|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оценка влияния государственного регулирования на развитие сельскохозяйственного производства
Гатаулина Екатерина Александровнакандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник, Всероссийский институт аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова, 105064, Москва, а/я 342, Б.Харитоньевский пер., д. 21/6, строение 1, тел. +7 (495) 607-76-76; эл. почта: Egataulina@viapi.ru, EGataulina@mail.ru
Целью данной статьи является оценка влияния государственной поддержки и других существенных факторов на развитие сельскохозяйственного производства в субъектах РФ. В качестве метода использован корреляционно-регрессионный анализ. Методика расчетов. Одним из показателей, характеризующих развитие производства,может служить изменение доли субъекта РФ в валовой продукции сельского хозяйства. Однако, правильнее анализировать динамику индекса физического объема валовой продукции сельского хозяйства каждого региона, т.к. этот показатель не зависит от масштабов производства. Именно этот показатель и выбран в качестве зависимой переменной. При отборе существенных влияющих факторов исходили из необходимости отразить природную составляющую (климат, почвы и др.), трудовые ресурсы (сельское население как потенциал для сельскохозяйственной занятости), капитал (инвестиции), выгодность сельскохозяйственного производства (рентабельность от реализации сельскохозяйственной продукции), и влияние государства (бюджетная поддержка из федерального и регионального бюджета). Исходя из наличия данных, независимыми переменными были выбраны: - размер государственной поддержки из бюджетов всех уровней на рубль валовой продукции сельского хозяйства, - размер инвестиций в основной капитал сельского хозяйства на рубль валовой продукции сельского хозяйства, - биоклиматический потенциал региона, рентабельность от реализации сельскохозяйственной продукции в сельскохозяйственных организациях без субсидий, - прирост численности сельского населения (2010 к 1991 гг. в %). Зависимая переменная - изменение индекса физического объема валовой продукции сельского хозяйства за период 1991-2010 гг. в субъектах РФ. Источниками информации послужили данные Росстата, Минсельхоза РФ и сводных годовых отчетов сельскохозяйственных организаций за ряд лет: - размер государственной поддержки, млн. руб. – строка 700 гр. 7 из форм 10-АПК-регион сводных годовых отчетов Минсельхоза РФ (данные имеются только за 2006-2010 гг.); - инвестиции в основной капитал сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства, млн. руб. – Росстат (Регионы России. Социально-экономические показатели: Стат. сб. / Росстат. М. за соответствующие годы) (данные имеются только за 2004-2009 гг.); - биоклиматический потенциал регионов (БКП) – в качестве БКП взяты данные климатического индекса биологической продуктивности при естественном увлажнении для каждого региона, представленные в работе под редакцией Шашко Д.И.1 (с. 236-242). Величины БКП служат основным показателем оценки биологической значимости климата и приблизительно отображают биологическую продуктивность зональных типов почв; - рентабельность от реализации сельскохозяйственной продукции без субсидий, % - вычислена на основе расшифровки формы «Отчета о прибылях и убытках» сводных годовых отчетов Минсельхоза РФ по сельскохозяйственным организациям за соответствующие годы (Ф-2 стр. 011 гр.3 - до 2005, после Ф-6 АПК стр.200 гр.3; Сводные годовые отчеты (село) Ф-2 стр. 021 гр.3 -до 2005, после Ф-6 АПК стр.210 гр.3 (данные в региональном разрезе имеются только за 2004-2010 гг.)); - валовая продукция сельского хозяйства во всех категориях хозяйств, млн. руб. - Центральная База статистических данных Росстата за 1991-2009 г. (http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi), за 2010 г., - ГМЦ Росстата «Продукция сельского хозяйства в 2010 г.»; - численность сельского населения 1991-2010 гг., чел. – Центральная База статистических данных Росстата http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi?pl=2409019 - индексы физического объема валовой продукции сельского хозяйства – Центральная База статистических данных Росстата (http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi?pl=1416051) Таблица исходных данных для расчета приведена ниже (таблица 2.4.1.)
