Вид публикации: Статья
Год: 2011
Издательство: // МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ, МОДЕЛИ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В АПК (НЕМЧИНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ): ТРУДЫ НАЭКОР. ВЫП. 15. М.: ИЗД-ВО РГАУ-МСХА ИМЕНИ К.А. ТИМИРЯЗЕВА
Целевое назначение: Научное
Автор(ы): ГАТАУЛИНА Е.А..
Статус: завершенный
Наименование: ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
Объем (п.л.): 0.33
Формат: обычная
PDF-файл: http://www.viapi.ru/download/2015/30597.pdf


Оценка влияния государственного регулирования на развитие сельскохозяйственного производства


Гатаулина Екатерина Александровнакандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник, Всероссийский институт аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова, 105064, Москва, а/я 342, Б.Харитоньевский пер., д. 21/6, строение 1, тел. +7 (495) 607-76-76; эл. почта: Egataulina@viapi.ru, EGataulina@mail.ru


Целью данной статьи является оценка влияния государственной поддержки и других существенных факторов на развитие сельскохозяйственного производства в субъектах РФ. В качестве метода использован корреляционно-регрессионный анализ.

Методика расчетов. Одним из показателей, характеризующих развитие производства,может служить изменение доли субъекта РФ в валовой продукции сельского хозяйства. Однако, правильнее анализировать динамику индекса физического объема валовой продукции сельского хозяйства каждого региона, т.к. этот показатель не зависит от масштабов производства. Именно этот показатель и выбран в качестве зависимой переменной. При отборе существенных влияющих факторов исходили из необходимости отразить природную составляющую (климат, почвы и др.), трудовые ресурсы (сельское население как потенциал для сельскохозяйственной занятости), капитал (инвестиции), выгодность сельскохозяйственного производства (рентабельность от реализации сельскохозяйственной продукции), и влияние государства (бюджетная поддержка из федерального и регионального бюджета). Исходя из наличия данных, независимыми переменными были выбраны:

- размер государственной поддержки из бюджетов всех уровней на рубль валовой продукции сельского хозяйства,

- размер инвестиций в основной капитал сельского хозяйства на рубль валовой продукции сельского хозяйства,

- биоклиматический потенциал региона,

рентабельность от реализации сельскохозяйственной продукции в сельскохозяйственных организациях без субсидий,

- прирост численности сельского населения (2010 к 1991 гг. в %).

Зависимая переменная - изменение индекса физического объема валовой продукции сельского хозяйства за период 1991-2010 гг. в субъектах РФ.

Источниками информации послужили данные Росстата, Минсельхоза РФ и сводных годовых отчетов сельскохозяйственных организаций за ряд лет:

- размер государственной поддержки, млн. руб. – строка 700 гр. 7 из форм 10-АПК-регион сводных годовых отчетов Минсельхоза РФ (данные имеются только за 2006-2010 гг.);

- инвестиции в основной капитал сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства, млн. руб. – Росстат (Регионы России. Социально-экономические показатели: Стат. сб. / Росстат. М. за соответствующие годы) (данные имеются только за 2004-2009 гг.);

- биоклиматический потенциал регионов (БКП) – в качестве БКП взяты данные климатического индекса биологической продуктивности при естественном увлажнении для каждого региона, представленные в работе под редакцией Шашко Д.И.1 (с. 236-242). Величины БКП служат основным показателем оценки биологической значимости климата и приблизительно отображают биологическую продуктивность зональных типов почв;

- рентабельность от реализации сельскохозяйственной продукции без субсидий, % - вычислена на основе расшифровки формы «Отчета о прибылях и убытках» сводных годовых отчетов Минсельхоза РФ по сельскохозяйственным организациям за соответствующие годы (Ф-2 стр. 011 гр.3 - до 2005, после Ф-6 АПК стр.200 гр.3; Сводные годовые отчеты (село) Ф-2 стр. 021 гр.3 -до 2005, после Ф-6 АПК стр.210 гр.3 (данные в региональном разрезе имеются только за 2004-2010 гг.));

- валовая продукция сельского хозяйства во всех категориях хозяйств, млн. руб. - Центральная База статистических данных Росстата за 1991-2009 г. (http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi), за 2010 г., - ГМЦ Росстата «Продукция сельского хозяйства в 2010 г.»;

- численность сельского населения 1991-2010 гг., чел. – Центральная База статистических данных Росстата http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi?pl=2409019

- индексы физического объема валовой продукции сельского хозяйства – Центральная База статистических данных Росстата (http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi?pl=1416051)

Таблица исходных данных для расчета приведена ниже (таблица 2.4.1.)







