Вид публикации: Статья
Год: 2011
Издательство: //АПК: ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ, №2.
Целевое назначение: Научное
Автор(ы): ЕВДОКИМОВА Н.Е. / АБРАМОВ А.А. / КОЛОСКОВ В.С.
Статус: завершенный
Наименование: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ РЫНКОВ
Ключевые слова: : Рынок зерна, рынок молока, рынок мяса, государственное регулирование, продовольственная безопасность страны, производители
Краткое содержание: В статье обобщен российский и зарубежный опыт государственного регулирования рынков зерна, молока и мяса. Рассмотрены наиболее важные меры по поддержке сельскохозяйственных производителей.
Объем (п.л.): 0.4
Формат: обычная
PDF-файл: http://www.viapi.ru/download/2015/30607.pdf


Евдокимова Н.Е., научный сотрудник ВИАПИ имени А.А. Никонова Россельхозакадемии. Электронный адрес: nevdoki@gmail.com. Телефон: 8(495)607-62-83.
Колосков В.С.,научный сотрудник ВИАПИ имени А.А. Никонова Россельхозакадемии. Электронный адрес: koloskovviapi@rambler.ru. Телефон: 8(495)607-62-83.
Абрамов А.А., научный сотрудник ВИАПИ имени А.А. Никонова Россельхозакадемии. Электронный адрес: abramov_viapi@mail.ru. Телефон: 8(495)607-62-83.

Сельское хозяйство как отрасль производства в современном мире требует государственного вмешательства для предотвращения негативных последствий кризисных периодов в своем развитии и неконфликтного урегулирования общественных потребностей и возможностей производителей в конкретном государстве. Обеспечение продовольственной безопасности – важная государственная задача. Сельское хозяйство сильнее других отраслей зависит от природно-климатического потенциала территории государства и его резких изменений в связи с погодными колебаниями и хозяйственной деятельностью человека. Поэтому наряду со общеэкономическими мерами регулирования рынков такими, как установление правил экономического поведения и обеспечение их соблюдения всеми экономическими субъектами, финансовая политика, налоги, дотации и фиксированные цены, в сельском хозяйстве приобретают особое значение меры по предотвращению негативных последствий от падения урожайности и продуктивности и поддержание нормального обеспечения продуктами питания населения.

Производство зерновых, как база продовольственной безопасности, в то же время наиболее подвержено колебаниям урожайности, не связанным с эффективностью хозяйства, требует особенно продуманной и эффективной системы мер государственного регулирования. Критическая оценка опыта и сравнение различных подходов к управлению зерновым рынком в настоящее время представляет огромный интерес, поэтому рассмотрим подробно по странам меры государственного влияния на зерновые рынки.

Основными видами финансовой помощи производителям зерна в США являются:

• Прямые платежи (Direct payments)

• Антициклические платежи (Counter-cyclical payments)

• Платежи по залоговым ценам (Loan deficiency payments)

• Программа выбора среднего дохода от производства растениеводческой продукции (Average crop revenue election - ACRE) была предложена законом 2008 года как альтернатива в период высоких цен, когда прямые, антициклические и платежи по залогам не работают. Средний урожай считается за 5 лет, цены за последние 2 года.

• Страхование урожая (Crop insurance).

Программы поддержки зерновой отрасли в Европейском союзе сложнее, чем в США, за счет использования разных механизмов поддержки для разных видов культур. В основном это сочетание механизмов интервенций и прямых выплат в доход фермеров. При этом интервенционные цены устанавливаются ниже текущих рыночных цен, а сам механизм включается при падении последних ниже критического уровня, определенного в основном акте сельскохозяйственной политики «Agenda-2000». По интервенционным ценам зерно у фермеров закупают государственные уполномоченные организации, что является действенным средством против снижения рыночных цен ниже установленного минимума. Прямые же платежи в доход фермеров привязаны к показателям посевных площадей, урожайности, объемам производства, а потому считаются несвязанными мерами поддержки.

