* Маленькие, независимые земельные банки, создание которых пользуется поддержкой государства (не финансовой); частный капитал. Сторонники этой концепции особо выделяли отсутствие правительственных субсидий; но критики возражали, что именно это ориентирует деятельность владельцев банка на достижение максимально возможной прибыли, и снижение процентной ставки для фермеров снова будет недоступным.

* Двенадцать федеральных земельных банков являются собственностью самих заемщиков; часть средств принадлежит правительству; финансирование осуществляется посредством частной покупки кредитов, освобожденных от налогов. Сторонники кооперативной структуры указывали на удешевление процентной ставки для заемщиков; критики не одобряли спонсорство государства и последующие за этим затраты.

* Прямые государственные ссуды фермерам, приветствуемые организациями сельскохозяйственных производителей, но категорически отвергаемые большинством политиков.

Дебаты продолжались в течение всего 1914 г. и привели к созданию в 1915 г. Совместного Комитета по Сельским Кредитам, в результате деятельности которого и появился компромисс 1916 г.

Законодатели выбрали кооперативную кредитную структуру, базирующуюся на 12 Федеральных земельных банках. Правительство США выделило 125 млн. долл. стартовых денег из бюджета, которые были переданы СКФ через частных инвесторов[3]. В 1923 г. были созданы Посреднические Федеральные банки, а в 1933 г. появились Ассоциации производственного кредитования. В том же 1933 г. были организованы банки для кооперативов и главное регулирующее звено Системы - Администрация по делам фермерского кредита.

Создание СКФ совпало по времени с началом первой мировой войны - периода, весьма благоприятного для американских фермеров, поскольку Европа как никогда нуждалась в продовольствии. Но в послевоенные годы цены на сельскохозяйственную продукцию пошли вниз, и фермеры Америки снова стали испытывать дефицит в краткосрочных кредитах.

В 1940 г. начата, а в 1968 г. закончена кампания по выплате всех видов займов, предоставленных государством. С этого момента все средства СФК стали принадлежать ее членам. В 1971 г. был утвержден Акт о сельскохозяйственном кредите и переизданы Уставные документы СФК 1933 г. с учетом современных потребностей. Акт 1971 г. и Дополнения к нему 1980 г. значительно расширили спектр предоставляемых Системой услуг.

В конце 80-х годов Конгресс выпустил несколько законодательных актов, по которым:

1. Администрация по делам кредитования фермеров стала полностью независимой, неправительственной организацией.

2. Временно и в ограниченных размерах была открыта гарантированная правительством кредитная линия, доступ в которую возможен только рез частные институты финансового рынка.

3. Для сокращения риска был выработан набор обязательных стандартных ограничений деятельности внутри СФК.

4. За счет ежегодных отчислений банков Системы был сформирован Страховой фонд СФК.

5. Структурным элементом Системы стала Федеральная Корпорация по Финансированию Банков, в обязанности которой входит продажа цеж бумаг СФК.

6. Принято решение о консолидации банков. Если в конце 80-х в систему входило 37 банков и более, чем 1000 ассоциаций заемщиков, то в 1994 г. СФК была представлена 9 банками и 232 местными ассоциациями. К 1 апреля 1994 г. последние 4 банка СФК вернули свои долги государству (на 10 лет раньше срока), предоставленные в неблагоприятные 80-е годы.

Общий надзор осуществляется независимым государственным органом - Ассоциацией фермерского кредита. В момент создания СФК Правительство США предоставило начальный капитал, необходимый для работы системы на первом этапе. Одновременно были предусмотрены и меры по постепенному погашению задолженности фермерами-членами СФК. Последние несколько лет система работает исключительно за счет самих фермеров.

Несмотря на то, что на начальной стадии СФК развивалась только усилиями правительства, она является частной собственностью входящих в нее банков и ассоциаций, которые владеют ею на кооперативной основе. Являясь членами СФК, фермеры и их кооперативы руководят деятельностью Системы через выборный Совет директоров. Таким образом, СФК есть система банков и их ассоциаций в форме кооперативов, которые принадлежат и управляются избранным пайщиками Советом директоров.

