Вид публикации: Статья
Год: 2011
Издательство: ЭКОНОМИКО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РОССИИ В ОКТЯБРЕ 2011 Г. – НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК ИЭПП ИМ. Е.Т.ГАЙДАРА.
Целевое назначение: Научное
Автор(ы): ЯНБЫХ Р.Г.
Статус: завершенный
Наименование: ОБ УРОВНЕ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬХОЗПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ В РОССИИ
Объем (п.л.): 0.4
Формат: обычная
PDF-файл: http://www.viapi.ru/download/2015/30707.pdf


Янбых Р.Г.


По расчётам ОЭСР, коэффициент поддержки российского сельского хозяйства (PSE[1]) составил в среднем за 2008-2010 гг. 22% и превысил средний по странам-членам ОЭСР. Учитывая, что в ближайшее время Россия вступает как в ОЭСР, так и в ВТО, необходимо стремиться к использованию мер поддержки, наименее искажающих рынок. Проект новой Госпрограммы по развитию сельского хозяйства на 2013-2020 гг. отчасти исправляет сложившееся положение.

Принято считать, что российские сельскохозяйственные товаропроизводители, в отличие от своих европейских и североамериканских коллег, страдают от недостаточной поддержки государством. Так ли это?

Опубликованный в сентябре 2011 года обзор Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по сельскохозяйственной политике в странах ОЭСР и развивающихся экономиках в 2008-2010 гг. опровергает это мнение[2].

Ключевые положения оценки аграрной политики в России экспертами ОЭСР сводятся к следующему[3]:

1. С середины 90-х поддержка сельхозпроизводителей возросла до уровня, превышающего на 2 % текущий уровень поддержки стран-членов ОЭСР (22% PSE против 20 %, рис. 1)[4]. Это отражает ужесточение таможенно-тарифной политики на ключевые продукты импорта, а также возросшие бюджетные трансферты в сектор.

20130116-ss-00001.jpg

Источник: ОЭСР.

Рис. 1. Уровень поддержки сельского хозяйства в странах ОЭСР и развивающихся экономиках.


2. Поддержка аграрного сектора за последние 3 года была направлена, в основном, на импортозамещение. Особое внимание уделялось инвестициям в сектор животноводства и его защите от импорта. Последние скачки цен на продовольствие заставили задуматься о чрезмерной зависимости от импорта и, как следствие, привели к решению увеличить производство и потребление отечественной продукции. В то же время введение запрета на экспорт зерна сезона 2010/11 годов снизило стимулы для его производителей и имело существенное влияние на рост мировых цен.

3. Заданные цели аграрной политики достигались в значительной степени за счёт налогоплательщиков и потребителей, а также за счёт трансфертов от растениеводства к животноводству. Большая часть поддержки касалась субсидирования цен и реализации сельхозпродукции, а также покупки ресурсов для производства, что является наиболее искажающими формами поддержки.

4. Недавнее увеличение поддержки аграрного сектора напрямую связано с предоставлением значительной по объёмам компенсации по потерям урожая 2009-2010 гг. Глобальный экономический кризис 2009 г. и засухи, особенно сильная в 2010 г., привели к дополнительным пролонгациям и реструктуризациям долга.

5. Помощь ad hoc хоть и была продиктована чрезвычайными обстоятельствами, породила будущие риски и проблемы. Реструктуризация долгов по сельскохозяйственным кредитам не только увеличила их объёмы, но и породила «спираль» выплаты субсидий по процентам на кредит. Из-за увеличения пропорции бюджета Госпрограммы, направленной на возмещение процентных субсидий (в рамках направления «Достижение финансовой устойчивости», см. рис. 1), были уменьшены ассигнования на улучшение земель, устойчивое сельское развитие, сельскую инфраструктуру, консультационные и прочие услуги сельхозпроизводителям[5]. Но остановить данную тенденцию в рамках заканчивающейся Госпрограммы 2008-2012 гг. вряд ли удастся, во-первых, из-за возросших обязательств бюджета по субсидиям, во-вторых, бюджет на ближайшие 3 года уже принят.

20130116-ss-00002.jpg

Источник: данные Минсельхоза России.

Рис. 2. Запланированные и фактические бюджетные ассигнования на различные направления Госпрограммы по развитию сельского хозяйства 2008-2012 гг.

