Вид публикации: Статья
Год: 2011
Издательство: СЕЛЬСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
Целевое назначение: Научное
Автор(ы): ОГАРКОВ А.П. / ОГАРКОВ С.А.
Номер: 3
Статус: завершенный
Наименование: ПРЕИМУЩЕСТВА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ КООПЕРАТИВОВ
Объем (п.л.): 0.5/0.4
Формат: обычная
PDF-файл: http://www.viapi.ru/download/2015/30663.pdf


А.П.Огарков — инженер — строитель, д.э.н., проф. член-корр. Россельхозакадемии 
С.А.Огарков — инженер — экономист, к.э.н., преподаватель МФЮА 
Н.Ю. Суринова — кадастровый инженер, член Международной федерации журналистов

В ходе исторического развития прошли опытную проверку две основные формы управления: отраслевая (министерства) и территориальная (совнархозы). Обе имеют свои преимущества и недостатки. В первом случае превалируют интересы развития отрасли, а в территориальной — ослабевает прогресс в отраслевом росте. Рассмотрим это на примере сельского строительства — жизнеобеспечивающей отрасли на сельских территориях.

С 1967 г. шло становление и развитие вертикально-интегрированных структур (Минсельстроя и Росколхозстройобъединения). Возведенные организациями этих структур животноводческие комплексы и фермы, зерновые элеваторы, жилые дома, объекты социальной сферы, инженерного оборудования и благоустройства еще не до основания разрушены к настоящему времени ввиду хронического дефицита инвестиций. Кроме того, многие важнейшие жизнеобеспечивающие функции на сельских территориях в ходе реформ ошибочно оказались «избыточными» и «непрофильными» (сельское строительство, проектно-изыскательские работы и др.).

Огромные по площади сельские территории (в глубинных частях регионов, по Северу страны) остаются без необходимого обустройства, рабочих мест с достойной зарплаты, внимания к жизнеобеспечению населения, и, как следствие, обезлюдели и продолжают деградировать. По данным переписи 2002 г. в стране было 13086 деревень без постоянно проживающего населения, а сейчас их свыше 10% от всех сельских населенных пунктов страны. Отсюда возникли: дефицит отечественных продуктов питания, безудержный рост цен, демографические проблемы, депопуляция, угроза потери продовольственной безопасности и другие негативы в условиях наличия огромных территорий страны — 17,1 млн. км'.

Таким образом, в России остро стоит задача — добиться относительного расселения населения по территории страны. Настоящая тема будет предметом отдельного исследования в № 4(2011) «Сельское строительство». Читайте статью «Моделирование социально-экономического развития населенных пунктов землепользований местных систем расселения».

Одним из важнейших путей решения проблем является комплексный подход к управлению на основе массового развития Наличие признаков региональных монополий и пробелов в законодательстве в этой сфере сдерживают развитие сельской экономики. Нескольким строительным холдингам порой принадлежит в регионе все: проектирование, строительство, материалы, конструкции, транспорт.

Отсутствие на огромных пространствах сельской территории СВОЕЙ строительной структуры создает видимость конкуренции и дает возможность профессионального, ценового и технологического сговора. Много говорится о том, что нет схем территориального планирования и разработанных в соответствии с ними генеральных планов сельских поселений, не хватает типовых доступных и дешевых проектов для селян и фермеров сельскохозяйственных потребительских строительных кооперативов (СПСК) при образовании вертикально-интегрированной структуры — «Россельстроя». На основе СПСК, создаваемых от сельхозтоваропроизводителей (далее СТП) — первичное (районное) звено, к областным (краевым, республиканским союзам СПСК) до федерального «Россельстроя», в современных рыночных условиях в наибольшей мере будут проявлены преимущества и устранены недостатки вышеназванных форм управления.

Рассмотрим основные преимущества СПСК в сравнении с другими формами хозяйствования.