В настоящее время СКФ состоит из 5 Банков (CoBank, AgFirst, Agribank, Texas, AgBank), кредитующих фермеров (см. табл. 1), которые обеспечивают предоставление фондов 232 локальным ассоциациям заемщиков. Именно локальные ассоциации размещают кредиты среди сельских клиентов.

Локальные ассоциации делятся на 4 типа:

FederalLandBankAssociations (FLBA) - федеральные земельные банковские ассоциации - 72 отделения по всей стране.

ProductionCreditAssociations (PCA) - ассоциации производственного кредитования - 69 отделений по всей стране.

FederalLandCreditAssociations (FLCA) - федеральные земельные кредитные ассоциации - 31 отделение по всей стране.

AgriculturalCreditAssociations (ACA) - ассоциации по сельскохозяйственному кредитованию - 60 отделений по всей стране.

FLBA, FLСА, в основном, обеспечивают потребность в долгосрочном кредитовании, а РСА - в краткосрочном. В некоторых районах эти виды ассоциаций объединены в АСА, которые занимаются как кратко-, так и долгосрочным кредитованием.

Кроме этого, существует отдельный Банк для Кооперативов (10 лет назад таких банков было 2) - Bank for Cooperatives (СоВаnК), созданный специально для обслуживания кредитных сельскохозяйственных кооперативов, систем электрической и телефонной связи, систем водоснабжения и канализации. Он также финансируют экспорт сельскохозяйственной продукции.

Таблица 1

Информация об основных результатах финансовой деятельности банков, входящих в СФК, в 2010 году, тыс. долларов США

Общие активы

Общий долг

Дебиторская задолженность

Инвестиции

Прибыль

Капитал

AgFirst

29.983.077

20.878.895

183.748

8.776.541

1.148.121

2.033.136

AgriBank

68.570.965

56.960.700

100.999

10.753.801

1.987.087

3.538.698

CoBank

60.294.520

46.467.426

240.417

12.167.905

2.069.242

4.371.376

Texas

14.188.082

10.609.625

140.115

3.479.287

455.540

1.223.900

U.S. AgBank

25.017.061

19.873.117

8.209

4.880.941

685.894

1.333.734

Всего

198.053.705

154.789.763

673.488

40.058.475

6.345.884

12.500.844

Источник: Farm Credit System Call Report as of January 31, 2011, www.fca.org

В конце 2010 года[4]появилась информация о том, что 2 крупнейших банка СКФ – базирующийся в Денвере, Колорадо CoBank с $60-миллионными активами (см. табл. 2) и U.S. AgBank с $20- миллионными активами (Вичита, Канзас), собираются осуществить процедуру слияния в течение 2011 года. Объединённый банк продолжит работу под именем CoBank и обеспечит доступ к кредитам более 70 тыс. Фермеров, ранчеров и других сельских заёмщиков через банковские ассоциации СКФ в 23 штатах.

В настоящее время СКФ предоставляет 37 % всего сельского кредита США (коммерческие банки – 46 %, страховые компании – 5 %, USDA’S Farm Credit Service – 2 %, индивидуальные компании и другие источники кредита – около 10 %)[5]. По данным СКФ на конец 2010 г. членам-заёмщикам было выдано кредитов на сумму, превышающую 168 млрд. долларов США (табл. 2).

Таблица 2.