Интервенционные цены устанавливаются для шести видов зерновых: мягкой и твердой пшеницы, ржи, ячменя, кукурузы и сорго, при этом предусмотрены поправки на качество продукции. Минимальные стандарты качества для пшеницы установлены таким образом, чтобы исключить из механизма интервенций фуражное зерно. Интервенционные закупки ячменя также непрямо поддерживают производителей фуражной пшеницы, овса и других второстепенных зерновых культур, поскольку рыночная цена каждого из этих товаров отображает его кормовую стоимость по сравнению с ячменем.

Закупленная по интервенционным ценам продукция используется для оказания гуманитарной помощи (как малообеспеченным слоям населения внутри ЕС, так и другим странам), продается на не конкурирующих рынках (предварительно изменяются свойства продукции, например, продовольственное зерно тем или иным способом делают непригодным для продовольственного потребления, а затем продают как фураж). Если продукция будет продана на внутреннем рынке, то должно быть гарантировано, что это не приведет к его дестабилизации.

Аналогично американской аграрной политике, в ЕС введены ограничения для фермеров, желающих участвовать в программах поддержки цен и доходов. В частности, они должны подписать обязательство по 10%-му сокращению посевных площадей на долгосрочной неротационной основе и соблюдать нормы и стандарты ведения хозяйства, закрепленные законами Союза и своих стран. Дополнительное условие введено для крупных ферм, получающих больше 15 тыс. евро прямых платежей или с объемом товарооборота свыше 100 тыс. евро. Такие производители обязаны сотрудничать с Системой консультирования фермеров.

Основные виды финансовой поддержки производителей зерна в ЕС можно сгруппировать следующим образом:

• Простые выплаты на хозяйство (Single farm payments)

• Экспортные субсидии (Export subsidies)

• Цены внутри квоты (Tariff Rate Quotas - TRQ’s)

• Минимальные цены поддержки (Minimum support price)

• Высокий уровень общих цен для внутреннего рынка ЕС (High tariffs)

Исторически механизм поддержки цен в ЕС первоначально был установлен для зерновых культур. Он и сейчас остается базовым.

Крупный производитель и потребитель зерна Индия оказывает следующие виды правительственной поддержки индийских производителей:

• Вводные субсидии на орошение, электроснабжение и давление на почву (Input subsidies) рассчитываются в основном на посевную площадь

• Минимальные цены поддержки (Minimum support price) применяются для пшеницы, риса и кукурузы

• Экспортные субсидии (Export subsidy) для пшеницы и риса

• Поддержка высоких внутренних тарифов (High tariff) для пшеницы и грубых зерновых

• Потребительские субсидии для наиболее бедных покупателей (Consumer subsidy) на пшеницу, рис и продукты их переработки

• Минимальные буферные запасы (Minimum buffer stocks) по пшенице и рису для поддержания продовольственной безопасности

Сложную систему вмешательства государства в аграрную сферу Китайской народной республики можно агрегированно представить следующими особенностями поддержки зернопроизводителей:

• Установление внутриквотных тарифов для пшеницы, кукурузы и риса

• 13% надбавка к цене на импортируемое зерно.

Целями, провозглашаемыми Государственной программой Российской Федерации по регулированию рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, является стабилизация рынка зерна и повышение его конкурентоспособности на мировом рынке. Для достижения поставленной цели принимаются меры по сглаживанию сезонных колебаний цен на зерно и продукты его переработки для производителей и потребителей зерна, по увеличению доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, по стимулированию движения зерна из удаленных регионов России в регионы потребления. Механизм реализации мероприятий Программы основывается на проведении государственных закупочных и товарных интервенций, а также на осуществлении залоговых операций.

Цены на зерно сильно влияют на ситуацию на рынках молока и мяса, как через цены на корма, так и через общую ситуацию на мировых продовольственных рынках, поэтому регулирование зернового рынка косвенно влияет и на них. Тем не менее, эти рынки имеют свои особенности и потребности в регулировании со стороны государства.

Внутренние рынки молока и молочной продукции в развитых странах качественно отличаются от российского рынка молока. Экономически развитые мировые державы давно столкнулись с проблемой перепроизводства сельскохозяйственной продукции на внутренних рынках, в том числе и на рынке молока. В настоящее время выделяется два основных типа государственной поддержки производителей молока и молочной продукции: североамериканский и европейский.

