Вид публикации: Статья
Год: 2011
Издательство: ЭКОНОМИКА, ТРУД, УПРАВЛЕНИЕ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Целевое назначение: Научное
Автор(ы): ОГАРКОВ С.А.  / ОГАРКОВ А.П.
Номер: 1(6)
Статус: завершенный
Наименование: ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ МАССОВОГО СЕЛЬСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
Ключевые слова: износ основных фондов, национальная необходимость их воспроизводства, организация сельскохозяйственных строительных кооперативов, эффективность управления массовым сельским строительством на кооперативной основе
Краткое содержание: Статья посвящена анализу состояния сельских зданий и сооружений обоснованию необходимости воспроизводства основных фондов села, концепции развития капитального строительства на сельских территориях путем организации сельскохозяйственных потребительских строительных кооперативов на разных уровнях управления.
Объем (п.л.): 0.5/0.4
Формат: обычная
PDF-файл: http://www.viapi.ru/download/2015/30669.pdf


ОГАРКОВ А.П., доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент и советник Россельхозакадемии, тел.: 8 (495) 608-07-50
ОГАРКОВ С.А., кандидат экономических наук, преподаватель Московской финансово-юридической академии, тел.: 9 (903) 687-84-43, email: ogarkovsa@mail.ru


Современное состояние основных фондов сельского хозяйства характеризуется высокой степенью износа. По сельским зданиям и сооружениям износ составляет в среднем 65 — 70%, а по оборудованию — 80% и более. По нормативам при 50% износе объекты подлежат капитальному ремонту или замене, но из-за отсутствия необходимых инвестиций и сельской строительной базы это не производится. Многие здания и сооружения находятся в ветхом и аварийном состоянии, а также в стадии просроченного незавершенного строительства — «долгостроя».

В видовой структуре основных фондов здания и сооружения, оборудование, скот рабочий и продуктивный занимают наибольшую часть (свыше 50%). Причем, по годам их доля увеличивается (таблица 1).

Ежегодное выбытие основных фондов значительно опережает их ввод. Ненадежность инженерных сооружений проявилась, например, в недавние новогодние массовые отключения электроэнергии из-за недоучета при проектировании возможных внешних перегрузок и состояния электросетей, трансформаторов, не выдержавших временных природных нагрузок — снежных заносов и оледенения.

Большинство сельских населенных пунктов не имеют комплексного обустройства, и объекты общего пользования социальной сферы (учреждения здравоохранения, образования, культуры, торговли, бытового обслуживания и др.) находятся за пределами нормативных радиусов доступности. Из 155 тысяч сельских населенных пунктов комплексно обустроены в годы плановой экономики около 20 тысяч (в них имеются необходимые объекты соцкультбыта), и еще 40 тысяч обустроены частично, а свыше 90 тысяч малых сельских населенных пунктов не вовлечены в этот процесс. По статистической переписи 2002 г. в стране было 13 086 деревень без постоянно проживающего населения, а к настоящему времени дополнительных таких деревень-призраков свыше 10% от общего числа сельских населенных пунктов.

За годы рыночных преобразований практически разрушен сельский строительный комплекс, необходимый для воспроизводства основных фондов, создания достойных условий для жизнедеятельности сельского населения. Национальная потребность развития массового сельского строительства, наряду с вышеизложенным, обусловлена следующими основными положениями.

Таблица 1. Видовая структура основных фондов сельскохозяйственных организаций (в %)