Финансовые индикаторы Системы Кредитования Фермеров, ежегодные сравнения, тыс. долларов США

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Объём общего долга

106,272,000

123,436,000

142,906,000

161,423,000

164,830,000

168,484,000

Просроченный долг с процентами

600,000

615,000

621,000

2,416,000

3,535,000

3,741,000

Просроченный долг/Общий Долг

0.56%

0.50%

0.43%

1.50%

2.14%

2.22%

Бонды и облигации

113,576,000

134,466,000

155,295,000

179,769,000

178,358,000

179,873,000

Капитал/Активы

16.28%

15.00%

14.17%

12.65%

13.90%

14.98%

Прибыль/Активы

13.30%

12.25%

11.52%

10.80%

11.49%

12.18%

Чистый доход

2,096,000

2,379,000

2,703,000

2,916,000

2,850,000

949,000

Возврат на активы

1.58%

1.56%

1.53%

1.41%

1.32%

1.62%

Возврат на капитал

9.38%

9.99%

10.38%

10.70%

9.86%

11.04%

Норма чистой прибыли

2.58%

2.48%

2.43%

2.41%

2.65%

2.81%

Источник: Farm Credit System Call Report as of January 31, 2011, www.fca.org

Сегодня СКФ является основным источником кредитования покупки недвижимого имущества и деятельности фермерских кооперативов, а также финансирования развития систем электрической и телефонной связи в сельской местности. Одновременно СФК ссужает средства на покупку частных домов, на поддержание систем водоснабжения и канализации, развитие предприятий переработки и сбыта, а также предоставляет широкий спектр финансовых услуг. Среди ее клиентов 75% составляют индивидуальные фермеры и 25% - корпорации, которые нередко состоят из 2-3-х фермеров.

СФК предназначена для обеспечения бесперебойного притока капитала национального рынка денег в сельскую Америку и в отличие от коммерческих банков, не имеет права брать депозиты. Еще одной ее особенностью является отсутствие постоянных паенакоплений среди клиентов, поскольку доля пайщика существует только в период времени, в течение которого он берет кредит, и составляет 2-5% от его общей суммы. Пай увеличивается или уменьшается в зависимости от величины кредита и полностью возмещается в момент выплаты долга. На счету клиента в момент завершения операции остается символическая сумма в 5 долларов, дающая ему право считать себя членом СФК и пользоваться ее услугами. При этом активы СФК считаются кооперативной собственностью ее членов.

Как было указано выше, кредитные учреждения СФК являются предметом тщательного аудита и контроля со стороны независимого федерального агентства - Администрации по делам фермерского кредита (Farm Credit Administration (FСА). Три члена Совета директоров Администрации назначаются президентом и утверждаются Сенатом.

На наблюдение и контроль за деятельностью СФК не тратится ни одного цента из средств налогоплательщиков. Невзирая на то, что Конгресс утверждает ежегодный бюджет Администрации по делам фермерского кредита, текущие немалые затраты агентства (более 41 млн. долл. в 2008 финансовом году) покрываются за счет кредитных учреждений, деятельность которых оно регулирует.

Как и другие федеральные агентства, Администрация тщательно инспектирует деятельность всех кредитных учреждений системы и имеет все полномочия запретить и прекратить их деятельность, наложить штраф, пере­местить и снять с должности директоров и других должностных лиц СФК, ввести новые обязательные формы финансовой и иной отчетности.

Самой важной организацией, обслуживающей СКФ, является Федеральная Корпорация по Финансированию Банков (Federal Farm Credit Banks Funding Corporation), которая гарантирует заемные средства с Уолл-Стрит. Они не гарантированы правительством, но подлежат страхованию Страховой Корпорацией Системы Фермерского Кредита (Farm Credit System Insurance Corporation, FCSIC), основанной исключительно для страхования банков СФК. Страховой Фонд, в свою очередь, защищен положением о том, что банки СФК "совместно и по отдельности" отвечают по всем долговым обязательствам Системы.

Основное назначение Федеральной Корпорации - продажа ценных бумаг инвесторам и размещение полученных средств среди фермеров. Инвесторы охотно покупают ценные бумаги (внесистемные облигации), выпускаемые Корпорацией, так как процент по ним выше (примерно на 0,15 %), чем по государственным облигациям. В то же время, эти ценные бумаги не менее надежны, чем государственные, поскольку негласно гарантируются правительством.