Таблица 2.4.1. – Исходные данные для оценки влияния государственной поддержки и других факторов на рост индексов физического объема валовой продукции сельского хозяйства методом корреляционно-регрессионного анализа

Субъекты РФ

Индекс физ. объема ВП с/х 1991 -2010 гг.

Господдержка на руб. ВП (в среднем 06-10), копеек

БКП

Прирост сельского населения 2010 к 1991, %

Средняя рентабельность от реал. с/х продукции за 2004-2010 гг., %

Инвестиции в основной капитал с/х, охоты, лес. хоз-ва на руб. ВП (в среднем 2006-2009), коп

Регион

Y

X1

X2

X3

X4

X5

Алтайский край

96,94

4,24

95

104

16,1

6,70

Амурская область

63,28

7,19

90

90

13,4

5,93

Архангельская область

33,61

12,58

52

80

-4,1

16,58

Астраханская область

101,68

4,16

36

108

1,4

1,60

Белгородская область

162,51

9,97

128

101

21,3

31,96

Брянская область

52,89

6,62

124

87

8,5

6,69

Владимирская область

58,82

5,74

113

94

12,0

12,56

Волгоградская область

72,86

4,50

95

99

23,1

4,49

Вологодская область

52,35

10,15

91

81

8,3

13,26

Воронежская область

74,16

5,61

122

86

15,8

8,62

Еврейская автономная область

60,06

3,44

104

82

8,8

0,83

Забайкальский край

50,74

6,51

72

85

-9,8

2,29

Ивановская область

50,91

6,09

107

89

3,1

6,90

Иркутская область

78,98

4,57

74

97

17,0

8,13

Кабардино-Балкарская Республика

126,47

3,79

143

129

3,4

2,13

Калининградская область

59,03

5,43

102

118

13,4

7,26

Калужская область

59,33

4,15

116

74

4,7

11,84

Камчатский край

31,56

8,91

101

81

-2,0

3,22

Карачаево-Черкесская Республика

79,30

2,42

143

112

2,4

4,84

Кемеровская область

67,65

4,38

93

106

10,0

7,43

Кировская область

43,32

7,89

97

77

11,4

13,48

Костромская область

57,87

3,01

107

87

8,3

6,69

Краснодарский край

92,19

2,71

153

114

27,1

9,82

Красноярский край

94,94

5,55

79

85

18,0

5,50

Курганская область

38,58

4,78

95

82

14,0

3,41

Курская область

68,04

4,27

124

74

14,1

8,64

Ленинградская область

68,92

5,07

91

97

15,7

14,59

Липецкая область

94,30

7,40

121

91

18,2

21,86

Магаданская область

13,70

13,01

39

12

-29,1

3,85

Московская область

54,70

3,58

113

95

13,9

14,27

Мурманская область

32,51

17,22

38

74

-9,9

16,35

Нижегородская область

61,52

8,66

110

81

8,0

11,68

Новгородская область

76,63

6,11

99

86

8,9

22,00

Новосибирская область

72,09

5,77

92

92

15,8

8,29

Омская область

83,00

2,94

92

90

14,9

4,58

Оренбургская область

53,84

6,53

91

118

13,1

5,90

Орловская область

72,81

7,10

123

86

13,1

19,79

Пензенская область

69,73

6,38

108

81

18,8

12,08

Пермский край

56,96

7,46

96

101

5,4

11,68

Приморский край

61,02

4,65

80

93

10,6

8,40

Псковская область

37,12

5,59

102

72

1,4

8,43

Республика Адыгея

71,50

4,75

153

101

18,7

9,73

Республика Алтай

86,40

8,16

95

108

3,7

3,07

Республика Башкортостан

75,06

5,09

96

116

9,9

6,36

Республика Бурятия

62,60

7,52

63

101

6,8

2,65

Республика Дагестан

151,36

2,55

114

150

