Вид публикации: Статья
Год: 2011
Издательство: //ВЕСТНИК КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ, АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИННОВАЦИЙ. ВЫПУСК №5
Целевое назначение: Научное
Автор(ы): ОГАРКОВ С.А.  / А.П. ОГАРКОВ
Статус: завершенный
Наименование: О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ СТРОИТЕЛЬНОЙ КООПЕРАЦИИ
Ключевые слова: Господдержка, сельскохозяйственная потребительская строительная кооперация, федеральные законны, комплексное обустройство сельских территорий
Краткое содержание: Развитие СПСК имеет первостепенное значение для модернизации и воспроизводства основных фондов сельского хозяйства, комплексного обустройства сельских населенных пунктов, улучшения качества жизни на сельских территориях.
Объем (п.л.): 0.4/0.3
Формат: обычная
PDF-файл: http://www.viapi.ru/download/2015/30667.pdf


А.П. Огарков д.э.н., профессор, чл.-корр Россельхозакадемии, 
СА Огарков, к.э.н., преподаватель МФЮА

Известны две основные формы управления: отраслевая (через министерства, ведомства) и территориальная (совнархозы). Оказалось, что обе имеют свои преимущества и недостатки. При министерской форме превалируют интересы развития отрасли, а в территориальной — ослабевает прогресс в отраслевом росте. Кратко рассмотрим это на примере сельского строительства - жизнеобеспечивающей отрасли на сельских территориях.

С 1967 года в кратчайшие сроки произошло становление и развитие вертикально-интегрированных структур — Минсельстроя и Росколхозстройобъединения. Возведенные организациями этих структур животноводческие комплексы и фермы, зерновые элеваторы, жилые дома, объекты социальной сферы, инженерного оборудования и благоустройства еще не до основания разрушены к настоящему времени ввиду хронического дефицита инвестиций.

Кроме того, многие важнейшие жизнеобеспечивающие функции на сельских территориях в ходе реформ ошибочно оказались «избыточными» и «непрофильными» (сельское строительство, проектно-изыскательские работы и др.).

Поэтому, огромные по площади сельские территории, в глубинных частях регионов, по Северу страны остаются без необходимого обустройства, рабочих мест с достойной зарплатой, внимания к жизнеобеспечению населения, как следствие, обезлюдели и продолжают деградировать. По данным статистической переписи 2002г. в стране было 13 тысяч 86 деревень без постоянно проживающего населения, а сейчас их свыше 10 процентов от всех сельских населенных пунктов страны. Отсюда дефицит натуральных отечественных продуктов питания, безудержный рост цен, демографические проблемы, депопуляция, угроза потери продовольственной безопасности и многие другие негативы в условиях наличия огромных территорий страны 17,1 млн. кв. км.

Одним из важнейших путей решения проблем является комплексный подход к управлению на основе массового развития сельскохозяйственных потребительских строительных кооперативов (СПСК) при образовании вертикально-интегрированной структуры — Россельстроя. На основе этих кооперативов, создаваемых от сельхозтоваропроизводителей — первичное (районное) звено, к областным (краевым, республиканским союзам СПСК) до федерального «Россельстроя», в современных рыночных условиях в наибольшей мере будут проявлены преимущества и устранены недостатки вышеназванных форм управления. Поэтому рассмотрим основные преимущества СПСК в сравнении с акционерными обществами и другими организационно-правовыми формами хозяйствования.