Внесистемные облигации являются в настоящее время единственными облигациями, которые выпускаются банками через Funding Corporation. Они обычно выпускаются при твердой процентной ставке, вычисленной на основе 360-дневного года. Их достоинство составляет 1000 или 5000 долл. В зависимости от потребностей финансовых институтов Системы, облигации предлагаются на продажу 12 раз в год согласно ведомственному календарю финансирования. Срок погашения облигаций - 3 мес., 6 мес. и 1 год.

Именно Федеральная Корпорация предоставляет банкам аудиторские и консультационные услуги, помогает в составлении ежеквартальных и годовых отчетов, распространяет информацию о финансовом состоянии дел СКФ.

Нелепо сравнивать мощную кредитную систему СКФ с только формирующейся сетью сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов (СКПК). Новейшей истории развития потребительской сельскохозяйственной кооперации в России в декабре 2010 г. исполнилось всего 15 лет. Что же она из себя представляет? По данным Минсельхоза России, на 1 января 2011 г. в России было создано 6654 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, из них 1195 перерабатывающих, 3688 заготовительных и снабженческо-сбытовых, 1757 кредитных. Не все кооперативы функционировали: в 2010 г. не работало 31,4% кредитных, 36,9% перерабатывающих, 32,3% снабженческих и сбытовых кооперативов, т.е. практически каждый третий кооператив. За год количество кооперативов увеличилось на 1069. Более чем по 100 стабильно работающих кооперативов создано в Волгоградской, Тюменской, Оренбургской областях, Республиках Бурятия, Татарстан, Калмыкия, Мордовия, Чувашской Республике, Краснодарском, Забайкальском и Красноярском крае. Лидерами кооперативного движения по численности являются Пензенская область – 1144 работающих сельскохозяйственных потребительских кооператива и Республика Саха (Якутия) – 214 (77% - СКПК). В некоторых субъектах Российской Федерации объёмы кредитования, предоставляемые кредитными кооперативами малым формам хозяйствования, сопоставимы с банковскими (например, в Тюменской области в 2010 г. кредитными кооперативами МФХ было предоставлено 489 млн. руб. займов, коммерческими банками – 344 млн. руб.). Значительны объёмы займов, предоставляемых малым формам кредитными кооперативами Астраханской, Волгоградской, Кемеровской, Самарской, Саратовской областей, Краснодарского края (более 100 млн. руб. в год)[6].

В настоящее время сельскохозяйственная кредитная потребительская кооперация представлена в 78 субъектах Российской Федерации, в более чем 1000 сельских поселений. Членская база сельской кредитной кооперации составляет около 200 тыс. пайщиков, активами превышают 10 млрд. руб.

Сформировалась 3-х уровневая система сельскохозяйственной кредитной кооперации в России. В 34 субъектах Российской Федерации кредитными кооперативами первого уровня созданы региональные кооперативы 2-го уровня. В 2004 г. по инициативе региональных кооперативов был создан Межрегиональный сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив «Народный кредит» (кооператив 3-го уровня). В настоящее время в нем насчитывается 17 членов - кооперативов 2- го уровня, в состав которых входят 293 кредитных кооператива первого уровня. В 2009 г. в Астраханской области был зарегистрирован межрегиональный кооператив 3-го уровня сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Более быстрыми темпами система кредитной кооперации развивается там, где она поддерживается администрацией субъекта Российской Федерации в рамках региональных программ (см. табл. 3).

Таблица 3. Группировки субъектов Российской Федерации по направлениям поддержки развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов

Меры

Субъекты РФ, в которых осуществляется финансирование данных направлений поддержки из регионального бюджета

Пополнение фондов финансовой взаимопомощи кредитных кооперативов.

Астраханская, Вологодская. Калужская, Нижегородская, Пензенская, Ростовская, Тюменская, Ярославская, области, Республика Адыгея, Республика Саха (Якутия), Республика Калмыкия, Республика Марий-Эл, Забайкальский, Краснодарский и Красноярский края.

Субсидирование части процентной ставки по кредитам, взятым в коммерческих банках и других кредитных организациях (в том числе по программе поддержки малого предпринимательства Минэкономразвития).