Страны Северной Америки ставят упор на поддержание высокой конкуренции среди производителей. Сущность поддержки сводится к тому, что государство устанавливает гарантированные цены на продукцию фермеров и обеспечивает в случае необходимости закупки продукции по этим ценам. Государственные интервенции осуществляются Товарно-Кредитной корпорацией, которая производя закупки молочной продукции на рынке, поддерживает цены установленные Минсельхозом США. Министерство имеет право два раза в год пересматривать данные цены в зависимости от рыночной ситуации, если сочтёт это необходимым.

Так происходит активная поддержка производителей в сложные экономические периоды.

С целью предотвращения перепроизводства активно применяются экспортные субсидии, которыми поощряется экспорт молочной продукции за границей. При этом Министерство следит за тем, чтобы объемы экспорта и суммы экспортных субсидий не превысили ограничений ВТО.

Так же применяются меры ограничения негативного влияния мировых цен на молоко на цены внутреннего рынка.

Принципиально другой вид регулирования рынка молока и молочной продукции существует в странах ЕС, экономики которых носят более социальный характер. Проводимая политика направлена на ограничение диспаритета цен между продукцией молочной отрасли и остальных отраслей экономики, на предотвращение слишком быстрого сокращения числа занятых в отрасли. Основным механизмом государственного регулирования является установление ориентировочных рыночных цен, обеспечивающих определенную рентабельность производителям молочной отрасли, и их контроль и поддержание на установленном уровне в определенном временном периоде.

Для недопущения перепроизводства и последующего за ним падения цен на рынке для каждой страны в зоне Европейского союза вводится специальная квота для производителей молочной продукции. При превышении объемов производства сверх нормы, установленной квотой, производитель облагается дополнительным специальным налогом. Квота и уровень налогообложения устанавливаются исходя из ситуации на рынке молочной продукции, помогая не допустить появления большого объема излишней продукции на внутреннем рынке, с которой внутренний спрос при текущем уровне цен справиться будет просто не в состоянии.

Так же как и в странах Северной Америки активно применяется политика поддержки и стимулирования экспорта молочной продукции в зарубежные страны.

На отечественном рынке молочной продукции долгое время отсутствовали четкие механизмы государственного регулирования и эффективная бюджетная поддержка производителей отрасли. Это привело к таким проблемам, как монополизация рынка крупными переработчиками и торговыми сетями и минимизация закупочных цен на сырое молоко, а в итоге к крайне низкому удельному весу части прибыли первичных производителей молока. От этого снизилась инвестиционная привлекательность отрасли молочного скотоводства, что в свою очередь ухудшило качество продукции и увеличило ее себестоимость.

Все эти проблемы, а так же сильная поддержка экспорта в развитых странах, сделали отечественную молочную продукцию крайне не конкурентно способной на внутреннем рынке. Поэтому государство откликнулось политикой протекционизма отечественного рынка молока и молочных продуктов. Так существуют и с каждым годом увеличиваются таможенные пошлины на сухое молоко, сливочное масло и на отдельные виды тропических масел, используемых в пищевой промышленности вместо молочных жиров. Так же была произведена корректировка прогнозных балансов между Белоруссией и Россией с целью ограничения импорта дешевого низкокачественного сухого молока из союзного государства, использующего беспошлинный режим ввоза. Принятые меры так же исключают влияние мировой цены на внутренний рынок, и по результату в целом похожи на политику, проводимую в странах северной Америки.

Так же в последние годы начинают вводиться механизмы государственного регулирования внутреннего рынка и отрасли. Так третьей задачей в отраслевой целевой программе «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Российской Федерации на 2009-2012 годы» является: «Реализация мер по регулированию рынка молока». Данная мера предполагает проведение закупочных интервенций, которые позволят убирать с рынка излишки производящегося молока, характерные для летнего периода, и тем самым не допускать сезонного падения цен на молоко. Правительством РФ планируется проводить закупочные интервенции сухого молока, ультрапастеризованного молока, сливочного масла и твердых сыров.