Сельскохозяйственные кооперативы возникают-развиваются в качестве объединений для совместной деятельности людей на базе утверждения частной собственности и личной инициативы. В кооперативе результаты труда входят и учитываются в праве собственности на создаваемый продукт (строительную продукцию).

Кооперативная организационно-правовая форма малого среднего сельского строительного предпринимательства позволяет каждому члену кооператива реализовать свое право на участие в сельской строительной деятельности, т.е. справедливо получить свою долю в создаваемой собственности.

Кооператив является особой формой хозяйствования, особым явлением, имеющим социальную, а не коммерческую сущность. Он позволяет: по принципу справедливости распределять возникающие риски между пайщиками; справедливо распределять между членами кооператива права и выгоды от совместной деятельности.

СПСК — это кооперативы производственного обслуживания. Кооператив — ассоциация (союз) юридических (физических) лиц, располагающих ограниченными средствами, которые объединяются для создания сельской строительной продукции, союз демократический по своей сути, он базируется на принципах материальных и культурных потребностей своих членов, оказания услуг своим членам.

Видный теоретик кооперации А.В.Чаянов расчленил понятие кооперации на: кооперативное предприятие и кооперативное движение. Кооперативное предприятие обслуживает своих членов; получение наибольшей чистой прибыли для обслуживающего кооператива отходит на второе место.

В ГК России не проведена четко дифференциация между коммерческими организациями и кооперативами. Кооператив обслуживает своих клиентов, которые являются его хозяйствами и строят его управление так, чтобы оно было непосредственно ответственно перед ним.

Наличие проверенной временем законодательной и нормативно-правовой базы обеспечивает господдержку сельской строительной кооперации на федеральном и региональных уровнях. На федеральном уровне поддержка определена ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» от 08.12.1995 г. № 193-ФЗ. Настоящий ФЗ гарантирует право на создание и государственную поддержку кооперативов и их союзов.

Ст. 4. «Сельскохозяйственные потребительские кооперативы»: «п. 5. Обслуживающие кооперативы осуществляют механизированные, агрохимические, мелиоративные, транспортные, ремонтные, строительные работы, а также услуги по... научно-производственному... консультированию, электрификации, телефонизации и другие работы... » (п. 5 в ред. ФЗ от 03.11.2006 г. № 183-ФЗ).

Ст. 7. «Государство и кооперативы»: «Государство стимулирует создание и поддерживает деятельность кооперативов путем выделения им средств из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ для приобретения и строительства перерабатывающих и обслуживающих предприятий, создания кредитных и страховых кооперативов на основании разработанных планов и прогнозов развития территорий и целевых программ, осуществляет научное, кадровое и информационное обеспечение».

На региональных уровнях поддержка обусловлена ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ. В решении многих из перечисленных в этом законе проблем СПСК могут принять активное участие.

Ст. 1., п. 2. «Местное самоуправление в РФ - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из

интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций».

Ст. 14. «Вопросы местного значения». К вопросам местного значения поселений относятся:

1) формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета;

4) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;

5) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; (п. 5 в ред. ФЗ 08.11.2007 г. № 257-ФЗ);

6) обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;

7) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения;

7.1) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения; (п. 7.1 введен ФЗ от 27.07.2006 г. № 153-ФЗ);

8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

9) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;

10) создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

11) организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения; (в ред. ФЗ от 31.12.2005 г. № 199-ФЗ, от 29.12.2006 г. № 258-ФЗ);

12) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

13) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия местного значения, расположенных на территории поселения; (п. 13 в ред. ФЗ от 31.12.2005 г. № 199-ФЗ);

13.1) создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении;

14) обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения;

15) создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения;

16) утратил силу с 1.01.08 г. ФЗ от 29.12.2006 г. № 258-ФЗ;

17) формирование архивных фондов поселения;

18) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

19) организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения; (в ред. ФЗ от 04.12.2006 г. № 201-ФЗ);

20) утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе, путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения; (в ред. ФЗ от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ, от 10.05.2007 г. № 69-ФЗ, от 15.06.2007 г. № 100-ФЗ);

21) присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов; (п. 21 в ред. ФЗ от 27.12.2009 г. № 365-ФЗ);

22) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

23) организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

24) создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения;

25) утратил силу ФЗ от 25.11.2008 г. № 222-ФЗ;

26) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья; (п. 26 введен ФЗ от 29.12.2004 г. № 199-ФЗ);

27) создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения; (п. 27 введен ФЗ от 29.12.2004 г. № 199-ФЗ);

28) содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства; (п. 28 введен ФЗ от 31.12.2005 г. № 199-ФЗ, в ред. ФЗ от 18.10.2007 г. № 230-ФЗ);

29) утратил силу с 1.01.08 г. ФЗ от 29.12.2006 г. № 258-ФЗ;

30) организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении; (п. 30 введен ФЗ от 31.12.2005 г. № 199-ФЗ);

31) осуществление в пределах, установленных водным законодательством РФ, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования; (п. 31 введен ФЗ от 03.06.2006 г. № 73-ФЗ);

32) осуществление муниципального лесного контроля и надзора; (п. 32 введен ФЗ от 04.12.2006 г. № 201-ФЗ);

33) создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка; (п. 33 введен ФЗ от 29.12.06 г. №258-ФЗ);

34) оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в пределах полномочий, установленных статьями 31.1 и 31.3 ФЗ от 12.01.96 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (п. 34 введен ФЗ от 05.04.2010 г. № 40-ФЗ).

У сельхозтоваропроизводителей проявляется заинтересованность в развитии всех видов строительства на сельских территориях. Конкретная поддержка может осуществляться в: предоставлении налоговых льгот, выдаче заемных средств под небольшую маржу или беспроцентных, а также прямой финансовой поддержки, осуществления 
дифференцированного подхода к определению процентной ставки по кредитам. Преимущественное право СТП на получение строительных услуг, так как в основном за их счет формируются строительная база и ресурсы СПСК. Демократичность управления, прозрачность деятельности и отчетности кооперативов; органы управления формируются из членов кооператива, они непосредственно осуществляют контроль за деятельностью СПСК. Этим обеспечивается снижение стоимости строительства (наряду с применением местных строительных материалов, прогрессивных адаптированных к местным условиям технологий и др.). Формирование высокого уровня взаимного доверия между членами кооператива и заказчиками (СТП). Это повышает ответственность пайщиков друг перед другом и эффективность самой кооперации.

Создание новых рабочих мест в сельском строительстве на предприятиях сельстройиндустрии при производстве местных стройматериалов на сельстройтранспорте. Это особенно важно для сокращения уровня безработицы в периоды межсезонья, для сглаживания пиковых нагрузок потребности в рабочих кадрах, обеспечения дополнительных доходов сельских жителей.

Так В.И.Ленин придавал приоритетное значение развитию сельской кооперации — в работе «О кооперации» он писал: «У нас, мне кажется, недостаточно обращается внимания на кооперацию, ...недооценено ...со стороны перехода к новым порядкам путем возможно более простым, легким и доступным для крестьянина. Надо ссужать кооперацию такими государственными средствами, которые хотя бы на немного, но превышали те средства, которые мы ссужаем частным предприятиям, вплоть хотя бы до тяжелой промышленности и т.д. ряд привилегий экономических, финансовых и банковских — кооперации; в этом должна состоять поддержка нашим ...государством нового принципа организации населения ...ибо для того, чтобы быть культурными, нужно известное развитие материальных средств производства, нужна известная материальная база».

Между тем, в условиях рыночного развития российской экономики важнейшей задачей становится повышение эффективности инвестиций в обустройство инфраструктуры сельской местности.

Поэтому развитие СПСК имеет первостепенное значение для модернизации и воспроизводства основных фондов сельского хозяйства, улучшения качества жизни на сельских территориях.



Назад в раздел