Вологодская, Волгоградская, Липецкая, Пензенская, Ростовская, Саратовская, Ярославская области, Краснодарский край, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Калмыкия, Республика Марий-Эл, Республика Чувашия.

Формирование залогового обеспечения и предоставление гарантий по кредитам и займам, получаемым сельскохозяйственными потребительскими кооперативами в кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных кооперативах, предоставление возмещений затрат на оформление залога и гарантий.

В 77 субъектах Российской Федерации сформировано 78 гарантийных фондов на сумму более 20 млрд. руб.

Укрепление материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов (субсидирование покупки техники и оборудования, предоставление помещений для офиса, их организационное обустройство).

Астраханская, Вологодская, Ивановская, Калужская, Костромская, Липецкая, Нижегородская, Пензенская, Самарская, Тюменская области, Краснодарский край, Республика Адыгея.

Обучение и повышение квалификации специалистов сельскохозяйственных кооперативов, их участие в семинарах, на курсах, конференциях и круглых столах по обмену опытом; выпуск нормативной и правовой литературы и другое информационное обеспечение кооперативов.

Астраханская, Белгородская, Ивановская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Липецкая, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Ростовская, Самарская, Саратовская. Смоленская, Тамбовская, Тюменская, Челябинская, Ярославская, Кабардино-Балкарская Республика, Алтайский, Забайкальский, Краснодарский, Пермский края, Республика Адыгея, Республика Калмыкия, Республика Татарстан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Тыва, Республика Чувашия.

Помощь, в том числе финансовая, в организации региональных кооперативов 2-го уровня и межрегиональных кооперативов 3-го уровня.

Астраханская, Вологодская, Нижегородская, Пензенская, Ярославская области, Республика Адыгея, Республика Карелия, Республика Чувашия, Забайкальский край.

Кредитные кооперативы активно участвуют в реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы (Госпрограмма). В 2010 г. доступ к заёмным средствам получили 506 кооперативов (50 % от работающих) на сумму 1 485 млн. руб. (см. табл. 4). Среди активных участников Госпрограммы сельскохозяйственные потребительские кооперативы Белгородской, Кировской, Курской, Нижегородской, Оренбургской, Пензенской, Смоленской областей, Краснодарского края, Республик Калмыкии, Бурятии, Северной Осетии-Алании, Карачаево-Черкесской, Удмуртской, Чувашской республик.

Таблица 4. - Объём кредитов (займов), полученных малыми формами хозяйствования в 2010 г., млн. руб.

Наименование мероприятия

Объем кредитов (займов)

Поступило кредитных средств (займов) на ссудный счет заемщика в 2010 г.

в том числе по кредитным организациям

ОАО Россель хозбанк

Сбер- банк России

прочие банки

кредитные кооперативы

Кредиты (займы), полученные на развитие малых форм хозяйствования

50 771,1

37 275,0

9 697,0

717,8

3 081,3

В т.ч. ЛПХ

28 389,9

20 833,8

5 903,8

132,3

1 519,9

КФХ

17 887,2

12 865,0

3 440,8

500,3

1 081,1

СПоК

3 008,8

2 388,7

265,1

46,5

308,5

СКПК

1 485,2

1 187,4

87,3

38,7

171,8

%

100

73,4

19,1

1,4

6,1

Источник: Минсельхоз России, Форма ГПС-20.

В Госпрограмме роль СКПК по-прежнему сводится к предоставлению субсидируемых займов: члены-заёмщики могут получать субсидии на возмещение затрат на уплату процентов при оформлении займа в СКПК. Предоставление займов осуществляется как за счёт собственных средств кооперативов, так и за счет кредитов банков. Учитывая недостаточность базовой капитализации СКПК для расширения масштабов финансовой поддержки членов кооперативов, целесообразно включить СКПК в перечень получателей субсидируемых кредитов в рамках реализации Госпрограммы.