В целом данная мера похожа на меры, существующие в странах северной Америки, которые не допускают возникновения отрицательной рыночной конъюнктуры. Однако причина, по которой правительство Российской Федерации ее принимает, кроется в хорошо выраженной сезонности столь характерной для отечественной молочной отрасли. Следовательно, решение проблемы сезонности так же благоприятно скажется на рыночной конъюнктуре.

Так же был принят "Технический регламент на молоко и молочную продукцию", по которому питьевое молоко может производиться только из натурального сырого молока. Если производитель производит свою продукцию с использованием сухого молока, он законодательно не имеет права называть данную продукцию молоком и должен указать на упаковке, что данный продукт является молочным напитком. Стоит отметить, что подобные технические регламенты уже давно существуют во многих европейских странах - Франции, Германии, Финляндии и других – по которым питьевое молоко можно производить только из цельного сырого сырья.

Рынок мяса во всём мире имеет огромное значение и занимает весомую долю в общем, мировом, рынке сельскохозяйственной продукции. Его функционирование тесно связано с молочным и зерновым рынками. Без умелого регулирования рынка мяса трудно представить современную, сбалансированную экономику страны.

Структура мирового рынка мяса выглядит следующим образом. Основными экспортёрами красного мяса являются США, Европейский Союз, Бразилия. Белое мясо, в основном, экспортируют Бразилия, Таиланд и Китай. Основными импортёрами красного мяса являются Россия, Китай, Мексика, Саудовская Аравия и другие развивающиеся страны. Основными импортёрами белого мяса являются Япония, Европейский Союз и Саудовская Аравия.

В различных регионах мира имеются свои особенности, которые необходимо учитывать. Так же в каждой стране имеется нормативно-правовая база, чётко регламентирующая основные аспекты государственного регулирования рынков мяса.

У мясного сектора сельского хозяйства в Российской Федерации имеется существенная особенность, отличающая российский рынок мяса от рынка мяса в других странах. Эта особенность заключается в очень тесной связи молочного и мясного скотоводства, при крайне слабом развитии последнего. Время от времени возникает ситуация когда, при снижении цен на молоко или существенном удорожании кормов, на мясо забивается молочный скот.

Одним из основных нормативно-правовых источников может служить отраслевая целевая программа «Развитие мясного скотоводства на 2009 – 2012 годы». Целями данной программы являются:

· Формирование племенной базы мясного скотоводства;

· Увеличение производства конкурентоспособной говядины в рамках региональных программ развития мясного скотоводства, прошедших конкурсный отбор.

В Российской отраслевой целевой программе «Развитие мясного скотоводства на 2009 – 2012 годы» для достижения вышеописанных целей предусмотрен ряд регулирующих мер воздействия на рынок мяса Российской Федерации:

· Предоставление дифференцированных субсидий на содержание маточного поголовья мясного скота по системе «корова - телёнок»;

· Предоставление субсидий на закупку племенного скота специализированных и наиболее перспективных мясных пород в качестве компенсации до 30% затрат;

· Предоставление субсидий на покупку и пересадку эмбрионов от выдающихся родителей и семени высокоценных быков, покупку и содержание быков-производителей организациям по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных;

· Создание банка семени быков мясных пород;

· Предоставление субсидий на создание откормочных предприятий из расчёта на голову реализованного мясного молодняка;

· Предоставление субсидий на содержание маточного поголовья в товарных хозяйствах по системе «корова-телёнок»;

· Предоставление субсидий на промышленное скрещивание части маток в молочных стадах;

· Предоставление субсидий на укрепление кормовой базы, улучшение естественных пастбищ, технологическую модернизацию репродукторных мясных ферм и откормочных предприятий, повышение квалификации кадров.

Так же применяются меры, направленные на ограничение импорта мяса – различные импортные квоты и тарифы, призванные поддержать отечественных производителей.