1. Сельскохозяйственные кооперативы, как подтверждает исторический опыт, возникают и развиваются в качестве объединений для совместной деятельности людей на базе утверждения частной собственности и личной инициативы. В кооперативе результаты труда входят и учитываются в праве собственности на создаваемый продукт (строительную продукцию);

2. Кооперативная организационно-правовая форма малого среднего сельского строительного предпринимательства позволяет каждому члену кооператива реализовать свое право на участие в сельской строительной деятельности, т.е. справедливо получить свою долю в создаваемой собственности;

3. Кооператив является особой формой хозяйствования, особым явлением, имеющим социальную, а не коммерческую сущность. Он позволяет:

по принципу справедливости распределять возникающие риски между пайщиками;

. справедливо распределять между членами кооператива права и выгоды от совместной деятельности;

4. СПСК — это кооперативы производственного обслуживания. Кооператив — ассоциация(союз) юридических (физических) лиц, располагающих ограниченными средствами, которые объединяются в результате своей деятельности для создания сельской строительной продукции (зданий, сооружений и т.д.) демократической по своей сути, базирующейся на принципах материальных и культурных потребностей своих членов, оказания услуг своим членам(пайщикам кооператива);

5. Видный теоретик отечественной кооперации А.В.Чаянов расчленил понятие кооперации на два понятия: кооперативное предприятие и кооперативное движение. Кооперативное предприятие обслуживает своих членов; получение наибольшей чистой прибыли для обслуживающего кооператива отходит на второе место. В Гражданском Кодексе Российской Федерации не проведена четко дифференциация между коммерческими организациями и кооперативами.

Кооператив обслуживает своих клиентов, которые являются его хозяйствами и строят его управление так, чтобы оно было непосредственно ответственно перед ним.

6. Наличие надежной, проверенной временем законодательной и нормативно-правовой базы, обеспечивающей господдержку сельской строительной кооперации на федеральном и региональных уровнях.

На федеральном уровне поддержка определена федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации» от 08.12.1995г. №193-ФЗ.

Настоящий федеральный закон гарантирует гражданам (физическим лицам) и юридическим лицам право на создание и государственную поддержку сельскохозяйственных кооперативов и их союзов(ассоциаций).

Статья 4. Сельскохозяйственные потребительские кооперативы. п.5. Обслуживающие кооперативы осуществляют механизированные, агрохимические, мелиоративные, транспортные, . ремонтные, строительные работы, а также услуги по научно-производственному... консультированию, электрификации, телефонизации и другие работы... (п. 5 в ред. Федерального закона от 03.11.2006 N 183-ФЗ).

Статья 7. Государство и кооперативы. Государство стимулирует создание и поддерживает деятельность кооперативов путем выделения им средств из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации для приобретения и строительства, перерабатывающих и обслуживающих предприятий, создания кредитных и::страховых кооперативов на основании разработанных планов и прогнозов развития территорий и целевых программ, осуществляет научное, кадровое и информационное обеспечение.

На региональных уровнях поддержка обусловлена федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ. В решении многих из перечисленных в этом законе проблем СПСК могут принять активное участие.

Статья 1. Пункт 2. Местное самоуправление в Российской Федерации — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Статья 14. Вопросы местного значения.

1. К вопросам местного значения поселений относятся:

1) формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета;

4) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведение, снабжения населения топливом;

5) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 в .ред. Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ);

6) обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;.

7) создание условий для. предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения;

7.1) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. и экстремизма в' границах поселения (п. 7.1-введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 153-ФЗ);

8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

9) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;

10) создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

11) организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения (в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ);

12) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

13) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения (п. 13 в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ);

13.1) создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении;

14) обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения;

15) создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения;

16) утратил силу с 1 января 2008 года. — Федеральный закон от 29.12.2006 N 258-ФЗ;

17) формирование архивных фондов поселения;

18) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

19) организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ);

20) утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по панировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения (в ред. Федеральных законов от 29.12.2004 N 191-ФЗ, от 10.05.2007 N 69-ФЗ, от 15.06.2007 N 100-ФЗ);

21) присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов (п. 21 в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ);

22) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

23) организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

24) создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или). аварийно-спасательных формирований на территории поселения;

25) утратил силу — Федеральный закон от 25.11.2008 N 222-ФЗ;

26) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья (п. 26 введен Федеральным законом от 29.12.2004 N 199-ФЗ);

27) создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения (п. 27 введен Федеральным законом от 29.12.2004 N 199-ФЗ);

28) содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства (п. 28 введен Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ, в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ);

29) утратил силу с 1 января 2008 года. — Федеральный закон от 29.12.2006 N 258-ФЗ;

30) организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении (п. 30 введен Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ);

31) осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования (п. 31 введен Федеральным законом от 03.06.2006 N 73-ФЗ);

32) осуществление муниципального лесного контроля и надзора (п. 32 введен Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ);

33) создание условий для деятельности добровольных формирований населения .по охране общественного порядка (п. 33 введен Федеральным законом от 29.12.2006 N 258-ФЗ);

34) оказание поддержки социально-ориентированным некоммерческим организациям в пределах полномочий, установленных статьями 31.1 и 31.3 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (п. 34 введен Федеральным законом от 05.04.2010 N 40-ФЗ).

1.1. Утратил силу с 1 января 2007 года — Федеральный закон от 29.12.2006 N 258-ФЗ.

2. Утратил силу с 1 января 2007 года — Федеральный закон от 29.12.2006 N 258-ФЗ.

У сельхозтоваропроизводителей на всех уровнях управления проявляется большая заинтересованность в развитии всех видов строительства на сельских территориях. Конкретная поддержка может осуществляться в формах предоставления налоговых льгот, выдаче заемных средств под небольшую маржу или беспроцентных (например, под осуществление проектов социальной направленности), а также прямой финансовой поддержки, осуществления дифференцированного подхода к определению процентной ставки по кредитам.

2.2 Преимущественное право сельхозтоваропроизводителей на получение строительных услуг, так как в основном за их счет формируются строительная база и ресурсы СПСК;

2.3 Демократичность управления, прозрачность деятельности и отчетности кооперативов; органы управления формируются из членов кооператива, и они непосредственно осуществляют контроль за деятельностью СПСК. Этим обеспечивается снижение стоимости строительства (наряду с применением местных строительных материалов, прогрессивных адаптированных к местным условиям технологий и др.).

2.4 Формирование высокого уровня взаимного доверия между членами кооператива и заказчиками (сельхозтоваропроизводителями). Это повышает ответственность пайщиков друг перед другом и эффективность самой кооперации;

2.5 Создание новых рабочих мест в сельском строительстве, на предприятиях сельстройиндустрии, при производстве местных стройматериалов на сельстройтранспорте. Это особенно важно для сокращения уровня безработицы в периоды межсезонья, для сглаживания пиковых нагрузок потребности в рабочих кадрах,"обеспечения дополнительных доходов сельских жителей.

В заключение отметим; что В.И. Ленин придавал приоритетное значение развитию сельскохозяйственной кооперации, государственной ее поддержке. В работе «о кооперации» он писал: «У нас, мне кажется, недостаточно обращается внимания на кооперацию [1,с.369], ... недооценено ... со стороны перехода к новым порядкам путем возможно более простым, легким и доступным для крестьянина [1,с.370]. Надо ссужать кооперацию такими государственными средствами, которые хотя бы на немного, но превышали те средства;. которые мы ссужаем частным предприятиям, вплоть хотя бы до тяжелой промышленности и т.д. [1,с.371], ... ряд привилегий экономических, финансовых и банковских — кооперации;. в этом должна состоять поддержка нашим... государством нового принципа организации населения, [1,с.371],...» ибо для того, чтобы быть культурными, нужно известное развитие материальных. средств производства, нужна известная материальная база». 27 мая 1923г. Между тем, в условиях рыночного пути развития российской экономики важнейшей задачей становится повышение эффективности инвестиций в обустройство инфраструктуры сельской местности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ленин В.И. «О кооперации». ПСС, Том 45,с.369-377

2. Чаянов А.В. Избранные труды.-М.: «Колос», 1993г., 590с.

3. Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» от 08.12.1995 г. №193-ФЗ.

4. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г., №131-ФЗ.



Назад в раздел