Виды
фондов

В среднем за период

Год

1991-1995

1996-2000

2001-2005

2006

2007

2008

2009

Основные фонды всего, в том числе

100

100

100

100

100

100

100

Здания и сооружения

65,84

74,2

65,86

53,3

47,1

42,2

39,8

Машины и оборудование

20,24

16,82

21,36

30,8

35,9

40,4

42,9

Транспортные средства

5,06

3,8

4,46

5,4

6,0

6,8

7,1

Скот рабочий и продуктивный

5,84

2,82

5,48

7,3

7,9

7,6

7,5

Прочие

3,02

2,36

2,84

3,2

3,1

3,0

2,7


  1. Обеспечением предусмотренной Конституцией Российской Федерации территориальной целостности Российского государства, что требует освоения отдаленных малозаселенных территорий при первоочередной развитии сельского строительства Застройка и освоение малозаселенных территорий устраняет угрозу экспансии со стороны перенаселенных сопредельных государств.
  2. Необходимостью выполнения конституционных гарантий в обеспечении равных условий жизнедеятельности сельского и городского населения страны, предусмотренных в девяти статьях Конституции России. Эти различия наиболее остро проявляются (в ущерб сельскому населению) в уровне оплаты труда занятых в сельском хозяйстве, многократно в отношении наличия и доступности к учреждениям общественного назначения. Очевидно, что непременным условием устранения этих диспропорций являются восстановление и массовое развитие сельского капитального строительства.
  3. Реализацией Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» от 29 декабря 2006 г., № 264-ФЗ, и «Государственной программы развития сельского хозяйства, регулирования рынков сырья и продовольствия на 2008 — 2012 годы».
  4. Обеспечением гарантированной продовольственной безопасности и снабжения населения основными продуктами отечественного сельхозпроизводства. Доктриной продовольственной безопасности России предусмотрено довести объемы отечественного российского сельхозпроизводства по мясу, молоку и другим важнейшим продуктам до 85 — 95%. Это потребует массовой реконструкции существующих и строительства новых помещений, ферм и комплексов для содержания продуктивного скота и птицы.
  5. Решением демографических проблем в основном за счет сельского населения, как подтверждено историческим опытом. Сельское население всегда являлось главным резервом роста численности не только городского, но и населения страны в целом. В отличие от городского, это обусловлено спецификой образа жизнедеятельности сельского населения, где многодетная семья востребована самим укладом сельской жизни, вековыми традициями и потребностью ведения хозяйства. Этот важнейший резерв демографического развития страны требует восстановления сельского строительного комплекса.
  6. Поддержанием в надлежащем эксплуатационном состоянии существующих сельских зданий и сооружений, ремонта, замены ветхого фонда. Таким образом, все вышеперечисленные положения убедительно свидетельствуют о безотлагательной необходимости создания и развития сельского строительного комплекса.

Поэтому в 2010 году разработан проект Концепции развития сельского строительства в России с обоснованием эффективности создания сельскохозяйственных потребительских строительных кооперативов с низового уровня (от сельхозтоваропроизводителей на районном уровне) до их союзов на областном и федеральном уровнях — вертикально интегрированной структуры — кооператива «Россельстрой» с государственной поддержкой (ВИАПИ имени А.А. Никонова, ОАО «Центрсельстрой»; ответственные за выпуск разработчики концепции — авторы данной статьи).

Законодательной базой этого документа является Федеральный за кон «О сельскохозяйственной кооперации» от 8 декабря 1995 года №193 ФЗ с последующими дополнениями Государственная поддержка деятельности кооперативов определена статьей 7 "Государство и кооперативы" этого закона и др.

В проекте Концепции отражен современное состояние основных фондов сельского хозяйства и сельского строительства, специфик цели и задачи развития сельского строительного комплекса Росси основные направления и приоритет программы сельских строительных работ в АПК, подробно рассмотрен источники инвестиций и необходимости диверсификации производств на сельских территориях в условия развития капитального строительства в АПК, структура сельскохозяйственного потребительского строительного кооператива «Россельстрой».

Проект Концепции рассмотрен в соответствующих департаментах Минсельхоза России. В целом Минсельхоз России поддерживает реализацию комплекса мер по создания сельскохозяйственных потребительских строительных кооперативов и пределах своей компетенции считает возможным согласовать проект Концепции. Министерством проводится соответствующая работа с органами управления агропромышленного комплекса субъектов Российской Федерации о создании сельскохозяйственных потребительских строительных кооперативов. Проект Концепции в декабре 2010 г. рассмотрен и в основном одобрен на заседании Комитета Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации и находится на согласовании в федеральных органах государственного управления.

Сельскохозяйственные строительные кооперативы в интегрированной структуре «Россель строй» создаются для выполнения всех видов сельских строительных и сельских ремонтно-строительных работ в системе сельского хозяйства и всего агропромышленного комплекса России. Приоритетной задачей «Россельстроя» являются выполнение сельских строительных работ по национальным проектам: «Развитие АПК», «Доступное жилье», «Образование», а также строительных работ по федеральным, региональным и муниципальным целевым программам. Наряду с этим, «Россельстрой» вместе с системой комплексных проектных, проектно-изыскательских, научно-исследовательских институтов, научных учреждений Минсельхоза России, Россельхозакадемии и других ведомств проводит единую государственную прогрессивную инновационную проектную, технологическую и научно-техническую политику в сельском и всём агропромышленном строительстве России.

Организационно-правовой формой является сельскохозяйственный потребительский строительный кооператив (СПСК). Структура сельскохозяйственного потребительского строительного кооператива на районном уровне приведена на рис.1. В основе механизма формирования СПСК — договорные отношения и принцип «снизу-вверх», то есть от сельскохозяйственных товаропроизводителей районного, областного (республиканского) и федерального уровней до «Россельстроя.