В Европейском Союзе помимо относительно стандартного набора дотаций и субсидий присутствует субсидия на экспорт цыплят, которая снижает предложение мяса птицы на внутреннем рынке и увеличивает объём экспорта мяса птицы из ЕС. Цена на белое мясо складывается из суммы мировой цены и размера вне квотного тарифа на белое мясо. На красное мясо цена складывается как сумма мировой цены на красное мясо и размером экспортной субсидии. Так же в Европейском Союзе активно используются различные прямые платежи (так называемые премии), которые выплачиваются напрямую сельскохозяйственным производителям. Однако, сельскохозяйственные предприятия индустриального типа претендовать на эти платежи не могут из за особенных требований по плотности животных в расчёте на гектар кормовых угодий. Так существует «специальная премия для быков», условиями получения которой являются:

· Поголовье скота не должно превышать 90 голов;

· Плотность стада не должна превышать 1,8 условной единицы на 1 га кормовых культур;

Премии для подсосных коров выплачиваются на каждую корову или нетель в составе мясного стада, при условии, что телята выращиваются подсосным способом и предназначены на убой. Так же для получения данного вида платежей необходимо, чтобы объём продаж молока не превышал индивидуального справочного количества. Плотность стада так же не должна превышать определённой величины. Основанием для получения премии за убой скота служит убой скота или его экспорт в страну, не являющуюся членом Европейского союза. Существует так же премия за экстенсификацию производства, которая может выплачиваться одновременно с премией для быков и премией для подсосных коров, при условии соответствия определённым нормам по плотности стада и при условии что пастбища составляют не менее половины кормовых угодий в хозяйстве. Премия за уменьшение сезонности производства выплачивается при условии соблюдения двух основных условий:

· Доля кастрированных быков, которые отправляются на убой, должна составлять более 60% всех быков, забитых на мясо в этой стране на протяжении года;

· Количество кастрированных быков, отправленных на убой в период с 1 сентября по 30 ноября, не должно превышать 35% от их общего количества, забитого на протяжении года.

В США и ЕС ведётся активная работа по борьбе с перепроизводством и поддержанию цен на мясо. Основными методами регулирования, при этом, являются выплаты премий фирмам экспортёрам, централизованный экспорт, гарантии по кредитам экспортёров. Ежегодные ассигнования только по программам стимулирования экспорта в США составляют порядка двадцати пяти миллиардов долларов. Сдерживание импорта в ЕС, США и Канаде, в соответствии с требованиями ВТО, производится преимущественно при помощи различных квот и тарифов. Так в Канаде существует квота на импорт живых цыплят. Данная квота поддерживает производителей цыплят в Канаде. Так же в Канаде существуют импортные квоты на мясо птицы, призванные поддержать цены на этот продукт.

Важной особенностью рынков Европы, Южной и Северной Америк является то, что цены на биотопливо оказывают существенное влияние на рынки мяса. Биотопливо по ряду причин производится во многих странах, активно субсидируется и популяризуется. Отходом от его производства являются барда и шрот, которые включают в составы кормов для большинства видов сельскохозяйственных животных. Цены на биотопливо, в свою очередь, тесно связаны с ценами на нефть. Таким образом цены на мясо попали в зависимость от цен на нефть, что, безусловно, необходимо учитывать при регулировании рынков говядины, свинины, мяса птицы.

Государственное регулирование агропродовольственных рынков, на данный момент, является неотъемлемой частью деятельности государства в отношении сельского хозяйства. Политика протекционизма в сельском хозяйстве, проводимая в разумных пределах, позволяет развиваться собственному производству продуктов питания, обеспечивая тем самым огромное количество людей работой и доходом.

Главные направления регулирующей деятельности государства в большинстве развитых стран ориентированы на обеспечение следующих результатов:

- гарантированная максимальная обеспеченность потребителей в продуктах и обеспечение продовольственной безопасности страны;

- поддержка стабильной экономической ситуации в отраслях, производящих продукты питания;

- достижение максимального уровня доходности в отрасли, создающего её привлекательность для инвестиций;

- ограничение избыточного производства и сглаживание последствий для производителей от объективных и сезонных колебаний производительности;

- гарантировать конкурентноспособное участие производителей на мировом рынке сельхозпродукции.


Назад в раздел