3,6

1,05

Республика Калмыкия

57,50

5,91

106

89

20,2

8,29

Республика Карелия

39,59

11,46

55

112

-9,6

20,71

Республика Коми

56,35

12,27

55

77

-0,8

21,84

Республика Марий Эл

61,62

3,16

109

89

13,6

6,40

Республика Мордовия

67,78

11,58

116

79

13,8

15,42

Республика Саха (Якутия)

67,10

24,33

68

88

-39,5

4,81

Республика Северная Осетия-Алания

114,53

2,90

147

124

-8,6

1,21

Республика Татарстан

89,33

15,86

107

97

3,8

11,98

Республика Тыва

61,19

10,56

63

96

-18,6

1,70

Республика Хакасия

53,56

8,06

93

109

3,4

1,65

Ростовская область

77,08

3,80

116

112

22,1

7,24

Рязанская область

58,82

8,44

119

74

16,1

10,44

Самарская область

46,14

5,55

90

99

13,5

6,11

Саратовская область

67,31

3,58

89

96

17,8

4,40

Сахалинская область

27,18

5,43

55

103

-4,9

4,20

Свердловская область

68,77

6,29

92

123

12,6

10,74

Смоленская область

41,85

6,75

111

74

-3,1

10,28

Ставропольский край

77,72

4,40

127

102

24,8

9,10

Тамбовская область

79,63

4,92

117

80

20,4

8,67

Тверская область

36,97

7,59

102

73

2,5

12,28

Томская область

82,04

7,95

93

102

20,2

9,22

Тульская область

56,73

5,77

120

90

10,2

9,09

Тюменская область

91,93

16,75

93

105

4,3

10,89

Удмуртская Республика

87,51

7,47

104

102

10,0

9,60

Ульяновская область

47,59

5,75

104

88

9,0

7,95

Хабаровский край

53,42

5,75

104

85

-16,8

16,53

Челябинская область

75,74

4,19

90

103

15,4

7,66

Чувашская Республика

55,61

7,37

109

98

8,9

5,62

Ярославская область

67,03

5,50

103

88

11,2

11,15


Результаты.

Таблица 2.4.2. – Регрессионная статистика

Регрессионная статистика

Значение

Множественный R

0,675

R-квадрат

0,456

Нормированный R-квадрат

0,417

Стандартная ошибка

19,007

Наблюдения

75

k (число независимых переменных)

5


Таблица 2.4.3. - Дисперсионный анализ

df

SS

MS

F

F табл при уровне вероятности 5%

Регрессия

5

20903,65

4180,73

11,57

2,35

Остаток

69

24928,07

361,28

Итого

74

45831,72



Как следует из результатов корреляционного анализа, 46% вариации индекса физического объема валовой продукции сельского хозяйства за 1991-2010 гг. объясняется изменением величины исследуемых факторов. Коэффициент корреляции значим. Дополнительная проверка при сравнении R-квадрат с критическим значением R, равным 0,029 также подтверждает, что гипотеза о случайном характере связи должна быть отвергнута.

Данные регрессионного анализа представлены в таблице 2.4.4.

Таблица 2.4.4. – Результаты оценки регрессионного анализа влияния государственной поддержки и других факторов на рост индексов физического объема валовой продукции сельского хозяйства

Обозначение

Название факторов

Beta-коэффициенты

Стандартная ошибка Beta-коэффициентов

Коэффициенты регрессии

Стандартная ошибка коэффициентов регрессии

t

p-level

Стандартное отклонение (∂)

Y

Индексы физического объема вал. прод. с/х 1991-2010 гг.

-42,0610

17,47018

-2,407

0,0187

24,89

X1

Гос. поддержка на руб. вал. прод. (в среднем за 2006-2010), коп.