20130215-pic-01.jpg

Таким образом, правовые и экономические основы создания и деятельности сельскохозяйственного потребительского строительного кооператива определены и базируются в Федеральном законе «О сельскохозяйственной кооперации» №193-ФЗ.

Этот закон гарантирует гражданам (физическим и юридическим лицам) право на создание и государственную поддержку сельскохозяйственных кооперативов и их союзов. Кооперативная основа «Россельстроя» в полной мере соответствует принципам формирования производственной базы и работы ранее действовавшего сельского строительного комплекса.

Наряду с настоящим федеральным законом, отношения, связанные с созданием и деятельностью сельскохозяйственных кооперативов и их союзов регулируются Гражданским Кодексом Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с законом «О сельскохозяйственной кооперации» «Россельстрой» является обслуживающим сельскохозяйственным потребительским строительным кооперативом — некоммерческой организацией с государственной поддержкой. СПСК образуется, если в его состав входит не менее двух юридических лиц или не менее пяти граждан. Два и более СПСК могут образовывать потребительские кооперативы последующих уровней, вплоть до всероссийских и международных потребительских кооперативов. Членами кооператива последующего уровня могут быть только кооперативы предыдущего уровня.

Органы управления кооперативом «Россельстрой» включают общее собрание сельскохозяйственного потребительского строительного кооператива или собрание уполномоченных, правление кооператива с председателем кооператива и наблюдательный совет. Каждый кооператив входит в ревизионный союз сельскохозяйственных кооперативов, действующий на данной территории. Члены союза кооперативов сохраняют свою самостоятельность и права юридических лиц.

Следовательно, предлагаемая методология, инновационный организационно-экономический механизм формирования воспроизводства сельских строительных основных фондов включает два основных звена:

  • формирование системы инвестиций – фонды;
  • программно-целевые методы планирования и управления процессом воспроизводства основных фондов.

Инновационный организационно-экономический механизм практической реализации этой методологии воспроизводства основных фондов осуществляется через создание и развитие сельскохозяйственных потребительских строительных кооперативов – от сельхозпроизводителей на районном и их союзов на областном (краевом, республиканском) и федеральном уровнях.

Инновационная направленность всех этих звеньев механизма состоит в новаторских подходах, адекватных рыночным отношениям, главным содержанием которых являются сельские здания и сооружения, самые передовые научно обоснованные решения, адаптированные к местным условиям организации производства, труда и управления в сельском хозяйстве.

Создание сельскохозяйственных потребительских строительных кооперативов «Россельстроя» позволяет:

  • в массовом порядке осуществлять ремонтно-строительные работы на существующих зданиях и строить новые объекты сельской социальной, производственной и инженерной инфраструктуры, существенно повысить качество жизни населения на сельских территориях;
  • реализовать строительное обеспечение Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», приоритетных национальных проектов, Госпрограммы развития сельского хозяйства, регулирования рынков сырья и продовольствия на 2008 — 2012 годы, других региональных и местных целевых программ по социально-экономическому развитию сельских территорий;
  • осуществлять комплексную застройку населенных пунктов и территорий, массовое воспроизводство основных фондов села;
  • выполнить ряд вышеназванных конституционных гарантий по обеспечению территориальной целостности государства, устранению существенных различий в качестве жизни на сельских и городских территориях;
  • повысить эффективность инвестиций и совершенствовать качество строительства благодаря применению инновационных стройматериалов, прогрессивных технологий и др.;
  • получить дополнительные рабочие места в строительстве, производстве стройматериалов, снизить уровень безработицы, особенно в периоды межсезонья, обеспечивая круглогодовую занятость;
  • оживить заселение и развивать экономику отдалённых (глубинных) сельских территорий.


Резюме. Таким образом, в рыночных отношениях наиболее эффективной организационно-правовой формой восстановления и развития сельского строительного комплекса является образование и объединение сельскохозяйственных потребительских строительных кооперативов в структуре «Рассельстроя». Эта будет способствовать активизации инвестиционной деятельности и созданию конкуренции в сельской строительной сфере, внедрению гибких рычагов управления сельским стремительным комплексам на принципах кооперации и интеграции юридически самостоятельных специализированных организаций.

Литература

1. Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» от 8 декабря 1995 г. №193-ФЗ.

2. Быстров Г.Е. Новая кодификация Российского кооперативного законодательства: преемственность и новации. // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2010.

№4(5). С. 3 — 8.



Назад в раздел