По данным Мониторинга Госпрограммы[7], проводимым ВИАПИ им. А.А. Никонова, Фонд финансовой взаимопомощи всех обследованных кредитных кооперативов в 2009 г. составил 2 млрд. 862 млн. руб. (95,4 млн. долларов США, это в 1760 раз меньше, чем в СКФ). Он был сформирован на 35 % за счёт собственных, на 65 % - за счёт привлечённых средств. Самым крупным источником формирования ФФВ стали сберегательные займы у членов кредитного кооператива (39,8 %). Важными источниками также стали собственные средства паевого фонда (29,4 %) и банковские кредиты (21,8 %).

Наиболее разнообразные источники формирования оборотного капитала представлены в кредитных кооперативах Краснодарского края, республики Бурятия, Вологодской, Волгоградской, Ростовской и Пензенской областей, которые весьма успешно используют все доступные варианты кредитования и пополнения фондов финансовой взаимопомощи. Подобная диверсификация делает работу региональных кредитных кооперативов более устойчивой.

Сопоставительный анализ функционирования системы сельскохозяйственного кредита в России и США наводит на ряд размышлений:

1. Государство всегда участвовало и участвует в предоставлении специальных кредитов для системы кооперативного кредита. В США государство выделило "скромные" пожертвования в размере 9 млн. долларов, чтобы "посеять" эти деньги для начала работы Федеральных земельных банков (долг был возвращен в 1932 г.). В период 1933 - 37 гг. государство добавило 189 млн. долларов (возврат долга состоялся в 1947 г.). В 1983 г., перед кризисом, долговые обязательства фермеров Farm Credit System составляли 86 млрд. долларов, но Farm Credit System ничего не должна была бюджету. В 1987 г. снова было выделено 4 млрд. долларов для восстановления Farm Credit System после кризиса.

В России государство также может и должно участвовать в стартовой поддержке системы сельскохозяйственной кредитной кооперации. Проблема пополнения оборотных фондов сельскохозяйственных потребительских кооперативов может быть решена за счет предоставления субсидий из областных бюджетов на формирование фондов финансовой взаимопомощи кредитных кооперативов в расчете на рубль паевых взносов, вносимых членами кооперативов. В некоторых субъектах РФ такая практика уже получила распространение и подтвердила свою эффективность. Например, в Ярославской области из областного бюджета на пополнение фонда финансовой взаимопомощи направляется целевое финансирование на беспроцентной и безвозмездной основе, которое за 2004–2009 гг. составило 26,5 млн. руб., а по действующей в Ярославской области Программе развития сельского хозяйства на 2007–2011 гг. кредитным кооперативам намечено оказать поддержку в сумме 75,7 млн. руб.[8]

Кроме того, в Госпрограмме в качестве меры финансовой поддержки желательно предусмотреть ассоциированное членство Россельхозбанка в сельскохозяйственных кредитных кооперативах второго и третьего уровней (как это уже было предусмотрено в Приоритетном национальном проекте). В настоящее время Россельхозбанк вошёл ассоциированным членом в паевые фонды 85 СКПК. В 2009 г. инвестиции в форме взноса Россельхозбанка как ассоциированного члена были произведены в паевые фонды 12 кредитных кооперативов в размере 45 млн. руб., что значительно меньше, чем за 2 года реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» – 636 млн. руб. В 2010 году данная практика, к сожалению, была прервана.

2. Для привлечения в систему сельскохозяйственной кредитной кооперации России свободных средств с финансовых рынков можно воспользоваться опытом американской Федеральной корпорации по финансированию фермерского кредита, которая выпускает специальные облигации, гарантируемые федеральным правительством. Как вариант можно разработать механизм, при котором привлечённые средства поступают не в саму систему сельскохозяйственной кредитной кооперации, а аккумулируются в специальном гарантийном фонде, предназначенном для выдачи гарантий сельскохозяйственным кооперативам, имеющим недостаточное обеспечение.