0,114198

0,126317

0,7518

0,83158

0,904

0,3691

3,78

X2

БКП

0,251531

0,106217

0,2512

0,10609

2,368

0,0206

24,92

X3

Прирост сельского населения 2010 к 1991, %

0,558777

0,096285

0,7820

0,13475

5,803

0,0000

17,78

X4

Средняя рентабельность от реал. с/х продукции за 2004-2010 гг.

0,114803

0,122218

0,2430

0,25871

0,939

0,3508

11,76

X5

Инвестиции в основной капитал с/х на руб. вал. прод. (в среднем за 2006-2009 гг.), коп

0,108445

0,103801

0,4647

0,44477

1,044

0,2997

5,81

* цветом выделены статистически значимые коэффициенты

Уравнение регрессии представлено ниже.

Y=-42,061+0,752X1+0,251X2+0,782X3+0,243X4+0,465X5 (1)

Таким образом, при изменении государственной поддержки на руб. валовой продукции сельского хозяйства в среднем за 2006-2010 гг. на 1 копейку индекс физического объема валовой продукции сельского хозяйства за 1991-2010 гг. повысился бы на 0,75. Однако, коэффициент не значим при уровне вероятности 0,95 и даже 0,9.

Также не значим и коэффициент при средней рентабельности от реализации с/х продукции за 2004-2010 гг. (X4). Если бы средняя рентабельность реализации с/х продукции 2004-2010 гг. повысилась бы на 1%, то индекс физического объема валовой продукции сельского хозяйства за период 1991-2010 гг. повысился бы на 0,243 единицы.

Повышение инвестиций в основной капитал сельского хозяйства на руб. валовой продукции сельского хозяйства в среднем за 2006-2009 гг. (X5)на 1 коп. увеличил бы индекс физического объема валовой продукции сельского хозяйства за период 1991-2010 гг. на 0,465 единицы. Однако коэффициент при этой переменной также не значим.

Статистически достоверным является влияние биоклиматического потенциала и прироста сельского населения.

При этом повышение БКП на 1 балл повышало бы результирующий показатель на 1,25, а прирост сельского населения за 1991-2010 гг. на 1%, – на 0,782.

Так как факторы даны в разных единицах измерения, то для сопоставления вклада каждого фактора используют произведение Beta-коэффициентов при независимых переменных на среднее отклонение зависимой переменной. Это показывает, насколько отклонится зависимая переменная при отклонении оцениваемого фактора на одно стандартное отклонение.

Такой анализ показывает, что наибольшее влияние оказывает прирост сельского населения, - 13,91, затем – БКП (6,26). Вклад остальных факторов примерно равный, - у государственной поддержки на рубль валовой продукции сельского хозяйства 2,84, у средней рентабельности реализации с/х продукции 2004-2010 гг. 2,86. и у инвестиций в основной капитал с/х на руб. валовой продукции сельского хозяйства 2,7.

Таким образом, можно сделать некоторые выводы. На рост физического объема валового производства в регионах достоверно и в первую очередь влияет рост сельского населения и биоклиматический потенциал. Изменение рентабельности и государственная поддержка на рубль валовой продукции сельского хозяйства в оказываемых объемах, также как и объем инвестиций в основной капитал рубль валовой продукции сельского хозяйства играет вторичную роль.

Из этого вытекают рекомендации для аграрной политики. Необходимо направить основные усилия на поддержку развития сельских территорий, создание инфраструктуры сельских поселений, тем более, что это меры «зеленой корзины» по классификации ВТО. В настоящее время направление «Устойчивое развитие сельских территорий» занимало всего 7,2% в структуре Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг2. и первую очередь страдало при секвестировании бюджета. Так, в 2010 г. вместо 25,1 млрд. руб. средств из федерального бюджета, запланированных на этот год на это направление в Госпрограмме (по Минсельхозу России), было выделено всего 7,7 млрд. руб. Такие же объемы запланированы и на 2011-2012 гг. Существенная корректировка в сторону понижения в 2010 г. коснулась и других разделов федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», проходящее по другим ведомствам.




1 Природно-сельскохозяйственное районирование земельного фонда СССР /Под ред. Шашко Д.И. - М.; 1975. - 389 с.

2 Далее Госпрограмма



Назад в раздел