На преодоление негативных тенденций направлена новая восьмилетняя Государственная программа по развитию сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции до 2020 года (Госпрограмма), проект которой в настоящее время активно обсуждается в Минсельхозе России и экспертном сообществе.

В качестве целей и задач новой Госпрограммы определены[6]:

- устойчивое развитие сельских территорий, создание благоприятных и привлекательных социальных условий жизни сельского населения, включая жилищные условия, здравоохранение, образование, дорожно-транспортную и иную инфраструктуру;

- обеспечение уровня доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей, достаточного для расширенного воспроизводства сельскохозяйственной продукции и поддержания их финансовой устойчивости и конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках;

- модернизация и переход к инновационной модели развития АПК, ускоренное освоение современных достижений науки и техники, позволяющих повышать производительность труда, снижать ресурсоемкость производства продукции;

- воспроизводство и повышение эффективности использования земельных и других природных ресурсов;

- развитие малых форм хозяйствования и кооперации как важного фактора роста доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей и обеспечения их доступа на агропродовольственный рынок;

- информационное обеспечение участников агропромышленного сектора экономики, а также предоставление государственных услуг в электронном виде,

- наращивание экспортных ресурсов зерна и других видов сельскохозяйственной продукции с целью расширения участия России на мировом продовольственном рынке.

Действительно, в варианте проекта Госпрограммы от 29 августа 2011 г.[7] ассигнования на мероприятия по улучшению земель и сельскому развитию увеличиваются в 7,5 раз, а на субсидирование процентной ставки по кредитам – менее чем в 2 раза по сравнению с предыдущей Госпрограммой. Увеличивается набор мер, наименее искажающих рынок, например, часть субсидий будет распределяться погектарно и на голову скота и не привязываться к производству единицы сельскохозяйственной продукции. Однако 41 % из планируемых 2 трлн. 113 млрд. руб. поддержки будет осуществляться через компенсацию стоимости ресурсов и поддержку рыночных цен.

Российская сельскохозяйственная политика находится на перепутье. Вступление в ВТО вводит в силу некоторые обязательства по сокращению наиболее искажающих мер поддержки. Учитывая тот факт, что действующая Государственная программа по развитию сельского хозяйства, регулированию рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия заканчивается в 2012 году, а в настоящее время готовится новая, текущий момент представляется исключительно благоприятным для переориентирования господдержки с субсидирования цен и ресурсов для производства на инвестиции в долгосрочное развитие, повышающее его устойчивость, эффективность и конкурентоспособность, а также укрепление институциональной среды.



[1] PSE – Producer Support Equivalent – коэффициент поддержки производителей, равный отношению общей государственной поддержки (сумма годовых трансфертов от потребителей и налогоплательщиков сельхозпроизводителям, вычисленная в ценах производителя) к стоимостной оценке валовой продукции сельского хозяйства без повторного счёта. Этот показатель считается универсальным для сопоставительной оценки уровня поддержки сельского хозяйства в разных странах.

[2] Хотелось бы отметить, что обзор представляет собой не инсинуации западных специалистов, а результат совместного труда российских экспертов и секретариата по сельскохозяйственной политике ОЭСР, а все расчёты основаны на официальных данных, представленных Минсельхозом России.

[3]Agricultural Policy Monitoring and Evaluation 2011:
OECD Countries and Emerging Economies.Country chapter: Russia. http://www.oecd.org/document/30/0,3746,en_2649_37401_48714398_1_1_1_37401,00.html

[4] Справочно: Уровень поддержки существенно различается по странам-членам ОЭСР. Самый низкий – в Новой Зеландии (1%), Австралии (3%) Чили (4%) и США (9%). Европейский Союз значительно сократил уровень поддержки (22% от выручки ферм), но остаётся выше среднего (20 %). Наиболее высокий уровень в Южной Корее (47%), Исландии (48%), Японии (49%), Швейцарии (56%) и Норвегии (60%).

[5] из-за роста переходящих бюджетных обязательств по субсидированию процентных ставок по привлеченным кредитам в 2010-11 гг. более чем в 3 раза были вынужденно сокращены расходы на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года».

[6] Министр сельского хозяйства России Е.Б. Скрынник. Выступление на пленарном заседании Госдумы, 15.06.2011, г.Москва. www.mcx.ru



Назад в раздел