Таблица 2.4.1. – Исходные данные для оценки влияния государственной поддержки и других факторов на рост индексов физического объема валовой продукции сельского хозяйства методом корреляционно-регрессионного анализа
Результаты. Таблица 2.4.2. – Регрессионная статистика
Таблица 2.4.3. - Дисперсионный анализ
Как следует из результатов корреляционного анализа, 46% вариации индекса физического объема валовой продукции сельского хозяйства за 1991-2010 гг. объясняется изменением величины исследуемых факторов. Коэффициент корреляции значим. Дополнительная проверка при сравнении R-квадрат с критическим значением R, равным 0,029 также подтверждает, что гипотеза о случайном характере связи должна быть отвергнута. Данные регрессионного анализа представлены в таблице 2.4.4. Таблица 2.4.4. – Результаты оценки регрессионного анализа влияния государственной поддержки и других факторов на рост индексов физического объема валовой продукции сельского хозяйства
* цветом выделены статистически значимые коэффициенты Уравнение регрессии представлено ниже. Y=-42,061+0,752X1+0,251X2+0,782X3+0,243X4+0,465X5 (1) Таким образом, при изменении государственной поддержки на руб. валовой продукции сельского хозяйства в среднем за 2006-2010 гг. на 1 копейку индекс физического объема валовой продукции сельского хозяйства за 1991-2010 гг. повысился бы на 0,75. Однако, коэффициент не значим при уровне вероятности 0,95 и даже 0,9. Также не значим и коэффициент при средней рентабельности от реализации с/х продукции за 2004-2010 гг. (X4). Если бы средняя рентабельность реализации с/х продукции 2004-2010 гг. повысилась бы на 1%, то индекс физического объема валовой продукции сельского хозяйства за период 1991-2010 гг. повысился бы на 0,243 единицы. Повышение инвестиций в основной капитал сельского хозяйства на руб. валовой продукции сельского хозяйства в среднем за 2006-2009 гг. (X5)на 1 коп. увеличил бы индекс физического объема валовой продукции сельского хозяйства за период 1991-2010 гг. на 0,465 единицы. Однако коэффициент при этой переменной также не значим. Статистически достоверным является влияние биоклиматического потенциала и прироста сельского населения. При этом повышение БКП на 1 балл повышало бы результирующий показатель на 1,25, а прирост сельского населения за 1991-2010 гг. на 1%, – на 0,782. Так как факторы даны в разных единицах измерения, то для сопоставления вклада каждого фактора используют произведение Beta-коэффициентов при независимых переменных на среднее отклонение зависимой переменной. Это показывает, насколько отклонится зависимая переменная при отклонении оцениваемого фактора на одно стандартное отклонение. Такой анализ показывает, что наибольшее влияние оказывает прирост сельского населения, - 13,91, затем – БКП (6,26). Вклад остальных факторов примерно равный, - у государственной поддержки на рубль валовой продукции сельского хозяйства 2,84, у средней рентабельности реализации с/х продукции 2004-2010 гг. 2,86. и у инвестиций в основной капитал с/х на руб. валовой продукции сельского хозяйства 2,7. Таким образом, можно сделать некоторые выводы. На рост физического объема валового производства в регионах достоверно и в первую очередь влияет рост сельского населения и биоклиматический потенциал. Изменение рентабельности и государственная поддержка на рубль валовой продукции сельского хозяйства в оказываемых объемах, также как и объем инвестиций в основной капитал рубль валовой продукции сельского хозяйства играет вторичную роль. Из этого вытекают рекомендации для аграрной политики. Необходимо направить основные усилия на поддержку развития сельских территорий, создание инфраструктуры сельских поселений, тем более, что это меры «зеленой корзины» по классификации ВТО. В настоящее время направление «Устойчивое развитие сельских территорий» занимало всего 7,2% в структуре Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг2. и первую очередь страдало при секвестировании бюджета. Так, в 2010 г. вместо 25,1 млрд. руб. средств из федерального бюджета, запланированных на этот год на это направление в Госпрограмме (по Минсельхозу России), было выделено всего 7,7 млрд. руб. Такие же объемы запланированы и на 2011-2012 гг. Существенная корректировка в сторону понижения в 2010 г. коснулась и других разделов федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», проходящее по другим ведомствам.
1 Природно-сельскохозяйственное районирование земельного фонда СССР /Под ред. Шашко Д.И. - М.; 1975. - 389 с. 2 Далее Госпрограмма Назад в раздел |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|