3. Представляется целесообразным не требовать от членов российских кредитных кооперативов формирование фонда финансовой взаимопомощи за счёт вносимых паёв, а воспользоваться опытом СКФ, в которой отсутствуют постоянные паенакопления, а на персональном счету клиента остается символическая сумма в 5 долларов, что дает ему право считать себя членом СКФ и пользоваться ее услугами. Данная мера позволила бы обойти недостаток средств членов-пайщиков на этапе становления сельскохозяйственной кредитной кооперации в России, и расширить базу для формирования оборотного капитала.

4. Создание внутри системы сельскохозяйственной кредитной кооперации отдельного надзорного органа. В настоящее время в России все сельскохозяйственные кооперативы, как производственные, так и потребительские, должны объединяться в саморегулируемую организацию – ревизионный союз. Ревизионным союзам тяжело надзирать за столь разнообразными типами сельскохозяйственных кооперативов. Поэтому мы предлагаем выделить из всероссийских ревизионных союзов[9] отдельный Ревизионный союз, занимающийся представительством и надзором за особой формой сельскохозяйственной кооперации - кредитной.

5. Необходимо разрешить членам сельскохозяйственных кредитных кооперативов брать кредиты на любую деятельность, способствующую сельскому развитию. В США, например, Farm Credit System предоставляет кредиты также на развитие сельской социальной инфраструктуры (электрическая и телефонная сеть, канализация, строительство дорог). Возможно также финансирование предприятий агробизнеса, если они принадлежат самим производителям.

6. В субъектах Российской Федерации, в которых основная часть сельскохозяйственной продукции производится малыми формами хозяйствования, необходимо переходить на преимущественное обслуживание сельских заёмщиков через кредитные кооперативы. При этом СКПК должны взять на себя обязанности по учёту, оформлению и выплате всех субсидий, причитающихся конкретному сельскому жителю по всем мероприятиям и программам.

Решение поставленных вопросов будет способствовать формированию системы кредитной потребительской кооперации в России, развитию и процветанию сельской местности.

(тел. +7 (495) 607-36-95; +7 916 597 48 13, эл. почта: yanbykh@mail.ru)

Аннотация: Кооперативный кредит в аграрном секторе имеет многовековую мировую историю, в том числе в России. Система сельскохозяйственных кредитных кооперативов и их банков превратилась в надёжный источник кредитования фермеров и сельской инфраструктуры в США. Использование американского опыта может способствовать возрождению сельскохозяйственной потребительской кредитной кооперации в нашей стране.

Abstract: Cooperative credit in agrarian sector has a long international history, also in Russia. The system of agricultural credit cooperatives, their associations and banks (Farm Credit System) has become a reliable source of credit for farmers and rural infrastructure in the USA. The use of American experience in Russia will contribute on the agricultural cooperation revitalization.

Ключевые слова: Сельский кредит, сельскохозяйственная кооперация, Система Кредитования Фермеров США.

Key words: Rural Credit, Agricultural Cooperation, Farm Credit System in the USA.



[1] А.В. Чаянов. Избранные произведения. – М.: Московский рабочий, 1989 – 368 с.

[2] Farm Credit System, Information Guide, 2009. – 85 p.

[3] Интересный факт: два главных разработчика законодательной базы СКФ позже стали авторами самого значительного Акта, вошедшего в историю как Акт Стигала-Гласса, регламентирующего деятельность всей банковской системы США.

[4] Farm Credit System to see Cobank, US AgBank merge, Reporting by Christine Stebbins; http://www.reuters.com/article/idUSN1625607520101216, Dec16, 2010.

[5] USDA's Economic Research Service, 2010.

[6] Материалы Коллегии Минсельхоза России, февраль 2011 г.; форма ГП-30р, собственные расчёты автора.

[7] Мониторинг осуществления Госпрограммы (2008-2009 гг.): - М.: « Колос», 2010. – 440 с. - С.262-297.

[8] В. Филиппов. Роль федеральных и региональных органов власти в создании условий для развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов. // Сельский кредит. - 2009. - № 9/10 (140). – С. 2-5.

[9] В настоящее время существует 2 общероссийских ревизионных союза кооперативов – РСО «Агроконтроль» и СРО «Чаянов».



Назад в раздел